Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») Контрольная работа На тему: «

  • Направление

  • Челябинск, 2021 Содержание Введение

  • Заключение

  • 1) Роль музыкального воспитания в жизни детей

  • Основными задачами музыкального воспитания можно считать

  • · Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

  • Организация музыкальной деятельности в детском саду

  • Целью программы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Задачи программы

  • В программу по раннему комплексному музыкальному развитию входят

  • Аюпова Музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание ребенка


    Скачать 46 Kb.
    НазваниеМузыкальное воспитание ребенка
    Дата22.04.2021
    Размер46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАюпова Музыкальное воспитание.docx
    ТипКонтрольная работа
    #197603



    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)


    Контрольная работа

    На тему: «Музыкальное воспитание ребенка »

    Аюпова Олеся Рамазановна ,ЗФ-202-264-3-1

    (ФИО) (группа)

    Направление: Психолого-педагогическое образование

    Профиль: Дошкольное образование

    Форма обучения: заочная

    Преподаватель: Евтушенко И.Н., доцент кафедры

    (ФИО, уч. степень, уч. звание)

    Челябинск, 2021

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..

    1. Роль музыкального воспитания в жизни детей…………….



    2.  Организация музыкальной деятельности в детском саду………

    Заключение……………………………………………………………………...

    Список литературы…………………………………………………………….


    Введение

    Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

    На протяжении многих лет ведутся дискуссии: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают:

    «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы.

    Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.
    На данный момент остро стоит проблема полноценного планирования, организации музыкального воспитания на всех уровнях обучения ребенка, а в первую очередь в детском саду. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он н

    1) Роль музыкального воспитания в жизни детей

    Для того чтобы говорить об организации музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка, определить, за чем вообще нужны занятия музыкой.

    Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

    Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

    Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

    Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

    Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

    Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

    Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

    Основными задачами музыкального воспитания

                                можно считать:

    ·        Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    ·        Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

    Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

    2) Организация музыкальной деятельности в детском саду

    Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

    Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

    Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

    Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

    Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. Чтобы осуществить эти цели, необходима качественная организация работы педагогов по музыкальному воспитанию детей. Для комплексного музыкального развития детей составляется программа занятий для каждой возрастной группы в отдельности. В основании этой программы могут лежать различные методики, которые выбираются преподавателем на свое усмотрение, но все они должны быть направлены на развитие ребенка, вовлекать его в «музыкальный мир». В программе занятий также должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно также помнить и об общем развитии детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать со специалистами музыкальной школы, это пожжет разработать наиболее эффективную методологию для проведения занятий по музыкальному воспитанию.

    О необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста говорил В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учёт реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях.

    Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

    Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.

    Целью программы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

    Задачи программы:

    -способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность;

    - помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;

    - создать предпосылки к формированию творческого мышления;

    - способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;

    - формирование готовности к дальнейшему обучению;

    -развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

    - формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.

    Программа должна соответствовать современным требованиям, включать в себя новые разработки. Она должна иметь развивающий характер, быть ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. В ней должна быть заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми. В программе должны быть учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

    Содержание программы должно быть ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.

    В программу по раннему комплексному музыкальному развитию входят:

    1) Подвижные игры и логоритмика, развитие крупной моторики, развитие координации движений и концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование двигательных навыков, коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков), выработка слаженности действий в коллективе, развитие навыков социального взаимодействия, развитие совместной продуктивной деятельности.

    2) Развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики пальцев, кистей рук, с помощью пальчиковых игр происходит обучение счету.

    3) Развитие слуха, голоса, простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги), развитие звуковысотного, динамического, тембрального слуха, пение и движение, инсценировки, элементарная голосовая импровизация.

    4) Физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа, укрепление организма ребенка, формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и сердечнососудистой систем. Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе. Развитие способностей к двигательному творчеству.

    5) Знакомство с музыкальной грамотой, слушание музыки, обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах, знакомство с нотами и клавиатурой, обучение игре на инструментах: металлофоны, ксилофоны, синтезаторы, фортепиано, знакомство с музыкальными инструментами - как детскими, так и инструментами симфонического и народного оркестров (звучание, иллюстрации), музицирование, игра в мини-оркестре (дети и родители), слушание музыкальных произведений, эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях.

    6) Знакомство с буквами, подготовка к чтению, развитие речи, сочетание традиционной и авторской методики «Азбука из пластилина». В процессе лепки и складывания букв из пластилина развивается мелкая моторика, концентрация внимания, координация движений, а также происходит знакомство с буквами в практической деятельности и подготовка детей к чтению. В разделе «поем-читаем» сочетание чтения по слогам и пения (чтения нараспев) позволяет не только обучать чтению по слогам, но и работать над голосом и дыханием.

    7) Развитие творческих способностей, воображения, озвучивание и инсценировка сказок, стихов, пластические этюды и двигательные импровизации в процессе активного слушания музыки, инструментальное музицирование, импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах.

    8) Звукотерапия, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (упражнения на релаксацию, на формирование правильного дыхания, оздоровительные техники).

    Заключение

    Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

    На процессе музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.

    Одной из главных задач дошкольного воспитательного учреждения является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу.

    Список литературы

    1) Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1997;

    2) Радынова О. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» -  Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30

    3) Давыдова Н. «Основы музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.

    4) Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» – М.:1977;


    написать администратору сайта