Остров секирой. ОСТРОЮ СЕКИРОЙ. РЕЧКУНОВ-2. Московский Государственный Институт Культуры Аннотация на произведение Острою секирой
Скачать 20.93 Kb.
|
Московский Государственный Институт Культуры Аннотация на произведение «Острою секирой» Слова А. Толстого, музыка М.Речкунова Подготовила Литвинова Ирина Студентка группы 07254 Проверила: Олонцева Т.А. Москва 2017 Речкунов Михаил Петрович (1870 – 1921гг.) Русский композитор, хоровой дирижер, педагог. О его жизни и творчестве сохранилось немного сведений. Основными произведениями в его творчестве являлись хоровые миниатюры и романсы. В 1889г. создал хор из 40 человек, с которым успешно гастролировал по России. В репертуаре коллектива были такие произведения как Реквием Керубини, русские народные песни, произведения самого автора, хоровые миниатюры, песнопения духовного содержания. В 1906 г. хор участвовал в цикле 5 исторических концертов, организованных М.Долиной, которые были посвящены русской хоровой музыке за последние 150 лет, и проходили Петербурге. Среди сочинений М.П.Речкунова выделяются: Хоры a capella и хоровые миниатюры «Осень», «Острою секирой», «Сосны молчаливые», «Весна», «Грусть», «Парус». Монументальный хор «Лес» на слова А.Кольцова, написанный в 1916 году. Романсы: "Варяг" 27-го января 1904 года. ("Пока не дрогнули сердца") на слова В.Лугаковского. - издан в мае 1904 г.; «Серенада», баллада «Беглый» и многие другие. Так же известны его около 30 духовных сочинений: из цикла Божественной Литургии («Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Первый Антифон», «Милость Мира», «Достойно есть», «Символ Веры»); из цикла Всенощного Бдения («Свете Тихий», «Хвалите Имя Господне», «Великое славословие»); «Вся тварь изменяшеся страхом» - стихира Великой пятницы, посвящена И.Я.Тернову; «Триодь постная», многолетия,прокимны и др. Его произведения проникнуты мотивами народных песен, простотой и задушевностью мелодии. Толстой Алексей Константинович (1828- 1910гг.) Родился в Петербурге в 1817 году, детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди А. Перовского, известного беллетриста 20-х годов, выступавшего в печати под псевдонимом Антоний Погорельский. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии. В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив министерства иностранных дел. С 1837г. он служил в русской миссии в Германии, в 1840г. получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. Литературным дебютом Толстого была фантастическая повесть "Упырь" (1844), в 50-х годах он печатался в "Современнике", входил в круг передовых писателей, но впоследствии занял по отношению к русскому революционному движению отрицательную позицию. В 50-е годы А.Толстой вместе с тремя братьями Жемчужниковыми создает вымышленный образ Козьмы Пруткова, от имени которого авторы писали сатирические и юмористические стихи, пьесы, афоризмы, приобретшие большую популярность. В 1855 году, когда шла Крымская война, поэт вступил в армию, а потом был назначен на придворную должность флигель-адьютанта. Общаясь с Александром II, Толстой очень дорожил независимостью и смело отстаивал свое собственное мнение, защищал перед ним Чернышевского и Шевченко. Считая, что служба и искусство несовместимы, Алексей Константинович в 1868 году подает в отставку и полностью погружается в творчество. А. Толстой выступал и как прозаик (роман "Князь Серебряный"), и как драматург (трилогия в стихах: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"). В своей лирике Алексей Константинович запечатлел интерес к родной природе и тонкое ощущение ее красоты: «Колокольчики мои...», «Звонче жаворонка пенье...», «То было раннею весной...». Иногда - это отдельные строчки: «И смолой и земляникой пахнет темный бор», «Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь синеет в лесу медуница». Многие его произведения - своеобразные страницы дневника поэта ("Средь шумного бала...", "О, если б ты могла хоть на единый миг..."). Творчество Толстого отличают поразительная безыскусственность, простота, искренность, глубокое чувство природы, органическое использование народного языка и поразительная напевность, роднящая, может быть, даже больше, чем язык, стихи Толстого с народной песней. Недаром такое великое множество музыкальных произведений создано самыми различными композиторами на стихи поэта. Романсы на его стихотворения писали Н.Римский-Корсаков ("На нивы желтые", "То было раннею весной"...), С. Рахманинов ("Есть много звуков"...), П.Булахов ("Колокольчики мои..."), П. Чайковский ("Средь шумного бала...", "То было раннею весною...", "На нивы желтые"...). Сатирические и юмористические стихотворения Толстого не менее интересны, чем его лирика. Здесь и остроумная шутка - надписи на стихотворениях Пушкина, посвящение А.Фету, это и произведения Козьмы Пруткова, а также многочисленные сатиры, среди которых особое место занимает "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева". При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Скончался поэт в своей усадьбе Красный Рог в Черниговской губернии. Расположенном в живописном месте неподалеку от Брянска. Стихотворение Толстого «Острою секирой» Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы; Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана... Лишь больное сердце не залечит раны! (Лето 1856) По словам двоюродного брата А.К. Толстого - Л.М.Жемчужникова, оно написано, по всей вероятности, под впечатлением пребывания у матери в Красном Роге летом 1856 г. и вызвано недовольством последней его связью с С.А.Миллер. В произведении, береза- олицетворяет некий образ девушки, секира – орудие палача. Тяжело переживается физическая боль. Но здесь автор раскрывает драму личных отношений, «раны сердца» - глубоки и даже время не излечивает их. И, если береза еще воспрянет после удара, то человеку перенесшему душевную и психологическую травму практически не остается надежды на исцеление. Музыкально-теоретический анализ Хоровая миниатюра, написанная для 4-х голосного хора a capella. Основной характеристикой ее является типичная форма, яркая мелодика, лаконичные выразительные средства, а также небольшой по объему литературный текст с определенным, конкретным образом. Это аллегорическое описание природы. Трагичная музыка погружает нас в переживания автора. Яркие, резкие звуки первых аккордов подчеркивают боль раненого дерева. Далее как вскрикивания –« Ах, не плачь» и сразу как эхо второе «не плачь»-как бы затихающие вздохи. Форма и структура : Простая одночастная со вступительным разделом. Сочинение начинается в темпе Moderato(умеренно) - двутактовым соло теноровой партии. ПРИМЕР Вторая фраза этой части, в которой происходит каденция, звучит на piano ("По коре сребристой покатились слезы") и содержит ritenuto(замедление) подводящее к фермате. (8 такт) После ферматы на паузе происходит смена темпа (Grave – тяжело,серьезно). Яркий динамический контраст - forte - и параллельный мажор придают музыке новое образное содержание. "Ах, не плачь" - поет хор на f, (9 – 10 такты) и тут же откликается, словно эхо, на pp - "не плачь...". Следом начинается основная часть, исполняемая в исходном темпе. Возвращение основной тональности и негромкой динамики вновь переводит слушателя к первоначальному образу. Смещенное на слабую долю вступление вносит в музыку оттенки грусти, выраженные и в поэтическом тексте – "Береза, бедная, не сетуй". В характере cantabile (певуче) звучит следующий мотив: "Будешь красоваться", достигающей в пиковой своей точке forte (19 – 20 такты) и стремительно затухающий, чтобы позволить следующему фрагменту прозвучать на piano: "листьями убрана". Основная тональность произведения - g-moll. По ходу исполнения сочинения происходят отклонения как внутри построений, так и на границах разделов в такие тональности, как Es-dur ( 9 такт ) и с-moll (20 – 21 такты). Хор "Острою секирой" написан в двудольном размере 4/4. В 15 – 18 тактах композитор использовал divisi в женских голосах, разделяя партию сопрано и альтов на первых и вторых. Исполнительский анализ Основной способ звуковедения – legato. Композитор использует штрих для большей выразительности. Так же ярко выражены агогические приемы. В конце фраз, в кульминационных моментах. Смена темпов более глубоко раскрывает драматургический характер произведения. Смысловых кульминаций в этой миниатюре две (9 такт) «Ах, не плачь» и 19 -20 такты «Будешь красоваться» - подчеркивается дальнейшая радостная будущность после перенесенных испытаний. После кульминации (особенно последней) звучность постепенно уменьшается, затихает. Динамика произведения разнообразна – от рр до кульминационного f. Так же прослеживается crescendo и diminuendo, выраженное графически вилками. Музыкальный и поэтический тексты совпадают по ударениям и смысловым фразировкам. Мелодия хорошо распевается по словам, все смысловые фразы текста совпадают с музыкальными и разделяются паузами. Диапазоны хоровых партий: Сопрано: Альт: Тенор: Бас: Хоровые партии находятся в относительно удобных тесситурных условиях. Исключение составляют партии басов и теноров, которым в одном фрагменте приходится брать высокие ноты, в чем им может помочь яркая динамика (19 – 20 такты). ПРИМЕР В исполнении произведения используется дыхание нескольких типов: цепное и общехоровое. Умеренно быстрый темп позволяет исполнителям исполнять все фразы на одном дыхании. Обращать особое внимание на дикцию, от которой зависит подача слова. |