Главная страница

МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Музыка в культуре Средневековья


Скачать 294.28 Kb.
НазваниеМузыка в культуре Средневековья
Дата23.10.2022
Размер294.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.docx
ТипЛитература
#750611


Тема: Музыка в культуре Средневековья.


  1. Экономические причины развития культуры Средневековья.

  2. Религия.

  3. Роль искусства в распространении христианства.

  4. Культовая и светская музыка Средневековья.

Литература.

  1. Розеншильд К. История зарубежной музыки.- «Музыка», Москва, 1987.

  2. Рыбина О. Музыкальная литература и мировая художественная культура. – Донецк, 2007.

Завершение эпохи Античности происходит одновременно с окончанием рабовладельческой формации и переходом к феодализму, то есть экономическую основу новой культурно-исторической эпохи составляет феодализм (феод- большой земельный участок, который получал приближённый, преданный королю вассал). На смену рабовладельцам пришли ф е о д а л ы - хозяева огромных земельных территорий. Вместе с землёй они получали к р е п о с т н ы х к р е с т ь я н (вместо рабов). Крестьяне отличались от рабов наличием небольшого земельного надела и жилья. Новая культурно-историческая эпоха охватывает период от Vв. до XIIIв. включительно. По историческому расположению она занимает промежуточное положение между двумя похожими эпохами: Античностью и Возрождением. Поэтому её назвали Средневековье (середина).

Кардинальные изменения в это время произошли в религия – происходит переход от языческой религии (политеизма) к х р и с т и а н с т в у (монотеизм).

Поэтому ЦЕЛЬЮ новой эпохи становится распространение христианства, а не всестороннее развитие человека. Изначально христианство рассматривалось как средство развития людей. Но впоследствии в процесс распространения новой религии вмешалось государство, и христианство становится средством влияния государства на человека.

Процесс перехода к новой религии был очень сложным, ведь языческая религия доминировала миллионы лет, и убедить людей в необходимости перехода к другой религии оказалось долгим и нелёгким процессом.

Но в очередной раз в истории человечества на помощь пришло искусство. Для распространения новой религии государство привлекает представителей в с е х видов и с к у с с т в а. В начале нашей эры большинство населения Европы было безграмотным, не было возможности напечатать религиозную литературу. Поэтому для донесения христианское учение людям, был один путь – собрать большие группы людей в больших помещениях и передавать им учение через проповеди. Сначала людей собирали в больших банях. Вскоре начинается интенсивное строительство с о б о р о в (собрать людей). Стены соборов расписывали лучшие х у д о ж н и к и, создавая ф р е с к и, м о з а и к у с изображением ликов святых, историй их деяний.

Из изобразительных искусств исчезает скульптура, которая играла важнейшую роль в античной культуре. Этот вид искусства оказался невостребованным, так как его целью было изображение ч е л о в е к а, а героем христианства становится БОГ. Поскольку Бога никто не видел, и он является носителем духовного, нематериального начала (как человек), скульптура заменяется р е л ь е ф о м – выпуклой, необъёмной лепкой на стене.

Основу христианской л и т е р а т у р ы составляет так называемая клерикальная литература: Библия, Евангелие, Жития святых и т. д.

Важную роль в распространении христианства отводили м у з ы к е.

Таким образом, для распространения христианской религии, как главной цели нового общества, государством были привлечены представители всех видов искусства: архитекторы, скульпторы, художники, литераторы, музыканты. Люди этих профессий во все эпохи будут использоваться для решения вопросов и д е о л о г и и (воплощении главной идеи).

МУЗЫКА средневековья, как и другие виды искусства, развивалась в лоне церкви, была призвана эмоциональному донесению божественной истины до прихожан. Профессиональная музыка средневековья развивалась только в СОБОРАХ. Светская (нецерковная) музыка не считалась профессиональной, преследовалась. Её создатели и исполнители не только были гонимы, но и уничтожались.

Стремление католической церкви к мировому господству, объединению под своим началом всех народов воплотилось в создании е д и н о г о стиля как в архитектуре, скульптуре, живописи, так и в музыке. Музыка д о л ж н а была усилить аскетический характер церковных текстов, создать ощущение отрешенности от всего земного, человеческого. Во всех католических странах утвердилось ведение церковной службы на л а т и н с к о м языке. Он стал основой и церковного пения. На протяжении II-VI веков идет процесс формирования новых видов церковной музыки. Раннехристианская музыка унаследовала восточные, греческие традиции, которые привели к созданию е д и н о г о о б я з а т е л ь н о г о свода песнопений, принятого в VII веке при Папе Григории I под названием «АНТИФОНАРИЙ».

Мелодии «Антифонария» получили название григорианский хорал.

Все напевы были к а н о н и з и р о в а н ы, распределены в пределах церковного года и стали о б я з а т е л ь н о й основой богослужебного пения католической церкви.

Раннехристианское пение было одноголосным (монодией), символизирующим единение мыслей, чувств верующих. «Дух, умеряя голос каждого, из многих голосов составляет одну мелодию», - писал Иоанн Златоуст.

Хоралы исполнялись мужским хором в унисон. Ведущая роль с л о в а в церковном пении выдвинула на первое место жанр псалмодию – одноголосный декламационный напев в узком диапазоне на прозаические церковные тексты. Опора на слова диктовала и ритмическую сторону хоралов: она не записывалась вообще, так как мелодия следовала за ритмом слов («Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»).

В мелодиях хоралов не было ритмического движения, динамической устремленности, ладовых тяготений, так как главным было передать ВЕЧНОСТЬ, НЕИЗМЕННОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО МИРА, ОТРЕШЕННОСТЬ ОТ ВСЕГО ЗЕМНОГО.

Попросту – хоралы должны были помогать раскрытию, пониманию с м ы с л а религиозных текстов.

Существовало несколько видов средневекового псалмодирования:

  1. Псалмодирование «напрямую» – возглашение всех стихов псалма по

порядку.

  1. Псалмодирование а н т и ф о н н о е (анти –против, фонос – голос, звук)– попеременное возглашение двумя половинами хора.

3. Псалмодирование р е с п о н с о р н о е - противопоставление солиста

и хора, когда стих псалма сольно провозглашал священнослужитель, а в

ответ ему звучал отклик прихожан (часто со словами «Аллилуйя» –

«Хвалите Господа»).

Более мелодичные, певучие, структурно завершенные напевы на стихотворные тексты с определенным размером назывались ГИМНЫ.

В ранних хоралах каждому литературному слогу соответствовал один звук (слог=звук). Такое пение называлось силлабическим.

Постепенно в церковное пение начинают проникать светские влияния – элементы народной (светской) музыки. Если в псалмодиях и гимнах мелодии зависели от литературных текстов, то в ЮБИЛЯЦИЯХ («восхвалениях») словесный текст отступает перед мелодией. Здесь на один слог приходится широкий мелодический распев, часто исполняемый одним певцом с радостными возгласами хора. Такое распевание слогов несколькими звуками получило название меллизматическое пение.

На основе гимнических песнопений сложился ц и к л воскресного богослужения - МЕССА (лат. missa – отпущение грехов). Он сохранился до наших дней не только в церковном, но и в концертном исполнении.

Обязательными частями мессы стали следующие пять:

I «Kyrie eleison!” - “Господи, помилуй!”

IIGloria” – “Слава”

IIICredo - “Верую”

IVSanctus”- “Свят”, Benedictus” – “Благословен”

VAgnus Dei- “Агнец Божий”

Повсюду (позднее Средневековье) получил признание о р г а н в качестве церковного инструмента. Однако он применялся не как самостоятельно звучащий инструмент, а только в качестве дублирования голосов х о р а. Инструментальное звучание не допускалось в церковную музыку, считалось бесовским, дьявольским, греховным.

Канонизированные напевы со временем обогащались новыми интонациями, часто заимствованными из народной музыки. Они незаметно проникали в хоралы, делали их более знакомыми.

В IX-X веках возникли с е к в е н ц и и (лат. sequere - следовать) импровизационные в с т а в к и, поэтические подтекстовки монодий.

Создателем их является монах-регент НОТКЕР (по прозвищу «Заика»). Своими стихами он подтекстовывал так называемые ю б и л я ц и и - вокализы для более быстрого их запоминанию. Это привело к о б н о в л е н и ю церковных напевов, которые становились кантиленными, распевными, похожими на народные.

С XIII века известна сохранившаяся во многих музыкальных произведениях секвенция «DIES IRAE» – «ДЕНЬ ГНЕВА» - пророчество страшного суда и сурового воздаяния за грехи человечеству:



Близки секвенциям и вставки-диалоги в ритуальный текст под названием троп (лат. tropus – оборот, фигура). Разновидностью тропирования была л и т у р г и- ч е с к а я драма – разросшаяся часть рождественского или пасхального богослужения, театрализованные эпизоды на различные сюжеты из Евангелия и других религиозных книг с использованием н а р о д н ы х мелодий (небольшие спектакли на религиозные темы, которые разыгрывали в соборах священники).

В эпоху средневековья произошло знаменательное событие в системе записи музыки. До XI века (раннее средневековье) профессиональная музыка в Западной Европе записывалась так называемыми н е в м а м и – знаками в виде букв латинского алфавита, штрихов, палочек, точек, которые писались над молитвенными текстами. Эта запись была приблизительной и условной. Точное звучание знал только автор музыки (чаще всего анонимный), он же руководитель хора.

Реформа музыкальной нотации связана с именем итальянского музыканта и педагога Гвидо из Ареццо (ок. 995-1050) или Гвидо Аретинского. Пытаясь облегчить певцам запоминание звуков, он применил начальные слоги шести строчек латинского стихотворения, обращенного к Иоанну Крестителю с просьбой избавить певцов от хрипоты, для обозначения ступеней гаммы:

Ut queant laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Favuli tuorum

Solve polluti

Labii rearum

Sancte Johannes

Так Гвидо получил название семи звуков: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Последний слог образовался от соединения двух начальных букв слов

последней строчки (Святой Иоанн). Позже слог ut был заменен на слог

«до». Гвидо первым стал применять четыре разноцветные черты для

расположения нот и так называемую «гвидонову руку» - прообразы

н о т о н о с ц а.

В XI-XIII вв. была создана и система фиксации ритмической стороны звуков

(длительностей) – м е н з у р а л ь н а я нотация («мензура» – мера),

появилось деление нотоносца на такты.

Таким образом, к концу XI века вся католическая церковь оказалась объединена общими формами богослужебного пения, которое было канонизированным, незыблемым, не допускавшим никаких изменений и развития. Отклонения от ритуала преследовалось и каралось. Но со временем, под влиянием народной музыки, начали нарушаться канонизированные формы церковного пения. В монастырской среде зарождаются антигригорианские тенденции: секвенции, тропы, литургическая драма. Но при смелом антигригорианском движении совсем оторваться от григорианского хорала творческая мысль средневековья не могла, даже не имела права. И все же новые музыкальные тенденции подтачивали господство церковной культуры, готовили появление жанров с в е т с к о й музыки.

В XII-XIII вв. (период готической культуры или позднего Средневековья) центрами культуры становятся крупные г о р о д а.

В Болонье, Париже открываются первые в Европе у н и в е р с и т е т ы.

В них развивается м н о г о г о л о с н а я профессиональная музыка - создаются 2-4-х- голосные вокальные произведения. Их сочиняли путем добавления к мелодии григорианского хорала новых голосов. Раннее многоголосие представляло параллельное движение голосов:

  • О р г а н у м - движение параллельными к в а р т а м и и к в и н т а ми;

  • Г и м е л ь - движение параллельными т е р ц и я м и ;

  • Ф о б у р д о н – движение параллельными с е к с т а к к о р д а м и.

Пение в противоположном движении голосов называлось д и с к а н т – разнопение, «противогласие».

М е л и з м а т и ч е с к и й органум создавался как более подвижная мелодическая линия на замедленную, изложенную долгими длительнос-тями григорианскую мелодию. Этот замедленный (часто нижний) голос назывался т е н о р ( tenore - держать, поддерживать).

Расцвет средневекового церковного многоголосия наступает в певческой школе собора Нотр-Дам в Париже. Новое музыкальное направление непосредственно связано и с научной деятельностью Парижского университета. Двухголосие с фигурационной разработкой верхнего голоса доведено до кульминационного уровня в творчестве Леонина. Он создал и монументальный свод органумов.

Перотин переходит к трех- и четырехголосию, создает крупные п о л и ф о н и ч е с к и е произведения (с несколькими самостоятельными мелодиями).

На протяжении XIII в. искусство полифонии совершенствовалось. Этот период получил название СТАРОЕ ИСКУССТВО ( ars antiqua).

Развитие многоголосного пения, светской музыки, совершенство- вание системы нотной записи привели к появлению новых музыкальных жанров как духовного, так и светского содержания. Это кондукт и мотет.

КОНДУКТ cочинялся на основе сочетания разных мелодий с единым стихотворным текстом на латинском языке. Этот жанр в XII веке во время церковной службы праздничного дня как интермедийный элемент, наподобие тропа, впоследствии стал светским жанром. Его мелодическую основу составляли популярные напевы, которые исполнялись во время уличных шествий.

МОТЕТ стал с XII в. г л а в н ы м жанром профессионального искусства. Он возник в XII в. во Франции и имел сначала литургическое назначение. Позже стал самой развитой формой городской светской полифонии. Это было многоголосное (чаще трехголосное) произведение, где сочетались разноплановые мелодии (на религиозные, мирские, народные тексты), часто на разных языках. Основу мотета составляла ранее сочиненная мелодия из церковных напевов или светских песен, располагающаяся в теноре. Но содержательная нагрузка уже ложилась не на тенор, а на верхнюю пару голосов.

В XII-XIII веках в музыкальной жизни стран Западной Европы заявляют о себе новые формы музицирования, новые музыкальные центры.
Музыкальные примеры для слушания:


  1. Григорианские хоралы (по выбору).

  2. Леонин. Органум

  3. Перотин. Органум.

  4. Летний канон.


ЗАДАНИЯ

  1. Ознакомьтесь с материалами лекции, учебников.

  2. Напишите исторические причины формирования культуры Средневековья.

  3. Объясните роль различных видов искусства в распространении христианства.

  4. Расскажите о значении, особенностях, жанров клерикальной (церковной) музыки Средневековья.

  5. Какой из церковных жанров развивается и исполняется в наше время, почему?


написать администратору сайта