Сочинение Семейная реликвия. .Свигзова Аня.Семейная реликвия. Моя семейная реликвия мордовский народный костюм
Скачать 13.04 Kb.
|
Моя семейная реликвия - мордовский народный костюм Практически в каждой семье нашей страны и даже планеты в целом есть ценные и памятные вещи, которые достались нам, передаваясь из поколения в поколение, из рук в руки. Это может быть украшение или альбом, письмо или открытка . Эти предметы не дают забыть своих предков, помогают хранить долгую память о родных и близких . В моей семье также есть вещи, которые мы бережно храним, передаем из рук в руки. Нашей семейной реликвией является мордовский народный костюм. Для нашей семьи это по - настоящему ценная вещь, так как воссоздать такой красоты костюм в наше время трудно. Раньше рукодельницы сначала ткали полотно на ручных станках, после шили из нее рубаху, создавая на ней разные узоры. Национальный костюм в нашем селе женщины надевают на праздник Троицы или как, в нашей семье, для выступления на сцене. В моей семье два национальных костюма. Эти костюмы носила еще моя прабабушка, затем и бабушка. Из каких элементов состоит национальная одежда женщин - мокшанок? Основу костюма составляет белая рубаха, по-мордовски «панар», она не имеет воротника и очень похожа на тунику. По краю полотна проходит мельчайшая вышивка красными, черными и синими нитками (маци – «гусиные лапки»). Рубаху подпоясывается шерстяным поясом - «каркс» с кисточками на концах. Самодельные пояса могли быть однотонными - розовыми, зелеными, фиолетовыми – либо соединяли разноцветные ряды красных, черных, желтых, зеленых нитей, с рисунком пестрой ряби. Моя мама помнит, как ее бабушка натягивала нитки через всю комнату и плела с помощью какого-то приспособления такие пояса. Также пояса были с утяжеленными подвесками из раковин каури и монет, которые при ходьбе создавали мелодичный перезвон, привлекали внимание окружающих, как бы призывая любоваться великолепием костюма, в котором соединились незаурядный народный талант, щедрое изобилие декоративных средств и верность традициям предков. Так в костюме выражалась народная мечта о благополучной, зажиточной жизни. Поверх рубахи женщины надевали расшитый и украшенный передник (сапоня и пимархта), он обычно был красного, розового или оранжевого цвета. «Сапоня» носили женщины уже пожилого возраста , а «пимархта»- молодые девушки, еще «пимархта» был элементом свадебного мордовского костюма. Поверх рубахи и передника одевается черная безрукавка (жилетка), приталенная и обшитая по краям разными узорами, пуговицами, пайетками. У моей прабабушки и бабушки был головной убор, называемый «панга», но он не сохранился. Его шили из холста, в верхнюю часть вставлялась широкая деревянная дощечка около 15 сантиметров высотой, которая являлась каркасом, поддерживающим высокий гребень панги. С боков подшивались широкие крылья - завязки .Наряду с высоким головным убором имела распространение панга с небольшим прямоугольным мягким чепцом , верхнюю часть которого поддерживала дощечка. Головной убор мордовских женщин отражал их возраст, семейное и социальное положение. Постепенно «панга» заменили платком. Традиционную декоративность сохраняли налобные ленты и надеваемые под платок нижние косынки. Особое место в убранстве мордовских женщин играют различные украшения – бусы, кольца, браслеты. Вот такая семейная реликвия хранится в нашем доме. Национальный костюм передавался из рук в руки: от моей прабабушки к бабушке, от бабушки к маме, от мамы этот костюм перейдет ко мне и моим детям. |