Главная страница
Навигация по странице:

  • Тирасполь,2014 ВВЕДЕНИЕ

  • ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ . Музыка как вид искусства

  • 1.2 Музыка как фактор социализации личности

  • Музыкальная ориентация среди молодежи. Музыкальная ориентация среди молодежи


    Скачать 465.63 Kb.
    НазваниеМузыкальная ориентация среди молодежи
    Дата23.10.2018
    Размер465.63 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаМузыкальная ориентация среди молодежи.rtf
    ТипИсследовательская работа
    #54290
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство просвещения ПМР

    ГОУ «Тираспольский Техникум Информатики и Права»


    Исследовательская работа

    на тему:

    «Музыкальная ориентация среди молодежи»

    по дисциплине:

    Основы социологии и политологии.

    Подготовили студенты

    212 группы:

    Денисенко Татьяна

    Попов Николай

    Проверила преподаватель

    общественных дисциплин:

    Саракуца Наталья Дмитриевна

    Тирасполь,2014
    ВВЕДЕНИЕ
    В периоды резких общественных перемен постоянно возникает вопрос о месте искусства в общественной жизни, о его роли в формировании определенной социокультурной атмосферы. Культура по своей природе и глубинной направленности общечеловечна. Она призвана выразить общечеловеческие духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Реализация общечеловеческого начала в процессе духовного развития человечества оказывается очень сложной и противоречивой. Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. И в этом процессе немалую роль играет музыка. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последнее десятилетие музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.

    В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека.

    Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума.

    Последователи Платона разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня, подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом. В то время музыка еще не занимала такого места в обществе, какое занимает ныне, не было еще такого разнообразия жанров, которое мы наблюдаем сейчас. Само восприятие музыки имеет несколько аспектов: социально-психологический и аспект, связанный непосредственно с воздействием при восприятии. Соответственно, все исследования на эту тему рассматривали именно эти два аспекта, находя в каждом из них свои механизмы и закономерности.

    Каждый человек воспринимает что-либо по-своему, но нельзя отрицать, что существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, все-таки, не в каких-то акустических особенностях музыкальных произведений (хотя они тоже играют какую-то роль), а в личностном смысле, который слушатель вкладывает в ту или иную песню, композицию, пьесу. Как уже отмечалось, сейчас трудно выделить какой-то доминирующий жанр или направление, скорее правильней говорить массовой музыкальной культуре.

    Х. Ортега-и-Гассе вообще говорит о том, что, с социологической точки зрения, для этого рода искусства, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех которые понимают, и тех, которые неспособны его понять. Как будто существует две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Оно, это искусство, помогает узнать друг друга среди серой толпы, учит понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Это противостояние, зачастую, проявляется не только внутренне. Сколько всего было сказано и написано про необычный и шокирующий внешний вид любителей соответствующей музыки, про кожаные куртки с металлическими заклепками, необычайные прически, похожие на петушиные гребни, серьги и кольца в ушах и носу, татуировки и т.д. и т.п.

    А.М. Лобок говорит о том, что тело становится знаковой системой, глубоко отличающий один «культурный вид» от другого. Неважно, что мы оба рождены физиологически одинаковыми, «мы разной культурной крови, ты и я». Одно из наиболее современных исследований непосредственного воздействия музыки при восприятии её слушателем было проведено в конце 80-х гг. в ВНЦ психического здоровья АМН СССР, и заключалось в исследовании влияния музыки на эмоциональное состояние больных эндогенной депрессии, на основе анализа реактивности на положительные и отрицательные эмоциональные раздражители у больных и здоровых испытуемых.

    Исследуя музыку, как часть массовой культуры, современные социологи утверждают, что разнообразие музыкальных стилей влияет и на внешний вид подростка, который старается подражать кумиру. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества. Основная функция такого облика - усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.

    Ритуальные рекламные восхваления, частые интервью, слухи о крупных гонорарах и успехе поклонников, призы музыкальных конкурсов, в соединении с сексуальными сигналами - весь этот комплекс маркетинга внушает доверие и принимается подростком за чистую монету. Рекламный обман запускает потребность быть значимым - (самоуважение, признание, статус, престиж). Реакция - подражать, быть модным, крутым, продвинутым. Подросток уверен, что, подражая кумиру, он широкими шагами идет к жизненному успеху, благосостоянию, любви и признанию окружающих. Им движет первый мотив подражания - надежда перенять удачный опыт и хороший вкус. Обманутый рекламой, он оказывается вне общества.

    Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.

    Актуальность исследуемой темы заключается в том, что музыка играет в жизни современного человека не просто развлекательную роль, она является средством самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить индивидов со сходными музыкальными предпочтениями. Музыка является средством человеческого общения, средством самопознания и самораскрытия личности. Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

    - раскрыть место и роль музыкальной культуры в системе факторов, влияющих на формирование у молодого поколения общечеловеческих ценностей;

    -показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей молодежи;

    - определить основные пути формирования у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

    Объектом данной исследовательской работы является современная молодежь. Предметную сферу составляют музыкальные предпочтения современной молодежи. ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.


      1. Музыка как вид искусства

    Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство музыки), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе музыки. Вместе с тем музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы. Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой интонационной и временной музыкальной природой, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков, и с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

    Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроение. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности. Это позволяет музыке раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры.

    Музыка, может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций.

    В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура, состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая, темповая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных образов.

    Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

    В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем. Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

    Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете: "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться.

    Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".

    По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.

    В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

    1.2 Музыка как фактор социализации личности

    Одним из факторов социализации человека является музыкальное искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая отображает действительность в звуковых художественных образах.

    Системный подход к решению организации досуга людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

    Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

    Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

    Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Процесс социализации характерен тем, что ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания учащихся. Они формируют и регулируют их поведение, а в целом определяют те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в различных сферах: в семье, школе, быту, производстве и, естественно, имеет систему определенных предписаний и запретов.

    Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

    Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Главной проблемой, связанной с осмыслением роли музыки в воспитании человека, является её специфика. Не углубляясь в теорию вопроса, отметим лишь те основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.

    Первая и главная особенность музыки, порождающая все другие, кроется в интонационном периоде этого вида искусства. Музыка становится нам близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. На заре становления общественной жизни, когда язык и звуковая речь стали средствами общения между людьми, возникли и первые образцы вокальной музыки – музыки для голоса. Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос – воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь, зовы, кличи, восклицания, шумы природы.

    Мелодичные возгласы объединяли усилия людей в труде, повторяющиеся напевы матери убаюкивали младенцев в колыбели, смерть близких людей оплакивали в песнях – причитаниях.

    Область чувств и эмоций человека – один из основных предметов отражения в музыкальном образе. Но их нельзя рассматривать как чисто субъективное явление, они, подобно другим формам осознания действительности человеком, есть «субъективный образ объективного мира».

    В музыке используются главным образом звуки в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду. Такой диапазон связан с исторически сложившейся практикой человеческой речи и пения. Досадно то, что современные технические средства репродуцирования музыки, имеющие значительную звуковую мощность, не предусматривают контрольных точек для уровня громкости.

    Если в быту громкий разговор человека мы воспринимаем как признак недостаточной культуры, то в молодёжной среде сегодня общепринята абсолютно бескультурная позиция восприятия музыки, звучащей при превышающей всякую художественную меру громкости звука.

    Особенно такое явление характерно для танцевальных дискотек, где колебательные движения мембран аппаратуры способны вызвать болезнь органов слуха: «в дискотеке сила звука доведена до такой степени, когда она ещё не убивает, но и начинает воздействовать уже сразу на подсознание, на глубинные слои психики, производя на человеческий организм как бы наркотическое действие. Досадно, что микрофоны «съедают» природную красоту звука пианиста или певца классического репертуара. Ещё печальнее наблюдать за тем, как многочисленные оркестрики спешат вооружиться техникой: электрогитарами, микрофонами, динамиками, синтезаторами. Наш слух способен оценить достоинства «технической» музыки во всех случаях, где техника не становится «вычитаемым» из музыки, а, напротив, обогащает её новыми выразительными возможностями. Живое инструментальное и вокальное музицирование, культура и богатство музыкального звука в условиях непосредственно творящегося исполнительства должны стать школой музыкального восприятия для молодёжи.
      1   2   3


    написать администратору сайта