камальдинова. Мультимедиа технологии
Скачать 6.03 Mb.
|
CDR (Corel DRAW). Векторный формат файлов, создаваемых программой Corel Draw. В файлах применяется раздельная компрессия для 67 векторных и растровых изображений, могут внедряться шрифты, файлы CDR имеют огромное рабочее поле 45х45 метров, поддерживается многостраничность. Формат известен низкой устойчивостью, плохой совместимостью файлов, искажением цветовых характеристик внедряемых битовых карт. WMF (Window Metafile) – данный векторный формат использует графический язык Windows и, можно сказать, является ее родным форматом. Служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, WMF искажает цвет, не может сохранять множество параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не может содержать растровых объектов. 4.4 Универсальные и векторные графические форматы В отличие от растровых форматов, построенных практически по одному принципу, векторные форматы для кодирования графической информации используют различные алгоритмы и различный математический аппарат. Поэтому процесс стандартизации пока слабо коснулся векторных форматов. Разработчики векторных программ предпочитают иметь дело с собственными форматами, что связано со спецификой алгоритмов формирования изображения. Это обусловливает сложность передачи данных (экспорт), но так как экспорт актуален и в векторной графике, то стандартом стали файловые форматы пакетов Adobe Illustrator, Corel DRAW, а также конвертация собственных форматов в универсальные форматы EPS, PDF. PDF – формат, разработанный компанией Adobe как средство электронного распространения документов на платформах Macintosh, Windows, Unix, DOS. Файлы в этом формате используются пакетом программ Adobe Acrobat, дающим возможность создавать мобильные документы, которые можно посмотреть и на PC, и на Macintosh даже в случае, если на них нет никакого графического ПО. Это осуществляется следующим образом: создается проект, включающий в себя цифровые 68 изображения; файл сохраняется в каком-либо формате, затем при помощи Acrobat сжимается в PDF; файл передается заказчику или коллегам, которые просматривают его при помощи Acrobat, снабжают замечаниями и предложениями; при помощи Acrobat все сопоставляется, объединяется в один PDF-файл; вносятся соответствующие изменения. Формат может использоваться для представления и векторных, и точечных изображений, включающих гиперссылки и электронное оглавление. EPS – один из наиболее широко используемых графических файловых форматов. Он поддерживается большинством графических векторных редакторов и программ верстки, а также используется для записи растровой графики. Программы, сохраняющие файлы в формате EPS, предоставляют варианты выбора, которые называются опциями сохранения: просмотр – создание просмотрового файла, т.е. файла, в котором изображение сохраняется с низким разрешением, поэтому им можно легче и быстрее манипулировать. Можно выбрать черно-белый или цветной вид файла; ASCII/Binary – текстовый/двоичный формат. Двоичные файлы меньше по размеру; DCS – цветоделение документа. Этот формат состоит из 5 файлов, 4 из которых содержат данные о CMYK-цветах, а 5-й является просмотровым изображением. Существует несколько разновидностей формата EPS, и каждая из них существенно отличается от других. Поскольку Adobe Illustrator является одной из наиболее популярных оформительских программ на платформе Macintosh, файлы формата AI служат удобным способом обмена данными между разными платформами. Файлам программы Adobe Illustrator иногда придаются расширения .eps, а в ряде случаев – расширения .ai. Однако в обоих случаях формат файлов программы Adobe Illustrator – это на деле всего лишь небольшое подмножество формата EPS. 69 Формат CDR является «родным» форматом Corel DRAW. Иногда внутренняя структура файла типа CDR оказывается поврежденной, что ранее вызывало ошибки при попытке его открытия или импорта. Если программа обнаруживает в процессе открытия файла типа CDR поврежденный объект, она пытается пропустить такой объект и продолжить чтение файла. В большинстве случаев это все же позволяет открыть поврежденный файл, который ранее считался бы безнадежно потерянным. После этого требуется только отыскать на рисунке пропущенный объект и создать его заново. Файлы типа СМХ использовались для хранения коллекций векторных рисунков, которые включались в поставку Corel DRAW прежних версий. Можно и теперь сохранять файлы в данном формате, однако при этом имеются некоторые ограничения. Так, при сохранении графических эффектов утрачивается возможность последующей правки их параметров. Это означает, что если в сохраняемом файле есть эффект перетекания, то объекты из состава группы перетекания будут сохранены как простая группа. Ту часть рисунка, которая изначально создавалась как группа перетекания, будет в дальнейшем трудно редактировать, поскольку она превращается в обычную группу несвязанных объектов. В CorelDRAW9 коллекции векторных рисунков хранятся в формате CDR. Формат СМХ может пригодиться для файлов, загружаемых в Corel PHOTO-PAINT или Corel VENTURA. Одно из преимуществ файлов СМХ заключается в сохранении слоев, тогда как в импортированных CDR-файлах информация о слоях утрачивается. СРХ – это разновидность формата СМХ, но со сжатием файлов. СРТ – формат файлов программы Corel PHOTO-PAINT. В результате импорта файла формата СРТ с плавающими объектами на странице рисунка будет не один объект – растровое изображение, а группа объектов. Импорт растровой графики с плавающими объектами является одним из способов удаления ненужного в ряде случаев фона на фотографиях: можно разгруппировать объекты и удалить фоновый объект, если нужно удалить «белое поле» или другие ненужные элементы фона. 70 У веб-дизайнеров популярен формат ShockwaveFlash фирмы Adobe, богатый интерактивными и анимационными возможностями. Этот формат векторный, специально приспособлен для интернета и поддерживает гипертекстовые ссылки, пользуется сжатием информации на манер утилит- архиваторов. Для просмотра этого формата в браузере нужен подключаемый модуль (plugin), бесплатно распространяемый фирмой Adobe. В отличие от GIF-анимации, которая позволяет размещать в файле только изображения, Flash-технология предоставляет возможность объединить в одном формате анимацию, звук, текст, графику и, кроме того, элементы интерактивности, которые дают возможность пользователю или посетителю сайта определенным образом изменять данные на веб-странице, превращая его из наблюдателя в активного участника. Особую разновидность векторной графики представляют 3D-форматы, самый известный и часто встречающийся из которых в интернете – язык. VRML (Virtual Reality Modelling Language, язык моделирования виртуальной реальности). Описываемые этим форматом сцены состоят, как и векторные изображения, из математически описанных объектов; все их точки имеют по три пространственные координаты (а с поддержкой анимации еще и четвертую – временную координату). Кроме обычных объектов сцены могут содержать разноцветные и произвольно размещаемые источники освещения, а программа-интерпретатор может показать сцену с любой точки и даже позволяет «зайти» внутрь и «побродить» между объектами. Но на сегодняшний день трехмерность является любимой игрушкой непрофессионалов, в арсенале приемов профессионального веб-дизайна места для нее пока еще не нашлось. Экзотическая разновидность растровой графики – панорамные форматы, хранящие полный круговой обзор из некоторой точки, «склеенный» из нескольких снимков широкоугольным фотоаппаратом. Для просмотра такой панорамы нужно либо распечатать ее и свернуть в кольцо, либо прокручивать специальной программой. Некоторые из этих форматов дают не только панорамный, но и сферический обзор, 71 включающий вид «в зенит» и «под ноги». Такими панорамами пользуется, например, фирма Toyota для показа интерьера своих автомобилей. 4.5 Векторное кодирование графической информации Векторный рисунок можно «разобрать» на части, растащив мышкой его элементы, а потом снова собрать полное изображение: Рис. 4.7 Представление изображение векторной графики в виде отдельных составляющих При векторном кодировании для отрезка хранятся координаты его концов, для прямоугольников и ломаных - координаты вершин. Окружность и эллипс можно задать координатами прямоугольника, в который вписана фигура. Рисунки кодируются с помощью следующих команд: Установить x, y – установить в качестве текущей точку с координатами (x, y); Линия к x1, y1– нарисовать линию от текущей точки до точки с координатами (x, y), при этом точка (x1, y1) становится текущей; Окружность x, y– нарисовать окружность с центром в точке (x, y) и радиусом; Прямоугольник x1, y1, x2, y2– нарисовать прямоугольник, где (x1, y1) – координаты левого верхнего, а (x2, y2) – правого нижнего угла этого прямоугольника. Пример 1 Нарисовать Прямоугольник х1, y1, x2,y2 (Прямоугольник 20, 70, 90, 20). 72 Рис. 4.8 Векторное представление прямоугольника Пример 2 Нарисовать Окружность x, y, r (Окружность 50, 50, 30) Рис. 4.9 Векторное представление окружности Пример 3 Нарисовать фигуру из линий (х1, y1) – (x2,y2), (х3, y3)- (х4, y4), (х5, y5) – (x6,y6). При векторном представлении данная фигура – это три линии, каждая из которых описывается координатами ее концов. Фигура: Линия (4, 2) – (4,8), 73 Линия (5, 5)- (8, 2), Линия (5, 5) – (8,8) Рис. 4.10 Векторное представление фигуры из прямых линий На рисунке 4.11 представлено изображение, созданное с помощью простых фигур (прямоугольник, квадрат, окружность, линия). Рис.4.11 Векторное представление рисунка 74 Сложнее обстоит дело со сглаженными кривыми. На рисунке изображена линия с опорными точками. Рис. 4.12 Процесс создания линии с помощью кривых Безье У каждой из этих точек есть управляющие линии, перемещая концы данных линий можно регулировать наклон касательной и кривизну всех участков кривой. Если обе линии находятся на одной прямой, получается сглаженный узел, если нет – то угловой узел. Таким образом, форма этой кривой полностью задается координатами опорных точек и координатами рукояток. Кривые, заданные таким образом, называют кривыми Безье в честь их изобретателя французского инженера Пьера Безье. Векторный способ кодирования рисунки обладает значительными преимуществами в сравнении с растровым тогда, когда изображение может быть полностью разложено на простейшие геометрические фигуры (например, чертеж, схема, карта, диаграмма). В этом случае при кодировании нет потери информации. Векторная графика применяется в компьютерной полиграфии, системе компьютерного проектирования, компьютерном дизайне и рекламе. Большинство векторных редакторов предназначены, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. В оформительских работах, основанных на применении шрифтов и простейших геометрических элементов. Графические редакторы, в которых используется векторная графика: Corel Draw, Adobe Illustrator. 75 4.6 Цветовые модели Мы воспринимаем окружающий мир с помощью различных факторов, один из которых – это цвет. Открывает человек глаза и видит разные цвета, а если нужно об этих цветах рассказать другому человеку, то можно сказать что-то вроде «штаны у него как спелый лимон» или «глаза у нее как ясное небо» и человеку в принципе понятно какого цвета штаны и глаза, даже если он их не видит. То есть передать информацию о цвете от человека человеку, никакого труда не составляет. А если цветовой информацией должны оперировать не люди, а какие-нибудь технические устройства, тут вариант «глаза как ясное небо» не пойдет. Нужно какое-то иное описание цвета, понятное этим устройствам (мониторы, принтеры, фотоаппараты и т. д.). Как раз для этого и нужны цветовые модели. Цветовая модель – термин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трех или четырех значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство. Типы цветовых моделей Существует немало цветовых моделей, наиболее часто используемые можно разделить на три группы: аппаратно-зависимые – цветовые модели данной группы описываю цвет применительно к конкретному, цветовоспроизводящему устройству (например монитору), – RGB, CMYK; аппаратно-независимые – эта группа цветовых моделей для того, чтобы дать однозначную информацию о цвете – XYZ, Lab; психологические – эти модели основываются на особенностях восприятия человека –HSB, HSV, HSL. Основные системы цветопередачи – это RGB, CMYK и HSB. 76 4.7 Цветовая модель RGB RGB – аббревиатура английских слов Red, Green, Blue – красный, зеленый, синий. Аддитивная (Add, англ. – добавлять) цветовая модель, как правило, служащая для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства. Как видно из названия – состоит из синего, красного и зеленого цветов, которые образуют все промежуточные. Обладает большим цветовым охватом. Цветовая модель RGB предполагает, что вся палитра складывается из светящихся точек. Это значит, что на бумаге невозможно изобразить цвет в цветовой модели RGB, так как бумага поглощает цвет, а не светится. Исходный цвет можно получить, если прибавить к несветящейся – или изначально черной – поверхности проценты от каждого из ключевых цветов. RGB-цвет получается в результате смешения красного, синего и зеленого в разных пропорциях: каждый оттенок можно описать тремя числами, обозначающими яркость трех основных цветов. Рис. 4.13 – Цветовая модель RGB Эту модель можно представить в виде трехмерной системы координат, где каждая отражает значение одного из основных цветов в диапазоне от нуля до максимума. Получился куб, внутри которого находятся все цвета, образующие цветовое пространство RGB. 77 Рис. 4.14 Представление модели RGB Важные точки и линии модели RGB: начало координат: в этой точке значения всех основных цветов равны нулю, излучение отсутствует, т. е. это – точка черного цвета; в ближайшей к зрителю точке все составляющие имеют максимальное значение, это значит максимальное свечение – точка белого цвета; на линии, соединяющей эти точки (по диагонали куба), расположены оттенки серого цвета: от черного к белому. Этот диапазон иначе называют серой шкалой (Grayscale); три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов. Формула определения цвета: Color = R+G+B, где цвета меняются max 0 R R ; max 0 G G ; max 0 B B Каждый цвет может изменять значение от 0 до 256 (или в 16-ричной системе счисления от 0 до FF), а при умножении 256 х 256 х 256 мы получаем 16777 216 различных цветов. Для передачи информации о 256 состояниях нужен 1 байт. 78 Для передачи информации 16 777 216 состояниях нужно 3 байта. Как выглядит цветовая модель RGB? Представьте, что мы направили лучи красного, зеленого и синего цветов в одну точку на белой стене. В центре получится белое пятно, интенсивность цветов в этой точке достигает 100 %. В местах, где лучи соприкасаются, вы увидите новые оттенки: зеленый+синий – голубой (Cian); синий+ красный – пурпурный (Magenta); красный+зеленый –желтый (Yellow). Красный и голубой – взаимно дополняемые цвета. Нельзя изменить красный цвет не затронув голубой. Плюс этой модели состоит в том, что она описывает все 16 миллионов цветов, а минус в том, что при печати часть (самые яркие и насыщенные) этих цветов потеряется. Изображения в RGB используются для показа на экране монитора. При создании цветов, предназначенных для просмотра в браузерах, как основа используется та же цветовая модель RGB. Так как RGB аппаратно-зависимая модель, то одна и та же картинка на разных мониторах может отличаться по цвету, например, потому что экраны этих мониторов сделаны по разным технологиям или мониторы по-разному настроены. Рис.4.15 Таблица формирования цветов 79 4.8 Цветовая модель CMYK Если предыдущая модель описывает светящиеся цвета, то CMYK наоборот, для описания цветов отраженных. Еще они называются субтрактивными («вычитательными»), потому что они остаются после вычи- тания основных аддитивных. Так как цветов для вычитания у нас три, то и основных субтрактивных цветов тоже будет три: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow). Рис. 4.16 Цветовая модель CMYK Три основных цвета модели CMYK, называют полиграфической триадой. Печатая этими красками, происходит поглощение красной, зеленой и синей составляющих. В изображении CMYK каждый пиксель имеет значение процентного содержания триадных красок. Цвета палитры можно определить с помощью формулы: Цвет = С=M+Y Когда смешиваем две субтрактивных краски, то результирующий цвет затемняется, а если смешать три, то должен получиться черный цвет. При нулевом значении всех красок получаем белый цвет. А когда значения всех составляющих равны – получаем серый цвет. 80 Рис. 4.17 Представление модели CMYK На деле получается, что, если смешать три краски при максимальных значениях, вместо глубокого черного цвета у нас получится скорее грязный темно-коричневый. Это происходит потому, что полиграфические краски не идеальны и не могут отразить весь цветовой диапазон. Что бы компенсировать эту проблему к этой триаде добавили четвертую краску черного цвета, она и добавила последнюю букву в названии цветовой модели |