Сценическая речь. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 9класс 2022-2023. Муниципальное общеобразовательное учреждение
Скачать 92.88 Kb.
|
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Особенности работы с учащимися На этом этапе во многом определяется, будут ли ребята стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить изучаемый курс. Занятия позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый и второй годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, приемам работы над ролью в игровой форме с учетом особенностей возраста. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала. Посещение спектаклей позволяет детям видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей. Это необходимая часть, как обучения, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов. На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс - концертах. Контроль за знаниями и умениями детей, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и показов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка. Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. В задачи предмета "Сценическая речь" входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данного предмета является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса. Описание этапов занятий по программе Педагоги в первую очередь стремятся раскрыть потенциал ребенка, снять внутренние и внешние зажимы, пробудить интерес к миру театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и выступлений на подмостках, им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга. Обучение - процесс достаточно сложный, требующий у ребят включения всех типов мышления. Он строится на основе психофизических возрастных особенностей детей. Начиная познавать актерское мастерство, ребята постепенно проходят путь от простого к более сложному. Формируются мыслительные процессы, которые управляют двигательным аппаратом, эмоциональностью и другими качествами ребенка. В основе обучения лежат принципы: сознательность, активность и самостоятельность в обучении; наглядность; систематичность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; групповой и индивидуальный подход в обучении. Обучение проводится в группе, но индивидуально-личностный подход является приоритетным. На занятиях комбинированно подается теоретический и практический материал, что способствует лучшему усвоению программы. Практический материал строится на основе тренажа (системы упражнений), усложняется из года в год, от одной ступени обучения к другой. Система упражнений - это не только формирование актерского аппарата, куда входит умение владеть речевым аппаратом, дыханием, контроль за эмоциональным состоянием, умение владеть телом, но и осмысленное управления всеми этими составляющими. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А.Чехов «О технике актера», В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды», В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания полученные на семинарах и мастер - классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей. Также ребята посещают спектакли, концерты, музеи, выставки, что положительно сказывается и на мотивации ребенка и на коммуникативных процессах. 6. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, обще студийных мероприятий и занятий; помещение для занятий (соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам Сан.Пин. 2.4.4.1251) просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок; класс – помещение для переодевания и подготовки к занятиям; аппаратура: магнитофон, компьютер; библиотека специальной и психолого-педагогической литературы; музыкальная библиотека. 7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа «Сценическая речь» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 8.МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Критерии оценки учебных результатов программы указываются в таблице педагогического наблюдения При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке. Работа учащихся оценивается по уровневой шкале: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень. В конце года проводится комплексный анализ достижений учащегося, с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения программного материала. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Уровни: Высокий Учащийся демонстрирует высокую ответственность и заинтересованность в учебной деятельности; проявляет инициативу в предлагаемом поле деятельности; не пропускает занятия без уважительной причины; демонстрирует высокий уровень знаний; владеет на высоком творческом уровне получаемыми в ходе изучения Программы умениями и навыками; знает требования и правила литературной речи; владеет уверенными навыками литературной речи; чтение текста отличается убедительностью, эмоциональностью и выразительностью. Средний Учащийся демонстрирует ответственность и заинтересованность в учебной деятельности; демонстрирует хороший уровень знаний; инициативы не проявляет, но способен поддержать инициатора в предлагаемом поле деятельности; в достаточной степени владеет получаемыми в ходе изучения Программы умениями и навыками; знает требования и правила литературной речи; допускает небольшие ошибки в литературной речи, в большинстве случаев самостоятельно их замечает и исправляет; чтение художественного текста не всегда эмоционально и выразительно. Низкий Учащийся демонстрирует недостаточную ответственность и заинтересованность в учебной деятельности; посещает занятия «время от времени»; демонстрирует удовлетворительный уровень знаний и слабо владеет получаемыми в ходе изучения Программы умениями и навыками; обладает небогатым словарным запасом; часто ошибается при чтении текста (ударения, согласования окончаний, ошибочная интонация); исправляет ошибки по замечанию педагога. 9.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (72 часа) в год (2 часа в неделю)
|