Главная страница
Навигация по странице:

  • Памятник академику И.В.Курчатову

  • «МАСТЕР ГРАВЮРЫ И АКВАРЕЛИ»

  • ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1905г.

  • 1968г. 1971,1973гг. 1980г. 1984,1995гг.

  • ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИ Венеция

  • На пляже. Танцующие девушки. Из серии «Гурзуф»

  • Остров Капри. Красна вилла. Здесь жил М.Горький

  • Скала Шаляпина. Из серии «Зима в Гурзуфе»

  • КАТАЛОГ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ Н.У.ЛАПШИНА В МИКУЛИНСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ

  • Служа-Отечеству-искусством. Муниципальное учреждение культуры Лотошинская цбс


    Скачать 1.67 Mb.
    НазваниеМуниципальное учреждение культуры Лотошинская цбс
    Дата27.05.2022
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСлужа-Отечеству-искусством.doc
    ТипДокументы
    #553131
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Памятник конструктору танка Т-34 М.И. Кошкину, гранит, деревня Брынчаги, Ярославская обл., 1993 г.

  • Памятник академику А.П. Александрову, бронза, РНЦ «Курчатовский институт» (архитектор Н.А.Ковальчук), Москва, 1994 г.

  • Памятник академику И.В.Курчатову (совместно со скульптором В.Н. Селивановым, архитектор А.Христос), бронза, гранит, завод «Радон», г. Сергиев Посад, 1998 г.

  • Памятник поэту Вячеславу Богданову, полиэфир, чугун, село Мордово, Тамбовская обл., 2003 г.


    Муниципальное учреждение культуры

    «Лотошинская ЦБС»

    Методико-библиографический отдел

    «МАСТЕР ГРАВЮРЫ И АКВАРЕЛИ»

    О жизни и творчестве художника-графика

    Николая Иустиновича Лапшина



    Биобиблиографическое пособие

    из цикла «Служа Отечеству искусством»

    Выпуск 3


    Лотошино

    2008 г.

    Методико-библиографическим отделом «МУК Лотошинская ЦБС» составлен биобиблиографический материал «Наследие мастера», о жизни и творчестве нашего земляка, старейшего художника-графика нашей страны Николая Устиновича Лапшина. При составлении материала был использован биографический материал из книги племянницы Н.У.Лапшина Елены Козловой «Родом из Хранева», которая посвящен семье Селивановых-Лапшиных. В Список включены основные даты жизни и творчества мастера, список его основных работ. В материал вошел каталог персональной выставки Лапшина, которая прошла в Микулинской народной картинной галерее в 1973 году, терминологический словарь понятий, используемых в биобиблиографическом пособии. Этот каталог был подарен центральной районной библиотеке В.М. Крупко одним из организаторов этой выставки. Надеемся, что представленный материал будет интересен всем ценителям творчества Николая Устиновича Лапшина.

    «…Не подражая и не стилизуя, он создал очень современный тип гравюры, чёткой и лаконичной, с большой выразительностью передающей картины нашей действительности!»

    Е.Евтушенко
    Николай Устинович Лапшин прожил долгую и счастливую жизнь. Родившись в начале ХХ века, художник прожил его вместе со своим народом, разделил с ним беды и радости, подарил ему свое искусство. Начав рисовать в 11 лет, Николай Устинович всю свою жизнь посвятил изобразительному искусству – искусству акварели, живописи, гравюре.

    Н.У.Лапшин родился в 1905 году в селе Хранево Микулинской волости Тверской губернии в большой и дружной семье. С семи лет учился в церковно-приходской школе. Занятия давались мальчику легко. В 1916 году Николай Лапшин окончил начальную школу на «хорошо» по всем предметам, даже по Закону божьему. Тяга к творчеству, правда, сначала музыкальному, проявилась очень рано. Одновременно с постижением школьных наук, Коля научился играть на балалайке. Учителем стал Ваня Морозов, который лучше всех в деревне играл на этом инструменте. А еще мальчик хорошо рисовал. После окончания 4-го класса, учитель Иван Петрович Троицкий повел учеников за 60 км пешком в Тверь на экскурсию. В Твери Иван Петрович познакомил маленького Колю с художником, который, посмотрев рисунки, отметил его способности к рисованию и порекомендовал учиться дальше и развивать талант. На вопрос, почему он стал художником, Лапшин отвечал просто: «Потому что был востребован с раннего детства, и находились люди, которые всячески помогали, как только заметили, что я начал рисовать».

    После 5-го класса Николая Лапшина приняли в Микулинскую гимназию. Не окончив 9 классов, он уехал в Тверь, где продолжил учебу. В тверской школе увлечение мальчика рисованием было замечено и поэтому вскоре его пригласили в губернский отдел народного образования для получения командировки в Московский художественный институт. В 1924 году Николай Устинович был зачислен в Высшие художественно-технические мастерские, сокращенно ВХУТЕМАС.

    ВХУТЕМАС в 20-х годах прошлого века был центром всей художественной жизни Москвы. Он был организован сразу после Октябрьской революции на месте Школы живописи, ваяния и зодчества. В институте учились студенты с разным уровнем образования. Среди однокурсников, которые уже получили какое-то художественное образование и были городскими, сельский паренёк Лапшин чувствовал себя неровней, но это было только на первом курсе. Общительный , любознательный и талантливый Николай быстро освоился в студенческой среде.

    Среди преподавателей были такие известные мастера как Л.А.Бруни, Н.Н.Куприянов, Н.А.Удальцов, В.А.Фаворский, в мастерскую которого Лапшин перешел на третьем курсе. Профессор Владимир Андреевич Фаворский преподавал теорию композиции и теорию графики. Эти предметы были основой мастерства будущих художников-графиков. Фаворский находился в расцвете творческих сил. Им были созданы такие работы, как «Фамарь», жемчужина мировой графики «Книга Руфь». Он не столько учил гравировать, сколько хотел, чтобы студенты поняли, что такое настоящий художник.

    Первую гравюру Николай Лапшин выполнил в 1926 году. На ней он изобразил слободу, которая была видна из родного дома в Храневе.

    На втором курсе Лапшин переехал в студенческое общежитие на Мясницкую 21, которое находилось в старинном особняке – бывшей Школе живописи, ваяния и зодчества. В это общежитие чуть ли не каждый день наведывался Владимир Маяковский. Поэт когда-то сам учился в этих стенах, но за участие в публичных литературных выступлениях футуристов был исключен. Студенты очень любили Маяковского и старались попасть на его выступления. Маяковского иллюстрировать трудно, и поэтому художники иллюстрировали его очень мало. В 1933 году Лапшин сделал иллюстрацию к его поэме «150 миллионов». Был изображен любимый лозунг Маяковского «А нам не только, новое строя, фантазировать, а еще и издинамитить старое».

    Николай Устинович Лапшин жил рядом с храмом Христа Спасителя, который в то время разрушали. Это событие Лапшин со слезами на глазах изобразил на гравюре. На ней на фоне разрушаемого храма Христа Спасителя воздвигается новое здание Дворца Советов. Эта гравюра получилась глубоко эмоциональная и историческая. Потом она была выставлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, увеличена в 3 раза и висела на улице при входе в музей.

    Успешно закончив в конце 1929 года учебу во ВХУТЕМАСе, Николай Устинович работал художественным редактором в издательстве. Вместе с тем Николай Устинович писал маслом, акварелью, работал в резной гравюре. Его произведения имели успех и выставлялись на престижных выставках с 1932 года. В этом же году он был принят в члены Союза художников СССР.

    Став художником, Николай Устинович не порывал творческих связей с родным селом. Регулярно бывая на родине, писал сцены колхозной жизни, своих односельчан и создал серию акварелей и гравюр «Колхоз Заря». В 30-е годы им была выполнена серия заставок к книге «Как мы строим метро», созданы гравюры «Демонстрация» и «Красная площадь», которая была напечатана в газете «Известия» 21 января 1936 года и была принята в Третьяковскую галерею. Он шагал в ногу со временем, останавливая свой взгляд художника на наиболее важных вехах истории страны.

    В 1931 году Николай Устинович Лапшин женился на Анне Андреевне Зубренковой, которая была студенткой Центрального училища театрального искусства (сейчас ГИТИС). По окончании училища Анна Андреевна пела в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Но война, потом рождение дочерей помешали ее карьере. Для мужа она была и натурой, и первым зрителем, и добрым «критиком». До глубокой старости она пела ясным и чистым голосом. Вместе с Николаем Устиновичем они прожили 60 счастливых лет. Анна Андреевна скончалась 20 декабря 1995 года на 91-м году жизни.

    Тяжелые военные годы для Николая Устиновича начались с рождения дочери Наташи, которая появилась на свет в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. А призвали на фронт Лапшина 26 октября 1941 года. С собой Николай Устинович взял альбом, на котором было написано: Н.У.Лапшин, 26 октября 1941 года, Москва Савельевский переулок дом 2 квартира 6 или Микулино-Городище, Московской области Лотошинского района, село Хранево. В этом военном альбоме все записи и зарисовки от самой Москвы. А письма с фронта хранятся в семейном архиве и передаются из поколения в поколение.

    В 1942-м году после госпиталя Лапшина отправили в 78-й отдельный бронепоезд санитаром, который стоял недалеко от Сталинграда. У Николая Устиновича сохранились статьи военных лет. Вот, например, статья «Воин-художник Лапшин», в которой написано: «Красноармеец Лапшин работает санитаром и находится сейчас в подразделении, которое готовится к бою. При этом красноармеец Лапшин не перестает работать в области изобразительного искусства и для этого использует все свое свободное время. На выставке изобразительного искусства, организованного в нашей части, работы красноармейца Лапшина заняли первое место. Он получил высокую оценку. Командир части за плодотворную работу объявил ему благодарность и наградил грамотой». Еще одна статья о выставке картин: «В июне месяце в нашей части была организована выставка работ бойцов. Неплохо написаны картины «Бронепоезд зимой» и «Комиссар Н-ского бронепоезда Ткаченко проводит с бойцами беседу». Работы красноармейца Лапшина находятся на высоком уровне. В картине «Огневой налет бронепоезда на фашистские войска» хорошо отражена динамика боя. Ясность изображения, свежесть красок оставляет глубокое впечатление. Остается пожелать ему новых творческих успехов».

    В конце 1944-го Лапшина перевели в Киев в штаб дивизии, где он служил до конца войны. Домой вернулся лишь в октябре 1945 года. После войны Николай Устинович возвращается к работе в издательствах художественным редактором и продолжает творчески работать. В середине 50-годов он создает серию акварелей на колхозную тему. Среди них портрет плотника и групповой портрет «Храневские плотники», пронизанный солнцем лист «Доярки» и целый ряд других. Быт колхозников, такой знакомый художнику с детства, снова нашел отражение в его работах. Результатом поездки в Рязанскую область явилась графическая серия «Край есенинский». Делал станковые гравюры; на дереве гравировал экслибрисы, которые выставлялись в нашей стране и за рубежом - в Японии, Канаде, Германии, Чехословакии, Финляндии. Значительное место в его творчестве занимала и работа над эстампами – одна из самых массовых видов тиражной графики в середине прошлого столетия. Более 30 линогравюр было тиражировано Комбинатом графических искусств.

    Огромное место в жизни и творчестве Лапшина занимало творчество Сергея Есенина. Еще, будучи студентом ВХУТЕМАСа, он неоднократно видел поэта, присутствовал на его похоронах, а на фронте в бронепоезде часто читал его стихи однополчанам. После войны Николай Устинович не раз ездил на родину Сергея Есенина и выполнил несколько линогравюр. В 1968 году Н.У.Лапшин награжден Дипломом Московского художественного фонда РСФСР за создание серии пейзажей «По есенинским местам» (цветные линогравюры).

    В 50-е годы Николай Лапшин берется за резец. Жанр экслибриса и труден и увлекателен и, как говорит Николай Устинович, этот жанр привлекал его тем, что в этих работах можно показать внутренний мир и интересы владельца книги, с одной стороны, и возможность свободного воплощения его собственной творческой фантазии, с другой.

    В 1963 году в Москве был организован Клуб экслибристов (МКЭ), объединяющий в своем составе большую группу художников книги и мастеров экслибриса, графиков – любителей, искусствоведов и опытных знатоков книжного дела и книжного знака. В этом клубе собирались профессора, артисты, художники, проводились тематические вечера, различные встречи коллекционеров, на которых обменивались экслибрисами.

    В 1991 году в этом клубе состоялся вечер, посвященный экслибрисам Лапшина. Им были выполнены экслибрисы для Ивана Морозова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Владимира Солоухина, для сестры поэта С.Есенина Александры Есениной, поэта В.Бокова. За период творческой деятельности Николаем Устиновичем было выполнено 43 экслибриса.

    Николая Устиновича очень увлекала природа Крыма, пейзажи и жизнь отдыхающих. На эту тему сделано более сотни акварелей и цветных линогравюр. В 1980 году, путешествуя по Италии, он сделал много набросков – пейзажей Венеции, Рима, острова Капри, по которым в дальнейшем написал замечательные акварели. После этой поездки Николай Устинович на выставке в Доме художника представил свои работы и выступил перед присутствующими. Вот что пишет об этой встрече искусствовед Г.Кустов в газете «Московский художник» (апрель 1991 года): «Со времени путешествия в Италию Н.И.Лапшина минуло десятилетие, но когда Николай Иустинович рассказывает о природе Аппении, о музеях, памятниках зодчества, глаза 85-летнего художника оживают по-юношески. Эта поездка омолодила его душу, дала сильный творческий импульс, позволивший исполнить значительные циклы акварелей, посвященных Италии. Эта поездка осветила его палитру, наполнила светом и воздухом его работы».

    Всего же Николаем Устиновичем выполнено 126 гравюр, более 500 акварелей и 50 картин написано маслом. Все работы Николая Устиновича выполнены в реалистической манере, так как он всегда считал, что искусство должно быть понятно и близко зрителю и что с народом надо говорить на одном с ним языке.

    Его работы были представлены более чем на 25 союзных и международных выставках. Первая персональная выставка работ Н.У.Лапшина состоялась в Москве в 1938 году в МОСХе, затем в 1971 и 1973 годах в родных местах: в селах Хранево и Микулино-Городище.

    В 1984 и 1995 годах - персональные выставки в Москве в Центральном Доме художников. Работы художника находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Третьяковской галерее, доме-музее С.А.Есенина в селе Константиново и во многих частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

    Искусствовед М.Панов, рассказывая о творчестве Н.У.Лашина в газете «Московский художник» за 1980 год в статье «С чего начинается Родина», пишет: «Многих московских художников привлекает деревня как исток Родины, русской национальной культуры. Они увлеченно работают в Подмосковье и других местах, в особенности на севере, где более сохранился старинный деревенский быт. Николаю Иустиновичу Лапшину не надо «идти в деревню» - он в ней родился и вырос, перед ним не встает вопрос «с чего начинается Родина?». Она началась для него с первых шагов жизни у крылечка его избы, с окружающих село широких полей и лугов, с ближайших лесов и протекающей возле села речки.

    Ему было свойственно поэтически-философское восприятие мира. Он не скользит по поверхности явлений и стремится не к широте охвата, а к проникновению вглубь. Его творчество поэтично по самой своей сущности. Он обладает поэтической натурой, любит поэзию, и сам пишет стихи.

    Не подражая и не стилизуя, он создал очень современный тип гравюры, четкой и лаконичной, с большой выразительностью передающей картины нашей действительности. В большинстве случаев эти гравюры рассчитаны на подкраску акварелью, делающую их веселыми и праздничными. Поэт Евгений Евтушенко, увидев их на 2-ой Всесоюзной выставке эстампа, писал в газете «Советская культура», что гравюры Лапшина «это как бы графические частушки – задорные и смелые». С этим метким определением нельзя не согласиться.

    ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА


    1905г.
    1924г.

    1924-1930гг.

    1931г.

    1932г.

    1938г.

    1941г.

    1942-1944гг.

    1944-1945гг.

    1968г.

    1971,1973гг.
    1980г.

    1984,1995гг.



    Родился в селе Хранево Микулинской волости, Тверской губернии.

    Окончил среднюю школу

    Учеба в Высших художественных мастерских

    Женился на Анне Андреевне Зубренковой

    Член Московского Союза Советских художников

    Первая персональная выставка работ в МОСХе

    Призвали на фронт

    Служил санитаром на бронепоезде

    Переведен в Киев в штаб дивизии

    Награжден Дипломом Московского художественного фонда РСФСР за создание серии пейзажей «По есенинским местам»

    Персональные выставки работ в Храневе и Микулино-Городище

    Поездка в Италию

    Персональные выставки работ в Москве в Центральном Доме художников



    ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИ


    1. Венеция Бумага, акварель. 26Х38, 1980г.

    2. Гурзуф Бумага, акварель. 34Х46, 1981г.

    3. Зима в Гурзуфе Бумага, акварель. 35,5Х47,5, 1985г.

    4. Микулино-Гродище. Собор Х1V века Бумага, акварель. 34Х31, 1973г.

    5. На пляже. Танцующие девушки. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 27Х38, 1983г.

    6. Окрестности Микулина-Городища. Река Шоша Бумага, акварель. 31Х42, 1971г.

    7. Остров Капри. Красна вилла. Здесь жил М.Горький Бумага, акварель. 12,5Х18, 1980г.

    8. Платаны. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 45Х36, 1985г.

    9. Село Константиново. Дом С.Есенина Цветная линогравюра, 25Х39, 1966г.

    10. Село Хранево Подкрашенная линогравюра. 38Х27, 1973г.

    11. Скала Шаляпина. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 35,5Х47, 1985г.

    12. У бассейна. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 47Х60, 1978г.

    13. Цветущие деревья. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 26Х38, 1989г.

    14. Цветущий сад. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 45Х36, 1989г.



    КАТАЛОГ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

    Н.У.ЛАПШИНА

    В МИКУЛИНСКОЙ КАРТИННОЙ

    ГАЛЕРЕЕ
    ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ


    1. Колхоз «Заря» На пашне. Молотьба.

    2. Станция метро «Смоленская пл.»

    3. Красная площадь

    4. Колхозные парашютисты

    5. В.И.Ленин

    6. Экслибрисы


    ГРАВЮРЫ НА ЛИНОЛИУМЕ


    1. Памятник Чайковскому

    2. Доярки

    3. Танцующие колхозники

    4. Бассейн «Москва»

    5. Ночное

    6. Коломенское

    7. Дом-музей С.Есенина

    8. Пристань в Константинове

    9. Молотьба

    10. Березка

    11. Родина С. Есенина

    12. У пруда

    13. Ростовский кремль

    14. Зима в Константинове

    15. Храневская конница



    1933г.

    1935г.

    1936г.

    1937г.

    1961г.

    1964-68гг.


    1959г.

    1959г.

    1961г.

    1963г.

    1966г.

    1966г.

    1967г.

    1968г.

    1969г.

    1970г.

    1970г.

    1971г.

    1971г.

    1973г.

    1973г.



    АКВАРЕЛЬ
    1   2   3   4   5


  • написать администратору сайта