Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 История музыкальной психологии

  • 1.2 Понятие музыкальной психологии

  • 1.3 Музыкальное восприятие

  • 1.4 Эмоции и чувства в музыке

  • Глава 2. Музыка со стороны психологии на конкретных примерах

  • 2.1 Опрос учащихся 10 класса на тему «Помогла ли вам музыка в жизни»

  • 2.2 Группа My Chemical Romance как пример выражения и передачи чувств, эмоций и отклика на события

  • 2.2.1 События 9/11 и их влияние на группу

  • 2.2.2 Разбор некоторых песен MCR и их посыл

  • Французский. проект.тв. Музыка как часть психологии


    Скачать 355.89 Kb.
    НазваниеМузыка как часть психологии
    АнкорФранцузский
    Дата30.05.2021
    Размер355.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект.тв.docx
    ТипДокументы
    #211791

    Глава 1. Музыка как часть психологии

     

    В этой главе мы поговорим о том, как же музыка влияет на нас, что скрывается за приятной песней и как мы воспринимаем её. На все эти вопросы отвечает особый раздел общей психологии – музыкальная. 

     

    1.1 История музыкальной психологии 

     

    Перед изучением такого раздела психологии как музыкальная психология стоит выяснить: когда люди заинтересовались изучением музыки и её влияния на человека. 

     

    Музыкальная психология, как и общая, интересовала людей с древнейших времен. Древние философы заложили основу этой науки. Например, Пифагор сравнивал общественную деятельность с ладом и оркестром, где у каждого члена своя особенная роль. Он также установил, что мелодия и ритм влияют на душу человека.  

     

    Сама же музыкальная психология, как наука берет начало в трудах Германа Гельмгоца, немецкого естествоиспытателя. В XXI веке стала активно развиваться общая психология, и как следствие − музыкальная.

     

    Таким образом, ещё с древнейших времен и на протяжении веков люди изучали психологическую составляющую музыки. И мы переходим к следующему вопросу: что из себя представляет музыкальная психология. 

     

    1.2 Понятие музыкальной психологии 

     

    Музыкальная психология рассматривает то же, что и общая: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, эмоции и чувства и т.д., но с музыкальной стороны. 

     

    Научное определение звучит так: это «дисциплина, изучающая психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека, а также их влияние на строение музыкальной речи, на формирование и историческую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» [18]. 

     

    В данном разделе психологии существуют следующие направления: психология творчества, психология исполнительства и психология восприятия.
    Психология музыкального творчества затрагивает деятельность композитора: работа его воображения и фантазии, как итог – рождение нового произведения. 

     

    Психология музыкального исполнительства изучает то, как воздействует на психику человека различное исполнение произведений.

     

    Психология музыкального восприятия направлена на слушателя. Она изучает то, как человек воспринимает ту или иную мелодию, какое воздействие она оказывает на него. 

     

    1.3 Музыкальное восприятие 

     

    Восприятие – это один из основных психических процессов. Через него человек познаёт мир. Говоря о музыкальном восприятии, это «восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический феномен» [15].  

     

    Музыкальное восприятие показывает нам: как слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное произведение. Ведь при прослушивании музыки человек как бы пропускает мелодию через свой жизненный опыт, поэтому каждый по-разному воспринимает ту или иную музыку. 
    Музыкальное восприятие включает в себя социальные и личностные функции. Социальные функции объединяют слушателей в группы. Но наиболее многогранны личностные функции: познавательные, эстетические, самовоспитания, эмоциональной разрядки, компенсаторные, стимулирования другого родадеятельности, формирования определенного тонуса, состояния или настроения. Всё это отвечает на вопрос: зачем люди слушают музыку? 

     

    Музыкальное восприятие отличается своей эмоциональностью и образностью. Оно затрагивает эмоциональную сферу человека. Музыкальное содержание наиболее разнообразно в образах, которые человек отражает в себе. В музыкальном восприятии видна осмысленность. И это подводит к такому фактору как ассоциативность.  

     

    По мнению психологов, ассоциации являются пусковым механизмом эмоций, выражая суть искусства для человека. Психические состояния человека при прослушивании музыки зависят от ассоциаций с прошлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния могут формировать соответствующие ассоциации. А с другой, радостная музыка, которая сопровождала человека в тяжелое время, может вызвать негативные ассоциации. Так, наши музыкальные ассоциации формируются за счет нашего психического состояния. 

     

    Опыт же складывается под действием множества факторов. Это могут быть личностные качества: объективные (пол, возраст, национальность) и субъективные (воспитание, образование, профессия).

     

    Благодаря музыке мы обретаем особый инструмент взаимодействия с реальностью. Наша личность формируется и растет за счет того, какую музыку мы слушаем. Сначала мы выбираем композиции за счет нашего прошлого опыта и ассоциаций, а потом приобретаем новый опыт и новые ассоциации. И всё это отражается в нас, нашем мышлении и нашем внутреннем мире.   
    1.4 Эмоции и чувства в музыке 

     

    Сейчас принято считать, что человек больше живет в мире чувств, а не разума. С этим согласны многие психологи, педагоги и ученые других гуманитарных наук.

     

    В музыке, эмоциональный ряд психических феноменов и состояний довольно разнообразен. Мы можем обнаружить эмоции, настроения, переживания, аффекты, чувства. Поговорим о некоторых из них. 
    Эмоции это - оценка и регуляция психической деятельности и поведения субъекта. [21] Это можно назвать мгновенной реакцией на событие на уровне «нравится или не нравится», «угрожает» или «возмущает».  

     

    Важен и тренинг этой функции, которым является искусство. Говоря о нем, существует несколько гипотез его происхождения, одна из которых – это избыточность эмоциональной энергии человека, которая не смогла реализоваться в каких-то действиях и переросла в символическую деятельность. Она выразилась в различных ритуалах и обрядах и смогла вложить в эти культурные практики эмоции, которые важны для духовной жизни человека и помогают ему развиваться. В общем можно сказать, что искусство, а в нашем случае музыка, является спутником человека в развитии психических функций его эмоций. 

     

    Какие же эмоции считаются базовыми? Это − радость, печаль, страх, гнев, удивление и безразличие. Весь спектр наших эмоций строится именно на этих эмоциях, от них образуется настроение и переживание. 
    Переживания было принято психологами за «действительно динамическую единицу сознания» [11].  Музыкальное переживание специфично по своей природе в ряду эмоций и чувств, оно является результатом восприятия образа и отношения к нему. 
    Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами [22]. Чувства – это глубокие переживания, которые отражают отношение к действительности. Они связаны в музыке со стилем, отражающем ценность композитора, направления, эпохи. 

     

    Идеи и мысли мы привыкли относить к интеллекту, но это также встречается в музыке через переживания. Так как же композитору удается управлять нашим сознанием через наши же переживания? 

     

    1.4 Создание музыки 

     

    Создание музыки, а точнее композиторское творчество, включает в себя множество аспектов, которые исследователь А. И. Муха классифицирует как: личностный аспект, социологический, социально-психологический, педагогический, музыкально-теоретический, идеологический, культурологический. У творческого процесса есть свои особенные предпосылки, которые могут быть психологические или художественно-эстетические. 

     

    Толчком к вдохновению служит творческий импульс, который разнообразен по своей природе. Благодаря нему включаются все психические функции, которые стимулируют композитора. 

     

    Важна в творческом процессе роль эмоциональных явлений композитора. А. И. Муха подчеркивает, что творец живет двойной жизнью, выражая, с одной стороны, в музыке «воображаемые переживания», с другой стороны, воплощая в них свои искренние чувства, эмоции, мысли [14] 

     

    Одним из явлений является переживание. Главным механизмом в нём является эмпатия, которая и помогает композитору ярче прочувствовать что-либо. Чем выше её уровень, тем глубже степень переживания. Благодаря ней происходит перевоплощение в изображаемый образ или же заражение чувствами будущих слушателей. Этот процесс часто происходит неосознанно и остается на фоне вдохновения. 

     

    Говоря о внутренней потребности, то это может стать любое событие в жизни автора: общественно-политическое или личное. Но это всегда вызывает сильнейшие чувства и глубокие мысли, стимулирующие остальные психические процессы.  Композитор всегда пропускает свое произведение через себя, в нём можно найти отражение его самого. Поэтому создание музыки – одно из наиболее напряженных видов творчества.  

    Глава 2. Музыка со стороны психологии на конкретных примерах
    Подробно изучив такую дисциплину как «Музыкальная психология» мы уже можем дать подробный ответ на вопрос: «А как же связаны психология и музыка». Но для полной картины стоит обратиться к конкретным примерам. Как же современные музыканты могут передать те самые различные эмоции и в следствие каких переживаний появлялись те или иные композиции?
    Прежде чем начать разбор конкретных примеров обратимся к ученикам 10 класса и выясним их отношение к музыке.
    2.1 Опрос учащихся 10 класса на тему «Помогла ли вам музыка в жизни»?
    В анонимном опроснике приняло участие 8 человек. Были заданы вопросы «Помогла ли вам музыка в жизни» и «Какой ваш любимый музыкальный жанр».
    Все ученики ответили, что музыка действительно помогла им в жизни (рис.1). Опираясь на первую главу, мы подтверждаем тот факт, что музыка оказывает значительное влияние на нас. Из жанров ученики 10 класса предпочитают больше всего рок или же являются меломанами (рис.2). Также встречает рэп, поп и техно.
    Этот опрос показал, что музыка действительно важна. А так как самый распространенный жанр – рок, то мы переходим к конкретной рок-группе. Она отличается своими глубокими текстами, разнообразной эмоциональной палитрой и можно пронаблюдать влияние явлений в личной жизни на музыку.
    2.2 Группа My Chemical Romance как пример выражения и передачи чувств, эмоций и отклика на события
    Для начала – немного о самой группе. My chemical romance – группа, играющая в жанрах: альтернативный рок, пост-хардкор, панк-рок, поп-панк. На протяжении всего своего пути, который начался в 2001 году, группа меняла свой стиль и звучание. Стоит так же упомянуть, что в 2013 группа распалась. Но спустя 6 лет, 31 октября 2019 года, она вернулась с объявлением концерта в Лос-Анжелесе.
    Состоит группа из Джерарда Уэя (вокал), Фрэнка Айеро (ритм-гитара, бэк-вокал), Майки Уэя (бас-гитара) и Рэя Торо (соло-гитара, бэк-вокал).

    2.2.1 События 9/11 и их влияние на группу
    События 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке можно назвать днём рождения группы. Джерард Уэй, солист MyChem, был свидетелем этих трагических событий. Позже он отзывался об этом так: «Я не видел, как сбили самолеты. Я действительно видел, как рушатся здания, я бы сказал, довольно близко. Это было похоже на научно-фантастический фильм или фильм-катастрофу − это было именно такое чувство. Вы не верите в это.» [2] На одной из фотографий с того дня возле фонарного столба, с сумкой, можно увидеть Джерарда (рис.3)
    Проведя весь день в оцепенении, Джерард возвращается домой и пишет свою первую песню «Skylines And Turnstiles». До этого Уэй лишь занимался музыкой со своей бабушкой и учился в Школе изобразительных искусств.
    Так о чём же эта песня? Обратившись к тексту, мы наглядно видим, что здесь описываются те самые события 11 сентября и личные переживания Уэя. «This broken city sky/ Треснувшее небо над этим городом» − это относится к небу Нью-Йорка во время нападений 9/11 на башни-близнецы. «Like butane on my skin/Как бутан на моей коже» − он сравнивает боль от этих событий с реакцией горения бутана. Также можно трактовать эту строчку как сравнение с пылью, которая оседала везде и состояла из тел погибших.
    2.2.2 Разбор некоторых песен MCR и их посыл

    В 2002 году MyChem записывают свой первый альбом «I Brought You My Bullets, You Brought Me Your Love». Он отличается своим резким звучанием, пропитанным панковским духом. В большей степени это связано с тем, что Джерард Уэй записывал песни с ужасной зубной болью.

    "Headfirst for Halos” открывает тему, которая будет прослеживаться и в других песнях. Тема самоубийства, депрессии, алкогольной зависимости и наркотиков. Сам Джерард Уэй не раз рассказывал про свою депрессию и алкогольную зависимость (с 2004 года Джерард абсолютно чист)."And now the red ones make me fly, and the blue ones help me fall/Из них красные помогают мне летать, из них синие помогают мне упасть" − можно по-разному трактовать, но скорее всего речь идет как раз о наркотиках. Красные таблетки используются в качестве стимулятора. Синие таблетки помогают уснуть и не дают эмоциям выйти наружу.

    Второй альбом "Three Cheers for Sweet Revenge" вышел в 2004 год. Как писалось на обложке: «Это история о мужчине. О женщине. И тысячах трупах людей». По легенде, влюбленная пара погибает, и герой делает всё, чтобы вернуться к своей возлюбленной, но это невозможно.

    Заглавной песней альбома стала "Helena". Она посвящена бабушке Джерарда и Майки − Елене Ли Раш. Она учила Джерарду музыке, как говорилась ранее и поддерживала группу в начале её пути. Елена купила ребятам первый фургон, чтобы они смогли возить оборудование в турах. Её смерть остро сказалась на братьях и Джерард написал песню со строчкам "So long and goodnight/До свидания и спокойной ночи".

    "The Jetset Life Is Gonna Kill You" продолжает тему "Headfirst for Halos”. Термин "Jetset" используют для описания образа жизни, сопровождаемого употреблением алкоголя и тяжёлых наркотиков. Эта песня − повествование от лица Джерарда, его разговор с демонами зависимости.

    "Gaze into her killing jar I'd sometimes stare for hours. She even poked the holes so I can breathe./Вглядываюсь внутрь её ловушки для насекомых, Я бы пялился на неё часами. Она иногда протыкает дырки, и я могу дышать." В этой песне Джерард олицетворяет свою зависимость как женщину. Эта «женщина» держит его в ловушке в банке для убийства, и ему больше не на что смотреть, и он смотрит на неё. С другой стороны, это может означать, что он чувствует, что у него нет никаких вариантов, кроме зависимости.

    Третьим альбомом стал "The Black Parade" и вышел он в 2006 году. Этот альбом стал самым мрачным за всю историю группы, но в тоже время он сделал их знаменитыми. Похожий на классическую рок-оперу, с заглавной песней "Welcome to the Black Parade", до сих пор остаётся в чартах. При написании, участники вдохновлялись музыкой, на которой выросли сами. Сам же альбом рассказывает о «Пациенте», который умер и попал на Черный парад. Мрачность альбома обусловлена тем, что группа во время написания жила в особняке Paramour. Они жили в изоляции от людей и интернета. Атмосфера давала на каждого.

    Из цикла песен об депрессии и алкогольной зависимости можно выделить «The Sharpest Lives». Она рассказывает о безрассудном образе жизни и в большей степени сосредоточена именно на алкоголе.

    "Well it rains and it pours when you're out on your own. <...> I'm drunk, I suppose If it looks like I'm laughing I'm really just asking to leave / Беды приходят одна за другой, когда ты в одиночестве <...> Думаю, я пьян. Если со стороны кажется, что я смеюсь, то на самом деле я просто хочу уйти." Жизнь главного героя совершенно выпала из его рук, и теперь она только катится вниз. Стих заканчивается тем, что главный герой признает, что, даже если алкоголь делает его счастливым, он им не является.

    "Famous last words" была написана для басиста MCR, брата Джерарда − Майки. Это произошло, когда он временно уехал из особняка из-за усугубившейся депрессии. Уэй-младший хотел либо покинуть группу, либо покинуть этот мир. Все остальные участники были расстроены и так родилась эта песня.

    Позже Джерард сказал об этой песне так: «Свет этой песни настолько яркий, что освещает весь альбом. Как только вы дойдете до последнего трека, остальная часть альбома станет не такой уж плохой» [12]

    Последним (на данный момент) стал альбом «Danger Days: The true lives of fabulous killjoys», вышедший в 2010 году. Этот альбом кардинально отличается от предыдущих - он яркий, радостный в своем звучании.

    "Summertime" − самая лиричная песня из всего альбома, как говорил Джерард. Предположительно она написана о жене Уэя, Линдси. На это нас отсылают строчки "You can run away with me anytime you want/Ты можешь убежать со мной в любое время, когда пожелаешь". В 2007 году группы Джерарда и Линдси находились в одном масштабном туре и в итоге очень сблизились. На одном из концертов у них были парные надписи "Run away with me/anytime you want" (рис.4)

    "Sing" является одной из самых сильных и мотивирующих песен во всём альбоме.

    "Sing it for the boys, sing it for the girls, every time you that you lose it. Sing it for the world/Пой ради мальчишек, пой ради девчонок, после каждой утраты. Пой ради всего мира!" − повторение “Sing it” вводит концепцию песни: говорить громко и быть услышанным.

    "And raise your voice, every single time they try and shut your mouth/И повышать свой голос каждый раз, когда они пытаются заткнуть тебе рот." - эти строчки говорят, чтобы люди встали на защиту своих убеждений и других людей, которые не могут говорить за себя. Мы все должны отстаивать то, во что верим, и никогда не останавливаться, пока имеющие власть не поймут, что мы − сила, с которой нужно считаться.

    Список использованных источников
    1. Famous Last Words: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-famous-last-words-lyrics
    2. Gerard Way Witnessing 9 / 11: [Электронный ресурс]/Vice URL: https://www.vice.com/amp/en/article/r3nwg3/gerard-way-witnessed-nine-eleven
    3. Headfirst for Halos: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-headfirst-for-halos-lyrics
    4. Helena: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-helena-so-long-and-goodnight-lyrics
    5. My Chemical Romance: [Электронный ресурс]/Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/My_Chemical_RomanceG
    6. SING: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-sing-lyrics
    7. Summertime: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-summertime-lyrics
    8. The Jetset Life Is Gonna Kill You: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-the-jetset-life-is-gonna-kill-you-lyrics
    9. The Sharpest Lives: [Электронный ресурс]/Genius URL: https://genius.com/My-chemical-romance-the-sharpest-lives-lyrics
    10. Бочкарёв Л. Л., Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.
    11. Выготский Л. С., Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского – М.: Педагогика, 1987 – 344с.
    12. Джейсон Петтигрю. Последние слова в честь 14-летия The Black Parade/AltPress. – 2016. – 12 августа
    13. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов/Г. Овсянкина - СПб: Союз худож., 2007. - 239 с
    14. Муха А. Процесс композиторского творчества. АН УССР Институт искусствоведения, фольклора и этнографии. (Проблемы и пути исследования) - Киев: Музична Україна, 1979г.- 271 с

    15. Назайкинский E. В., Восприятие музыки. Сб. статей / Ред-сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – С. 195–228.
    16. Основные направления современной музыкальной психологии: [Электронный ресурс]/ВикиЧтение URL: https://educ.wikireading.ru/5111
    17. Петрушин В.И., Музыкальная психология: учебное пособие для вузов – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400с.
    18. Психология музыкальная: [Электронный ресурс]/Музыкальный словарь URL: http://www.music-dic.ru/html-music-keld/p/5456.html
    19. Пси­хо­ло­гия му­зы­каль­ной де­я­тель­но­сти: тео­рия и прак­ти­ка: учеб. по­со­бие для сту­ден­тов ву­зов - Му­зы­каль­ное об­ра­зо­вание / под ред. Г. М. Цыпи­на; [авт.: Д. К. Кир­нар­ская и др.]. – М.: Academia, 2003. – 368 с.
    20. Том Брайант. Я близок к краю — не толкай меня/Kerrang! - 2004 год
    21. Торопова А. В., Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФПРЕСС», 2010. – 240 с.
    22. Чувства: [Электронный ресурс] // Большой психологический словарь URL: https://psychological.slovaronline.com/2010-CHUVSTVA

    Приложение



    Рис. 1 Рис. 2



    Рис. 3 Рис. 4



    написать администратору сайта