Главная страница
Навигация по странице:

  • РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Факультет Педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования

  • Музыка Индии

  • Музыкальное воспитание и образование в Древней Индии

  • Древней Индии

  • Музыкальные инструменты Индии

  • Струнные инструменты

  • Танцевальные стили Индии

  • реферат. Доклад по предмету _Музыка_ на тему _Музыка Индии_.(1). Музыкальное воспитание и образование в Древней Индии


    Скачать 5.39 Mb.
    НазваниеМузыкальное воспитание и образование в Древней Индии
    Анкорреферат
    Дата15.06.2022
    Размер5.39 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад по предмету _Музыка_ на тему _Музыка Индии_.(1).docx
    ТипРеферат
    #594559

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
    Факультет Педагогики и методики

    дошкольного, начального и дополнительного образования
    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Музыкальное воспитание и образование в Древней Индии»

    Выполнила студентка гр. МУЗZ- 441 Т.Ю. Безручко
    Специальность «Педагогическое образование (Музыка)» 44.03.01
    Научный руководитель

    профессор, д.п.н Т.В. Надолинская

    Таганрог

    2022
    Введение.

    Индия – одна из старейших цивилизаций мира, ее культура была в тесной связи с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. Однако, в процессе взаимного обогащения Индия смогла сохранить свою яркую индивидуальность и самобытность. Именно Индия подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. В Индии первыми научились выращивать рис, сахарный тростник, хлопчатник. Индийцы создали чудеснейший язык – санскрит. Они также открыли геометрию и тригонометрию, и по этим наукам построили и доказали теоремы, которые стали известны Европе только в 17-18 веках. На мой взгляд, никакая страна не может сравниться с богатейшей культурой и обычаями Индии.

    Музыка Индии

    Традиции индийской классической музыки передаются изустно,непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма. Мелодия строится на основном аккорде, и далее во время исполнения он варьируется струнным инструментом (тампура, вина, ситар).

    Основа индийской музыки рага - мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант. Индийская классическая музыка включает в себя два основных жанра — североиндийскую хиндустани, южноиндийскую карнатическую традиции и их различные вариации в форме региональной народной музыки. К местным стилям популярной музыки принадлежит филми и индийская народная музыка, одной из наиболее влиятельных разновидностей, которой является синкретическая традиция баул.
               Звук традиционно рассматривают,  как космическую энергию, дающую начало жизни. На основе этих представлений семь основных звуков индийского лада сопоставляются с семью планетами Солнечной системы. Каждому музыкальному звуку соответствует определенный цветовой символ.


    В Древней Индии музыка была неотъемлемой частью жизни общины, где музыкантов окружали большим почётом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных обрядов. Ритуальные песнопения (более 1000 гимнов) собраны в «Ригведе» – одном из самых древних письменных памятников Индии (II тыс. до н. э.).  

    Музыка Древней Индии с давних пор неразрывна с поэзией, танцем и драматическим действием. Синтез этих искусств обозначается словом «сан­гита». Во многих индийских языках это слово означает «сведение воедино и выражение всего». 

    Богатство ин­тонаций и ритмов в индийской музыке привело к появлению обра­зов-мелодий, которые стали называть рага  (в переводе означает «пробужденное чувство», «страсть»). Древнеиндийская музыка насчитывает 7 основных paг и 5 производных от каждой – рагини. Понятие «paгa» связано с выражением силы, мужества, героизма, а рагини ассоциируются с мелодиями, выражающими нежность, любовь, печаль и др. Раги призваны вызывать определенные чувства и со­стояния: шрингара – лю­бовь, хасья – веселье, каруна – печаль, вира – геро­изм, рудра – гнев, бхаянока – страх, шанта – успокоение. Исполнение paг приурочивалось к определен­ному времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, по­луденные, вечерние).

    С древних времен в индийской музыке сохранились шрути (в переводе озна­чает «слышать, различать») – наименьший интервал и средство музыкальной выразительности, способствующее выяв­лению того или иного эмоцио­нально-психологического состояния – раса. Расстояние между двумя ступе­нями лада составляет ¼ тона,  и каждый шрути имеет название, соответству­ющее характеру своего раса: не­изменный, блистающий, прекрасный и т. д.

    Одним из ранних известных трактатов по искусству явля­ется произведение эн­циклопедического характера под названием «Натьяшастра» («Учение о театральном искусстве»). В нем  содержатся сведения о драматическом искус­стве, танце, музыке, поэтике. Авторство это древнеиндийского текста на сан­скрите приписывают музыканту Бхарате Муни. Установить время его созда­ния почти невозможно, но ряд ученых относит его к III-IV вв. до н. э.

    В «Натья­шастре» систематизированы представления о шкале, ладах, интервалах. Бха­рата Муни видит в музыке составную часть театра и рассматривает ее в триедин­стве искусства пения («гита»), игры на музыкальных инструментах («вадья») и искусства танца («натья»). Все три компонента объединяются в понятие «сангита».

    Музыкальное воспитание и образование в Древней Индии

    В Древней Индии сложилась особая кастовая система общественного устрой­ства. Вплоть до V в. до н. э. воспитание и обучение в Древней Индии осно­вывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично войти в свою касту. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чис­тоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и муже­ства, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности. По­этому задача воспитания состояла в том, чтобы каждый в точности изучил правила и обязанности своей касты, и проявлял их в строгих завершенных об­рядах.

    Браминские общественные школы в Индии появились поздно, зато рано появились многочисленные школы письма и чтения. Учительство восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, сделали знание доступным другим. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретённые за долгие годы отшельни­ческой жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное соз­нание в ведическую эпоху. Постепенно возникла традиция гуру-шишья,  т. е. прямая, не­посредственная передача знаний от учителя (гуру) ученику (шишья). Система обучения гуру-шишья осуще­ствлялась путем наставлений, бесед учителя с учеником, заучивания текстов. Непосредственная передача знаний от учи­теля ученику осуществлялась индивидуально, а также была направлена на воспита­ние характера ребенка и совершенствование его нравственных качеств. 

    Индийское музыкальное образование имело несколько стадий: детство (шайшава), юность (брахмагарья), жизнь домохозяина (грихастха) и стадия отрешения от мира (саннияса).

    Музыкальное воспитание начиналось с раннего детства (шайшава), ко­гда музыка воспринималась неосознанно, во время сна и игр.  Обучение музыке начиналось с 7 лет. В период ученичества (брахмагарья) ученик жил в доме духовного наставника. Дети изучали ритмические формулы – тала, обозначения которых заимствованы из начальных слогов санскритских слов.

    Работа с учеником была строго индивидуальной и вдумчивой. Особое внимание уделялось процессу формирования звука (свары), который воспро­изводился по одному, медленно и без украшений. Важная составная часть этого процесса – воспитание умения медитировать над каждым звуком.

    На следующем этапе (грихастха) ученик мог начинать высту­пать публично, обеспечивая себе свое существование. Постижение музыки и исполнительских навыков должно было продолжаться всю жизнь. На завер­шающей стадии (саннияса) музыкант прекращал свою деятельность, но ему разрешалось петь религиозные песнопения в честь бога Кришны и настав­лять учеников.

    В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, при­чем роль семьи была доминирующей. Индивидуальное обучение осуществлялось во множестве школ музыкального воспитания «гхарана», что в переводе и индийского означает «дом». Гхарана основывается только на родственных отношениях, и старший в гхаране счи­тался духовным наставником гуру. Чтобы стать гуру, он должен воспитать не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений.
    Музыкальные инструменты Индии

    У дарные инструменты. Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Но первое место среди ударных инструментов заняли мембранные инструменты. Самый простой тип - большой бубен, состоящий из круглой рамы, на которую натянута овечья кожа.

    "Нагара" - очень древний индийский инструмент, о котором упоминается еще в санскритском эпосе. При процессиях и театральных представлениях к нему часто привязывается другой барабан поменьше. Играющий носит их на левом бедре и бьет по ним палочками. Попарно употребляется и другой односторонний барабан, "табла",

    который, также как и нагара, имеет металлический корпус; "бамья", т.-е. левый барабан, имеет корпус, выдолбленный из куска дерева.

    Струнные инструменты. Хотя индийская музыка имеет свои корни в музыке самих индийских племен, она получила сильный толчок от знакомства со средне-азиатской музыкой, привезенной вместе с афганскими, персидскими и монгольскими властителями.

    На целом ряде струнных инструментов играют при помощи смычка. На "вина" и родственных ей инструментах играют без смычка, пальцами или плектроном.

    Самые популярные струнные щипковые — вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, — у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, — возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания.

    Ситар по устройству напоминает вину. Кроме щипковых в Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего, это саранги — прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх-четырёх основных, игровых струн у него есть ещё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять — тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.

    Д уховые инструменты.Индийские флейты, рога и трубы не достигли той высоты развития, которой отличаются струнные инструменты. Их начало следует искать в некоторых формах, выработанных самой природой. Несколько таких примитивнейших инструментов сохранилось до наших дней. Так например, рог быка употребляется в пастушеском быту в разных областях Индии. Особенно почетное место занимает раковина "шанкха", родоначальница трубы. Как военный инструмент, "шанкха" описывается в древних индийских былинах. Сейчас она играет важную роль при культовых действиях. Ей, также как и колоколу, приписывают силу, способную прогнать злых духов.

    В отличие от металлических труб, флейта - излюбленный духовой инструмент низших каст. Тростниковая флейта обычно связывается с пастушеской жизнью.

    Особый род волынок употребляется заклинателями змей. Они состоят из полой тыквы, в которую вставлена пара закрытых тростниковых флейт. Играющий вдувает струю воздуха в тыкву и пальцами обеих рук открывает и закрывает отверстия флейт.

    Танцевальные стили Индии

    Основными стилями классического  танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури.
      
    Из  всех видов танца в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует  древнем текстам о танце.Религиозный  по духу танец исполняется одной танцовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.
         Катхакали - важнейшее направление индийской  танцевальной драмы. Представление  обычно длится всю ночь. Сюжеты танца  в основном взяты из эпических  повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".
         В отличие от предыдущих танцевальных стилей катхак распространен на Севере Индии, и исполняют его как мужчины, так и женщины. В современном виде он соединяет в себе два направления - религиозное и светское.
         Стиль манипури - форма лирического танца  Восточной Индии. Главным в манипуре являются танцы рас четырех основных видов. Все они посвящены Кришне и исполняются только женщинами в ярких расцвеченных блестками костюмах.
        

    Заключение

     Индийской музыкальной культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому, в ней удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи, традиции и направления искусства, которые сложились в Индии, не существуют больше ни в одной стране мира! 


    написать администратору сайта