Главная страница

век толп. Монография профессора Московичи "Век толп", в подзаголовке которой специально подчеркнуто, что в ней раскрывается психология масс


Скачать 25.5 Kb.
НазваниеМонография профессора Московичи "Век толп", в подзаголовке которой специально подчеркнуто, что в ней раскрывается психология масс
Дата05.06.2018
Размер25.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавек толп.docx
ТипМонография
#46128

«Век толп»

Глубокому анализу толп посвящена монография профессора Московичи "Век толп", в подзаголовке которой специально подчеркнуто, что в ней раскрывается психология масс.

Па передний план выступают здесь следующие основания этой системы:

1) массы представляют собой социальный феномен (ср. общественный);

2) индивиды растворяются в массе под влиянием внушения (внушение -- это объяснительный принцип по отношению к такому растворению);

3) гипноз (гипнотическое внушение) понимается как модель поведения вождя масс. Благодаря таким основаниям, выступающим, по словам Московичи, в ранге научных открытий, психология толп стремится быть наукой об этих последних, но не об обществе и истории.

Она конкретизируется в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

1. Психологически толпа -- это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Индивид действует сознательно, а масса, толпа -- неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное -- коллективно.

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

5. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

6. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. д.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. д.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

"взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства".

Начальное положение Московичи: любой человеческий индивид и его психика изначально и всегда социальны.

В самой природе младенца уже имеются основы социальности; некоторые специалисты считают, что младенец рождается природным, натуральным существом, а дальше происходит «очеловечивание психики ребенка». Но очеловечивать можно лишь того, кто изначально еще не является человеком. Если же младенец рождается в качестве человека, а не животного, то это не требуется. Детство в жизни человека - это превращение не животного в человека, а ребенка - во взрослого, т.е. постепенное восхождение на все более высокие ступени и стадии одной и той же, всецело человеческой жизни, осущес твляемое на основе игровой , учебной, трудовой деятельности. В таком смысле любой человеческий младенец и его психика изначально и всегда социальны.

Многие люди не придают различию между индивидуальной психологией и психологией коллективной того значения, которое ему должно было бы придаваться. Именно на этом акцентируется Московичи в своей работе.

Темой этой книги стал переход от психологии личностей к психологии масс. А также и в особенности сознательное и целенаправленное формирование масс. (московичи психология толпа вождь)

В начале книги автор говорит, что индивид - наиболее значительное изобретение нашего времени. Он утверждает, что индивид только наедине с самим собой мыслит логично и действует правильно. Но стоит ему присоединиться к группе, он сразу начинает перенимать ее установки, его идеи полностью меняются. Общественное поведение любого индивида невозможно предугадать. Одиночный индивид, присутствующий в толпе, видит свою личность глубоко в этом смысле измененной. Он становится другим, не всегда, впрочем, это осознавая. Именно "мы" говорит через его "Я".

Фрейд четко обозначил специфику этого феномена:

"Я хотел бы высказать мнение относительно различия между внушением и другими типами психического воздействия, такими, как отданный приказ, информирование или инструкция; так вот, в случае внушения в голове другого человека вызывается какая-то идея, не проверенная с самого нашла, а принятая в точности так, как если бы она стихийно сформировалась в его голове".

Внушение или влияние - это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. Оба предполагают:

· уход от логического мышления, даже его избегание, и предпочтение алогичного мышления;

· раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни.

И в том и в другом случае наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Соответственно, человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вожака (который может быть терапевтом) и становится податливым к приказаниям внушающего. Он находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное "Я" с его "Я" социальным. То, что он совершает под влиянием сообщества, находится в полном противоречии с тем, каким он умеет быть рассудительным и нравственным, когда он наедине с самим собой и подчиняется своим собственным требованиям истины.

Но совершенно очевидно, что их последствия противоположны. Первое делает индивида способным существовать в группе и надолго лишает способности жить одному. Второй мешает ему сосуществовать с другим, отталкивает его от массы и замыкает в себе самом. В итоге воздействие представляет социальное, а невроз - асоциальное начала.

Книга называется «Век толп» и автор описывает огромный город, мегаполис. На его необъятном рынке рождается массовая культура и массовые формы потребления.

Один за другим на подмостках общества появляются коллективный служащий, коллективный интеллектуал, коллективный потребитель: стандартизированными становятся мысли и чувства. Эти социальные ускорители низводят индивидов до уровня все уменьшающихся частиц.

Они обрекают их на существование анонимное и эфемерное.

Гигантский штамповочный станок уже выполняет свою роль фабрики коммуникаций: он отливает умы в единообразные, стандартные формы и обеспечивает каждой человеческой единице соответствие заданной модели. Тем самым возвещается появление нового человеческого типа человека-массы, полностью зависимого от других, обработанного этим исключительного размаха конформистским течением.

Собранные в общественные стада, одурманенные той таинственной силой, которую источает всякая перевозбужденная группа, люди впадают в состояние внушаемости, сходное с наркотическим или гипнотическим. И пока они пребывают в этом состоянии, они верят всему, что им скажут, и сделают все, что им прикажут сделать. Они будут подчиняться каждому призыву, каким бы бессмысленным он ни был. В любом случае реакции людей обостряются, как это видно на примере паломничества и патриотических парадов, музыкальных фестивалей и политических митингов.

Оглянитесь вокруг: на улицах или на заводах, на парламентских собраниях или в казармах, даже в местах отдыха вы увидите толпы, движущиеся или неподвижные. Некоторые люди проходят сквозь них, как через чистилище. Другие ими поглощаются, чтобы уже никогда не выйти обратно. Ничто не выразило бы сути нового общества лучше, чем определение "массовое". Оно узнаваемо по его многочисленности, по нестабильности связей между родителями и детьми, друзьями и соседями. О нем можно догадаться по тем превращениям, которые испытывает каждый человек, становясь анонимным: реализация присущих ему желаний, страстей, интересов зависит от огромного числа людей. Можно видеть его подверженность приступам общественной тревожности и тенденции уподобляться, соответствовать какой-то коллективной модели.

Мы имеем дело с массификацией, то есть со смешением и стиранием социальных групп.

Из разных, совершенно разнородных элементов образуется однородное человеческое тело: масса состоит из людей-массы. Это они действующие лица истории и герои нашего времени. Причина в средствах коммуникации, массовой информации, газетах, радио, т.п. и феномене влияния. Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их, эти средства превращают человеческие умы в массовый разум. Благодаря своего рода социальной телепатии у многих людей вызываются одни и те же мысли, одни и те же образы, которые, как радиоволны, распространяются повсюду. Так что в массе они всегда оказываются наготове. Когда это на самом деле происходит, то можно наблюдать волнующее незабываемое зрелище, как множество анонимных индивидов, никогда друг друга не видевших, не соприкасавшихся между собой, охватываются одной и той же эмоцией, реагируют как один на музыку или лозунг, стихийно слитые в единое коллективноесущество.

"Похоже, - писал Фрейд, - достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множестеу людей дм того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их места остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые установки".

Наука психология масс никогда не претендовала стать дополнением к истории или социологии. Она должна быть абсолютно самостоятельной наукой и "разрешить загадку образования массы" (выражение Фрейда).

Наука психология масс стремится разгадать загадку формирования масс, чтобы подойти к разгадыванию гораздо более тревожащей загадки - как ими управлять.

Человек-индивид и человек-масса - это две разные вещи. Индивида убеждают, массе внушают.

Когда массы налицо, задача политики их организовать. Привести их в движение могут две вещи: страсть и верования, следовательно, нужно принимать в расчет и то, и другое.

Итак, что же делать, когда массы уже налицо? Две вещи, отвечает психология толп: открыть вожака в их среде и управлять ими, взывая к их страстям, верованиям и фантазии.

Таким образом, психология масс отвечает на вопрос "что делать?", поставленный нашим временем, предлагая иную политику. Она ее отрывает от эмпирии, стремясь предложить четкое решение проблемы, которая не так уж незначительна. Отсюда роль, которую играет внушение для создания массы, и роль вождя, приводящего ее в движение.

Далее по ходу книги Московичи изучает соотношения между толпой и вождем. Он полностью согласен с тем, что " толпы или публики, любые типы группирований, в целом созданы и ведомы вождем. Как только наблюдается объединение людей, которые одновременно воспринимают идею, воодушевляются и направляются к одной цели, можно утверждать, что некий агитатор или предводитель выступает своего рода ферментом и вожаком их деятельности".

Авторитет, по словам Московичи, то, что необходимо, каждому вождю.

По словам Московичи, в авторитете слиты два качества вождя: его сияющая убежденность и упрямая отвага. Для психологии толп авторитет составляет условие всякого могущества. Московичи различает две значимые категории авторитета в зависимости то их происхождения: авторитет должности и авторитет личности - в то время как у Лебона это: приобретенное обаяние и личное. Относительная значимость этих категорий эволюционирует, замечает Московичи. Единственным авторитетом, которым можно воздействовать на массы, становится авторитет личности, но авторитет должности придает ему столь необходимое законное основание. Авторитет основан на даре, и над этим даром необходимо работать, направлять его, разрабатывать, пока он не станет истинным талантом, социально полезным и применяемым, считает Московичи.

Но что же ищут вожди в толпе? Какое желание толкает и привлекает их к ней, заставляет их воздействовать на нее? Желание власти, личная амбиция, классовый интерес? Все это конечно, утверждает Московичи. Однако психология масс открывает нам единственную причину, говорит он, которая господствует над всеми другими: именно желание авторитета, пробужденного в них всемогуществом верований, которое в итоге их изменяет, полагает Московичи.

Таким образом, речь идет о естественной потребности подчиняться, восхищаться, и с подобной идеей мы сталкиваемся в концепции Лебона. Но эта потребность не является психической потребностью индивида. Будучи один, он ее не ощущает, и не обнаруживает. Зачастую он сердится на того, кто ему о ней напоминает. Он рождается действительно свободным в полном смысле этого слова. Зато в массе эта потребность проявляет себя. На массах мощь этой потребности Московичи наблюдает по многим показателям. Прежде всего, почтение, которым они окружают своего вождя. Затем неистовство, с которым они отбивают любую атаку, любую критику, направленную против его персоны. Наконец, третьим признаком является удовлетворенное послушание, оно ведет к подчинению решениям и приказам, такому, что не требуется значительной силы или чрезмерного принуждения. Итак, потребность восхищаться замечательным и авторитетным человеком, на которого они могли бы опереться, приводит, говорит психология толп, массы к подчинению вождю.

Но возникает следующий вопрос: где же формируется эта потребность, каковы ее причины? Характерные особенности вождя имеют, без сомнения, тот же источник. Московичи говорит о том, что "семья - это колыбель подчинения". И, следовательно, отец является прообразом любого типа вождей, ключом тех чувств, которые мы к ним испытываем. И Московичи указывает нам, что Тард написал следующие строки: "Даже в обществах наиболее элитарных односторонность и необратимость, о которых идет речь, всегда существуют на основе социальных институций в семье. Поскольку отец есть и всегда будет первым властелином, первым священником, первым образцом для сына. Любое общество даже сегодня начинается с этого".

В заключение своей книги Московичи резюмирует: "Психология масс… решительно недооценивает влияние экономических и социальных условий. Более того, она берет на себя труд доказывать, что тип людей, составляющий массу, их принадлежность к классу и культуре, не имеет никакого значения для коллективных явлений. Это резко противоречит нашему видению общества. Тем более, что эта гипотеза, конечно же, практически не подтверждается. Если мы хотим продвинуть анализ таких явлений, необходимо отказаться от ее сохранения в абсолютном варианте. Главное для практика -- понимать эти обстоятельства, что не менее важно и для науки".

Психологизм не учитывает того, что психика не существует сама по себе. Она всегда есть важнейшее качество людей (и животных) во всем бесконечном многообразии их жизни. Человек и его психика -- это не две системы, а одна единая система, в которой именно субъект объективно является основанием всех психических процессов, свойств и состояний, вообще всех видов своей активности (деятельности, общения, поведения и так далее).


написать администратору сайта