Муром. Мурома еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России
Скачать 223.09 Kb.
|
Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России. Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими отступлениями. «Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещёрой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литературе историю финно-угорской Му ромы принято начинать со второй половины I тысячелетия от Рождества Христова и заканчивать 12-13-м веком. Безусловно, это неправильная позиция. Название города - Муром - сохранило исконное название финно-угорских хозяев этой страны до наших дней. Пожалуй, это главная победа муромы и во времена московской «борьбы с язычеством», и в эпоху «просвещённого малороссийского славянизма», пришедшего в Московию. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Здесь торговали мери, муромы, эрзян, мари и булгары. Современная наука не может твердо сказать, как именно называли себя люди этого народа на своем языке. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. О муроме имеются краткие сведения в первых христианских летописях Руси. Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища. На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии и археологии. Археология дает нам хорошие представление о материальной культуре муромы. Это материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века по нынешний, и результаты, полученные при исследовании трех муромских городищ. Мурома были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о быстрой и мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, Черниговом и позднее с Владимиром-Мерьским, о вхождение Мурома и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным»… Вновь оговоримся, что «второй вариант» в самом деле скорее всего и происходил, это доказывают знаменитые былины про Илью Муромца. Илья Муромец – знатный воин из муромы, был, по всей вероятности, нанятым дружинником киевского князя. В Киеве он и прославился своей силой. Вражда Ильи Муромца с черниговским князем и Олегом Поповичем доказывает языческую суть этого героя, как и его обособленность от Руси. «…Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которые, вероятно были почитаемыми животными в муромском языческом обществе. Уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись, ни больше, ни меньше, законодателями моды для всего мира поволжских финнов. Немногочисленные представители балто-славян приходившие на эту землю были ассимилированы коренными жителями края. После XII веку мурома перестала на равне с мерей, мещерой, весью и другими многочисленными финно-угорскими народами современной центральной России упоминаться в летописях как отдельный народ - к этому времени власть Киева и Чернигова предпочла иметь дело с «географической областью», а не народом, постепенно осваивавшим славянский язык в качестве лингва-франка (языка международного общения)». Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме. Однако наверняка многие решат что реконструкция самосознания муромы несет удар самосознанию великодержавных русских националистов, большинство которых ну никак не хотят «родниться» ни с финнами, ни с татарами, смотрят на эти древние традиционные народы России не как на своих родных предков, но как на чуждые элементы, с радостью внимая мифам о неких исторических "славяно-арийцах", "русичах" (термин, придуманный лишь в XVIII веке, как поэтизм) – самой древней нации в мире, от которой по свету распространились все остальные языки мира (эти сказки муссируют юморист Михаил Задорнов, лингвисты Драгункин, Чудинов и другие). А ведь помимо муромы в русский народ почти полностью или просто полностью влились вепсы(весь), меря, эрзя, мокша, мещёра, мари, чудь-заволочская, водь, ингры, значительная часть карелы, пермь, коми, волжские булгары, чуваши, половцы-казаки... Иными словами, русские европейской части России, являются прямыми потомками финно-угорских и тюркских народов. Уникальная монография посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки. На основе анализа археологических источников рассмотрены в хронологическом развитии характерные черты погребального обряда, историко-географические характеристики расселения и особенности домостроительства муромы. Представлены основной погребальный инвентарь и находки поселений. Издание предназначено для специалистов в области финно-угроведения, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, музейных работников и краеведов, а также всех читателей, изучающих историю Волго-Окского региона. Муромский район, Чаадаевское городище. Муромский район, Чаадаевское городище. ДОКЛАД на тему: Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России. Выполнил: ученик 6 класса Сукманов Егор |