Главная страница
Навигация по странице:

  • РОКОПОПСОВИКИ

  • Конформность

  • 2.3 Музыкальные предпочтения современной молодежи (по результатам социологического опроса)

  • Музыкальная ориентация среди молодежи. Музыкальная ориентация среди молодежи


    Скачать 465.63 Kb.
    НазваниеМузыкальная ориентация среди молодежи
    Дата23.10.2018
    Размер465.63 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаМузыкальная ориентация среди молодежи.rtf
    ТипИсследовательская работа
    #54290
    страница3 из 3
    1   2   3

    РОК-МУЗЫКА (англ. rock music, от rock — качаться, трястись). Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских групп до профессиональных коллективов), техническое оснащение (применение электрического и электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. Особую роль, жанровый диапазон которой охватывал как сравнительно простые баллады, так и разнообразные песенные композиции приобрела бас гитара. Благодаря электроусилителю её партия превратилась в самостоятельной подвижный басовый голос и значительно усложнилась. Бас-гитара стала солирующим инструментом. Развитие рока вылилось в появление множества стилевых разновидностей этого музыкального течения, таких как хеви-метал и панк. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка часто становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры». Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (арт-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок, альтернативный рок). Важное значение для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые жанры визуальной подачи рок-музыки.

    РОКОПОПСОВИКИ. Музыкальная эклектика - основа этой субкультуры. Нестабильность подросткового возраста и эмоциональная подвижность приводят к частой смене музыкальных увлечений. Но рок остается в центре внимания в качестве символа молодежного протеста и источника музыкально-стилевых новаций. В тоже время, поп привлекает своей сентиментальностью и мелодичностью. Пожалуй, это единственная музыкальная субкультура, где ценится мелодическая выразительность.

    От остальных фанатов поп-музыки ее отличает критическое отношение к коммерческому шлягеру, особенно его поэтическим «шедеврам».

    Черты новаторства, озабоченность поиском новых звуковых решений не тяготят любителей поп-рока. Зачем? Если музыкальный мир так разнообразен. Нужно только интернализировать себя в нем. Конформность - основа стиля поведения, что делает их очень общительными. Для коммуникации используются любые источники (теле и радиозаписи, интернет-сайты, собственные музыкальные коллекции) и разнообразные места (дискотеки, концерты, клубы, сэйшены). Таким образом, субкультура поп-рока грозит стать массовой.

    Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

    Вышепредставленная типология молодежных музыкальных субкультур наглядно репрезентирует тезис о значимости массовой музыки в качестве фактора внутригрупповой консолидации, ее способности влиять на становление индивидуальных стилей жизни. Одновременно, она обособляет молодежные сообщества и возникает достаточно сложная картина их взаимодействия.

    В интервью участники вполне определенно высказывались «за» или «против» конкретной музыкальной субкультуры, функционирующей в молодежной среде. Посредством социометрической процедуры, удалось установить, что не рокеры, а рэперы являются источником девиаций. При том, общение рэперов с любителями рокопопса и металлистами вызывает взаимное отторжение и становится наиболее конфликтным. Причиной является разность, можно сказать полярность музыкальных интересов этих подростковых команд. Однако жестоких столкновений все-таки не происходит, поскольку на родной почве рэперы осваивают совершенно иную тематику, тяготеющую к отечественной бардовской традиции, что объясняет внимание рэперов к русскому року и шансону.

    Субкультура русского рока оказывается весьма притягательной для всех молодежных музыкальных объединений, которые считают текст экзистенциональным толчком возникновения музыки: рэперы, скины, панки, любители русского шансона.

    Однако намечается и другой лидер - металлическое братство, к нему тяготеют фанаты техно, панки, скины, даже поклонники русского рока. Здесь нет противоречия, поскольку музыкальный язык «тяжелого» рока пронизывает композиции групп, почитаемых данными субкультурами. «Буфером» между двумя лидерами: субкультурой русского рока и субкультурой металлистов, выступает новое сообщество - рокопопсовики. Они тяготеют одновременно и к западному музыкальному материалу, и смысловой энергетике русского рока. В результате, реальное взаимоотношение молодежных субкультур, как и их подвидов, можно представить в виде функционирования двух пар «звезд», объединенных усилиями фанатов поп-рока.

    Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

    2.3 Музыкальные предпочтения современной молодежи (по результатам социологического опроса)

    В проведенном нами исследовании был использован метод сбора информации: анкетирование, так как с помощью анкетирования можно было узнать точку зрения современной молодежи о влиянии предпочитаемого ими музыкального жанра. Исследование проводилось в образовательном учреждении города Тирасполя, таком как ТТИиП. Объем выборки составлял 50 человек и количество опрошенных -50 человек.

    Целью исследования ставилось исследовать влияние социальных факторов на музыкальные предпочтения современной молодежи.

    Задачи исследования:

    1. Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.

    2.Выяснить степень информированности молодежи г. Тирасполя о многообразии музыкальных жанров.

    3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.

    Объект исследования – молодежь г .Тирасполь.

    Объектом обследования являлись учащиеся техникума г. Тирасполя.

    Предметом исследования – музыкальные предпочтения современной молодежи г.Тирасполь.

    Основная гипотеза данного исследования: современная молодежь г .Тирасполя, в возрасте от 15 до 22 лет отдает предпочтение поп-музыке.

    Частные гипотезы:

    1.Чем выше степень информированности о разнообразии музыкальных жанров у молодежи, тем реже к своим предпочтениям относят классику.

    2.Отношение современной молодежи города Тирасполя к жанрам классической и рок-музыке в целом нейтральное.

    3.Большее влияние на выбор определенного жанра музыки влияет социальное окружение по сравнению со статусом.

    4.Наличие музыкального образования влияет на предпочтения в выборе музыки (чаще всего на выбор классической музыки)

    На вопрос: Ваши любимые виды искусства, музыка заняла второе место, отстав от кино, всего на 1%,нужно заметить, что при ответе на данный вопрос было возможно несколько вариантов ответа, из которых самыми популярными стали музыка и кино.

    На вопрос: какое место в Вашей жизни занимает музыка, большинство респондентов (93%),с огромным восхищением в голосе, ответили, что не представляют жизни без музыки, и лишь 7% опрошенных сказали, что музыка не занимает особого место в их жизни. Исходя из ответов, нужно сделать вывод, что музыка является одним из самых популярных видов искусств в современном обществе.

    В ходе проведения исследования наибольший интерес вызвал вопрос: является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором вашего образа жизни. Среди 50 опрошенных респондентов 23 человека ответили, что музыка влияет на образ жизни, в основном на стиль в одежде. Остальные же ответы распределились следующим образом: либо респонденты вообще никак не комментировали этот вопрос или отвечали, что, музыка никак не влияет на образ жизни. Получается то, что у большой части респондентов, образ жизни влияет на музыкальные предпочтения. Это говорит о том, что социальные факторы являются основными при выборе музыкального жанра. Следующий вопрос также подтверждает данный факт. На вопрос: перечислите факторы влияющие при выборе музыки, 85% респондентов указали: семья, друзья-96%, одноклассники-54%, одногруппники-47, и СМИ-24%. На втором месте стоит ответ: возраст-38% и на третьем месте - наличие музыкального образования-20%. Такие факторы, как уровень дохода, социальное происхождение, статус и образовательный уровень не были отмечены. Так же было отмечено, что статус семьи оказывает значительное влияние на музыкальные предпочтения молодежи, а гендерная принадлежность респондента не влияет.

    Можно сделать вывод, что материальные ценности не влияют на выбор музыки современной молодежи.

    Нужно заметить, что при ответе на вопрос о наличии музыкального образования 26% ответили, что имеют музыкальное образование и 34% сказали, что оно влияет на выбор предпочитаемой музыки, а именно в пользу классической музыки.

    Среди популярных музыкальных жанров, на первом месте стоит поп- музыка(80% опрошенных), на втором - реп и хип-хоп (76%),на третьем рок-музыка(61%), на четвертом хард рок (46%) и 29% респондентов указали на блюз.

    Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:

    Музыкальные жанры обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью. Так, например, аудитория классической музыки склонны воспринимать этот жанр как непосредственно отражающие окружающую реальность, а аудитория поп-музыки относится к ней как к явлению чисто развлекательного характера.

    Каждая аудитория обладает своим ценностным спектром для каждого музыкального жанра, жизни и музыки вообще. В зависимости от аудитории изменяются ценностные характеристики не только исследуемых жанров, но и понятий «жизнь» и «музыка».

    Итак, можно сделать следующие выводы: в основном вопросы анкеты не требовали пояснения и не занимали большого количества времени для заполнения.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.

    По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации.

    Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.

    Поставленные мною задачи, такие как,

    - раскрыть место и роль музыкальной культуры в системе факторов, влияющих на формирование у молодого поколения общечеловеческих ценностей;

    - показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей молодежи;

    - определить основные пути формирования у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры, были выполнены и главная цель исследования, изучение музыкальных предпочтений современной молодежи, была достигнута!

    В итоге можно заключить, что временная звуковая среда характеризуется стилевым многообразием. Это создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, и побуждает в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов. И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.
    Приложение 1
    Анкета

    «Социальная обусловленность музыкальных предпочтений современной молодежи»

    Уважаемый респондент!

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, целью которого является исследование музыкальных предпочтений молодежи г .Тирасполя. Опрос анонимный, результаты будут использованы только в общественном виде .

    Техника заполнения анкеты: обвести выбранный вариант ответа в кружок или впишите самостоятельно там, где это необходимо.

    Заранее благодарим за участие!

    1.Ваши любимые виды искусства (возможно несколько вариантов ответа)?

    1.музыка

    2.кино

    3.литература

    4.театр

    5.живопись

    6.архитектура

    7. другое ______________

    2.Каково место музыки в Вашей жизни?

    1.не представляю жизни без музыки

    2.мало уделяю внимания

    3.другое________________

    3. Перед Вами список музыкальных жанров. Оцените, пожалуйста, каждый из них по трехбалльной шкале, где 1 – отрицательное отношение, 2 - нейтральное, а 3 – положительное.

    1.поп-музыка

    1___________2___________3

    2.рок-музыка

    1___________2___________3

    3.классическая музыка

    1___________2___________3

    4.хард рок

    1___________2___________3

    5.панк рок

    1___________2___________3

    6.диско

    1___________2___________3

    7.ритмо музыка

    1___________2___________3

    8.кантри

    1___________2___________3

    9.реп

    1___________2___________3

    10.хип-хоп

    1___________2___________3

    11.джаз

    1___________2___________3

    12.блюз

    1___________2___________3

    13.фолк

    1___________2___________3__________

    Другое_______________________________________________________

    4.Перечислити факторы, влияющие на Вас при выборе музыки (ответов может быть несколько):

    1. территориальный фактор (влияние местной культуры)

    2. семья

    3. друзья

    4. одноклассники

    5. одногруппники

    6. коллеги по работе

    7. СМИ

    8. реклама

    9. образовательный уровень

    10. возраст

    11 социальное происхождение

    12 уровень дохода

    13. наличие/отсутствие музыкального образования

    14. статус.

    15. другое____________________________________

    5.Является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором Вашего образа жизни:

    1.да

    2.нет

    3.Затрудняюсь ответить

    6. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас музыкальное образование?

    1.Да (переход к вопросу №12)

    2.Нет

    6. Влияет ли, по Вашему мнению, наличие музыкального образования на выбор музыки?

    1.да

    2.нет

    7.Ваш пол

    1. мужской

    2. женский

    8.Ваш возраст:

    1. 15-18

    2. 19-22

    Большое спасибо за оказанную помощь в проведении данного социологического исследования.
    1   2   3


    написать администратору сайта