Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие № 1.

  • ́


  • Практические работы по фольклору. Занятие миф и мифологическое сознание i. Мифы народов мира


    Скачать 90.07 Kb.
    НазваниеЗанятие миф и мифологическое сознание i. Мифы народов мира
    Дата08.12.2022
    Размер90.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактические работы по фольклору.docx
    ТипЗанятие
    #835547
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Практическое занятие № 1.

    МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    I. Мифы народов мира.

    Что вы узнали в статье Е.М.Мелетинского о мифе и мифологическом сознании, как вы определите различия поздних и архаических мифологических систем?

    а) что такое миф и мифологическое сознание,

    б) основные предпосылки возникновения мифологического сознания,

    в) особенности мифологического времени и пространства,

    г) категории мифов,

    д) категории мифологических персонажей.

    Используя энциклопедию «Мифы народов мира»: а) расскажите самое главное о каждом из представленных мифологических героев; б) объясните, по какому принципу сгруппированы герои мифов разных народов; в) назовите, какие функции эти персонажи выполняют.

    Гефест – Ильмаринен – Тлепш – Курдалагон.

    Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).

    Осирис – Христос – Дионис.

    Аматэрасу – Деметра.

    Зевс – Перун – Тор.

    Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.
    II. МИФ КАК АРСЕНАЛ И ПОЧВА ИСКУССТВА

    1. Какие общие свойства мифологического мышления отражаются в фольклоре?

    2. Функциональная направленность мифа.

    3. Определите особенности мифологического времени и его «парадигм».

    4. Первопредки – демиурги – культурные герои.

    5. Каковы особенности архаических мифов творения?

    6. Этиология социума.

    7. Хаос и космос. Космическая модель мира.

    8. Календарные мифы.

    9. Космологические циклы и эсхатологические мифы.

    10. Героические мифы и «переходные» обряды.

    11. Объясните связь таких явлений, как миф, сказка, эпос.

    Практическое занятие № 1.

    МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    I. Мифы народов мира.

    Что вы узнали в статье Е.М.Мелетинского о мифе и мифологическом сознании, как вы определите различия поздних и архаических мифологических систем?
    а) что такое миф и мифологическое сознание,
    Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно- художественным образом народной фантазией»
    б) основные предпосылки возникновения мифологического сознания,
    Главные предпосылки своеобразной мифологической «логики» — это, во-первых, то, что первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной, и, во-вторых, элементы логической диффузности, нерасчленённости первобытного мышления, не отделившегося ещё отчётливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевлённых образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос часто представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир, тотемические предки рисуются существами двойной - зооморфной и антропоморфной - природы и с лёгкостью меняют свои обличья, болезни имеют вид чудовищ, пожирающих души, сила может быть выражена мно гору костью, а хорошее зрение - многоглазостью и т. д. При этом все боги, духи, герои связаны чисто человеческими семей-но-родовыми отношениями. Некоторые мифологические образы оказываются сложным многоуровневым пучком различительных признаков, входящих в известную мифологическую систему. Мифологические образы представляют одушевлённые, персонализованные конфигурации «метафор », « метафорический», точнее символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, ибо форма тождественна содержанию, а не является её аллегорией, иллюстрацией.
    в) особенности мифологического времени и пространства,
     Первичное мифическое время - очень важная категория мифологической мысли. Оно имеет парадигматическую функцию и является источником и первопричиной всего, что возникает позже. Это время предков, культурных героев, от которых все зависит, время первых вещей, время установления космического и социального порядка. В более поздних мифах и в эпосе мифическое время превращается в золотой век. или героическое время.

    Вот почему мифы творения в древние времена, мифы этиологические, космогонические, антропогонические являются мифами классическими. Творение может принять форму порождения биологического или магического не только существ, но и предметов богами-предками, или изготовления их демиургами, или иногда их добывания посредством похищения культурными героями. Творение охватывает не только появление существ и вещей этого мира, но также разделение главных элементов (воды, огня, земли, воздуха), отделение неба от земли, выход земли из океанских глубин, установление космического древа, появление звезд на небе, организацию человеческой жизни: биологической, социальной и религиозной.
    г) категории мифов,
    - Мифы космогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. 

    - Мифы астральные - о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. 

    - Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных.

    - Мифы близнечные - о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

    - Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.

    - Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.
    д) категории мифологических персонажей.
    Комплекс первопредок-демиург - культурный герой синкретически нерасчленён. Базисное начало – первопредок – может мыслиться как общечеловеческий, а может и как родоначальник племени. Первопредок-демиург моделирует первобытную общину вцелом, отождествляемую с «настоящими людьми».

    Процесс творения и персонажи – тесно связаны с мифическим временем и пространством – параллельное, иное, не линейное, не циклическое время сновидений, которое существует и сейчас – у кого-то определено другим пространством (например небесами), а у кого-то совмещено с реальностью.

    Культурными героями часто становятся братья, иногда близнецы, но всегда чем-то выдающиеся представители рода/племени/фратрии/вообще общества.

    В облике бога-творца черты культурного героя-первопредка часто остаются как пережиток.

    Трикстер – своеобразный культурный герой и антигерой одновременно. Основные качества – хитрость, ловкость, плутовство, коварство, шутовство и пр.

    Используя энциклопедию «Мифы народов мира»: а) расскажите самое главное о каждом из представленных мифологических героев; б) объясните, по какому принципу сгруппированы герои мифов разных народов; в) назовите, какие функции эти персонажи выполняют.

    Гефест – Ильмаринен – Тлепш – Курдалагон.

    Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).

    Осирис – Христос – Дионис.

    Аматэрасу – Деметра.

    Зевс – Перун – Тор.

    Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.
    а) расскажите самое главное о каждом из представленных мифологических героев;

    1. Гефест – Ильмаринен – Тлепш – Курдалагон.
    - Гефест, в гре­че­ской мифо­ло­гии бог огня и куз­неч­но­го дела. Олим­пий­ское боже­ство мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния, вме­стив­шее в себя древ­ней­шие чер­ты огнен­ной сти­хии. Гефест высту­па­ет или как фетиш пла­ме­ни, или как пове­ли­тель огня. 

    - Ильмаринен — божественный герой-кузнец

    Спутник и соперник Вяйнямёйнена Ильмаринен (Илмайллине, Илмойллине) — также один из создателей мира в финской и карельской мифологии.

    -Тлепш, в мифах и нартском эпосе адыгов бог кузнечного ремесла, ученик Дебеча, культурный герой; отец Дзахуша и жены Сосруко, по некоторым версиям сказаний, муж Сатаней.

    - Курдалагон («кузнец алан»), в осетинской мифологии божество, покровитель кузнецов; часто упоминается в нартском эпосе; он изготовляет боевые доспехи, снаряжение, чинит поврежденные черепа героев, закалил Батрадза. К. пребывает на небе или в стране мёртвых. К нему обращаются с просьбой сделать подковы для лошади умершего, чтобы он мог путешествовать в стране мёртвых. Кузнецы приносили в жертву К. животных.
    2. Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).

    - Мауи, в полинезийской мифологии герой богатырского типа, культурный геройтрикстер; известен также в некоторых районах Микронезии и Меланезии. Его мать (Таранга) родила сына недоношенным, запеленала в собственные волосы (тикитики, отсюда одно из имён Мауи — Мауи-тикитики; о-в Таранга) и положила на океанские волны. 

    - Гермес, в гре­че­ской мифо­ло­гии вест­ник богов, покро­ви­тель пут­ни­ков, про­вод­ник душ умер­ших. Гер­мес — сын Зев­са и Майи, одной из доче­рей Атлан­та, рож­дён­ный ею в Арка­дии в пеще­ре Кил­ле­ны.

    - Сырдон, герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы Когда С. подрос, он покинул подводную страну и пришел к нартам. Узрев в нем что-то дьявольское, хитрое, нарты не приняли его в свое общество, и С. поселился под землей в лабиринте. 

    - Локи (др.-исл. Loki), в скандинавской мифологии бог из асов, который иногда вступает с другими богами во враждебные отношения, насмехается над ними, проявляя причудливо-злокозненный характер, хитрость и коварство (см. рис.: здесь будет изображение) По-видимому, Лофт (Loptr) и Лодур (Loрurr) — также его имена.

    - Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа.
    3. Осирис – Христос – Дионис.
    - Осирис, (Οσισις, грецизированная форма егип. имени Усир, ws'ĩr), в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. 

    - Иисус Христос (греч. Insous Xristos), в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы — как иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. э. на кресте (см. рис.: здесь будет изображение). «Иисус» — греч. передача еврейского личного имени Йешу(а) [jesu(a), исходная форма — Йегошуа, Jehosua, «бог помощь, спасение», ср. Иисус Навин]; «Христос» — перевод на греческий язык слова мессия (арам, mesiha, евр. masiah, «помазанник»). Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (старослав. «Спас», греч. Sotnr, часто прилагавшееся к языческим богам, особенно к Зевсу, а также к обожествлённым царям). Оно воспринималось как перевод по смыслу имени «Иисус», его эквивалент (ср. Матф. 1, 21: «и наречёшь имя ему Иисус, ибо он спасёт людей от грехов их»). 

    - ДИО́НИС (Διόνυ­σος), БА́ХУСВАКХ, в гре­че­ской мифо­ло­гии бог пло­до­но­ся­щих сил зем­ли, рас­ти­тель­но­сти, вино­гра­дар­ства, вино­де­лия. Боже­ство восточ­но­го (фра­кий­ско­го и лидий­ско-фри­гий­ско­го) про­ис­хож­де­ния, рас­про­стра­нив­ше­е­ся в Гре­ции срав­ни­тель­но позд­но и с боль­шим трудом утвер­див­ше­е­ся там.
    4. Аматэрасу – Деметра.
    - Аматэрасу-о-миками («великая священная богиня, сияющая на небе», либо «владычествующая на небе»), Аматэрасу-но микото («богиня Аматэрасу»), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Согласно «Кодзики», она рождена богом Идзанаки (см. Идзанаки и Идзанами) из капель воды, которой он омывает свой левый глаз во время очищения, совершаемого им после спасения из Еми-но куни («страна мёртвых»).

    - Деметра (Dnmntnr), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. 
    5. Зевс – Перун – Тор.
    - ЗЕВС (Ζεύς), ДИЙ, в гре­че­ской мифо­ло­гии вер­хов­ное боже­ство, отец богов и людей, гла­ва олим­пий­ской семьи богов. Зевс — искон­но гре­че­ское боже­ство; его имя чисто индо­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния и озна­ча­ет «свет­лое небо» (ср. индо­ев­ро­пей­ское deiuo — «днев­ное сия­ю­щее небо», др.-инд. de­va — «бог», dya­us — «небо» (Дья­ус), греч. Ζεύς, род. п. Διός, «Зевс, бог ясно­го неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaús pi­tar, др.-греч. Ζεύς πα­τήρ — лат. Jup(p)iter, Dies­pi­ter). В антич­но­сти эти­мо­ло­гия сло­ва «Зевс» свя­зы­ва­лась с кор­ня­ми греч. слов «жизнь», «кипе­ние», «оро­ше­ние», «то, через что всё суще­ст­ву­ет». Зевс — сын Кро­но­са (отсюда име­на Зев­са Кро­нид, Кро­ни­он) и Реи (Hes. Theog. 457), он при­над­ле­жит к третье­му поко­ле­нию богов, сверг­ших вто­рое поко­ле­ние — тита­нов

    - Перун (др.-рус. Перунъ, общеслав. *Perunъ из индоевроп. *Per(kw)-uno-s), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса (Перконса) в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян — князя), особенно на Руси.

    - Тор (др.-исл. Бorr), Дoнар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (1 в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag).

    6. Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.
    - ОРФЕ́Й (Ὀρφεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын фра­кий­ско­го реч­но­го бога Эаг­ра (вари­ант: Апол­ло­на, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Кал­лио­пы (Apol­lod. I 3, 2). Орфей сла­вил­ся как певец и музы­кант, наде­лён­ный маги­че­ской силой искус­ства, кото­рой поко­ря­лись не толь­ко люди, но и боги, и даже при­ро­да. Он участ­ву­ет в похо­де арго­нав­тов, игрой на фор­мин­ге и молит­ва­ми усми­ряя вол­ны и помо­гая греб­цам кораб­ля «Арго» (Diod. 43, 1; 48, 6). Его музы­ка успо­ка­и­ва­ет гнев мощ­но­го Ида­са (Apol­lod. Rhod. I 492—515).

    - Садко, былинный герой, сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ Садко восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится «богатым гостем». Садко снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься по жребию на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя, Садко играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море, гибнут мореплаватели. Садко, по совету явившегося ему Миколы Угодника, прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр выбирает, по совету Миколы, Чернаву (ср. распространенный фольклорный сюжет о женитьбе у водяного). Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и Садко в благодарность возводит церкви в Новгороде. По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации индоевропейского образа мифического жениха дочери океана.

    - Давид (евр. David, возможно, «любимец»), царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 — 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см. Мессия).

    - Вяйнямёйнен (Vдinдmцinen), Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело-финских рунах Вяйнямёйнен — главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямёйнен заклинаниями сотворил мир (см. в ст. Финно-угорская мифология). Вяйнямёйнен создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т. д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямёйнен из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Культурные деяния Вяйнямёйнен — не только трудовой подвиг, но и магическое действо: для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда — инструмента). Он выведывает их в загробном мире — Туонеле, или пробудив от мёртвого сна великана Випунена.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта