Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные функции социологии.

  • 2. Структура социологии как науки. Характеристика основных групп социологических дисциплин (отраслевых социологий; социологий, выделенных по уровню изучения общества и других).

  • 3. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социологический проект О. Конта .

  • 4. Классический этап в развитии западной социологии (сер. XIX в.- нач. XX в.). Характеристика социологических воззрений одного из социологов этого периода по выбору студента.

  • 5. Основные направления современной западной социологии. Характеристика одного из направлений по выбору студента.

  • Большой вклад в развитие социологии как науки внес ученый-географ и социолог Лев Ильич Мечников (1838-1888).

  • 7. Современная отечественная социология: особенности развития и проблематика

  • 8. Общество как система. Основные признаки и характеристики общества.

  • 9.Типологии обществ в современной социологии.

  • 10. Социальное время. Социальное пространство. Понятие социальной дистанции.

  • социология. К зачету. 1. Объект и предмет социологии. Соотношение социологии с другими науками об обществе Основные функции социологии


    Скачать 81.15 Kb.
    Название1. Объект и предмет социологии. Соотношение социологии с другими науками об обществе Основные функции социологии
    Анкорсоциология
    Дата28.10.2022
    Размер81.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК зачету.docx
    ТипДокументы
    #759766
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    К зачету

    1. Объект и предмет социологии. Соотношение социологии с другими науками об обществе

    Основные функции социологии.
    объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
    Предмет социологии - социальная сторона жизни общества, т. е. социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
    Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

    1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

    2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

    3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

    4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

    5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

    6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

    7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
    2. Структура социологии как науки. Характеристика основных групп  социологических дисциплин (отраслевых социологий; социологий, выделенных по уровню изучения общества и других).

    В настоящее время существует представление о трехуровневой структуре социологии: 

    • Высший уровень представлен общей социологией (теоретической социологией, макросоциологией) 

    • Средний уровень представлен отраслевыми направлениями (частными социологическими теориями, теориями среднего уровня)

    •  Низший уровень представлен эмпирической, прикладной социологией (микросоциологией, конкретными социологическими исследованиями). 


    Социальная инженерия, которая представляет собой сферу практического применения научных знаний, цель ее заключается в конструировании и совершенствовании социальных технологий
    Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.


    3. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социологический проект О. Конта .

    Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

    На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

    Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

    Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

    Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

    А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

    В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

    Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

    Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

    Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

    Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации.

    Данный процесс включает в себя следующие стадии:

    1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

    2) создание специализированных периодических изданий;

    3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

    4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

    5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

    Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия

    4. Классический этап в развитии западной социологии (сер. XIX в.- нач. XX в.). Характеристика социологических воззрений одного из социологов этого периода по выбору студента.

    Социологическое воззрение О. Конта

    Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

    Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

    Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

    Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

    Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

    Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

    И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

    Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

    Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

    Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

    Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

    Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

    Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

    Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

    Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

    Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

    В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

    Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

    Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
    5. Основные направления современной западной социологии. Характеристика  одного  из направлений  по выбору студента.

    Карл Маркс (1818-1883 гг.) и его коллега, Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) прославились тем, что вывели совершенно новое для своего времени материалистическое движение. Его следует понимать как синтез классического и нетрадиционного типа научности в области социологической науки. Разрабатывая данное учение, К. Маркс и Ф. Энгельс исходили в большей степени их натуралистических установок, которые были заложены в позитивизме. Они требовали не просто рассматривать социальные явления в виде социальных фактов – для них было важно выстраивать обществоведение по образцу, которым руководствовались естественные науки, но при этом объяснять факты с их причинно-следственной стороны. ЗАМЕЧАНИЕ 1 Объектом социологии марксизма выступает исследование общества, а также ключевых закономерностей, которые отражают его развитие. Что касается предмета социологии марксизма, то это – изучение наиболее важных социальных общностей, а также социальных институтов, которые играют очень важную роль в развитии человека.

    Одним из ключевых принципов, который отражает историческое развитие общества и социальных институтов, с точки зрения социологии марксизма – это признание закономерностей этого общественного развития. Ф. Энгельс, выступая уже после смерти К. Маркса, отметил, что ключевое его достижение – это открытие «закона развития человеческой истории». Если мы признаем закономерности – значит, мы признаем действия в обществе различных связей и отношений между процессами и явлениями, которые могут быть сразу нескольких типов: Общие социальные связи и закономерности; Устойчивые социальные связи и закономерности; Повторяющиеся социальные связи и закономерности; Существенные (актуальные в определенный исторический период) социальные связи и закономерности.

    Социология марксизма выступает одной из наиболее известных социологических теорий, которая отражает развитие общества. Она была создана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века. Исследователи отмечают, что данная теория оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли: в ней функционирование общества, а также сознание живущих в нем людей анализируется через призму тех материальных условий, которые главенствуют в жизни человека. К тому же, затрагивается проблематика конфликтов в реально существующем и правящем способе производства, что приводит к некоторым противоречиям, требующим разрешения. Стоит отметить два специфичных момента, которые определяют особенность социологии марксизма. Во-первых, идеи К. Маркса и Ф. Энгельса рассматриваются, прежде всего, в контексте социальных и культурных ценностей того времени и пространства, в котором проживали непосредственно сами создатели теории. Поэтому будет некорректно, если их идеи будут соотноситься с идеями ленинизма, сталинизма, троцкизма, маоизма.

    Во-вторых, очень важно заметить, что К. Маркс и Ф. Энгельс – это первые исследователи, которые начали использовать эмпирические социологические исследования и методы для того, чтобы осуществлять свои идеи и приводить работы на совершенно новый уровень. Например, они одни из первых разработали «Анкету для рабочих», а также «Положение рабочего класса в Англии», благодаря чему смогли выявить специфику жизни и деятельности рабочего класса, его наиболее характерные черты.

     ЗАМЕЧАНИЕ 3 В социологии марксизма общества рассматривается в качестве объективной и саморазвивающейся системы (реальности). Источник саморазвития – это противоречия и конфликты, которые возникают в материальной жизни человека.

    К. Маркс объясняет это тем, что на смену уже существующим производительным силам приходят совершенно новые, более развитые. Между ними возникает противоречие, поскольку общество осознает значимость изменений, но отказаться от привычных производственных мил тоже довольно непросто. Из-за этого общество медленно переходит в эпоху социальной революции, и ее разрешение зависит от того, будут ли свергнуты старые устои и приняты новые, или же нет.
    6. Русская социологическая мысль конца XIX в. - нач. XX в особенности развития и проблематики. Характеристика социологических воззрений одного из российских социологов этого периода по выбору студента.

    Большой вклад в развитие социологии как науки внес ученый-географ и социолог Лев Ильич Мечников (1838-1888).

    Основные подходы теории Мечникова были изложены в крупнейшей его работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, он стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфичные законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.

    Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, Л. Мечников подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим.

    В качестве количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса он фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерной для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конструироваться как добровольно, так и по принуждению, он полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации.

    Среда, по Л. Мечникову, это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является, так называемый, гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), он выделял в мировой истории три основные эпохи или цивилизации:

    речную, морскую и океанскую (или «всемирную»).

    Данный фактор, вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям, в учении Л. Мечникова выступает движущей силой истории.

    Определяя источник эволюции общества в отношении между географической средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности, Л. Мечников вошел в историю русской социологии как представитель географического детерминизма.

    .7. Современная отечественная социология: особенности развития и проблематика

    Современная социология -- это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология

    В развитии отечественной социальной мысли изначально сложились две противоположные тенденции – утопизм и реализм, политически воплотившиеся в программах радикального народничества и либерализма. Утверждение социологии в российском общественном и научном мнении началось в 60-е годы XIX в., чему немало способствовали реформы, проводимые правительством

    В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода: 1) 1860-е – 1890-е гг. – проходил под знаком утверждения социологии, преимущественно позитивистского толка; 2) 1890-е – 1910-е гг. – социология рассматривалась как одна из многих социальных наук, имеющая свою теорию и прикладные задачи; 3) 1920-е – начало 1930-х гг. – активное развитие различных направлений социологического знания, которое было насильственно прервано с установлением моноидеологического репрессивного режима коммунистов [11].

    Особенности периода:

    1. С самого начала русские социологи были втянуты в полемику между западниками и славянофилами

    2. Труды русских социологов не нашли исключительно научного характера, так как практически е существовало барьеров между их публицистикой и теоретическими работами

    3. Социология в России встречала гораздо больше препятствий, чем в других странах: бюрократия, цензура, царский режим.

    4. Социальные объединения и организации появились в России намного позднее, чем в Европе.

    5. В конце 19 века социология преподается эпизодически в качестве необязательного специального курса только в 2 вузах – петербургском и харьковском.

    В 1908 году при психоневрологическом институте создается 1 кафедра социологии.

    В 1919 году формируется социологический институт, возникающий на базе библиографического.

    Социальные направления:

    1.Позитивистское - Ковалевский. Его взгляды складывались под влиянием Конта и спенсера. Главный метод социологии – сравнительно-исторический, который помогает решить проблему происхождения и развития общественной жизни и сущность прогресса в солидарности [3].

    2.Религиозно-коннсервативное -Н. Данилевский. Разработка теории культурно-исторических типов 910 типов).Главный – славянский, выраженный в русском народе.

    3. Конец 20 века. Психологическое -Кареев, Петрагницкий, Де Роберти: реально существуют лишь псих процессы, а социальные процессы – их внешние проекции.

    4. Субъективная - Михайловский, выделивший критерий прогресса в развитии личности

    5. Органическая школа. - Л. Мечников. Опирался на идеи детерминизм. Решающая роль в обществе принадлежит природным факторам [1].

    Распространение социальных идей в России было связано с поиском новых общественных идеалов и перспективами социальной революции.

    Примерно с середины 20 гг до конца 50-60 гг социология находилась под запретом. 

    8. Общество как система. Основные признаки и характеристики общества.

    "Общество" это и предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.

    О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

    Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности [8].

    Подходы к понимаю общества.

    1.Атомистическая теория - понимает общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними.

    В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория,главный акцент в которой делается на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.

    2.Теории социальных групп - общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.

    Таким образом, если в «атомистической» и «сетевой» концепции общество определяется через тип отношений, то в теориях «социальных групп» – через человеческие группы, а понятие «общество» отождествляется с понятием «человечество».

    Общество как система в социологии характеризуется человеческой сущностью и природой. Оно является одновременно и сферой деятельности человека и ее продуктом. Исходным элементом системы является личность. Люди взаимодействуют друг с другом, что превращает их из отдельных индивидов в социальную систему.

    Выделяют понятия открытого и закрытого общества. Эти понятия были введены К. Поппером, чтобы описать культурно-исторические и политические системы, которые были характерны для различных обществ на определенных этапах развития[7].

    Закрытое общество в социологии – это такой тип общества, который можно охарактеризовать статичной социальной структурой, низкой мобильностью, редкими внедрениями инноваций, традиционализмом устройства и идеологии. В таком обществе большинство его членов охотно признают ценности, которые им предназначены. Как правило, это тоталитарные или авторитарные общества.

    Открытое общество в социологии – это тип общества, который характеризуется динамичной структурой, высокой мобильностью, критицизмом, стремлением к инновациям, индивидуализмом и плюралистической идеологией. В таком обществе человек может сам выбирать нравственные и мировоззренческие ценности. В нем нет единой государственной идеологии, а конституция гарантирует свободу личности. Это демократические общества.

    Существуют определенные признаки, характеризующие общество и его особенности: Общество не является составной частью какой-либо более крупной системы

     В брак вступают представители данной, конкретной общности;

     Общество постоянно пополняется за счет рождения детей у членов данного общества; Любое общество имеет свою территорию; 

    Каждое общество имеет свое самоназвание и свою историю развития и становления; Общество обладает своей собственной системой управления; 

    Срок его существования всегда дольше средней продолжительности жизни отдельного его члена;

     Основной силой, сплачивающей его членов, является существующая общая система ценностей, норм, законов и правил.
    9.Типологии обществ в современной социологии.

    На сегодняшний день существует огромное количество типизации общества. Различные социологи предлагали свои типизации общества. Согласно марксистской социологии, в основе классификации обществ должен лежать способ производства материальных благ. Согласно К. Марксу, общество делиться на 5 основных типов: 

    Первобытнообщинные; 

    Рабовладельческие; 

    Феодальные; 

    Капиталистические; 

    Коммунистические.
     Согласно другой типологии, общество можно разделить на: 

    Простое; 

    Сложное. 
    По мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, общества необходимо разделять по главному способу добывания средств к существованию: 

    Общества охотников и собирателей;

    Садоводческие общества;

     Аграрные общества; 

    Промышленные общества.
    Основным деление обществ является деление на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Данное деление было предложено американским социологом Д. Беллом. В его основе находится изменение технологического базиса , то есть усовершенствования средств знания и производства.
    10. Социальное время. Социальное пространство. Понятие социальной дистанции.

    Социальное времявремя, в котором человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Люди, создавая социальное время событиями личной жизни, могут относиться к нему как к надындивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта