Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое философия и наука

  • Предмет и методология философии как науки

  • Роль философии и науки в деятельности человека

  • Заключение

  • фпз1. Москва 2021 Введение


    Скачать 26.93 Kb.
    НазваниеМосква 2021 Введение
    Дата02.06.2021
    Размер26.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафпз1.docx
    ТипДокументы
    #213277


    Москва 2021

    Введение

    Из спокон веков человек стремился расширить свои знания о самом себе и окружающем мире. Со временем человеческое мышление и способности анализировать окружающий его мир достигли таких высот, что в человеческой сфере возникло новое явление, получившее название «наука».

    С момента своего возникновения наука играла важнейшую роль во всех сферах деятельности человека. Наблюдая различные явления природы, выясняя связи между ними, познавая закономерности природных процессов, человек сумел применить их себе на пользу. Он заставил ветер вращать крылья ветряных мельниц, а падающую воду – колеса водяных мельниц, давление горячего пара он использовал для приведения в действие машины и механизмы. Сегодня мы не можем представить повседневную жизнь без электричества и автомобиля, телевидения и компьютеров, без тех благ, которые дает нам современная цивилизация, основанная на достижениях науки и культуры. Познание научных достижений, открытие закономерностей развития природы, человека и цивилизации, познание развития мышления человека и многое другое относится к области такой особой науки как философия.

    Главная цель данной работы заключается в том, чтобы определить, что такое наука и философия, выявить связь между научными и философскими открытиями, гипотезами и исследованиями, а так же раскрыть сущность философии как науки.

    Основными задачами работы являются:

    • Показать связь науки и философии;

    • Раскрыть научную сущность философии, и философскую
      сущность науки;

    • Отразить ту роль, которую сыграли научные достижения в
      философском осмыслении мира, человека, цивилизации и
      культуры.

    Нам предстоит доказать, что наука и философия тесно взаимосвязаны между собой, научные открытия изменяют представления человека о мире и самом себе, и эти открытия в совокупности объясняет философия. Такова основная идея данного реферата.

    В ходе работы над рефератом «Наука и философия» были использованы как электронные энциклопедические словари (Большая советская энциклопедия на 3 CD М. 2003; Энциклопедия Кирилла и Мефодия М. 2007), так и научная литература: Великие мыслители Запада под. ред. Я. Мак-Гила М. 1999; Философский словарь под. ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдиной М. 1968; В.Н. Комаров Наука и миф М. 1988;
    А.Ф. Малышевский Мир человека учебник для 10-11 классов М. 1997. и другие источники. Использованная литература позволила рассмотреть вопросы, поставленные как главенствующие для раскрытия темы реферата в полном и достоверном объеме, и всесторонне проанализировать тему реферата.

    Что такое философия и наука?

    В разные время наука и философия оценивались по разному. Авторы знаменитой энциклопедии Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон под понятием философии понимали «учение об основных принципах познания и бытия, стремится выяснить общую связь всего сущего и объединить все области человеческих знаний исследуя последние основы их» (1).

    Создатель Словаря русского языка С.И. Ожегов давал несколько понятий философии:

    “1. Одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления2.

    2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки. Философия математики.

    3. Отвлеченные, не идущие к делу рассуждения”

    В этом же ключе философия понимается в других философских и научных источниках советской эпохи. В настоящее время большинство взглядов на понятие «философия» не отличается от того, которое было сформулировано в советское время. Например, энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия трактует понятие «философия» как форму общественного сознания, мировоззрение, систему идей, взглядов на мир и на место в нем человека»3

    В Древней Греции философией считали «любовь к мудрости». Таким образом, в общем виде философия – это наука о бытие человека, законах природы, способах мышления и развитии общества и мира. Но если говорить о философии не как науке, а как форме, то философия – это есть сама мысль. Человек не может жить без того, что бы не думать, не размышлять и не оценивать окружающих его людей и мир, в котором он живет. Все эти размышления рождают мысли, которые сами по себе и есть философия – система взглядов и идей.

    1. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон «Энциклопедический словарь» М. 2002 стр. 601

    2. С.И. Ожегов Словарь русского языка М. 1964 стр. 839

    3. Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий М. 2007
    И так. Философия – это наука. А что такое наука? Нередко ее определяют как инструмент познания, то есть необходимое условие получения информации об окружающем мире, о человеке, общественных процессах и.т.д. Но, такое объяснение науки сглаживает существенные аспекты понятия и не дает полного раскрытия сущности понятия «наука». В.Н. Комаров, автор книги «Наука и миф» по этому поводу пишет: «Наука – это, прежде всего человеческая деятельность по производству знаний, одна из форм общественного сознания, включающего в себя также мораль, искусство, философию и религию» (1)

    На мой взгляд, такая трактовка науки имеет под собой существенный недостаток – сокрытие от понимания сущности науки. По существу наука – это не только производство знаний, но и оценка, полученных знаний их проверка на достоверность и истинность. Вот почему мне более точным представляется трактовка науки, как процесса получения истины. Однако, науку можно трактовать и как процесс движения мысли человека, стремление к открытию нового и следовательно как жизнь мысли. В этом виде наука тесно соприкасается с философией, искусством и даже религией и моралью. Таким образом, наука есть форма жизни мысли человека, который стремится найти истину. Но как считали древние философы и мыслители более поздних эпох, достижение истины в последней инстанции невозможно, так как те знания, которые были истинными вчера, под давлением сегодняшних открытий и достижений науки перестали быть таковыми. Например, геоцентрическая теория устройства вселенной Аристотеля – Птолемея, господствовала в науке более тысячи лет, пока в XV – XVII веках исследования, проведенные Н. Коперником, Дж. Бруно и Г. Галилео не доказали гелиоцентрическую форму вселенной. Но, не все «старые» истины опровергаются.

    1. В.Н. Комаров Наука и миф М. 1988 стр. 6

    Многие из них дополняются новыми открытиями, являясь фундаментом, на котором базируются новые исследования, приводящие к этим открытиям. Если бы их не было, то на чем строились бы строились новые гипотезы, исследовались бы явления и открывались новые горизонты человеческого познания. Но, к сожалению, до сих пор не создано универсальное объяснение понятия «наука». Ведь под наукой можно понимать и сам процесс исследований и открытий, их объяснение проверка и перепроверка (информационная сущность), мыслительную деятельность человека, способствующую познать новое, и даже природные, человеческие, общественные закономерности развития. Все это есть наука. В принципе под наукой понимать познание мира, включая сюда все выше изложенное относительно понятия «наука». Таким образом, наука и философия в определенном смысле это познание мира и человека в этом мире.

    Предмет и методология философии как науки

    Выше мы говорили, что философия – это наука о мире, человеке, методах и способах познания мира, мыслительная способность человека. Здесь нам предстоит нелегкая задача понимания сущности философии как науки и науки с точки зрения философского понимания. Для этого необходимо ответить на вопросы: во-первых что является предметом, который исследует философия? во-вторых: какие методы используют философия и наука для познания истины? и в-третьих: для чего необходимы философское и научное познание, то есть, Что познается? Как познается? Для чего познание?

    Мысленно перенесемся в Древнюю Грецию. Под открытым небом сидят ученики и внимательно слушают учителя. Это академия Платона – древнегреческого философа и мыслителя, одного из основателей греческой и античной философии. Платон (428 (427) – 348 (347) гг. до н.э.) считал, что «цель умственных исканий – открыть вечные неизменные формы, или «идеи», которые являются сущностью и идеалом всех вещей; таким путем истинный философ стремится к достижению мудрости» (1).

    По Платону, философия представляется процессом познания идеи вещи, через которое достигается мудрость. Идеал вещи есть истина, причем вечная, которая является врожденным и достигается путем воспоминаний, когда душа, прибывающая в мире идей (Эйдесов), проникает в тело. Постичь же истины путем телесных ощущений невозможно. Попытаемся раскрыть философское учение Платона на таком примере. Плотник делающий стол, прежде чем сделать его вспоминает его форму (идею) и только потом придает материи, то есть дереву данную форму. Так плотник воплощает идею стола, которую его душа привела собой из мира Эйдесов.
    _________________________________
    1. Великие мыслители Запада под. ред. Я. Мак-Грила М. 1999 стр. 36

    Вот вкратце идеалистическое учение Платона об идеях и материи. Идея – это предмет философии, процесс припоминания идеи вещи – метод философского и научного познания.

    На другой, противоположной позиции, чем Платон стоял его ученик, энциклопедист Аристотель (384 – 322 гг. до н.э). Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля — не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи. В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, то по Аристотелю «Человек – животное общественное». Таким образом, Аристотель видел цель философии как науки в познании бытия, причинно-следственных связей явлений и процессов, путем классификации этих явлений.

    По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и других наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика.

    Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философии и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия. Но так как философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление философии частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией.

    В XVII – XIX веках создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась философия природы, истории как науке – философия истории, правоведению – философия права. Считалось, что философия способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук.

    Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует
    качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

    Выше были поставлены вопросы что, как и для чего необходимо философское и научное познание. Теперь сделаем выводы. Что изучает философия: мир, явления и процессы природы, человека, общество, мыслительную деятельность людей, культуру, морально-нравственные нормы, религию и многое другое.

    Как изучает философия: ответ на этот вопрос однозначен – через мышление, применяя различные методы познания: дедукцию и индукцию, эмпирический и логический метод и.т.д.

    Для чего необходимо философское и научное познание. Для открытия нового, систематизации полученных знаний и для создания условий для новых исследований и открытий.

    Роль философии и науки в деятельности человека

    Наука и философия играют в жизни человека огромную роль. Они охватывают все сферы человечного бытия, его деятельности. Но, если научные достижения, особенно таких наук физика, химия, биология, генетика, астрономия, математика, экономика видны невооруженным
    глазом, то достижения гуманитарных наук и философии ярко не проявляются. Дело в том, что естествознание и его открытия непосредственно направлены на улучшение жизни человека. Промышленные, технические и технологические революции стали реальностью благодаря открытиям, сделанным именно в естествознании. Оценку же результатам процессов ускоривших, прогресс человечества дают, гуманитарные науки (история, обществознание), без которых невозможно представить объем изменений, произошедших с цивилизацией за многие тысячелетия.

    Из этого ряда выпадает философия, так как она и не оценивает прошлое, не способствуют созданию материальных благ, которые и ощущаются человечеством в первую очередь. Обыватель считает, что философия вообще не приносит никакой пользы, следовательно, нет в ней непосредственной необходимости, забывая при этом простую истину, что философия – это не просто наука, а сам процесс мышления, идеи, рождающиеся в его мозге. Необходимость философии в жизни человечества доказана и предметом исследования науки. Ведь не одна наука, будь это математика, физика или история не объясняет человеку такие важные категории как время и пространство, добро и зло, совесть, сознание и многое другое. Возникнув из потребности человека осмыслить сущность мира, философия стала той наукой, которая объясняет и обобщает знания во всех областях науки. В процессе развития человеческого общества и накопления знаний складывается определенная картина мира – обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательно-практической и социальной деятельности человечества. Она включает в себя не только данные естественных наук, но и их философское осмысление, определенные методологические принципы. По мере развития человечества одни картины мира сменяются другими – более совершенными. В силу этого обстоятельства усложняется и процесс объяснения явлений и поэтому вместе с расширением представления о мире, углубления его знаний об этом мире на передний план выходят такие аспекты, как поиск первопричин мироздания, подведения под теоретическую базу новых находок и открытий. Старые теории и гипотезы отбрасываются либо сливаются и становятся составной частью новых доктрин. Так продолжает во все времена существовать развитие научного и философского осмысления окружающего человека мира, его самого в этом мире.

    Немецкий мыслитель А. Шопенгауэр писал: «Мир – мое представление»; вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлективно отвлеченного сознания; и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление…» .

    Человек, изучая землю, вселенную, открывая законы природы, расширяет свое представление о мире, однако только человеку свойственно создавать свой мир. В определенном смысле – этот рукотворный мир и есть культура, то есть все, что создано руками человека. Философия и наука созданы гением человека и в широком смысле являются частью культурного наследия человечества, создаваемого веками.



    1. А. Шопенгауэр Мир как воля и представление М. 1998

    Если бы не были открыты секреты пара, закон всемирного тяготения и
    другие, то вряд ли бы мы сегодня обладали сверхскоростными летальными аппаратами, преодолевающими земное тяготение. И вряд ли бы были свидетелями небывалого научного, технического и технологического прогресса современного общества, вглядывающегося в открытие двери информационной цивилизации. Философия же дает нам возможность понять и осмыслить связь между практикой, научной
    теорией, человеческим разумом и культурными достижениями и морально-нравственными нормами, без которых не мыслима существование человеческой общности.

    Таким образом, роль науки и философии в жизни и деятельности человека невозможно переоценить. Наука открывает новые явления и законы, философия их обобщает и доносит до миллионов живущих индивидов сегодня, и которые придут нам на смену.

    Заключение

    Подводя итоги нашего исследования, хочу сказать следующее. Философия и наука тесно взаимосвязаны между собой и научно-практической деятельностью человека. Философия, будучи наукой имеет свой предмет и методологию. Предметом философии являются человек, мир, познание, мировоззрение, культура, мораль и нравственность, поведение и нормы поведения. Методы, изучающие эти явления, могут быть различны, но их основа одна – это сам человек, со своим миро представлением, мироощущением и мировоззрением. Предметом же науки являются законы природы, социально-экономического и политического, вообще общественного развития человеческой общности, называемой цивилизацией. Тут как и философии применяются различные методы, однако основа остается та же – человек, познающий и применяющий, полученные знания для преобразовательной деятельности. Следовательно, связь науки и философии двояка. С одной стороны – эта связь субъективна, через человека, через его представления и мыслительный аппарат. С другой – связь объективна, так как и наука и философия изучают объективные процессы и явления. Просто, философия более обобщенно подходит к данным процессам, дает более систематизированное представление, включая в себя все достижения науки и культуры.

    Научная сущность философии не подлежит сомнению, так как за время существования человечества она стала наукой, для которой мир, человек, сама наука являются предметом исследования. Говоря о роли философии и науки в жизни и деятельности человечества, хочется сказать, что без науки невозможно движение по пути прогресса, а без философии невозможно оценить, почему совершено это движение, каковы его результаты, и как отражается прогресс на жизни общества.

    Таким образом, философия и наука – это важнейшие области приложения усилия человеческого разума – ценнейшего свойства человека как социально-общественного существа.


    написать администратору сайта