Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовые презумпции и правовые аксиомы

  • *(88) .Статья 14

  • Нормативный правовой акт

  • Судебный или административный прецедент

  • Соотношение права и обычая.

  • *(89) .Соотношение права и морали. Мораль

  • Соотношение права и религиозных велений.

  • Соотношение права и политических норм.

  • Соотношение права и корпоративных норм.

  • Н. А. Теория государства и права учебное пособие


    Скачать 2.77 Mb.
    НазваниеН. А. Теория государства и права учебное пособие
    АнкорTeoria_gosudarstva_i_prava_metodichka.doc
    Дата22.11.2017
    Размер2.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTeoria_gosudarstva_i_prava_metodichka.doc
    ТипУчебное пособие
    #10373
    страница21 из 63
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   63

    Тема 8. Основные понятия о праве



    1. Принципы права. Правовые презумпции и правовые аксиомы.

    2. Функции права. Ценность права.

    3. Право и экономика. Право и политика. Право и религия.

    4. Формы (источники) права.

    5. Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициями и другими регуляторами.

    8.1. Принципы права. Правовые презумпции и правовые аксиомы



    Принципы права - основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор.

    На принципах права базируется вся правовая система, поэтому они должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Правовые начала, являясь более стабильными правилами поведения по сравнению с юридическими нормами, фиксируются преимущественно в конституциях и наиболее важных законах государства. Принципы права играют важную роль в процессе правового регулирования, поскольку определяют основные направления юридического воздействия.

    Принципы права объективны по характеру и зависят от субъективной воли законодателя, и обусловлены объективными законами общественной жизни.

    В зависимости от сферы распространения различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общеправовые принципы являются основой системы права, всех ее отраслей и институтов. На них базируется правовое регулирование всех правоотношений. Многие из таких принципов закрепляются в Основном законе государства - Конституции.

    Справедливость - законодательство и правоприменительная деятельность призваны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях (соразмерность между трудом и вознаграждением за него; соответствие меры наказания тяжести правонарушения и т.д.);
    Схема 10
    ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ Принципы права │

    └──────────────┬───────────────────────────┬─────────────┘

    │ │

    ┌───────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

    │ справедливость │ │ │ юридическое │ │ │ гуманизм │

    │ ├◄─┤─►┤ равенство всех пред ├◄─┼─►┤ │

    │ │ │ │ законом и судом │ │ │ │

    └───────────────────────┘ │ └─────────────────────┘ │ └────────────────────┘

    │ │

    ┌───────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

    │ демократизм ├◄─┼─►┤ законность ├◄─┼─►┤ единство прав и │

    │ │ │ │ ┤ │ │ обязанностей │

    └───────────────────────┘ │ └─────────────────────┘ │ └────────────────────┘

    │ │

    ┌───────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

    │ примат международного │ │ │ федерализм │ │ │ юридическая │

    │ права над ├◄─┴─►┤ ├◄─┴─►┤ ответственность за │

    │внутригосударственными │ │ │ │ вину │

    └───────────────────────┘ └─────────────────────┘ └────────────────────┘
    Юридическое равенство перед законом и судом - закрепляет равенство всех граждан в правах и обязанностях, установленных законом, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и т.д. (ст. 19 Конституции РФ);

    Гуманизм - Конституция и законы должны быть основаны на уважении к личности, ее правам и интересам: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ);

    Демократизм - принадлежность власти народу: "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ст. 3 Конституции РФ). Народ может осуществлять свою власть непосредственно (на выборах, на референдуме) либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, т.е. путем представительной и непосредственной демократии;

    Юридическая ответственность за вину - правонарушитель подлежит юридической ответственности за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 49, 54 Конституции РФ);

    Законность - все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ);

    Единство прав и обязанностей - предоставленные гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями, ибо не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Так, в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом обязанностью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является ее оказание гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;

    Примат международного права над внутригосударственным - "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);

    Федерализм - свойствен правовым системам государств, построенных на федеративных началах. Означает, что в таких государствах действуют две системы законодательства - общефедеральная и система прав субъектов федерации.

    Межотраслевые принципы - принципы, характеризующие несколько отраслей права (осуществление правосудия судом; принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и равноправия сторон судопроизводства и т.д.).

    Отраслевые принципы - действуют в рамках одной отрасли права, определяя ее специфику (для земельного права - принцип множественности и правового равенства различных форм собственности на землю; для трудового - принцип свободы труда, принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать его стороны; для уголовного права - презумпция невиновности, принцип императивности и т.п.).

    Правовые презумпции и правовые аксиомы - специфические разновидности принципов права, выработанные в результате длительного развития юридической теории и практики. Это результат многовековой юридической традиции, в том числе судебной. Играют огромную роль в правотворчестве, правоприменении, судебной, прокурорской и следственной деятельности.

    Презумпции - предположения о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпций - повторяемость жизненных ситуаций. Имеют предположительный, прогностический характер, но при этом служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности, выступая в качестве средства, помогающего установить истину*(84).

    Презумпции по форме существования делят на фактические (неписаные) и законные (писаные) презумпции.

    Фактические презумпции - предположения, основанные на житейском опыте и разумных основаниях.

    Законные презумпции - предположения, прямо или косвенно закрепленные в качестве правовых предписаний.

    По сфере действия - общеправовые и отраслевые презумпции.

    Общеправовые презумпции действительны для всех отраслей права (презумпция знания законов, презумпция истинности нормативного правового акта).

    Отраслевые презумпции действуют в пределах одной отрасли права. В административном праве - презумпция компетенции вышестоящего органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов; в семейном праве - презумпция отцовства; презумпция невиновности в уголовно-процессуальном праве; презумпция добросовестности в гражданском праве.

    - в зависимости от юридической силы - на опровержимые и неопровержимые.

    Опровержимые презумпции - положения, допускающие возможность оспаривания (презумпция отцовства может быть опровергнута).

    Неопровержимые презумпции - положения, являющиеся принципами права, например презумпция невиновности (в процессе уголовного разбирательства она остается неопровергнутой и действует в отношении всех обвиняемых).

    Аксиомы - положения, имеющие для права значение непреложной истины, отражающие уже установленные и достоверные знания, например никто не может быть судьей в своем собственном деле; кто живет по закону, тот никому не вредит; закон обратной силы не имеет; один свидетель - не свидетель; правосудие укрепляет государство и др.

    В юридической литературе не все авторы выделяют аксиомы, поскольку считают, что право - это нормативная система, а не научная категория (Черданцев А.Ф. и др.).

    8.2. Функции права. Ценность права



    Функции права - основные направления юридического воздействия на социальные процессы.

    Функции права иллюстрируют право в действии, отражают процесс его воздействия на общественные связи. Анализируя функции права, можно понять его предназначение и динамику.

    Общесоциальные функции права:

    - экономическая - упорядочивание производственных отношений, закрепляет формы собственности, опосредует процессы производства, обмена, потребления и т.д.;

    - политическая - регламентация политических отношений, регулирует политические процессы, устанавливает права и обязанности субъектов политических отношений и т.д.;

    - воспитательная - отражение определенной идеологии, оказывает педагогическое воздействие на субъектов, формируя у них мотивы для правомерного поведения;

    - коммуникативная - содержание определенной юридической информации и как следствие - выступление способом связи между субъектом управления (государством) и объектом управления (обществом).

    Специально-юридические функции права:

    1. Регулятивная - право выступает регулятором, организатором наиболее ценных для государства и общества социальных отношений. Выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции права.

    - Регулятивно-статическая - закрепление, фиксирование отношений в их статике (закрепляется круг субъектов права, их правоспособность, круг прав и обязанностей граждан и т.д.).

    - Регулятивно-динамическая - регулирование движения общественных отношений в форме правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, подряда и др.).

    2. Охранительная - правовое воздействие, направленное на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений. Осуществляется главным образом с помощью правовых средств ограничивающего характера (запретов, приостановлений, ограничений, наказаний и т.п.).

    Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Охранительная функция опирается на регулятивную, ибо при нарушении процесса регламентирования каких-либо социальных отношений возникает необходимость в их охране и защите.

    Ценность права. Проблему права как ценности в отечественной юридической литературе впервые поставил С.С. Алексеев, обосновывая, что право - это социальное благо, социальная ценность, рассматривая право через его свойства, а именно - общеобязательную нормативность, формальную определенность содержания, системность и др.*(85)

    Впоследствии большинство ученых стали склоняться к мнению о том, что право обладает инструментальной и собственной ценностью (А.Ф. Черданцев и др.).

    Инструментальная ценность права заключается в том, что оно является "инструментом" для решения различных задач общества (экономической, политической, культурной). Поскольку право, выступая институционным образованием, обладает набором эффективных регулятивных средств, возможно, его использование как инструмента, средства для решения определенных задач и использование различными субъектами - государством, церковью, общественными объединениями, гражданами.

    Собственную ценность права можно определить как "выражение и олицетворение свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп, отдельных индивидов"*(86).

    Кроме инструментальной ценности, А.Ф. Черданцев обосновывает так называемую вторичную ценность права. По его мнению, первичными, основными ценностями являются жизнь, достоинство, свобода человека, общественный порядок, благополучие, справедливость и т.д. Право на этих ценностях основывается и их охраняет, используется как инструмент для достижения определенных социальных целей, и в этой связи оно обладает так называемой вторичной ценностью. Автор справедливо отмечает и следующее: право - ценность общекультурная, представляет собой достижение общечеловеческой культуры, выступает как антипод бесправия, беспорядка и произвола*(87).

    8.3. Право и экономика. Право и политика. Право и религия



    Право и экономика тесно взаимосвязаны между собой, поскольку сущность и содержание права находятся в прямой зависимости от экономических отношений, господствующих в обществе, в первую очередь отношений собственности.

    В нормах права отражаются экономические отношения, экономические интересы различных социальных групп, прежде всего интересы собственников.

    На право оказывает влияние совокупность социальных факторов (соотношение социальных сил, политика, религия, мораль, правосознание и т.д.). В силу этого право в определенном смысле действует независимо от экономики и, вследствие чего, оказывает обратное влияние на нее, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на экономику через регулирование собственности, товарных отношений, принятие налогового, таможенного законодательства и др.

    Нужно учитывать, что право в значительной мере автономно, в связи с функционированием таких достаточно самостоятельных институтов в обществе как судебная система, антимонопольное законодательство и др.

    Право и политика рассматриваются как явления взаимосвязанные и взаимообусловленные. Основная часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, а право, в свою очередь, воплощает в жизнь, закрепляет основные направления и принципы государственной политики.

    Все политические процессы в государстве должны осуществляться в рамках закона, следовательно, право в этом случае выступает как средство политики, но при этом оно регулирует политическую деятельность, ограничивая ее, предостерегая от перерастания в беззаконие и произвол.

    Поскольку политика определяется как искусство управления обществом, сущность которого составляют отношения по поводу власти между классами, политическими партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой, такое управление осуществляется посредством права, а также с помощью политических норм - правил поведения разнообразных субъектов политики, участников политических процессов, политических отношений, в программах, решениях, уставах политических партий и движений и т.д. В случаях, когда политические нормы получают отражение в конституциях, законах, они приобретают характер правовых норм.

    Право и религия. Религия (от лат. reliqio) - восстановление или воспроизводство лиги, связи) - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным сосредоточием всего существующего, субстанций, главной святыней).

    В религиоведческой литературе наиболее распространенным следующие определения религии: а) вера в сверхъестественное (Платон); б) восстановление связи с Богом как Полнотой Бытия, Иеговой (монотеизм); в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шмитермахер); г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор); е) олицетворение и умилоствование тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Док. Фрэзэр); ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс); з) чувство священного (Док. Хаксли); и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд); к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Э. Филер); л) вера в судьбу (Док. В. Пратт); м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтлед); н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Док. Дьюн). Вероятно, каждое из этих определений описывает ту или иную грань реально противоречивой и богатой сущности религии, но не всю, как совокупности отношений между человеком и абсолютом*(88).

    Статья 14 Конституции РФ провозглашает: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28).

    Взаимосвязь права и религии подтверждается в первую очередь тем, что многие религиозные заповеди: "не убий", "не укради" и другие закреплены в законе и рассматриваются как преступления. Более того, в мусульманских странах право в основном базируется на религиозных догматах, за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания (смертная казнь через повешение, битье палками и др.).

    В современном мире в некоторых национально-правовых системах (около 20 стран) религиозные тексты используются как источники права. Религиозные нормы являются общеобязательными правилами поведения для верующих и содержатся в таких источниках, как Библия, Коран, Талмуд и др.

    8.4. Формы (источники) права



    Источник права понимается в двух смыслах:

    - источник права как сама жизнь: политика, экономика, культура, религия и т.д. Поскольку именно посредством права регулируются политические, экономические, социальные и иные отношения;

    - форма права как "резервуар", где находятся юридические нормы, т.е. где они закреплены.
    Схема 11
    ┌────────────────────────────────────────┐

    │ Источники права │

    └────────────────────┬───────────────────┘

    ┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

    │ нормативный правовой акт ├◄───┼────►┤ правовые доктрины │

    └───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘

    ┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

    │ судебный или административный ├◄───┼────►┤ принципы права │

    │ прецедент │ │ │ │

    └───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘

    ┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

    │ нормативный договор ├◄───┼────►┤ нормы международного │

    └───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘

    ┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

    │ правовые обычаи ├◄───┴────►│ религиозные веления │

    └───────────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
    Нормативный правовой акт - основной источник права, поскольку принятие данных актов является монополией государства. Это акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

    Признаки нормативного правового акта:

    1. В отличие от других источников права нормативный правовой акт можно достаточно быстро подготовить, изменить, дополнить и т.д.;

    2. С его помощью можно четко, определенно закрепить общественные отношения, подпадающие под правовую регламентацию, а также соответствующие права и обязанности.

    Недостатком данного источника права является возможность его быстрой отмены в угоду определенных политических сил в государстве. Виды нормативных правовых актов:

    Законы:

    - федеральные конституционные;

    - федеральные законы;

    - законы Субъектов Федерации;

    Указы Президента РФ:

    - нормативные;

    - ненормативные (индивидуальные правовые акты);

    - смешанные.

    Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ.

    Решения губернаторов (глав субъектов Федерации).

    Акты муниципалитета:

    - акты глав муниципальных образований;

    - акты представительных органов власти;

    - совместные акты глав муниципальных образований и представительных органов власти.

    Локальные акты (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций).

    Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными, поскольку по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.

    Кроме нормативных, существуют ненормативные, или индивидуальные акты, направленные к определенным лицам или организациям. Индивидуальные акты - это решения высших органов государственной власти и управления, приговоры суда, судебные решения, определения, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений и т.д.

    Особенности ненормативных актов:

    - принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

    - адресуются конкретным лицам или органам;

    - принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

    Судебный или административный прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, впоследствии принимаемое за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

    При прецедентной форме права прецедент является основным среди других источников права. В Англии основным источником права является прецедент (некоторые прецеденты насчитывают около 300 лет). Англия не признает авторитет римского права, считая, что прецедентное право более демократично и стабильно, так как его нельзя отменить.

    Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых других странах. Прецедент как источник права характерен для англосаксонской правовой системы.

    Нормативный договор - согласованная воля двух или более субъектов права, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Данный вид договора должен содержать нормы права (международные акты; внутригосударственные договоры; коллективные договоры и соглашения в трудовом праве).

    Правовые обычаи - обычаи, санкционированные государством. Это исторически первый источник права, но обычай приобретает правовой характер после его фактического признания государством. Поскольку право изначально возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев, в дальнейшем оно систематизируется и представляет собой сборники правовых обычаев ("Русская правда", "Салическая правда" и др.).

    В настоящее время в большинстве стран правовой обычай может выступать источником права, если об этом указано в законе. Около 20 статей Гражданского кодекса Российской Федерации содержат ссылку на "обычай делового оборота", а ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.

    Правовые доктрины (научные положения, концепции) как источник права в современных правовых системах значения практически не имеют. В Древнем Риме суды ссылались на работы наиболее известных римских юристов - Гая, Ульпиана, Павла. В настоящее время правовая доктрина как источник права формально признается только в Швейцарии.

    Некоторые авторы к источникам права относят принципы права и нормы международного права.

    Религиозные нормы в некоторых государствах, особенно теократических, играют важную роль - мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных текстах. Так, Коран является священной книгой для мусульман, а также Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда и Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина, и Кияс - суждение по аналогии.

    Пятикнижие, Талмуд - основа иудейского права, а Законы Ману - индусского.

    8.5. Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициями и другими регуляторами



    Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.

    Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям - строить взаимоотношения между собой.

    В юридической литературе действующие в обществе нормы принято подразделять на социальные и технические.

    Социальные нормы - правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения.

    Технические нормы - стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.

    Право отличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.

    К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные нормы, политические, корпоративные и др.

    Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.

    Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми - которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.

    Правовой обычай - это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.

    Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится "безразлично", так как они не причиняют вреда, с третьими - ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов - калым - выкуп невесты; кровная месть и др.)*(89).

    Соотношение права и морали.

    Мораль - это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности.

    Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы, и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.

    Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы носят общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.

    Соотношение права и религиозных велений.

    Религиозные нормы - это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию.

    Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

    В настоящее время во многих современных государствах церковь отделена от государства, но не от общественной жизни. Российская Федерация признается светским государством, о чем говорится в ст. 14 Конституции РФ.

    Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, существующих на территории Российской Федерации, руководствуются при реализации ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

    Соотношение права и политических норм.

    Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни по отношению к государственной власти. С помощью политики происходит управление обществом и государством, что осуществляется через правовые нормы. Поскольку именно посредством нормативных правовых актов, реализуется политика любого государства, можно говорить о взаимосвязанности политических и правовых норм. Политические нормы являются правилами поведения участников политических отношений и закрепляются в уставах, декларациях политических партий, общественных организаций и иных субъектов политики (например, оценка в политических документах состояния экономики, существующего социального обеспечения в стране и др. Провозглашение политических заявлений на события в стране и др.).

    Соотношение права и корпоративных норм.

    Корпоративные нормы - правила поведения в различных организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях негосударственного характера.

    Эти правила содержатся в уставах, положениях, программах и действуют только на членов данной организации. Они определяют права и обязанности членов объединения, порядок формирования, структуру и др. Данные нормы обеспечиваются посредством предупреждения, выговора, исключения из организации и т.д.

    Вопросы для самоконтроля



    1. Принципы права: природа, роль в правовом регулировании.

    2. Понятие и характеристика правовых презумпций. Что такое правовые аксиомы?

    3. Функции права, их виды.

    4. В чем заключается инструментальная ценность права?

    5. Соотношение права и экономики.

    6. В чем взаимосвязь между правом и политикой?

    7. Взаимодействие права и религии.

    8. Понятие и признаки форм (источников) права.

    9. Виды источников права.

    10. Право в системе социального регулирования. Иные виды социальных регуляторов.

    Список литературы



    1. Абдрашитов В.М. Презумпция невиновности. М., 2004.

    2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

    3. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001.

    4. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006.

    5. Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правопонимания. М., 2002.

    6. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

    7. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Т. 1-2. Ярославль, 2005-2006.

    8. Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.

    9. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007.

    10. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996.

    11. Никитишина Н.А. Правовые презумпции и фикции в механизме правового регулирования. М., 2005.

    12. Обычай в праве / отв. ред. А.П. Сергеев и др. СПб., 2004.

    13. Панаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.

    14. Принципы российского права. Общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010.

    15. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

    16. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.

    17. Хачатуров Р.Л. Источники права. Тольятти, 1997.

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   63


    написать администратору сайта