Главная страница
Навигация по странице:

  • Проектная работа на тему “Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям Н. А. Заболоцкого”

  • Цель: Изучить средства речевой выразительности, особенности их использования и составить словарь, основанный стихотворениях Н.А. Заболоцкого.Задачи

  • Основные темы поэзии Н. Заболоцкого

  • Сборники Н.А. Заболоцкого

  • Анализ стихотворения “ Уступи мне, скворец, уголок”

  • Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям Н.А. Заболоцкого

  • Лексическое средство Определение Примеры Стихотворение

  • Синтаксическое средство Определение Примеры Стихотворения

  • Приём Определение Примеры Стихотворение

  • Мело, мело

  • Словарь СРВ. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33


    Скачать 44.64 Kb.
    НазваниеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33
    Дата22.05.2023
    Размер44.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь СРВ.docx
    ТипАнализ
    #1151586













    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №33

    города Калининграда

    Проектная работа на тему

    Словарь

    средств речевой выразительности

    по стихотворениям

    Н. А. Заболоцкого”

    Выполнила

    ученица 11-3 класса

    МАОУ СОШ №33,

    Авдеенко Алиса

    Калининград, 2023

    Содержание:

    1. Введение

    2. Актуальность, цель, задачи.

    3. Анализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок»

    4. Определение средств речевой выразительности

    5. Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям Н.А. Заболоцкого


    Актуальность:

    Словарь средств речевой выразительности в первую очередь необходим не только тем, кто сдает экзамены по русскому языку, но и тем, кто только учит, либо улучшает свои знания в нашем родном языке.

    Цель:

    Изучить средства речевой выразительности, особенности их использования и составить словарь, основанный стихотворениях Н.А. Заболоцкого.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого.

    2. Дать понятие средствам речевой выразительности.

    3. Рассмотреть примеры использования СРВ в литературе (по стихотворениям Н.А. Заболоцкого) и показать их значимость.

    Введение

    Слово – это основная единица языка, самый заметный элемент из его художественных средств. Оно, прежде всего, связано и с художественной выразительностью речи. «В художественном тексте слово - это особый мир. Художественное слово – зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира».

    Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Не задумываясь, мы используем выразительные средства и в разговорной речи, чтобы наша речь была более убедительной, эмоциональной и образной. Средства речевой выразительности многообразны. Особенную выразительность нашей речи, как разговорной, так и литературной, придают такие средства, как метафоры, эпитеты, олицетворение, риторические фигуры и другие.

    Н.А. Заболоцкий - известный русский поэт. Его нередко называют поэтом мысли, поэтом философских раздумий и классической завершенности стиха. Значительное место в его творчестве занимает тема природы. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное - стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

    Через все его стихотворения пролегает путь чрезвычайно напряженного вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. Поиски велись на разных литературных и философских дорогах.

    Поэзию Николая Алексеевича, на мой взгляд, отличает простота и особая задушевность.

    Основные темы поэзии Н. Заболоцкого

    • Тема природы

    • Тема человеческой красоты

    • Тема жизни и смерти


    Мотивы поэзии Н.А. Заболоцкого


    Один из главных мотивов в лирике Заболоцкого — мотив одухотворённости природы. Всё окружающее человека: растения, животные, земля и небо — наделено разумом и душой. Всё вокруг живёт. Человек часто противопоставляется этому идеальному миру в стихотворениях поэта. Лирика сопровождается мотивом несовершенства человека. Образы постепенно приобретают индивидуальные черты. Если на начальном творческом этапе Заболоцкого человек в его произведениях выступал образом и порочности и бездуховности, то к более зрелому периоду формируются личные качества лирического героя, характер.

    Также часто в стихах Заболоцкого можно встретить мотив смерти как зарождения новой формы жизни — вечной. Автор объясняет свою позицию, обращаясь к философии, науке и мифологии.

    Сборники Н.А. Заболоцкого

    • «Стихотворения и поэмы» (1999 г.)

    В книгу вошли произведения одного из крупнейших русских поэтов Н. А. Заболоцкого (1903-1958). Если попытаться обозначить главную тему, «нерв» его творческих поисков, то это будет трагедия разума, размышления о месте человека в мироздании. Поэт писал по-разному, но об одном – о величии и одновременно о ничтожности человека в круговороте вселенской жизни. Его художественный мир – «мир живой, на тысячи ладов поющий, думающий, ясный».

    Анализ стихотворения “ Уступи мне, скворец, уголок”

    Дата написания - 1946 г.

    Литературное направление — лирика.

    Тема — пробуждение весенней природы. Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: “Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники”.

    Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» относится к пейзажной лирике. автор хотел передать всю красоту весны и свое восхищение, он хотел, чтобы мы-читатели тоже восхитились ее природной красотой.

    Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» состоит из 9 строф.

    Первая часть занимает большую часть по сравнению со второй. Она является непосредственным обращением к скворцу. Присутствует воспевание весны, описание природы, в которой есть хаос, но выглядит он успокаивающе. Такая обстановка дарит надежду на хорошее будущее, хочется верить только в лучшее.

    Во второй части образ скворца не забывается, но уходит на второй план. Здесь лирический герой ведёт обращение к своему внутреннему миру, побуждая к действию душу. Начинается она с третьей строчки седьмой строфы.

    В стихотворении автором использованы следующие выразительные средства:

    Метафоры: "душу в залог", "ручьёв околесица", "на полях кавардак", "сияние струн", "в горле у рощи", "охватило всю душу сиренями", "полыхая по небу восторгами", "потерявшим сознанье" "берёзовой консерватории.

    Эпитеты: "головкою розовой", "садами весенними", "голубые подснежники".

    Олицетворения: "свистит и бормочет весна", "пробуждаются клёны", "к мирозданью лицом".

    Сравнения: "как бабочки, листья".

    Риторические обращения: "уступи мне скворец", "начинай серенаду", "открывай представленье", "поднимай же скворешню".

    Что такое СРВ?

    Средства речевой выразительности - это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Они используются для придания речи экспрессии, эмоциональности, наглядности, делают ее более интересной и убедительной.

    Средствами выразительности являются тропы, лексические и синтаксические средства, а также приёмы

    Тропы - обороты речи, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении (эпитет, сравнение, метафора и т.д.). В основе лежит словесная образность.

    Лексические средства - средства речевой выразительности, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

    Синтаксические средства - тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

    Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям

    Н.А. Заболоцкого

    Тропы

    Троп

    Определение

    Пример

    Стихотворение













    Гипербола

    Преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.

    “Мело, мело по всей земле...”;
    «вовеки не простится»



    “Зимняя ночь”

    “Страшная сказка”






























    Метафора

    Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

    «ветер изрыт криками»,

    «дно очей»,

    «стихи слагаются навзрыд»,

    «клик колес»,

    «грусть обрушат»;
    «разноголосица миров», «вторенье строк», «в далях лет»;
    «тайник вселенной»;
    “...и воск слезами ночника на платье капал...”;
    «ручейков бессонных болтовня»


    “Февраль. Достать чернил и плакать...”

    “Красавица моя, вся стать”


    “Когда разгуляется”
    “Зимняя ночь”


    “Март”

    Метонимия

    Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

    «пропуск за порог», «болезни тягость»;
    «отголосок хора»

    “Красавица моя, вся стать”

    “Когда разгуляется”


    Оксюморон

    Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

    “И каждый был неповторим
    И повторялся вновь без счета...”

    “Единственные дни”

    Олицетворение

    Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

    «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь»;
    «проглянет синева», «трава полна торжества»;
    “Слетались хлопья со двора

    К оконной раме…”


    “Красавица моя, вся стать”


    “Когда разгуляется”

    “Зимняя ночь”

    Перифраз

    Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи.







    Синекдоха

    Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

    “Сторицей должен будет враг
    За это поплатиться...”

    “Страшная сказка”

    Сравнение

    Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено:

    1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто;

    2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде;

    3) существительным в творительным падеже; 4) сравнительной степенью прилагательного или наречия;

    «грачи как обугленные груши»;
    «стать рвется музыкою»;
    Как летом роем мошкара летит на пламя…

    И жар соблазна
    Вздымал как ангел, два крыла крестообразно...”;
    “Словно с видом чудака. . Сходит небо с чердака”,

    “... Словно падают не хлопья… Сходит наземь небосвод”.



    “Февраль. Достать чернил и плакать...”
    “Красавица моя, вся стать”
    “Зимняя ночь”


    “Снег идёт”

    Эпитет

    Эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.

    «сухая грусть»,

    «грохочущая

    слякоть»;
    “снег густой-густой”,

    “удивленные растенья”,

    “убеленный пешеход”;
    «новый, лучший век», «детей разбуженных»;
    «бессонные ручейки», “свежим воздухом”

    “Февраль. Достать чернил и плакать...”
    “Снег идёт”

    “Страшная сказка”
    “Март”

    Лексические средства

    Лексическое средство

    Определение

    Примеры

    Стихотворение

    Антонимы

    Слова, противоположные по значению







    Диалектизмы

    Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.







    Книжная лексика

    Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.







    Неологизмы

    Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы

    “Кто иглы заслезил и злынул через жерди на ноты, к этажерке свозь шлюзы жалюзи...”, “Иссурьмил” (от слова сурьма - краска для чернения волос)

    “Давай ронять слова”

    Оценочная лексика

    Слова, которые носят оценочный характер







    Разговорная и просторечная лексика

    Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.

    «рвань», «дармоедство», «голь»


    “Перемена”

    Синонимы

    Слова, различные по написанию, но близкие по значению







    Термины

    Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.








    Устаревшая лексика

    Устаревшее слово или оборот речи

    «сторицей»


    “Страшная сказка”

    Фразеологизмы

    Лексически неделимые, устойчивые словосочетания.

    «до седьмого пота», «пышут здоровьем»


    “Март”

    Синтаксические средства

    Синтаксическое средство

    Определение

    Примеры

    Стихотворения

    Вводные слова и словосочетания

    Слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.







    Восклицательные и вопросительные предложения

    1)Эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.

    2)Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?"







    Неполные предложения

    Это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.







    Обращения

    Слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак.







    Односоставные предложения

    Предложение, грамматическая основа которого содержит один главный член (сказуемое или подлежащее).







    Риторические вопросы

    Вопросы, не имеющие адресата.

    “Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? ” ,“... как слова в поэме? ”;
    " Кто велит?"


    “Снег идёт”

    “Давай ронять слова”

    Риторические обращения

    Обращения, не имеющие адресата







    Ряды однородных членов

    Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.








    Приёмы

    Приём

    Определение

    Примеры

    Стихотворение

    Анафора

    Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

    “Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи”


    “Снег идёт”

    Антитеза

    Противопоставление

    “А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок”

    “Красавица моя, вся стать”


    Вопросно-ответная форма изложения

    Текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.







    Градация

    Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор







    Диалог

    Разговор двух или более героев повествования.







    Инверсия

    Нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.

    “Слетались хлопья; и падали два башмачка...”


    “Зимняя ночь”

    Лексический повтор

    Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

    Мело, мело по всей земле

    Во все пределы.

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела...”


    “Зимняя ночь”

    Парцелляция

    Авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова)







    Синтаксический параллелизм

    Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.







    Цитирование

    Слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.







    Эпифора

    Повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.







    Вывод

    Так, поэзия Бориса Пастернака, с одной стороны, тесно связана с одним из главных поэтических течений того времени — футуризмом: сложный язык, неологизмы, многозначность лексики и синтаксиса, стилистические контрасты роднят Пастернака с Владимиром Маяковским (оба поэта высоко ценили друг друга, Маяковский оказал большое влияние на раннее творчество Пастернака. В период 1920-1927 годов Борис Леонидович был участником творческой группы «ЛЕФ»). Фyтypизм в пoнимaнии Пacтepнaкa был нoвaтopcким пoдxoдoм к oбычным жизнeнным явлeниям, вocпpинятым в acпeктe вeчнocти. Eгo фyтypизм пpoявлялcя в тягoтeнии к пepвичнoй дeтcкocти вocпpиятия миpa, в зaтpyднeннocти xyдoжecтвeннoй фopмы, в пoдчepкнyтoм иcпoльзoвaнии звyчaния cлoвa.

    С другой стороны, Пастернаку всегда был чужд демонстративный отказ от традиции: его собственная поэзия и на раннем этапе, и позже была тесно связана с поэзией Пушкина, Лермонтова, Фета, Блока, Поля Верлена, Рильке и многих других.

    Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия.

    Поэзия Пастернака сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.

    Для Пастернака высшей ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и преисполнено философским пафосом.














    написать администратору сайта