|
Практическая работа. Культорология. Музыкальное творчество Акынов и Жирау
Музыкальное творчество Акынов и Жирау - Казахские жырау ведут свое происхождение от певца-импровизатора Сыпыра-жырау (XIV в.), жившего на западе Казахстана в тюркоязычном племени. Устно-поэтическая традиция сохранила толгау в различных преданиях и героических эпосах.
- Одним из первых жырау в Казахском ханстве был Казтуган Суйиншиулы. Он родился в 1420 г. на берегах Волги близ Астрахани, в знатной семье. До нас дошли три эпоса жырау. В одном из них — "Беспокойся, будь бдительным, народ" — он, как и Асан Сабитулы, восторгается Едилем и Яиком. В историю он вошел как один из создателей народного эпоса.
- Из жырау XVI в. особую популярность имели Доспамбет и Шалкииз. Доспамбет был родом из знатной семьи крупного военачальника, жившего в крепости Азаку в 90-х годах XV в. в нижнем течении Дона. Получил военное образование, участвовал во многих походах. В своих песнях он рисует идеальный портрет воина, отважного батыра, защищающего свою родину.
- Все свои песни (жыры) — "Средь ручьев, на просторе донских лугов", "В аргамака попала стрела", "О, край мой милый, Ак Жаик!", "Тугай, о тугай у излучины рек" — он посвящает все той же патриотической теме.
- Музыкальное искусство казахского народа — продолжение музыкального искусства, возникшего еще в период родоплеменных отношений. Сегодня известно более 40 музыкальных инструментов, которые возникли в глубокой древности и бережно передаются из поколения в поколение, совершенствуясь с годами. Они представляют собой великое духовное наследие.
- Казахский народ имеет очень богатую музыкальную культуру — об этом писал собиратель народных песен, музыкант-этнограф А.В. Затаевич в своих книгах "500 песен и кюев казахского народа", "1000 песен и кюев казахского народа"
- Айтыс — один из популярных и самобытных видов устного поэтического творчества, корни которого уходят вглубь веков. Во время айтыса акыны — певцы-импровизаторы — садились друг против друга и под аккомпанемент домбры начинали состязаться в остроумии. Акыны должны обладать образностью мысли, меткостью слова, находчивостью, поэтическим даром.
- Сокровища казахской устной литературы создавались талантливыми людьми – акынами, жырау - и передавались из поколения в поколение. Самым древним носителем поэтического дарования у казахов считается жырау - певец-импровизатор. Жырау упоминается в казахском эпосе. Академик В. Радлов указывал, что жырау - это акын-песенник, певец старины. Чокан Валиханов считал, что жырау - это акын, сочиняющий "жоктау" (поминальную песню).
- Музыкальные инструменты казахского народа – домбыра, кобыз, жетыген, шертер, сыбызгы, дабыл, асатаяк, уран и другие. Распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.
- Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Айтыс отличается от тех, что проводились ранее. Тема сегодняшнего айтыса — это независимость. Сейчас, в наше время традицию "айтыса" продолжают современные известные акыны - Асия, Асельхан, Альфия, Конысбай, Баянгали, Абаш, Мухамеджан и другие. В настоящее время, музыканты, играющие на домбре привносят в современность всю красоту казахской культуры. Мы не должны забывать о культуре нашего народа и обязаны пронести все знания потомкам.
- Таким образом, в XV—XVIII вв. современники истории народа — жырау — были певцами добрых, героических дел страны, вместе с народом переживали трудности, преодолевали их. Жырау являлись не только создателями и распространителями эпических поэм, они были и аксакалами, старейшинами, батырами, полководцами. Жырау выступали также в роли советников, к мнению которых прислушивались казахские ханы. Их имена навечно сохранятся в истории казахского народа
- Слово «акын» имеет азиатское происхождение, есть версии, что это интерпретация слова «ахун» - «умный», «учитель», «мыслитель».
- Акыны – талантливые народные певцы, которые в совершенстве владеют поэтическим, композиторским и певческим даром, способностью к игре на музыкальных инструментах.
- Но главной их особенностью является необыкновенный дар безграничной импровизации. Акынами становятся люди, безусловно одаренные, они обладают замечательной памятью, глубокими знаниями и непревзойденным артистизмом.
- Акынское творчество — особый пласт кыргызской песенной традиции. Значение его определяется теми разнообразными функциями, которые выполняют в национальной культуре носители этого замечательного вида народного художественного творчества. Деятельность акынов — лучший показатель бережного отношения к культурному наследию. Это живое и нестареющее искусство, которое содержит в себе мощную интеллектуальную силу.
- Акынское творчество — явление не только фольклорно-музыкального порядка. Оно выходит далеко за рамки поэзии и музыки. В нем собраны и взаимодействуют элементы различных видов искусства. В обще-принятом традиционном смысле акын — это многогранный художник, владеющий поэтическим, композиторским, певческим, инструментально-исполнительским, актерским искусством. При этом выделяются в качестве основных четыре главных критерия: наличие поэтико-импровизаторского дара, вокальные данные, владение игрой на струнных инструментах (комузе и кыл кыяке) и артистизм.
- Акынское песнетворчество выросло в системе массовой фольклорной песенности, вобрав в себя многие ее художественные компоненты. Следует сказать, что взаимоотношение песенного фольклора и профессиональной акынской культуры не только тесное, но и гибкое. Так, по поводу центральноазиатских и закавказских музыкальных культур Н. Шахназарова писала: «В принципе... невозможно провести отчетливую границу между фольклором и профессиональным искусством устной традиции, которая в европейской музыкальной культуре строго обозначена.
|
|
|