Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Социологическое исследование

  • Разведывательное исследование

  • Описательное исследование

  • 2. Программа социологического исследования

  • Методическая

  • Можно выделить несколько типов гипотез

  • Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза

  • 3. Методы социологических исследований Метод

  • Методика

  • методы социологического исследования. социология. Термин социология в буквальном смысле слова означает наука об обществе или учение об обществе


    Скачать 26.83 Kb.
    НазваниеТермин социология в буквальном смысле слова означает наука об обществе или учение об обществе
    Анкорметоды социологического исследования
    Дата24.12.2021
    Размер26.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипЗакон
    #317391

    Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе».
    Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

    Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

    Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

    Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

    Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

    Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

    И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

    Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

    Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

    Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

    Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

    Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

    Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

    Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает

    единство статики и динамики общества.
    Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

    В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

    Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

    Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
    В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания.

    Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.

    Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:

    1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;

    2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

    Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

    1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

    2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

    3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

    При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

    Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.

    Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

    Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

    1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

    2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

    Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

    В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

    Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

    Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

    Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

    Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

    Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

    В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

    Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

    Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям.

    Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.

    Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.
    Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

    1) разделение труда и специализация;

    2) четко определенная иерархия власти;

    3) высокая формализация;

    4) внеличностный характер;

    5) планирование карьеры;

    6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

    7) дисциплина.

    Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.
    Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.
    Предметом изучения психологи является личность человека, его внутренний мир и мотивы поведения. Социология изучает не отдельную личность, а общество как единую социокультурную систему.
    В психологии отношения индивида с социумом анализируются с точки зрения психологии личности и психологии общения. В социологии – с точки зрения влияния общественного сознания на формирование типа поведения и мировоззренческих представлений личности.

    2. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

    Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

    Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

    Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

    Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

    Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

    В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных.

    Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление.

    В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

    1) разработка программы и приемов исследования;

    2) проведение эмпирического исследования;

    3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

    2. Программа социологического исследования

    Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.

    Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

    Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

    Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

    Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

    Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.

    Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

    Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

    Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

    Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

    Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

    Можно выделить несколько типов гипотез:

    1) основные и выводные;

    2) основные и неосновные;

    3) первичные и вторичные;

    4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

    Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

    1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

    2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

    3) должна быть проста;

    4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

    Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

    3. Методы социологических исследований

    Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

    В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

    Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

    Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

    Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

    Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

    Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

    Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

    Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

    1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

    2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

    3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

    4) формулирование гипотез и определение задач;

    5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

    Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

    Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

    Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

    Различают:

    1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

    2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

    Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

    Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

    1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

    2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

    Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

    Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

    Можно выделить следующие типы интервью:

    1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

    2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

    3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

    Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

    При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

    На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

    1) цели и задачи;

    2) проблема;

    3) объект и предмет;

    4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

    В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

    1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

    2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

    На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

    1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

    2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

    3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

    4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

    5) обеспечение организационных требований к опросу.

    В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные.


    написать администратору сайта