Главная страница
Навигация по странице:

  • «Книга песен» («Шицзин

  • МУЗЫКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Музыкальное искусство Древнего Китая Павликова Светлана


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеМузыкальное искусство Древнего Китая Павликова Светлана
    АнкорМУЗЫКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
    Дата18.12.2021
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаMuzyka_Drevnego_Kitaya_Lobova.pptx
    ТипДокументы
    #307793

    Музыкальное искусство Древнего Китая

    Выполнила:

    Павликова Светлана

    Более, чем какая-либо древняя культура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э.

    Музыка Древнего Китая

    Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н. э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец", второй - "беседа", "совет", третий - "рог", четвёртый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи"). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово ("музыка") обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке. Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н. э. китайский философ Конфуций писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

    Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая

    До наших дней дошли многие суждения ученых и философов с сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа, который на протяжении своей истории создал огромное количество трудовых, лирических и обрядовых песен, своеобразные инструментальные и танцевальные наигрыши.

    В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

    Значительное место в этом ценнейшем наследии занимают трудовые производственные песни, нередко связанные с земледелием, а также песни городской бедноты, рабочих, кули, лодочников и ремесленников. Во многих песнях отображены исторические события. Разнообразны также жанры бытовых и лирических песен, отображающих обычаи, образ жизни трудового люда, отношение к семье, любовь к родной стране. Встречается немало и шуточных песен, пронизанных народным юмором.

    К древним видам бытующих китайских песен относятся песни и инструментальные пьесы обрядового характера. Многие мелодии культовых песен проникли в народ.

    Характерные черты древнекитайской народной музыки

    Дошедшие до нас записи и бытующие в устной традиции образцы китайской народной музыки позволяют установить ее основные характерные черты.

    Мелодика китайских песен богата и своеобразна. В ней широко используются различные интонационные, ритмические и тембровые средства выразительности. Китайская мелодика отличается гибкостью, чуткостью, большой силой выразительности; интонации то развертываются мерно, сурово-сдержанно, то охватывают широкий диапазон, не избегая шагов на такие необычные в европейской музыке интервалы, как септима. Септима - интервал шириной в семь ступеней звукоряда, то представляют собой остроумное комбинирование путем перестановок зеркальных обращений узорчато-орнаментальных попевок. Одной из важных особенностей китайской музыки является неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской. Вот почему китайские напевы полной силы своего воздействия достигают не при самостоятельном исполнении, а в «контакте» с другими видами временных искусств или в условиях театрализованного представления.

    Особого внимания заслуживает взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи.

    Музыкальные инструменты

    Значительнее место занимают всякого рода барабаны и гонги. В музыке, исполняемой на них преобладают высокие регистры и подчас резкая звучность.

    Старейшими из струнных щипковых инструментов являются «сэ» и «чжэн» - оба из семейства настольных гуслей.

    Широко распространен в Китае и четырехструнный щипковый инструмент «пипа» - китайская модификация арабской лютни, а также смычковые инструменты семейства так называемых «хуциней», «эрху» (двухструнный), «сыху» (четырехструнный) и другие. Не менее распространен в народе струнный щипковый инструмент лютневого семейства - трехструнный «сансянь», которым пользуются для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере (на севере часто еще и с барабаном дату).

    Любимым в Китае струнным ударным инструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» были известны в Китае в III веке до н. э.


    Своеобразие китайской музыки проявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов. Многообразие материалов (камень, глина, медь и ее сплавы, кожа, древесина, тыква, шелк), применяемых для изготовления китайских музыкальных инструментов, отражается на характере их звучания и обусловливает красочность звуковой палитры. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации.

    Интересные факты

    Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен»Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.

    В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами.

    Издавна музыка рассматривается в китайской традиции как нечто позитивное, приносящее счастье. Это видно также и в иероглифическом написании китайского слова слова yinyue (“музыка”) и kuaile (“радость”). Самым древней археологической находкой Китая считается флейта, изготовленная из кости. Возраст этого инструмента – около восьми тысяч лет.


    написать администратору сайта