Сочинение. Новый документ. Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей
Скачать 91.49 Kb.
|
Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей Пересадка органов и тканей производится от плодов, подвергшихся абортированию - как самопроизвольному, так и искусственному. Причем последний вид аборта является основным источником трансплантатов, так как самопроизвольные выкидыши встречаются значительно реже и часто сопровождаются патологией плода, что делает их неподходящими донорами для пересадок.[ ...] В 30-х годах нашего века предпринимались попытки разработать метод лечения диабета путем пересадки панкреатической железы плода после предварительного культивирования. Аналогичным способом пытались лечить недостаточность щитовидной и паращитовидной железы.[ ...] Интенсивные исследования и эксперименты в этой области велись вплоть до разгадки проблемы гистосовместимости. Причем, несмотря на серьезные усилия, полученные результаты были недостаточно убедительными. Поэтому ни один из методов трансплантации фетальных тканей не получил клинического применения. П. МакКаллах на основе изучения истории фетальных трансплантаций писал: “Для нас, живущих в 1986 году, значение изучения истории пересадок фетальных тканей в медицинских целях заключается в понимании того, что интерес к ним основан не на твердо установленных научных данных, но на плохо обоснованных общих соображениях и впечатлениях”. Несмотря на проблемы с признанием научных успехов в трансплантации фетальных тканей, исследования и эксперименты в данной области продолжаются. В настоящее время имеются данные, свидетельствующие о том, что пересадка больным, страдающим паркинсонизмом или болезнью Ген-тингтона, эмбриональных тканей мозга приводит к существенному улучшению их клинического состояния. Иные методы лечения этих заболеваний не обладают сколько-нибудь выраженным терапевтическим эффектом, поэтому пересадка фетальных тканей дает больным некоторую надежду на облегчение тяжелейших страданий, которой они до сих пор не имели. Известны попытки лечения путем подобных пересадок больных синдромом Дауна, диабетом и другими заболеваниями.[ ...] Поскольку аборт является условием получения тканей для трансплантации, то его допустимость оказывается одной из центральных моральных проблем на пути развития рассматриваемого типа новых медико-биологических технологий. Основное содержание вопросов, относящихся к проблеме прерывания беременности, рассматривалось в гл. VII. Здесь же целесообразно остановиться только на специфических моральных проблемах, связанных именно с использованием абортированных плодов в качестве доноров тканей и органов для трансплантации.[ ...] Примечательно, что моральная оценка фетальных пересадок формировалась и формируется относительно независимо от моральной оценки аборта. Наблюдается своеобразное сочетание этих оценок и соответствующих позиций. Консервативное крыло образуют сторонники запрета аборта и фетальных трансплантаций, рассматривающие аборт как “убийство” нерожденного человека, а трансплантацию - как разновидность “каннибализма”. Существуют и такие противники искусственного аборта, которые считают оправданными трансплантации фетальных тканей для лечения болезней человека. Часть из них полагает, что если уж это зло существует, то неразумно “выбрасывать” то, что может помочь страдающим людям. Другие согласны с использованием тканей только естественно абортированных плодов при условии установления факта их смерти (то есть на тех же основаниях, что и при осуществлении обычных трансплантаций).[ ...] Трансплантация фетальных тканей не является единственной областью утилизации абортированных плодов в современной медицине. Человеческие плоды широко используются для получения вакцин, например против полиомиелита. Трудно переоценить значение этой вакцины для спасения жизней и здоровья многих миллионов детей во всем мире. Эмбрионы используются и при диагностике многих вирусных заболеваний. Неоценимо значение научных исследований абортированных плодов для эмбриологии человека, выяснения причин врожденных и генетических заболеваний, разработки новейших методов внутриутробной хирургии и терапии различных форм патологии. Поэтому вопрос о моральности использования тканей абортированных плодов для целей трансплантации должен учитывать отмеченные выше, не вызывающие возражений у населения, рутинные способы их утилизации.[ ...] Новым аспектом становится сама технология пересадки тканей плода в тело пациента. В отношении нее правомерно применение этических принципов, аналогичных тем, что сложились в трансплантологии. Поскольку плод, естественно, не может дать добровольного согласия на изъятие от него тех или иных органов для пересадки, которая неминуемо приводит к его гибели, то трансплантация от живых плодов считается морально недопустимой. Иногда используется такой путь, как получение согласия матери, идущей на аборт, на использование плода для этих целей. Однако моральная весомость подобного согласия представляется крайне сомнительной, так как мать самим принятием решения об аборте “приговорила” его к смерти. Она не может полноценно отстаивать его интересы.[ ...] Поэтому морально приемлемыми считаются трансплантации тканей только от уже погибших плодов. Однако определение момента смерти плода с той же объективностью и точностью, которая имеет место при установлении факта смерти мозга у взрослых, пока представляется невозможным. Ткани плода более устойчивы к гипоксии, чем ткани взрослых организмов, поэтому жизненно важные функции повреждаются более медленно.[ ...] Не существует общепринятой дефиниции смерти для детей моложе 5 лет, а самые амбициозные медицинские критерии применяются только к новорожденным старше семи дней. Поэтому на практике применяется либо критерий живорожденно-сти, определяемый возрастом плода и его весом, либо традиционный критерий, основанный на отсутствии дыхательных движений и сердцебиения. Поскольку некоторые абортированные плоды рождаются с признаками жизни, считается неприемлемым продлевать эту жизнь искусственными методами с целью более удобного извлечения органов и тканей для пересадки. Чтобы предотвратить преднамеренное производство плодов для трансплантологических целей, необходимо обеспечить независимость принятия женщиной решения об аборте от намерения врачей использовать впоследствии ткани плода для пересадок. В связи с этим подлежит запрету любая форма оплаты женщине, а также торговля абортированными плодами, их тканями и органами.[ ...] В основе моральных проблем в данной области так или иначе оказывается проблема статуса плода (см. гл. VII, VIII).[ ...] Вернуться к оглавлению Моральные проблемы трансплантации органов и тканей Развитие трансплантологии чрезвычайно расширило возможности медицины и спасло жизни многим людям. Ключевым событием для рождения современной трансплантологии считается 1967 г., когда южноафриканский врач Кристиан Бернард произвел первую в мире успешную пересадку сердца человеку. После этого трансплантология вступила в эпоху стремительного развития, освоив множество сложных операций и новые возможности сопутствующей иммунологической терапии (с введением в практику иммуносупрессоров с начала 1980-х гг.). Сегодня в мире производятся десятки тысяч операций по пересадке органов. Новейшие достижения трансплантологии связаны с успешной пересадкой уже целых комплексов органов и тканей. Однако прогресс трансплантационной медицины сопровождается ростом правовых и этических проблем, для решения которых требуются совместные усилия специалистов в области медицины, биологии, права, этики и других дисциплин. К основным этическим и правовым проблемам трансплантологии следует отнести проблемы: • определения момента смерти человека; • изъятия донорского материала (у живого донора или трупа); • торговли человеческими органами и тканями; • распределения дефицитных ресурсов (донорских органов и тканей); • ксенотрансплантации и др. Объемы пересадки и дефицит донорских органов в США[1]: • в 2014 г. пересадка органов была произведена 29 532 пациентам; • каждый день в среднем 79 пациентов получают донорские органы. Однако каждый день из-за нехватки донорских органов в среднем умирает 21 человек, зарегистрированный в листе ожидания; • добавление нового потенциального реципиента в лист ожидания происходит в среднем каждые 10 мин. Доноры. В 2014 г. прижизненные доноры – 62% женщин и 38% мужчин. Умершие доноры (почти противоположное соотношение) – 40% женщины и 60% мужчины. Лист ожидания. Этнический состав пациентов в национальном листе ожидания на май 2015 г. представлен на рис. 5.1. Этнический состав пациентов, состоящих в листе ожидания на донорские органы в США Рис. 5.1. Этнический состав пациентов, состоящих в листе ожидания на донорские органы в США По данным на декабрь 2012 г., после трансплантации через пять лет наблюдения были живы пациенты, которым пересадили: • почки (умершего донора) – 83,4%; • почки (живого донора) – 92%; • сердце – 76,8%; • печень (умершего донора) – 74,3%; • печень (живого донора) – 81,3%; • легкое – 55,2%. 10 интересных фактов о пересадке органов Татьяна Кондратьева Сегодня Лайф опубликовал интереснейший материал о синдроме Майер-Рокитанского-Кустер-Хаузера. Что называется, вдогонку мы собрали здесь самые необычные и интересные факты из области трансплантологии. 1. Ткани пересаживают в десятки раз чаще, чем органы. Самые популярные пересадки — это трансплантация костной ткани, сухожилий и роговицы.2. Пересадка роговицы стала первой успешной донорской трансплантацией в истории человечества. Эдуард Зирм пересадил роговицу 11-летнего мальчика 45-летнему мужчине. pic.twitter.com/BerjXOdrqz — P"P0QQQP=P0 PP>P=P4QP0QQP5P2P0 (@hardy_phoenix) 22 P0P?QP5P;Q 2016 P3. 3. Первая операция по пересадке почки была проведена в СССР в 1933 году. Пересаженный орган начал функционировать, однако пациентка умерла через двое суток.4. Уже сейчас есть люди, живущие с сердечным клапаном, пересаженным от свиньи.5. Дети до года значительно легче переносят пересадку органов, так как их иммунная система ещё не сформирована. Сильный иммунитет только вредит приживаемости пересаженного органа.6. Донором человека может стать он сам. Чаще всего людям трансплантируют собственные клетки костного мозга, стволовые клетки и кожу. А Шерри Уолтерс пересадили ухо, выращенное под кожей руки из её собственного хряща. 7. Печень можно пересаживать от живого донора, так как она полностью восстанавливается за несколько недель. Это один из самых распространённых видов трансплантации.8. Пересадку лица впервые предложил Питер Батлер в 2002 году, что вызвало серьёзные споры об этичности операции. Первая полная трансплантация лица была проведена в 2010 году. 9. Первый ребёнок, рождённый с помощью донорской матки, родился в Швейцарии в 2014 году.10. Первая успешная трансплантация пениса была проведена в 2014 году в ЮАР. В июне 2015 года пациент объявил о беременности своей подруги. Моральные проблемы трансплантации феталъпых органов и тканей Пересадка органов и тканей производится от плодов, подвергшихся абортирован и тo - как самопроизвольному, так и искусственному. Причем последний вид аборта является основным источником трансплантатов, так как самопроизвольные выкидыши встречаются значительно реже и часто сопровождаются патологией плода, что делает их неподходящими донорами для пересадок. Опыты с пересадкой фетальных тканей начались еще в прошлом веке. В 1881 г. К. Леопольд, пересаживавший плодный эпителий экспериментальным животным, писал: "Фетальные ткани животных обладают более мошной, в сравнении с обычными, способностью к росту. Причем чем меньше возраст плода, тем больше выражена эта способность". Будучи менее дифференцированы, чем у взрослого организма, клетки плода напоминали по своим биологическим качествам раковые, но не обладали патологическими свойствами. Как и раковые, плодные клетки лучше выживали в чужеродной среде организма животного реципиента. Поэтому в эпоху, когда не были известны иммуногенетические механизмы отторжения трансплантатов, фетальные ткани рассматривались как наиболее перспективные для трансплантологии. В 30-х годах нашего века предпринимались попытки разработать метод лечения диабета путем пересадки панкреатической железы плода после предварительного культивирования. Аналогичным способом пытались лечить недостаточность щитовидной и паращитовидной железы. Интенсивные исследования и эксперименты в этой области велись вплоть до разгадки проблемы гистосовместимости. Причем, несмотря на серьезные усилия, полученные результаты были недостаточно убедительными. Поэтому ни один из методов трансплантации фетальных тканей не получил клинического применения. П. МакКаллах на основе изучения истории фетальных трансплантаций писал: "Для нас, живущих в 1986 году, значение изучения истории пересадок фетальных тканей в медицинских целях заключается в понимании того, что интерес к ним основан не па твердо установленных научных данных, но на плохо обоснованных общих соображениях и впечатлениях". Несмотря на проблемы с признанием научных успехов в трансплантации фетальных тканей, исследования и эксперименты в данной области продолжаются. В настоящее время имеются данные, свидетельствующие о том, что пересадка больным, страдающим паркинсонизмом или болезнью Ген-тингтона, эмбриональных тканей мозга приводит к существенному улучшению их клинического состояния. Иные методы лечения этих заболеваний не обладают сколько-нибудь выраженным терапевтическим эффектом, поэтому пересадка фетальных тканей дает больным некоторую надежду на облегчение тяжелейших страданий, которой они до сих нор не имели. Известны попытки лечения путем подобных пересадок больных синдромом Дауна, диабетом и другими заболеваниями. Безусловно, вопрос о научности того или иного направления медицинских исследований должен решаться внутри самой науки на основе тщательной оценки объективно полученных данных. Однако отсутствие согласия в научной среде по данному вопросу позволяет сделать морально значимый вывод. Клиническую трансплантацию фетальных тканей следует рассматривать как область экспериментальных исследований и применять к пей соответствующие нормы правового и морального регулирования ( подробнее об этом см, гл. XIV). Поскольку аборт является условием получения тканей для трансплантации, то его допустимость оказывается одной из центральных моральных проблем на пути развития рассматриваемого типа новых медико-биологических технологий. Основное содержание вопросов, относящихся к проблеме прерывания беременности, рассматривалось в гл. VII. Здесь же целесообразно остановиться только на специфических моральных проблемах, связанных именно с использованием абортированных плодов в качестве доноров тканей и органов для трансплантации. Примечательно, что моральная оценка фетальных пересадок формировалась и формируется относительно независимо от моральной оценки аборта. Наблюдается своеобразное сочетание этих оценок и соответствующих позиций. Консервативное крыло образуют сторонники запрета аборта и фетальных трансплантаций, рассматривающие аборт как "убийство" нерожденного человека, а трансплантацию - как разновидность "каннибализма". Существуют и такие противники искусственного аборта, которые считают оправданными трансплантации фетальных тканей для лечения болезней человека. Часть из них полагает, что если уж это зло существует, то неразумно "выбрасывать" то, что может помочь страдающим людям. Другие согласны с использованием тканей только естественно абортированных плодов при условии установления факта их смерти (то есть на тех же основаниях, что и при осуществлении обычных трансплантаций). Есть, далее, сторонники аборта как права женщин на свободное волеизъявление и контроль за собственной фертилы-ю-стыо, которые, однако, сомневаются в моральности использования плодных тканей для трансплантаций. Обычно такая позиция мотивируется тем, что развитие подобной клинической практики приведет к росту потребности в фетальных тканях, которая через рыночные механизмы будет стимулировать их "предложение7' со стороны женщин. Существует, таким образом, опасность превращения женщин в "сырьевые придатки" прибыльной медицинской индустрии - фетальной трансплантологии. Наконец, наиболее либеральное крыло составляютте, кто считает морально допустимым как искусственные аборты, так и пересадку фетальных тканей. Позиция многих представителей российского здравоохранения в данном вопросе является одной из наиболее либеральных в мире. Трансплантация фетальных тканей не является единственной областью утилизации абортированных плодов в современной медицине. Человеческие плоды широко используются для получения вакцин, например против полиомиелита. Трудно переоценить значение этой вакцины для спасения жизней и здоровья многих миллионов детей во всем мире. Эмбрионы используются и при диагностике многих вирусных заболеваний. Неоценимо значение научных исследований абортированных плодов для эмбриологии человека, выяснения причин врожденных и генетических заболеваний, разработки новейших методов внутриутробной хирургии и терапии различных форм патологии. Поэтому вопрос о моральности использования тканей абортированных плодов для целей трансплантации должен учитывать отмеченные выше, не вызывающие возражений у населения, рутинные способы их утилизации. Новым аспектом становится сама технология пересадки тканей плода в тело пациента. И отношении нее правомерно применение этических принципов, аналогичных тем; что сложились в трансплантологии. Поскольку плод, естественно, не может дать добровольного согласия на изъятие от него тех или иных органов для пересадки, которая неминуемо приводит к его гибели, то трансплантация от живых плодов считается морально недопустимой. Иногда используется такой путь, как получение согласия матери, идущей на аборт, на использование плода для этих целей. Однако моральная весомость подобного согласия представляется крайне сомнительной, так как мать самим принятием решения об аборте "приговорила" его к смерти. Она не может полноценно отстаивать его интересы. Поэтому морально приемлемыми считаются трансплантации тканей только от уже погибших плодов. Однако определение-момента смерти плода с той же объективностью и точностью, которая имеет место при установлении факта смерти мозга у взрослых, пока представляется невозможным. Ткани плода более устойчивы к гипоксии, чем ткани взрослых организмов, поэтому жизненно важные функции повреждаются более медленно. Не существует общепринятой дефиниции смерти для детей моложе 5 лет, а самые амбициозные медицинские критерии применяются только к нонорожденным старше семи дней. Поэтому на практике применяется либо критерий живорожденно-сти, определяемый возрастом плода и его весом, либо традиционный критерий, основанный на отсутствии дыхательных движений и сердцебиения. Поскольку некоторые абортированные плоды рождаются с признаками жизни, считается неприемлемым продлевать эту жизнь искусственными методами с целью более удобного извлечения органов и тканей для пересадки. Чтобы предотвратить преднамеренное производство плодов для трансплантологических целей, необходимо обеспечить независимость принятия женщиной решения об аборте от намерения врачей использовать впоследствии ткани плода для пересадок. В связи с этим подлежит запрету любая форма оплаты женщине, а также торговля абортированными плодами, их тканями и органами. Тем более недопустимыми являются любые предварительные договоренности между женщиной и будущим реципиентом в отношении зачатии ребенка или его аборта для транс-плаитологических целей. Особые проблемы возникают тогда, когда женщина зачинает плод е целью спасения жизни уже имеющегося больного ребенка. Такие случаи описаны в литературе. Вот мнение отечественного юриста М.Н. Малеиной: ''Полагаю, что родители могут распорядиться абортированным плодом, то есть дать согласие ни использование тканей, органов эмбриона для научных исследований или лечения. В качестве общего правила следовало бы установить, что зачатие и аборт только с целью получения материала для трансплантации не разрешается. Но в порядке исключения, видимо, надо разрешить подобные операции в интересах жизни и здоровья близких, если это единственный способ их спасения"{10). Такое разрешение даже для "исключительных случаев" спорно, так как фактически здесь предлагается преднамеренное принесение в жертву жизни существа, которое могло бы состояться в качестве полноценной личности. В основе моральных проблем и данной области так или иначе оказывается проблема статуса плода (см. гл. VII, VIII). В связи с особой социальной значимостью вопрос об установлении статуса плода не может решаться медицинскими ведомствами кулуарно, без широкого общественного обсуждения и согласия. Конечно, в обозримом будущем добиться единодушия по такому вопросу не представляется возможным - всегда будут несогласные, поскольку мнения в обществе слишком поляризованы. Однако конфликт будет менее острым, если решение будет приниматься демократическим путем, на основе обстоятельного общественного обсуждения проблемы и свободного волеизъявления, оформленного в виде постановления законодательных органов. Статья 28 неоднократно упоминавшейся Конвенции Совета Европы обязывает правительства "позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности их социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций; то же самое касается и проблем, связанных с практическим использованием достижений биомедицины". Данное требование имеет самое прямое отношение к проблеме морального статуса абортированного плода и допустимости фетальных трансплантаций. |