Игра на уроках немецкого языка. Муниципальное общеобразовательное учреждение Большеатмасская сош
Скачать 135 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеатмасская СОШ» « Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения» Бадулина Марина Александровна учитель немецкого языка Заседание РМО 2011 год Современная образовательная ситуация в России диктует свои условия построения учебного процесса. Актуальностью темы моей статьи является то, что изучение иностранного языка стало обязательным компонентом не только в ВУЗах, ССУЗах, школах (на средней и старшей ступени обучения), но и в начальной школе. Потребности в реальном владении языком поставили школы, лицеи, гимназии и другие учебные заведения перед необходимостью давать реальные знания в этой области. Поэтому многие пошли по пути раннего введения иностранного языка. Обучение иностранному языку в начальной школе является оправданным социальным заказом. Дети 7-8 лет имеют ряд психологических особенностей, которые позволяют им успешно осваивать другой язык: - у них еще идет интенсивное формирование познавательных интересов, - более быстрое (по сравнению с детьми 10-11лет) запоминание языковой информации, - более развита способность к имитации, - отсутствует (практически) языковой барьер. Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития. Но младшего школьника очень сложно заинтересовать на длительный промежуток времени каким – либо занятием. Их внимание рассеянное, мышление наглядно – образное, а память является ведущим познавательным процессом и схватывает только значимые для ребенка моменты, сохраняя их. Это натолкнуло меня на необходимость проанализировать рабочие образовательные программы и задуматься о том, как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание учащихся. Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело. Игра создает прекрасные возможности для того, чтобы повысить познавательный интерес младших школьников. Для этого нужно, чтобы игровые моменты были в определенной системе, должны содержать в себе все самое новое, яркое и интересное. За игрой должен осуществляться контроль. Для проведения игры на уроке должны быть созданы оптимальные условия для проявления всех возможностей учащихся. Немаловажную роль играет личность учителя, его умение правильно организовать рабочую атмосферу в классе. Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что в этот период у детей ярко выражается способность к имитации: они абсолютно точно воспроизводят чужую фонетику. Артикуляционный аппарат ребенка еще не застыл, и в это время еще не поздно поставить ему правильно звуки, как у носителя языка. Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке. Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость. Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский. Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. Основополагающим для работы педагога является так же утверждения А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений: 1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. 2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. 4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. 5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме. Психологическое воздействие игры на разных людей неодинаково, оно определяется индивидуальными особенностями личности. Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания. Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них (теория Э. Берна). Игра благодаря дихотомии - вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению - позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта. Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре дети запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию. Дидактическая игра, используемая в обучении, представляет собой ситуацию, моделирующую реальность в целях обучения. Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Но немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Требования социально-психологического характера подразумевает создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки умения, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки. Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребенку содержание и исполнительную часть — игровые действия. В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии. Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.Игра всегда связана с различными переживаниями учащихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Игры способствуют выполнению важных методических задач: 1) Созданию психологической готовности детей к речевому общению; 2) Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; 3) Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Но специфика игры, как точно подметил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет необходимости: характер игры как таковой сделает свое дело. Таким образом, игра – это: - деятельность (т.е. речевая); - мотивация , отсутствие принуждения; - индивидуализированная деятельность, глубоко личная; - обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; - развитие психических функций и способностей; - «учение с увлечением». Основными требования к игре и условиями ее проведения являются: Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе. Игровые задания можно разделить на две основные группы: Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование - проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера( ролевые игры). Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников. Обучающая игра имеет 3 главные характеристики: 1) цель (выигрыш); 2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование); 3) правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр заключаются в 1. формировании определенных навыков; 2. развитии определенных речевых умений; 3. обучении умению общаться; 4. развитии необходимых способностей и психических функций; 5. познании (в сфере становления собственно языка); 6. запоминании речевого материала. Какова же роль игры в создании языковой среды? Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам: - игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков; - игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации; - игра способствует коммуникативно - деятельностному характеру обучения, развивает воображение, мышление; - игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу; - игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер; Цель моей работы – показать, как средствами дидактической игры можно развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках немецкого языка детям было нескучно соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки. В своей практике я использую следующие виды дидактических игр: -1) игры на усвоение изученной лексики; 2) игры на автоматизацию грамматических навыков; 3) игры для развития навыков аудирования и говорения. Между видами игр нельзя провести границу, так лексическая игра может стать грамматической и т.д. Как организовать игру так, чтобы все могли принять участие в ней, не отвлекаясь: * чаще менять ведущих, чтобы дети понимали, что в любой момент могут оказаться им сами; * просить детей оказать помощь; * просить детей оценивать действия игроков; * максимально, “театрализовать”ситуацию, чтобы дети следили, чем она закончится. Я предлагаю следующие игры с подробным описанием содержания для работы с учениками младших классов. Может быть мои коллеги найдут в них что-то новое и интересное для себя. Игра на усвоение счёта.. Учащиеся встают в круг, выбирается водящий. Он кидает мяч и говорит: « Eins“, следующий должен продолжить счёт. Кто ошибается, платит «фант» Вместо числительных можно использовать дни недели, буквы алфавита и т.д. «Алфавит». Задача участников – на скорость собрать головоломку, составив буквы алфавита в правильном порядке. Также в процессе игры необходимо верно прочитать слова, указанные на каждой из деталей головоломки, перевести их или постараться догадаться об их значении. Данная игра также может быть использована учителем в качестве одной из форм индивидуальной работы. «Домино». Несколько одинаковых комплектов карточек раздаются командам. В каждом из таких комплектов присутствуют карточки с изображениями предметов и чисел, а также карточки со словами, их обозначающими. Каждый из участников берёт себе несколько карточек, так чтоб у всех представителей команды было равное количество. Игроки «ходят» по очереди, чередуя карточку с изображениями с соответствующей карточкой со словами, сопоставляя картинку со словом. В случае отсутствия у «ходящего» участника необходимой карточки ход переходит следующему. Задача каждой команды составить круг. Команды одновременно приступают к этому заданию и выполняют его на скорость. Ожидаемым результатом применения данных игр является систематизация изученных лексических единиц, овладение навыками чтения и произношения. Необходимо также добавить, что игра, как сама по себе, так и в качестве формы контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала необходима для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса и является чуть ли не единственным способом его мотивации. “Построй домик” Мы поможем построить красивые яркие домики для трёх поросят. Ученики по очереди укладывают “кирпичики” (кубики) при этом, называя их цвета. Если ученик допустил ошибку, он лишается права положить свой “кирпичик”. Другой вариант игры: строим домик из фрагментов( фундамент, крыша, окно и т д). Нужно решить примеры , которые даны на частях домиков. “Цветик- семицветик.” Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске). Школьники друг за другом называют цвета лепестков. если ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала. Также на лепестках можно написать местоимения, а в центре глагол. «Гадая» по ромашке, отрывая лепестки ,ученик спрягает глагол. А можно на лепестках расположить глаголы или словосочетания, в центре ромашки написать местоимение или одушевлённое существительное. Учащийся должен составить предложение и передать ромашку дальше. Эту игру можно проводить по командам. «Найди ошибку!» Учащиеся очень любят игры на внимание. Можно предложить такую игру. Художнику дали прослушать текст. Чтобы он нарисовал об услышанном картину. Но художник был невнимателен и наделал много ошибок. Прослушайте текст( или прочитайте) и постарайтесь исправить ошибки. При изучении предлогов местоположения даю картинки с подписями, в которых предлог употреблён неверно. Сколь радости светится в глазах, когда дети находят неточность. Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу». Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся. «Wie heisst du?» Дети, взявшисьза руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Учитель становится поблизости от внешнего круга. Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой, другой - против. Через 3-5 секунд учитель говорит: ”Stop”. Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: «Ich heisse Oleg. Wie heisst du?» Ученик из внутреннего круга называет своё имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор, пока не услышат команду “Stop. ” Так можно отработать и другие вопросительные предложения. «Да или нет» Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово, обозначающее продукт питания или что-то другое. Дети образуют круг или полукруг, в центре водящий. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит “Ja” (если данное слово обозначает то, что едят) или “Nein” (в другом случае). Водящий: “Brot, Lena”. Лена: “Ja.” Водящий: “Die Katze, Olja.” Оля: “Nein. « Волшебный пазл». Цель: формирование лексического навыка. Заранее готовлю геометрическую фигуру, состоящую из треугольников или многоугольников. На параллельных гранях пишутся парные слова: антонимы ( kalt - hei ß, schön - häßlich , lustig - traurig ), синонимы ( laufen - rennen , schön – nett ), основные формы глаголов( lernen – gelernt , sprechen - gesprochen ) , слово и его перевод ( die Blume -цветок , lachen –смеяться) и т.д. Затем фигура разрезается на отдельные треугольники (многоугольники). Учащиеся должны снова составить большую фигуру, подбирая к каждой грани свою пару . «Что ты видишь?» Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места“ они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?“ Игрушечная мебель тоже помогает нам лучше запомнить предлоги места. Мы рассказываем, куда что расставляем, а потом, что где стоит у нас на новой квартире. Игры наразвитие внимания, навыков счета. Ход игры: 1). Учитель предлагает детям соединить числа по порядку, чтобы получился рисунок. Кто быстрее сделает это? 2). Учитель демонстрирует числовой ряд, в котором пропущено число. Нужно назвать его по-немецки. 3). Собрать картинку-пазл, решив примеры на фрагментах картинки. (Такой же пазл можно предложить для отработки названий красок. Игры на отработку лексики. «Укрась сказочный персонаж»: на доске иллюстрации со сказочными персонажами,нужно подобрать к ним подходящие карточки с прилагательными. Можно к набору прилагательных подобрать подходящего сказочного героя. «Собери слово»- ехал поезд, вёз слова. Поезд сильно качало и слова «рассыпались» В своей практике я также использую речевые игры, в частности ролевые игры. В сборнике «Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом» немецкий методист Фр. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками (учащимися) закрепляется определённый характер, они находятся в определённых от ношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности. Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю. Содержание отбирается с учётом накопленного детьми лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре, важно включать персонажи сказок, куклы, которые говорят только по-немецки. Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема , ее учебный характер четко осознается учителем. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию. Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями: - ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров; - ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана; - ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет; - ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности; - ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру; - ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы. Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным cтруктура детской ролевой игры, в которую входят: 1) роли, которые берут на себя дети; 2) игровые действия и поступки, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли; 3) игровое употребление предметов; 4) реальные отношения между детьми (реплики, замечания, регулирующие игру). По сравнению со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для учащихся и учителей. Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, хотя значимость результативного аспекта ролевой игры для учащихся младших классов, по сравнению с детьми дошкольного возраста, естественно, значительно возрастает. Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются: 1) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели; 2) содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале текущей разговорной темы и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие; 3) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры; 4) коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством учителя; 5) реквизит - любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение. В процессе исследования выявлены преимущества использования ролевой игры при обучении иностранному языку. Преимущества использования ролевой игры: 1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность; 2) речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно; 3) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке; 4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес. В своей работе я использую ролевые игры для отработки речевых образцов диалогической речи. Детям нравится примерять на себя роли сказочных персонажей, животных, взрослых. Также широко применяю игру в «Магазин», реквизит для которой дети готовят сами. Обыгрываем различные жизненные ситуации: в кафе, на вокзале, на улице в незнакомом городе и как гостеприимные хозяева. Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы: В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства повышения мотивации достижения успехов у младших школьников на уроках немецкого языка. Изучением этой проблемы занимались: А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., М.Н. Скаткин и др. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие. При использовании игровых методов в обучении младших школьников необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. Без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие. В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шацкого С.Т., который писал: « Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства». Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний. Во 2 четверти 2010 года мною был проведен открытый урок для МО учителей филологии . Цель данного урока - показать на практике применение игровых технологий. Так как учащиеся начальной школы любят принимать участие в играх, урок прошел интересно, весело. Дети в игровых ситуациях изучали новый лексический и грамматический материал, применяли его на практике, учились общению друг с другом, умению распределять роли. Именно применение игровых технологий позволило детям легко усвоить новый материал. В декабре 2011 года был проведен открытый урок для РМО учителей иностранного языка. В ходе урока также применялись игровые технологии, технологии дифференцированного обучения .Несмотря на то, что дети работали с незнакомым педагогом, игра помогла создать атмосферу дружбы, единства, общности интересов. В игре ребята смогли показать хорошие знания лексического материала по новой теме, а также проявили свои коммуникативные способности. Таким образом, использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, игровых технологий, ИКТ дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. О результативности педагогической деятельности свидетельствуют качественные показатели обучения: при 100% успеваемости качество знаний по немецкому языку во 2 классе в 2009-2010 учебном году составило 54 %; в 2010-2011 учебном году составило 58 %; в 2011-2012 учебном году составило 62%; при 100% успеваемости качество знаний по немецкому языку в 3 классе в 2009-2010 учебном году составило 50 %; в 2010-2011 учебном году составило 56 %; в 2011-2012 учебном году составило 60 %; при 100% успеваемости качество знаний по немецкому языку в 4 классе в 2009-2010 учебном году составило 51 %; в 2010-2011 учебном году составило 59 %; в 2011-2012 учебном году составило 64 %; результаты КР по немецкому языку во 2 классе: качество знаний – 54%, успеваемость – 100%. -результаты КР по немецкому языку в 3 классе: качество знаний – 52%, успеваемость – 100%. результаты КР по немецкому языку в 4 классе: качество знаний – 65%, успеваемость – 100%. Выводы: Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к предмету. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности. Одна из существенных задач использования игр на уроках немецкого языка – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников. В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности. Проблема, изучаемая в настоящей работе, имеет перспективы дальнейшего исследования. Данный опыт работы рассматривался на заседании РМО учителей иностранного языка в декабре 2012 года. Список литературы: 1. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.2.Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой .М.: Просвещение, 1987. . 4.. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника .М.: Русский язык, 1977. .. 5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка .Вопросы психологии. - №6. 6. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика .М.: Издательский центр « Академия», 2005. . 7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. . 8. Калимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи .Иностранный язык в школе. - 2003. - №3. 9. А. Артемова “Современная методика преподавания иностранного языка и ее реализация в начальной школе” “Deutsch kreativ” № 2, 2003г. |