Урок МХК 11 класс Мотив слезы в искусстве. мотив слезы 11 класс. Мотив слезы в искусстве
Скачать 2.37 Mb.
|
ООО «Столичный учебный центр» План-конспект урока по мировой художественной культуре в 11 классе на тему «Мотив слезы в искусстве» Слайд 1. Тема урока: «Мотив слезы в искусстве» Слайд 2. Цель урока: Научить сопоставлять произведения разных видов искусства и постигать их художественную ценность. Задачи урока: - Воспитать нравственные качества учащихся средствами искусства; - Формировать обще учебные умения и компетенции, приобретать опыт решения жизненных проблем на основе знаний и умений; - Развивать навыки исследовательской деятельности, умение высказывать свою точку зрения. Планируемые результаты. познавательные действия – умение строить художественный образ; регулятивные действия - умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий; коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей. личностный: чувство гордости за культуру и искусство народа; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии; умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Тип урока: Проблемный диалог Оборудование: Компьютер Мультимедийный проектор, экран Музыкальный центр Методы обучения: Проблемно-поисковые; Наглядно-слуховые; Обобщающие. Виды деятельности: Решение проблемной ситуации; Слушание музыки; Анализ произведений живописи. Структура урока: Вступительное слово учителя. Художественный ряд из произведений различных видов искусства. Определение темы урока. Диалог с классом. Составление логико-смысловой модели через цепочку вопросов. Формулировать определение, начав «Слезы – это…» Работа по группам, по видам искусств - литература: работа с выдержками из художественных текстов; - живопись: работа с видеорядом; - музыка: работа с музыкальными произведениями. Выводы Итог урока. Ход урока "Слёзы – это таинственные весы света и тьмы" Виктор Гюго. Многие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Какие виды искусств вы знаете? Какие из них вам ближе? Теперь мир искусства изменился: музыка, поэзия, живопись далеко ушли вглубь самих себя, образовывая как бы собственное «государство» со своей историей, географией, языком. Для того чтобы изучить хотя бы одно из них, люди тратят многие годы, шаг за шагом овладевают ремесло, учатся творить, и наконец постигают одно-единственное искусство. Пожалуй, никакая другая наука не дается таким трудом, как наука творчества. Ощущать эмоциональное воздействие, понимать искусство можно по-разному. Не обязательно нужно быть музыкантом или писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги. Достаточно быть внимательным, чутким, наблюдательным. Иметь хорошее воображение. Давайте попробуем понять, почему искусство может быть понятно многим людям. Перед вами художественный ряд, состоящий из произведений различных видов искусства. Стихотворение Ф.Тютчев Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, - Льетесь, как льются струи дождливые В осень глухую, порою ночной. 2.Это стихотворение С.В.Рахманинов использовал как поэтический эпиграф к 3 части «Слезы» в Сюите для двух фортепиано. Слушание С.В.Рахманинов Сюита для двух фортепиано Вашему вниманию я предлагаю посмотреть ролик К. Брюллов «Последний день Помпеи» (просмотр). Что общего между этими произведениями? Какая тема объединяет их? Тема нашего урока: Мотив слезы в искусстве (Диалог с классом) Вам часто приходилось видеть слёзы? Слайд 3. Составление логико-смысловой модели через цепочку вопросов (3минуты) Часто ли плачет человек? (Ответы должны быть лаконичными и однозначными: да, нет, затрудняюсь ответить.) Кто плачет чаще: мужчины или женщины? (Женщины.) Влияет ли возраст на слёзы? (Да, дети плачут чаще.) Опираясь на предыдущие ответы, скажите, какие бывают слёзы. (Горькие, горючие, пустые, скупые, счастливые, неутешные, светлые и тд.) Зачем плачет человек? (Чтобы легче стало, добиться желаемого, выплакаться, не может сдержать слёз.) Почему он плачет? Какова причина слёз? (От радости, досады, разочарования, страха, обиды, ревности, счастья, восторга, физической боли, разлуки.) Если человек не может сдержать слёз, то есть ли правила, как надо плакать? (Варианты ответов различные: - тихо, чтобы никто не заметил; - выть во весь голос, кричать; - так, чтобы потом не было стыдно.) Слёзы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости? Слайд 4. А что есть слёзы? Сформулируйте определение, начав стандартно: «Слёзы – это…» (Слёзы – это наиболее яркое проявление чувств человека»; «Слёзы – это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие»; «Слёзы – это лекарство, омывающее душу»). Виктор Гюго так образно определил, что такое слёзы: «Слёзы – это таинственные весы света и тьмы». Свет и тьма… Таинственные весы… Варианты ваших ответов доказывают, что отношение к слезам, к плачущему человеку неоднозначное. Можно сказать, что некоторые ответы подтверждают мысль Гюго: одни слёзы – это свет, а другие – это тьма. А значит, проблема существует: Чтобы решить эту проблему обратимся за советом к произведениям искусства, к мастерам кисти, слова и музыкальных звуков. Проблемный диалог Литература - работа с выдержками из художественных текстов. Направления проблемного обсуждения: мотив слезы в русской литературе; Слайд 5. Н.А. Некрасов Герои Некрасова плачут часто. Многие названия стихотворений в это плане являются «говорящими», например: «Похороны», «Слезы и нервы», «Мороз, Красный нос» названа «Смерть крестьянина». "Нравственный человек»: Я долг простил того ж числа Почтив его слезами и печалью… «Еду ли ночью по улице тёмной…»: Вдоволь поплакал и умер ребёнок… Бедная! Слёз безрассудных не лей! «В полном разгаре страда деревенская»: Слезы ли, пот у неё над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они – всё равно. А.П.Чехов. «Горе». Плачет токарь, умерла жена: «Ему не так жалко, как досадно. Он думает: как на этом свете все быстро делается». «Невеста». Главная героиня, Надя, уезжает из дому учиться: «Она и смеялась, и плакала, и молилась». «Степь». Егорушку привозят из деревни и оставляют жить в городе. Финал рассказа таков: «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, всё то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него…» «Бабье царство». «Она решила, что у неё в жизни никого уже больше не осталось, кроме этого Человека, что он уже не перестанет её преследовать и напоминать каждый день, как неинтересна и нелепа её жизнь… Она легла, не раздеваясь, и зарыдала от стыда и скуки». Вывод: Обсудив предложенные литературные материалы, группа пришла к следующему выводу: Во-первых, в литературе XIX века мотив слёз прослеживается у всех писателей; Во-вторых, почти всегда одинакова причина слёз – горе, безысходность, задавленность жизнью, как говорил герой Достоевского, «когда идти некуда»; В-третьих, герои плачут не только за себя, но чаще за других, за всех, словно неся в себе великое горе, вселенскую неустроенность. Итак, слёзы в русской литературе XIX века – это особый психологический приём, помогающий глубже проникнуть в идею произведения, пропустить её через сердце, это своеобразный приём «очеловечения» читателя Слайд 6 -9. Живопись – видеоряд из репродукций известных русских художников. Направления проблемного обсуждения: мотив слезы в русской живописи Объект исследования: репродукции картин В.Перова «Тройка», «Проводы покойника», Н. Пукирев «Неравный брак», Ф. Решетников «Опять двойка». Вывод: Можно сказать однозначно, что трагическое звучание чувствуется в каждом сюжете. Каждый из мастеров по-своему передаёт конфликт: нравственный (Решетников), социальный (Перов), философский (Пукирев). Драматизм, трагичность сюжетов также вызваны разными причинами. Таким образом, мотив слезы в произведениях русской живописи – это не только изобразительный приём жизни, но и некий код, открывающий множество смыслов. Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни отдельного человека и общества в целом. Художник рассчитывает на наше сочувствие, душевный отклик. Слайд 10. Музыка - музыкальные произведения. Направления проблемного обсуждения: мотив слезы в русской музыке. Слушание Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Вывод: Можно понять, что в этих музыкальных произведениях мотив слезы используется с разной целью. Анализ прослушанных музыкальных произведений Мотив слез в русской музыке широко проявляется в творчестве русского народа. Это объясняется пристальным вниманием к человеку. Житейским переживаниям. Слайд 11. Итог урока В начале нашего урока мы дали определения слёз. Вернёмся к этим определениям и подумаем, зачем художники, музыканты, писатели и поэты, в своем творчестве обращаются к этому мотиву? Чтобы не зачерствели наши души; чтобы прекратить поток горьких слёз; чтобы душа стала зорче; чтобы восстановить гармонию в жизни. Приложение Матушка, что во поле пыльно? (русская народная песня) - Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? - Дитятко милое, кони разыгралися. - Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут!.. - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся… - Матушка, матушка, на крыльцо восходят, Сударыня матушка, на крыльцо восходят!.. - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся! - Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка… Меня благословляют… - Дитятко милое, что ж господь с тобою! Важнейшим эстетическим принципом реалистического искусства становится его демократичность. Провозгласив знаменитый революционный лозунг "Свобода. Равенство. Братство", общество вынуждено было теперь считаться с интересами людей низшего сословия. Впервые "маленький человек", отверженный обществом, получил право быть запечатлённым в произведениях искусства. И.Е. Репин говорил: "Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы". Не менее важным эстетическим принципом становится критическая направленность реализма. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. Вот почему реализм XIX века часто называют критическим реализмом. Главный из эстетических принципов – «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Перов Василий Григорьевич Проводы покойника Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы бессильно упали на колени, и нет, кажется, у нее сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко упавшую голову. В асилий Григорьевич Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и вопиющего к небу» явления - непосильного детского труда. Василий Владимирович Пукирев Во многих сюжетах художников-шестидесятников возникает тема трагической женской судьбы. Это связано с бесправным положением женщины в русском обществе ХIХ века. Героиня картины В.В. Пукирева пополняет череду печальных и пленительных женских образов, созданных в русской литературе и изобразительном искусстве. На холсте изображена сцена обручения молодой девушки-бесприданницы и старого богатого чиновника. Для усиления драматизма Пукирев вводит в полотно фигуру резонёра - негодующего молодого человека со скрещёнными на груди руками, в котором он изобразил самого себя. |