Главная страница
Навигация по странице:

  • Нормативно -правовые акты и документы

  • 11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • 14. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1 15.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2 16.ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ Артикуляционная гимнастика Гимнастика губ

  • «Пробка шампанского»

  • «Часы»

  • «Лошадка»

  • Отработка согласных звуков

  • Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы

  • Упражнения на тактильные ощущения в процессе звукоизвлечения

  • Упражнения на «рождение звука» «Баня»

  • Сценическая речь. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 9класс 2022-2023. Муниципальное общеобразовательное учреждение


    Скачать 92.88 Kb.
    НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение
    АнкорСценическая речь
    Дата05.06.2022
    Размер92.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 9класс 2022-2023.docx
    ТипПротокол
    #570064
    страница3 из 3
    1   2   3

    10. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Нормативно-правовые акты и документы:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015г. № 613-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

    Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;

    11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Дополнительное образование в современной школе [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005 г. – 192 с.

    Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С. 181-195.

    Полтавец, Г.А. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей: Методическое пособие для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования [Текст] / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин. - М.: 1996, - 94 с.

    Станиславский К.С. «Работа актера над ролью», Азбука, 2015 г.;

    Турсунова И.А. «Речевые ошибки и их предубеждение», Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи», М.: Высшая школа сценических искусств, 2018 г. 100 с.;

    Техника речи: учебно-методическое пособие/ сост. и общ. ред. И. А. Турсуновой. – Москва: МГИК, 2018.-156 с.

    Топорков В.О. «О технике актера», Изд. М.: Искусство, 1954 г.;

    Гугова В.И. «Сценическая речь»;

    Ершов П,М. «Режиссура как практическая психология» Москва, 1996 г.;

    Захаржевская О.Н. «Костюм для сцены» Издательство: Советская Россия Серия: Библиотечка "В помощь художественной самодеятельности" 1973 г.

    Кох И. «Основы сценического движения», ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ, КАФЕДРА СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, Изд. Планета музыки, 2020 г.;

    Львова В.К., Шихматов Н.К. «Сценические этюды», Изд. Планета музыки, 2020 г.

    Немирович-Данченко В.И. «О творчестве актера», Изд. Искусство, 1973 г.;

    Свобода Й. «Тайна театрального пространства», Лекции по сценографии / Пер. с итал. А. Часовниковой. — 3 е изд. — М.: Изд-во ГИТИС, 2020. — 192 с., илл.;

    Станиславский К.С. «Работа актера над собой», АСТ, 2017 г.;

    12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    Акимов Н.А. «Театральное наследие» Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. и комм. В. М. Миронова: В 2 кн. Л.: Искусство, 1978. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник. 295 с.;

    Библия актерского мастерства (Станиславский, Мейерхольд, Товстоногов), Изд. АСТ; ISBN: 978-5-17-078651-0; 2013 г.;

    В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»;

    В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»;

    К.С.Станиславский «Работа актера над собой»;

    К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»;

    13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Козлянинова И., Чарели Э. Речевой голос и его воспитание. М., 1985 Петрова А. Сценическая речь. М., 1981

    Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976

    Тарасов В. Чувство речи. Учебное пособие. СПб., 1997

    14. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний:

    [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/15xd805.html.

    2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»:

    [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79osnovy-diktsiistsenicheskaya-rech

    3. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный

    ресурс]. URL: http://bibliofond.ru

    4.http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-5.obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/monitoring-razvitiya-detej-v-sisteme- 6.dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

    7.http://festival.1september.ru/articles/589262/

    8.https://vk.com/domnas


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    15.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

    • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;

    • обучающийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;

    • обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;

    • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;

    • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;

    • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;

    • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все указания педагога;

    • обучающийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    16.ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

    Артикуляционная гимнастика

    Гимнастика губ:

    «Волейбольная сетка» – верхняя губа – это края волейбольной сетки,

    уголки губ – точки ее закрепления. «Расправьте» «волейбольную сетку» так,

    чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десна передних верхних

    зубов), а теперь «натяните» ее. «Снимите сетку со столбов» – губы

    возвращаются в положение покоя.

    «Маятник» – собранные пяточком губы – маятник часов. Вот часы

    заведены, и маятник начинает совершать ритмичные, равномерные движения

    влево и вправо. Амплитуда и скорость перемещения маятника может

    меняться от более крупных и медленных движений постепенно переходя к

    более мелкими быстрым.

    «Стрелки часов» – исходное положение, что и в предыдущем

    упражнении. Движения собранных пяточком губ по часовой стрелке и

    против часовой стрелки.

    «Ванька-встанька» – собранные пяточком губы совершают

    перемещение в вертикальном направлении. Вот они потянулись вверх по

    направлению к носу: наш «Ванька-встанька» поднял голову. А вот «Ванька-встанька» кланяется–губы устремились к подбородку.
    «Точилка» – вам нужно заточить карандаш, который с трудом

    поддается обработке – очень крепкое дерево. У вас есть «точилка» – ваши

    губы: сомкнутые, сильные, собранные пяточком. Как бы преодолевая

    сопротивление дерева, затачиваемого карандаша, вытягиваются вперед

    насколько возможно, затем, достигнув предела, губы на мгновение

    сбрасывают рабочий тонус – возвращаются в исходное положение.

    «Пробка шампанского» – пошлепывание губ, напоминающее звук

    открывающейся банки шампанского.

    Гимнастика языка:

    «Шпага» – губы сомкнуты, зубы не на прикусе (укол, укол, покажи

    укол, закройся).

    «Часы» – отбиваем четверти: 12, 3, 6, 9. Рот открыт, напоминает

    формуциферблата, язык – стрелки.
    «Сахариночка» – язык выдвигается вперед, кончик языка

    подхватывает«сахариночку» и медленно уносит в рот.

    «Лошадка» – цоканье языком по звукоряд гласных и, э, а, о, у, ы.

    Отработка гласных звуков

    Участникам предлагается запомнить звукоряд гласных [и], [э], [а], [о],

    [у], [ы].

    1) Необходимо четко произнести каждый звук звукоряда, совмещая их

    с движением – на каждый звук кидаем мяч в стену.

    2) Участникам предлагается произносить звукоряд гласных каждый раз

    совмещая произношение с ударением на определенную букву. Когда

    участник выделяет голосом ударение, он совмещает его с действием – кидает

    мяч встену.

    Отработка согласных звуков

    – [Ж]; [Ш] (щетка);

    – [В]; [Ф] (лыжи);

    – [З]; [С] (завинчиваем шуруп);

    – [Р-р] (мотоцикл).

    Резонирование голоса

    Исходное положение: зубы на прикусе, губы сомкнуты.

    – Средний регистр – посылаем звук вперед.

    – Головной регистр – посылаем звук вверх.

    – Нижний регистр – посылаем звук вниз.

    – Спинной регистр – посылаем звук назад.

    Белокрылый мощный ТУ набирает высоту,

    Он летит все выше-выше, превратились в точки крыши,

    И свободно с облаками мы летим под небесами.

    Дыхательная гимнастика

    1) «Шар» – исходное положение: согнув колени, присесть на носках;

    ладони на коленях, локти разведены в стороны.

    – Медленно подниматься, расставляя руки в стороны, при этом

    выполнять длинный вдох носом и короткий выдох ртом – шар надувается.

    – Задержать дыхание.

    – Медленно выдыхать, возвращаясь в исходное положение – шар

    лопнул.

    2) Исходное положение: руки за головой, пальцы переплетены, локти

    назад.
    – Наклон туловища вперед, руки за головой, голова смотрит вперед –

    Выдох.

    – Вернуться в исходное положение – вдох.

    Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы

    1. Свобода челюсти: вставить вертикально в рот четыре пальца,

    подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы

    приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот.

    Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же

    величину, не прибегая к помощи рук. Максимально зажать, а затем

    расслабить челюсти.

    Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц.

    Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.

    2. Точка свободы: крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить

    одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд,

    сбросить напряжение, расслабить руки. Мгновенное состояние

    расслабленности мы иназываем «точкой свободы».

    3. Шейный зажим: на выдохе подтянуть мышцы живота и зажать

    челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие мышцы.

    Вдохнуть носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ».

    Вдохнуть, зажав челюсти – выдохнуть, расслабив челюсть.

    Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с закрытым ртом – выдохнуть.

    Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на

    нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка,

    выдохнуть.

    4. Лицевые мышцы – пальцевой массаж.

    Указательными пальцами найти с двух сторон от скул точки крепления

    верхней и нижней челюстей. Делать ввинчивающие движения пальцами при

    сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.

    Повторить это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем –

    насмыкающихся.

    Каждое круговое движение пальцами повторить 16 раз.

    Найти точки крепления челюстей (приблизительно на середине

    нижнего края глазницы) и повторить ввинчивающие движения в одну и

    другую сторону.

    Делать массаж каждый день.

    5. Неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно

    влияет на качество звука. Задача – разработать ее подвижность. Для этого

    нужно очень много зевать. Зевок и полузевок. Сделать восемь зевков подряд.

    Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной

    гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.

    Упражнения на тактильные ощущения в процессе

    звукоизвлечения

    Позиция – лежа на полу, лицом вверх.

    1. Максимальное расслабление всех мышц:

    – вообразить, что мы представляем из себя фигуру из влажного песка.

    Подприятными солнечными лучами влага испаряется, песок высыхает, и

    наше тело рассыпается, превращаясь в горку сухого теплого песка.

    Рассыпаться удобно на выдохе.

    2. Нахождение зажатых мышц:

    – представить, что перпендикулярно нашему телу, начиная с пальцев

    ног, продвигается прозрачная секущая плоская поверхность. По мере ее

    продвижения от ног до макушки головы наше тело становится невесомым и

    исчезает. Те части тела, при прохождении через которые секущая плоскость

    тормозит, вероятнее всего, мышцы особенно зажаты.

    Упражнения на «рождение звука»

    «Баня»

    Исходная позиция – стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы

    расположены параллельно. Расслабляем корпус, т.е. все мышцы, кроме мышц

    ног. Опускаем тело вперед. Ноги прямые и в меру напряженные.

    Представляем, что мы находимся в бане с очень приятным легким паром.

    Проверяем, достаточно ли расслаблены у нас руки, мышцы шеи. Затем

    представляем, что наши руки превратились в веники и начинаем

    похлопывать себя совершенно расслабленными кистями рук сначала по

    ногам, затем по животу, бокам, шее, плечам, рукам, затем по спине, обходя

    почки. Паримся тщательно, не пропуская ни сантиметра нашего тела. Во

    время упражнения лениво, с удовольствием постанываем на звук [М]. Все

    время проверяем свободу шейных мышц.

    Самые распространенные ошибки при выполнении этого упражнения –

    это зажатая челюсть и сдавленная гортань. Чтобы их избежать, нужно

    постоянно напоминать ребятам о том, что при выполнении этого упражнения

    должны быть сомкнуты губы и разомкнуты зубы (приблизительно на 1 см).

    Можно также предложить им сделать полузевок – «яблоко во рту».

    «Бамбук»

    Точно так же, как и в предыдущем упражнении, расслабить корпус,

    опустив его вниз. Ноги прямые и упругие. Умозрительно проследить весь

    свой позвоночник, представить себе, что каждый позвонок является одним

    звеном молодого и крепкого бамбука. Затем, поднимая позвонок за

    позвонком, начиная с копчика, представлять, как распрямляется наш бамбук,

    как он вырастает и прямой стрелой уходит в небо. По мере выпрямления

    нужно посылать легкий стон в каждый позвонок. Не забывать про «яблоко во

    рту». Упражнение выполнено верно, если звук из глухого «утробного»

    постепенно, по мерепрохождения вверх по позвоночнику, становится чистым

    и звучит финальной точкой точно в головном резонаторе.

    «Корни»

    Исходная позиция: стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы

    параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные

    молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком мы

    пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук [А]. Следим за тем,

    как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через

    все этажи здания, в котором мы занимаемся, как они все глубже и глубже

    врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий,

    податливый пластилин. При выполнении этого упражнения мы извлекаем

    звук, который напоминает очень тихое урчание львенка. Следует постоянно

    призывать ребят напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком

    случае им удастся получить желаемое качество звука.

    «Резиновый баллон»

    Представим себе, что на уровне тазобедренного сустава на нас надет

    плавательный резиновый баллон. Он очень красивый, яркий и упругий. Наша

    задача, отталкивая его руками и животом, посылать в него звук [О].

    Отталкивать нужно его в разные стороны от тела. Не забывать, что звук

    должен быть тихим и ассоциативно располагаться на уровне живота. Кисти

    рук должны быть активными, не вялыми.

    Если упражнение выполняется правильно, то мы ощущаем вибрации в

    области низа живота и копчика.

    «Солнышко»

    Исходная позиция та же, что и в предыдущих упражнениях. Локти

    разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч. Кисти складываем

    ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди.

    Представляем себе, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Мы

    тихонечко приоткрываем калитку (раскрываем ладони) и выпускаем

    солнышко из домика со звуком [ЙА].

    Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается

    не вверх или вниз, а равномерно заполняет все пространство вокруг нас, в

    том числе и за спиной.

    По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в

    стороны, звук, не повышаясь, увеличивается. Вибрации должны ощущаться в области лопаток. Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку.

    Соответственно звук развивается от сильного к слабому, интимному.

    «Обнимаем плечи»

    Из той же позиции закрываемся, обнимая свои плечи. Стремимся

    «попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на уровне предплечий.

    Звук [Ы].

    «Антенна»

    Представляем, что из нашего темечка выдвигается маленькая антенна.

    Начинаем через нее переговариваться с инопланетянами. Звукоряд «МИ-МИМИ».

    Для упрощения упражнения можно в этом месте взяться за волосы и

    легонько подергать за них.

    Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с

    «яблоком во рту». Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад,

    напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперед, а глаза поднять

    вверх. Рот должен работать вертикально.

    «Формы гласных»

    Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Сложить

    ладони друг к другу на уровне грудной клетки. Медленно и с усилием начать

    поднимать правую руку вверх и одновременно опускать левую вниз.

    Произносить долгий звук [И], следя за тем, чтобы он выходил точно из

    темени направленным лучом и ровно поднимался вверх.

    Отвести правую ногу назад, переведя на нее центр тяжести, немного

    опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук [Э].

    Вибрации в предплечьях и плечах.

    Правую ногу вынести вперед, перенести на нее центр тяжести. Открыть

    и широким жестом развести руки в стороны. Звук – [А]. Рот открыт «на

    четыре пальца». Вибрации в грудной клетке.

    Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким

    образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал.

    Произнести долгий звук [О], акцентируя внимание на ладонях. При

    правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть

    легкие вибрации.

    Представить, что мы поднесли к губам длинную, легкую, полую трубку

    и, максимально отводя ее от лица, направляем вперед узконаправленный звук

    [У], создавая звуком узкий коридор, уходящий далеко вперед.

    Складываем руки в замок. Подносим их к груди и имитируем

    движение, подобное тому, которым дрессировщик открывает пасть льву.

    Звук [Ы]. Выполняя этот блок упражнений, следим за тем, чтобы рот работал

    исключительно вертикально, а на лице не возникало никакой мимики.

    Произнося звуки [И] и [Ы], делаем полузевок.
    1   2   3


    написать администратору сайта