Главная страница
Навигация по странице:

  • Третье пришествие.

  • Советский след в стереокинематографе.

  • 11.10 Форматы стереофильмов IMAX.

  • IMAX HD (48 кадров в секунду)

  • камальдинова. Мультимедиа технологии


    Скачать 6.03 Mb.
    НазваниеМультимедиа технологии
    Анкоркамальдинова
    Дата23.05.2023
    Размер6.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла440020236.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1153250
    страница21 из 37
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   37
    «Золотой век» стереокино. Краткосрочный «Золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году. Именно тогда вышел первый цветной стереоскопический фильм Bwana Devil, который демонстрировался с помощью двойного проектора. Из-за того, что такой проектор мог вместить пленку только на час показа, кинотеатры устраивали антракты. То ли специально, то ли случайно, но паузы делались в самых интересных местах фильма, и зритель волей-неволей возвращался в зал, чтобы узнать, чем все закончилось. Следующий стереофильм вышел в 1953 году – им стал «Дом восковых фигур» (House of Wax). Помимо того, что он был стереофильмом, то есть с «объемной» картинкой, он стал еще и первым фильмом, озвученным по технологии стерео, то есть с «объемным» звуком.
    Стереофильмы выпускались один за другим – режиссеры в погоне за прибылью и популярностью своих картин старались снимать все более
    «экстремальные» 3D-ленты, после просмотра которых у зрителей отмечались головокружения и приступы мигрени. Вслед за падением репутации стереокино стала падать и его популярность. Один из самых последних популярных 3D-фильмов – «Месть твари» - вышел в 1955 году. Впрочем, главным виновником того, что о стереокино стали забывать, была не головная боль, а фильмы с широкоэкранным форматом, которые зрителям, несмотря на очевидную двухмерность, понравились больше. Причин на то было несколько: во-первых, исход поляризационного метода стереопоказа был непредсказуем – если одна пленка во время показа порвалась, то вторую киномеханику надо было оперативно подогнать кадр-в-кадр с первой, что было не всегда возможно; во-вторых, угол обзора стереофильма, при котором действительно чувствовался объем, был слишком мал – те, кто сидел сбоку, никакой трехмерности изображения не замечали.
    Третье пришествие. Тем не менее, когда широкоформатное кино зрителю тоже приелось, киноиндустрия снова вспомнила про стереокино. В

    261 конце 60-х возобновились эксперименты с технологией показа «объемных» фильмов. Некоторые утверждали, что надо вернуться к простому анаглифу – это и проще, и дешевле, пусть даже на выходе получается не очень-то качественная картинка. Кто-то пытался совместить на одной пленке сразу два изображения, чтобы затем поляризовать их с помощью изощренных систем линз и фильтров, избавившись от необходимости строгой синхронизации проекторов. В это же время были изобретены системы Space-Vision 3D и
    Stereovision, которые затем легли в основу современных 3D-киносистем.
    Любопытный факт: в 1970 году в формате Stereovision была выпущена эротическая комедия «Стюардессы». До сих пор эта американская лента остается самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа: с бюджетом в 100 тысяч долларов она смогла собрать только на территории
    США 27 миллионов долларов.
    Канадская компания IMAX в 80-х годах проявила инициативу в изучении технических новшеств производства и показа стереофильмов, и благодаря ей у стереокинематографа наметилось полномасштабное «третье пришествие». Именно в недрах IMAX был «изобретен» огромный посеребренный экран, именно режиссеры IMAX в массовом порядке стали использовать для съемок стереофильмов 70-миллиметровую пленку вместо традиционной 35-миллиметровой (с помощью советских ученых, к слову), к тому же из IMAX вышла первая «стереокамера» с двумя объективами, а потом и стереопроектор. Безусловно, все это на голову повысило качество стереоизображения, однако кинотеатры и студии, заинтересовавшиеся новинкой, столкнулись с тем, что оборудование IMAX было дорогим, его надо было дорабатывать и «обкатывать», а прибыль требовалась здесь и сейчас. И хотя прорыв IMAX в 3D-кино был налицо, на более чем двадцать лет в этой сфере наступило затишье – ровно до того момента, когда появились цифровые «беспленочные» камеры и цифровое кино.
    Приятно, что самую настоящую революцию в развитии стереокинематографа мы застали – ее совершил в начале 2000-х Джеймс
    Кэмерон. И «Аватар» тут совершенно ни при чем. Кэмерон, после

    262
    «Титаника» увлекшийся изучением океанских глубин, вместе с киноинженерами разрабатывал на основе самой передовой на тот момент модели камеры Sony HDC-F950 новые цифровые двухобъективные кинокамеры, которые, во-первых, должны были снимать высококачественное стереоизображение, которое бы не вызывало у зрителя головокружения и рези в глазах, и, во-вторых, работали бы под водой. Благодаря Кэмерону и компаниям Sony и IMAX появилась камера Fusion Camera System – та самая, которая положила начало эре массового 3D-кинематографа. Именно на нее
    Кэмерон впоследствии снял свой «Аватар», на нее также были сняты третьи
    «Трансформеры», «Жизнь Пи», «Пираты Карибского моря: На странных берегах» и многие, многие другие фильмы. Сейчас в этой сфере бал правят камеры RED ONE и, особенно, 3D-камеры IMAX – на них, в частности, сняты последние «Звездные войны: Пробуждение силы».
    Советский след в стереокинематографе. Гений советского кинематографа Сергей Эйзенштейн еще в 1920-х годах (пред)сказал, что стереокинематограф рано или поздно станет главным вектором развития киноиндустрии. Отчасти именно Эйзенштейн, известный новатор, вдохновил советских киноинженеров на эксперименты и исследования в области стереокино.
    Начиная с 30-х годов прошлого века исследования в области стереокино вели (и даже добились серьезных успехов) во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Опираясь на их достижения, в 1940 году был снят и показан первый стереофильм «Выходной день в Москве» Александра Птушко – для его просмотра зрителям предлагались специальные поляризационные очки. Но – увы, началась
    Великая
    Отечественная война, все достижения в области стереокинематографа пришлось отложить до лучших времен.
    В НИКФИ к исследованиям стереокино вернулись только в начале
    60-х, причем вернулись с триумфом. Учеными была разработана система пленочной киносъемки «Стерео 70», причем «70» в названии значилось потому, что в основу была заложена 70-миллиметровая – «широкая» –

    263 пленка. Сейчас мало кто вообще об этом помнит и это знает, однако в 70-80-е годы в этом формате было снято довольно много фильмов («Всадник на золотом коне» (1980), «Ученик лекаря» (1983) и др.), и ее даже особо пристально изучали канадцы – будущие создатели 3D-системы IMAX, о которой мы писали выше.
    Сейчас о формате «Стерео 70» вспоминают разве что в учебниках по истории кинематографа – пленочных кинотеатров не существует как таковых, пленку для «Стерео 70» прекратили производить с распадом СССР, лаборатории для обработки этой пленки тоже уже не существуют.
    Порадоваться за «наших» можно только в одном: в 1990 году создателям
    «Стерео 70» торжественно вручили премию «Оскар» за технические достижения. На этом все.
    11.10 Форматы стереофильмов
    IMAX. Первый полнометражный фильм IMAX-формата вышел на экраны американских кинотеатров, адаптированных для этого формата, в
    2003 году – это были «Призраки бездны» (камеру для их съемки Кэмерон и разрабатывал). До этого формат IMAX применялся эпизодически – так, например, в концертном фильме группы Rolling Stones «At the Max» 1991 года можно было обнаружить технологию «объемной» съемки, но это было в порядке эксперимента.
    В
    1995 году был снят
    40-минутный короткометражный IMAX-фильм «Крылья отваги» Жан-Жака Анно, рассказывающий о жизни Антуана Де Сент-Экзюпери. В 2000 году состоялась премьера первого в истории специально созданного для IMAX- кинотеатров короткометражного мультфильма «Старик и море» – его снял российский режиссер Александр Петров, впоследствии получивший за него премию «Оскар».
    После первого захода с «Призраками бездны» компания IMAX начала активно продвигать идею создания IMAX-кинотеатров и спонсировать создание 3D-фильмов и мультфильмов. В 2004 году вышел полнометражный стереомультфильм Роберта Земекиса «Полярный экспресс» - первая ласточка

    264 среди трехмерных полнометражных анимационных фильмов. В России
    «Полярный экспресс» шел в прокате в «двухмерном» формате, потому что тогда еще технологии IMAX в наши кинотеатры не проникли, однако в
    Америке он показал себя очень достойно. Почти четверть всей кассы
    «Экспресса» была получена благодаря IMAX-кинотеатрам, хотя в США их тогда было всего 66. Именно тогда киностудии разглядели в формате 3D огромный потенциал для получения прибыли.
    Однако это осознание поставило новую проблему перед кинотеатрами: нужно было срочно придумать технологию, которая позволила бы показывать стереокино в обычных кинотеатрах, чтобы помимо 3D в них потом можно было демонстрировать и 2D. Необходимые для этого виды экранов и проекторы уже были в разработке, поэтому, как только сигнал от студий был дан, их просто поставили на конвейерное производство. Так что премьеру «Аватара» Джеймса Кэмерона кинотеатры по всему миру встречали во всеоружии. Сейчас формат IMAX поддерживают как минимум
    80% кинотеатров в любом крупном населенном пункте.
    Технологии IMAX, позволив снимать 3D-фильмы на специальные камеры и затем демонстрировать их в кинозалах, шагнули еще дальше.
    Благодаря появившейся в 2004 году технологии IMAX DMR стало возможно переводить в 3D «обычные» картины, снятые в традиционной технике.
    Первым фильмом, получившим вторую жизнь, стал боевик Рона Ховарда
    «Аполлон 13», затем в IMAX-формат перевели «Матрицу», несколько частей
    «поттерианы» (их показывали ограниченным прокатом), первый «Парк
    Юрского периода» и многие другие игровые фильмы.
    Любопытно отметить, что студии и режиссеры довольно долго обходили 3D-IMAX стороной, предпочитая работать с «обычными» цифровыми камерами, вплетая в общее полотно фильма разве что две-три
    «объемные» сцены. Во многом это зависело от высокой стоимости необходимого оборудования, а также из-за сложностей с процессом съемки
    (шум, большой объем информации и т.д.). Однако после эксперимента
    Кристофера Нолана, введшего в первого «Темного рыцаря» 30 минут IMAX-

    265 кадров (тогда зрители надевали 3D-очки в определенные моменты),
    Голливуд стал активно осваивать новшество. В ленте «Миссия невыполнима:
    Протокол Фантом» было тоже 30 минут IMAX-съемок, в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – 60 минут, как и в «Интерстелларе». Сейчас некоторые режиссеры пользуются 3D-IMAX-камерами на протяжении всего процесса съемок.
    За последние два-три года в мире вышло более 70 фильмов, снятых с применением технологии IMAX. «300 спартанцев: Расцвет империи»,
    «Первый мститель:
    Другая война»,
    «Мир
    Юрского периода»,
    «Малефисента», «Грань будущего», «Стражи галактики», «Хоббит: Битва пяти армий», «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Интерстеллар»,
    «Звездные войны:
    Пробуждение силы»,
    «Первый мститель:
    Противостояние», «Фантастические твари и где они обитают», отечественный фильм «Экипаж», грядущий «Изгой-один» – и многие, многие другие. 2017 год готовит как минимум 30 IMAX-лент, в том числе восьмые
    «Звездные войны», второй фильм франшизы «Стражи Галактики», российский боевик «Притяжение» и другие. И, исходя из рассмотренной нами «спиральной» истории стереокинематографа, нет сомнений, что число
    IMAX-лент будет увеличиваться – ровно до тех пор, пока киноиндустрия не изобретет что-то новое. Но что это будет? Учитывая уровень современных технических достижений, сложно даже представить.
    Виды IMAX
    1. Куполообразный экран «IMAX DOME» / «OMNIMAX»
    В 1960-х «Hall of Science» г. Сан Диего (ныне известный как «The
    Reuben H. Fleet Science Center») начал поиски системы кинопленки большого формата в Северной Америке для проецирования на купол в своем 23-х метровом (76 футовом) наклонном куполообразном планетариуме. Одним из передовых форматов на тот момент была двукадровая 35-ти миллиметровая система, пока они не познакомились с MAX. Проектор IMAX не был подходящим для использования внутри купола, поскольку сверху он имел фонарь высотой 3,7 м (2 фута). Однако, корпорация MAX была готова к

    266 сотрудничеству и изменению конструктива системы. IMAX спроектировали лифт для подъема проектора к центру купола из нижестоящей кабины проектора. Физики спектральной функции разработали подходящий фонарь, использующий меньшие лампы (примерно 18 дюймов длиной) и поместили баллон за линзой, вместо прежнего расположения над проектором. В 1970 году, компания «Ernst Leitz Canada» (в настоящее время «ELCAN Optical
    Technologies») выиграла контракт на разработку и производство системы проецирования через линзы типа «рыбий глаз», оптимизированной для проектирования изображения на купол вместо плоского экрана.
    Система купола, которую «Hall of Science» города Сан Диего назвал
    «OMNIMAX» использует кинопленку, отснятую кинокамерой, оборудованной линзой типа «рыбий глаз», что сжимает сильно искаженное поле обзора в 180° в 65 мм пленку IMAX. Линза расположена на одной оси за центральной частью кадра, и большая часть нижней половины кругового поля опускается за края пленки. Часть поля выпадающего за края купола, скрывается. При киносъемке, камера настроена выше, на угол, который совпадает с наклоном купола. При проецировании на купол через настроенную линзу «рыбий глаз», воссоздается оригинальное панорамное изображение. Для зрителя, находящегося в центре купола «OMNIMAX» охватывает 180° по горизонтали, 100° над горизонталью и 22° ниже нее.
    Премьера «OMNIMAX» состоялась в 1973 году в «Reuben H. Fleet Space
    Theater and Science Center» при показе, состоящем из 2-х фильмов
    «OMNIMAX»: «Путешествие к внешним планетам» (созданный «Graphic
    Films») и «Остров-сад» («Roger Tilton Films»).
    С тех пор «IMAX» перенаименовал систему «IMAX Dome». Однако некоторые кинотеатры могут продолжать называть ее «OMNIMAX».
    В настоящее время фильмы «OMNIMAX» используются множеством
    Североамериканских музеев, в основном тех, что сфокусированы на науке, где могут быть продемонстрированы технические характеристики самой системы в качестве предметной заинтересованности. Киноаппаратная комната зачастую оснащена окном, чтобы публика могла обозреть ее, и

    267 завешена информационными плакатами, как на настоящей выставке. Внутри кинозала экран может иметь временную фиксацию, как, например, в
    «Научном Центре Св. Луиса» (который также воспроизводит короткое обучающее видео о системе «OMNIMAX» перед показом) и «Бостонский
    Музей Науки»; или же ниже или выше, в зависимости от потребностей, как сделано в «Музее Науки Миннесоты» (где аудитория предназначена и для стандартного экрана «IMAX»). Перед началом показа экран освещен сзади, что позволяет увидеть колонки и опоры за самим экраном. Экраны «IMAX
    Dome» можно найти и в нескольких крупных тематических парках. В то время как большинство фильмов «OMNIMAX» являются документальными и образовательными для просмотра в музеях, иногда, и как это случилось с релизом «Чарли и шоколадная фабрика» в «Музее Науки и Промышленности г. Орегона» – также показываются и множество студийных релизов. Самые крупные кинотеатры «IMAX Dome» в Северной Америке находятся в
    «Научном Центре «Свобода» в г. Джерси-Сити и «Мир Науки »NJ и Telus» в
    Ванкувере, штат Британская Колумбия, - оба имеют купольные экраны диаметром 88 футов.
    IMAX 3D
    Для создания иллюзии трехмерной глубины «IMAX 3D» использует две кинокамеры для левого и правого глаза. Обе линзы разделены межзрачковым расстоянием в 64 мм (2,5 дюйма) – среднее расстояние между зрачками человека. При записи на два раздельных вала пленки для левого и правого глаза и последующей одновременной проекцией, зрители испытывают способность увидеть изображение 3D на экране 2D. Кинокамера
    «IMAX 3D» достаточно громоздкая, весом более 113 кг (250 фунтов), что делает сложным снимать документальные фильмы за пределами студии.
    Существует два метода создания 3D эффекта в зале. Первый использует поляризацию. Во время проецирования, изображения для левого и правого глаза линейно поляризуются при показе на экране IMAX. При просмотре через специальные очки с линзами, поляризованными в соответствующем для них направлении для совпадения с проецированием,

    268 изображение левого глаза может быть увидено только левым глазом, поскольку поляризация левой линзы исключит проецирование для правого глаза, аналогично и для правого глаза. Другой метод 3D проецирования использует LCD очки с оптическим затвором. Такие очки имеют LCD панели, которые синхронизированы с проектором, которые быстро чередуются на 96 кадрах в секунду при отображении правого и левого изображения, которые мгновенно просматриваются соответствующим глазом, делая панель этого глаза прозрачной, в то время как другая остается непрозрачной. В то время как панели с этими активно перекрывающимися
    3D очками чередуются в 96-ти кадрах в секунду, сама пленка отображается на скорости 48 кадрах/сек. MAX также имеет специальную технику, которая помещает зрителей в кино, используя движения/вибрации сиденьев в определенные моменты фильма.
    IMAX HD (48 кадров в секунду)
    Разновидность IMAX включает процесс «IMAX HD» 48 кадров в секунду, который нацелен на сокращение засветки и предлагает изображение более высокого разрешения при киносъемке и проецировании в два раза выше, чем нормальная частота киносъемки.
    Система «IMAX HD» была опробована в 1992 году на канадском павильоне на выставке «Экспо 92» в г. Севилья на пленке «Momentum».
    Тогда это считалось слишком затратным и оказалось забытым, но не для кинотеатров, модернизированных для проецирования на 48 кадрах, особенно в Канаде, для того чтобы воспроизвести «Momentum». В 1990-х тематические парки в Тайланде, Германии и Лас Вегасе использовали «IMAX HD» для своих аттракционов симуляции движения. Аттракцион «Soarin' Over
    California» в парках «Disney» выделяется модификацией обеих систем
    «IMAX HD» и «IMAX Dome», проецируя изображение в 48 кадрах в секунду.
    Удвоенная частота киносъемки «IMAX HD» означает, что каждая катушка «IMAX HD» длится вдвое меньше и логистические последствия данного факта касаются всего производственного процесса кинопленки.
    Изначально производство IMAX, минимум, в 3-5 раз дороже обычного

    269 производства 35 мм. Возросшие производственные расходы делают «IMAX
    HD» проблематичным в отношении вопросов финансирования производства в целом, а сам формат не был широко принят.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   37


    написать администратору сайта