Изложения ОВЗ. Муниципального бюджетного общеобразовательного
Скачать 206.76 Kb.
|
(Выдержки из книги «Дорога в космос». Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина; 490 слов) Обратить внимание!!! Формировать навык пересказ текста с изменением лица повествователя. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Кого, по Вашему мнению, можно назвать героем?» ТЕКСТ 11. ОБ ИСКУССТВЕ Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену. Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли по темной и узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно остановился. «Подожди, - сказал он, - что это за звуки? Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет!» Мы стояли около бедного маленького домика и слушали с восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. «Я не могу больше играть, - говорил чей-то голос, - это слишком прекрасно. Я понимаю, что играю не так, как следует. Если бы когда-нибудь услышать мне это в исполнении настоящего большого музыканта!» - Перестань, сестра, - возразил другой голос, - зачем мечтать о невозможном. Наших средств не хватает на самое необходимое в жизни. - Я знаю. - Войдем, - сказал Бетховен, и голос его дрогнул. - Я буду играть, и меня поймут здесь, я это чувствую. Он отворил дверь, и мы вошли. У стола сидел молодой человек. Он чинил старый сапог. У старомодного рояля сидела девушка. - Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я слышал, что вы говорили; вам хочется музыки, я поиграю вам. В неожиданном появлении нашем было много странного, и хозяин бедного жилища желал, по-видимому, избавиться от нас. - Спасибо, - сказал он, - но инструмент наш слишком плох, и у нас нет нот. - Нет нот, - повторил Бетховен, - но как же вы играете? - Он взглянул в глаза девушке, и только тут мы заметили, что она была слепа. - Извините, - сказал Бетховен, - но где вы слышали то, что вы сейчас играли! - Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла, и я много запомнила. Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и сестра слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Голова Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье. Молодой человек подошел к Бетховену. - Кто вы? - спросил он медленно и тихо. - Слушайте, - также тихо сказал Бетховен и заиграл ту самую сонату, которую играла слепая девушка. Крик восторга вырвался у брата и сестры. Они бросились к Бетховену и припали к его рукам. - Мы узнали! Вы - Бетховен! - повторяли они. Он встал и собрался уходить, но они удержали его. - Поиграйте еще, - говорили они. Он не протестовал и снова сел за рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. - Я хочу, - проговорил он, - написать новую сонату и посвятить ее лунному свету. Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды. - До свидания, - сказал Бетховен, отодвигая стул и направляясь к двери. - До свидания. - Вы придете к нам еще когда-нибудь? - спросили разом брат и сестра. Он остановился и взглянул на слепую девушку сострадательным и нежным взглядом. - Да, да, - поспешно ответил он. - Я приду, непременно приду и дам вам несколько уроков... Мы вышли. - Мне надо домой, - сказал Бетховен, - мне надо написать мою лунную сонату, пока я слышу её. Он просидел за этим делом всю ночь и следующее утро. Так создавалась «Лунная соната», которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир. (570 слов) Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную. Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью. Вспомнить правила оформления на письме сложного предложения. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что, по Вашему мнению, вдохновляет человека на создание произведений искусства?» ТЕКСТ 12. О СИЛЕ ЛЮБВИ И ИСКУССТВА Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К трону пришел Крым-Гирей через горы трупов. Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана. — Ну и пусть бежит, — говорил он, — это хорошо, если боятся… Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти, — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце. Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, худенькую девочку. Деляре её звали. Не согрела девушка лаской и любовью старого хана, а всё равно полюбил её Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое. Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца. На закате дней своих любить очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему: — Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце. Спросил его мастер: — Хороша была девушка? — Что знаешь ты о ней? — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую? — Из камня что выдавишь? — сказал он хану. — Молчит камень. Но если твоё сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моём горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня всё, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слёз никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слёзы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь её день и ночь, не переставая, годы, века… И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь? Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь… Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы… (Легенда Крыма, 461 слово) Обратить внимание!!! Уточнить по словарю значение непонятных слов. Обратить внимание на написание имён собственных. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чём, по Вашему мнению, заключается сила любви?» ИЛИ Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чём, по Вашему мнению, заключается сила искусства?» ТЕКСТ 13. О СПОРТЕ История Олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Однажды царь Ифит прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту: «Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!» Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты. Был заключён мир. Чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, Ифит организовал атлетические Игры: они должны были проходить в области Олимпия каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Сначала в Играх участвовали атлеты только двух городов, но со временем спортивные соревнования стали общегреческими. Благодаря древнегреческой традиции высекать имена олимпийских чемпионов на мраморных колоннах, до нас дошло имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды. С приближением Олимпийских игр во всех направлениях разъезжались гонцы, которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом везде. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих городов-государств собирались вместе, они чувствовали своё единство. Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года между жатвой и сбором винограда. Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Первыми дисциплинами, в которых состязались атлеты, был бег, затем появилось пятиборье, состоявшее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Чуть позже программу соревнований дополнили кулачный бой и езда на колесницах. Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом чемпионы-олимпионики. Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию судьи соревнований в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать, чтобы набраться сил. Зрителями на стадионе во время Игр были десятки тысяч зрителей. Трубы приветствовали гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого. История Олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями. (384 слова) Обратить внимание!!! Обратить внимание на написание имён собственных. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему, по Вашему мнению, спорт на протяжении веков вызывает интерес?» ИСТОЧНИКИ: http://modernlib.net/books/gagarin_yuriy_alekseevich/doroga_v_kosmos/read http://peskarlib.ru/sergey-alekseev/mishka/ http://vseknigi.3dn.ru/publ/sbornik_tekstov/slozhnoe_predlozhenie/lunnaja_sonata/34-1-0-413 http://www.epampa.narod.ru/nech/shpak.html http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1528126555/_spec_ru_pism_gve-9_2018_.pdf http://www.hrono.ru/proekty/pampasy/ist/kalashnikova4.html http://www.sampayalnik.ru/skolko-raz-letal-v-kosmos-georgiy-grechko http://www.stavrosha.ru/content/vasilij-vasilevich-andreev/ https://azbyka.ru/fiction/preodolenie-svyashchennik-aleksandr-dyachenko/ https://knigogid.ru/books/53879-sobaki-ne-oshibayutsya/toread https://xvastunishka.us/blog/43919053187/Istoriya-drevnih-olimpiyskih-igr Легенды Крыма. Сборник/ сост. П.Е. Гармаш. – Симферополь, 2003. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: 2008. 1 http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1528126555/_spec_ru_pism_gve-9_2018_.pdf 2 Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: 2008. 3 Аю-Даг — значит Медведь-гора. Если смотреть с западной стороны, гора по своей форме напоминает огромного медведя, пьющего воду из Черного моря. В далеком прошлом в Крыму действительно водились медведи. Старинная легенда гласит, что медведи покинули полуостров, но вожак их остался. Навсегда. Аю-Даг – лакколит, «неудавшийся вулкан». Его высота – 557 м. Медведь-гора – одна из достопримечательностей Крыма. |