Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема

  • Цели урока

  • План урока

  • Подведение итогов. Домашнее задание: Ход урока

  • Н. В. Гоголь.

  • Рождество

  • Святки

  • Коляда

  • Просмотр фрагмента из фильма.

  • Конспект вступительного занятия по литературе к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса. Конспект вступительного занятия по литературе к изучению повести. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством


    Скачать 268.58 Kb.
    НазваниеН. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством
    АнкорКонспект вступительного занятия по литературе к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса
    Дата12.05.2023
    Размер268.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект вступительного занятия по литературе к изучению повести.docx
    ТипКонспект
    #1124981


    Конспект урока вступительного занятия по литературе

    к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса.

    Тема: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

    Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

    Форма урока: беседа

    Вид вступительного занятия: Обращение к впечатлениям учащихся (от произведений искусства); обращение к историческим сведениям (к истории создания, комментирование национальных обычаев и традиций).

    Цели урока:

    образовательные:

    1. Подготовка учащихся к восприятию повестиН. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

    2. Пробуждение интереса к изучаемому произведению.

    3. Развитие представления у учащихся о неповторимом национальном колорите повести «Ночь перед Рождеством».

    4. Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

    5. Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».

    развивающие:

    1. Развитие устной и письменной речи.

    2. Развитие творческого потенциала учащихся.

    3. Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

    воспитательные:

      1. Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

      2. Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

      3. Воспитание у учащихся интереса к литературе и другим произведениям искусства.

      4. Формирование культуры взаимообщения.

    Оборудование: проектор, экран, презентация, толковый словарь, репродукция картины художника А. П. Бубнова «Ночь перед Рождеством», иллюстрация художника А. Куркина к произведению «Ночь перед Рождеством», фрагмент художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (СССР, 1961 год, режиссер - Александр Роу // http://kino-ussr.ru).

    Методические приемы: слово учителя, беседа, сообщение учащихся, просмотр видеофрагмента, рассматривание репродукций картин, словесное творчество, работа с толковым словарем.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя с элементами беседы.

    3. Работа с эпиграфом.

    4. Беседа:

    1. Работа с иллюстрациями.

    2. Сообщения учащихся.

    3. Работа с фрагментом видеофильма.

    1. Подведение итогов.

    2. Домашнее задание:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы и целей урока. Запись числа и темы урока в тетради: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

    1. Слово учителя элементами беседы.

    Ребята, на уроках литературы в 5 классе вы уже встречались с творчеством Н.В.Гоголя. Какое произведение Гоголя вы читали в 5 классе? («Заколдованное место»).

    Верно. Эта повесть входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник подписан «Рудый Панько» (Рудый = рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести.

    Вы знакомы с таким приемом? (Да. Это прием литературной маскировки).

    В чем его суть? (Повествование ведется от лица выдуманного рассказчика. Рассказ таким образом стилизован под правду). Совершенно верно.

    Ранее его использовал другой великий русский писатель, с творчеством которого вы уже познакомились. Какой же это автор? Как назывался его сборник? (А. С. Пушкин «Повести Белкина»). Совершенно верно.

    Примечание: Если ученики затрудняются ответить на вопросы учителя, он может сам дать ответ, чтобы восполнить «пробелы» в знаниях учащихся.

    Гоголь работал над сборником только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности. Вечер – время таинственного, чудесного. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”.

    Как вы думаете, ребята, случайно ли свой сборник Гоголь назвал именно «Вечерами на хуторе близ Диканьки»? (Нет, так как вечер – это время чего – то таинственного и чудесного, переходящего в ночь, вечерами можно услышать много фантастических историй, рассказов, а Гоголь именно такими историями и наполнил свой сборник).

    Первую часть «Вечеров…» Н. В. Гоголь издал в 1831 году, вторая увидела свет в 1832. В сборник вошли 8 повестей, различающихся по проблематике, жанровым, стилевым особенностям. Повести объединены единством места действия (Диканька и её окрестности), фигурами рассказчиков (все они – известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и так называемого «издателя» (пасечник Рудый Панько).

    Немало важно, что автор «Вечеров…», как мы с вами помним, родился то ли в самих Сорочинцах, то ли недалеко от них. Детство Н. В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии (или Украине), которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал.

    Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характерам. «Вечера на хуторе близ Диканьки» воссоздают народные нравы, бытовые обычаи и поверья главным образом стародавнего времени, когда Украина была свободной от крепостничества. Поэтому «Вечера на хуторе близ Диканьки» так близки народному творчеству.

    Задача Гоголя состояла не только в точном воспроизведении быта и обрядов народа, он хотел передать дух народа. Не случайно Гоголем изображена народно-праздничная и ярмарочная жизнь. Поэтому в книге столько сказочного и чудесного. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это книга фантастических происшествий.

    Бессмертное произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», вошедшее в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни восемнадцатого века.

    1. Работа с эпиграфом.

    Эпиграф заранее записан учителем на доске.

    «Глубокое проникновение в культуру прошлого

    и культуры других народов сближают времена и страны».

    Д. С. Лихачев

    Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, слова которого принадлежат Д. С. Лихачеву.

    Запишем эпиграф в тетради.

    Ребята, как вы понимаете слово «культура»? (Культураэтоповедениечеловека. Взависимостиоттого, какчеловексебяведёт,мыназываемегокультурнымилинекультурным). Хорошо.

    Как вы думаете, в чём ещё может выражаться культура людей? (В поведении, одежде, привычках). Как же мы можем отличать культуру одного народа от культуры другого? (Культура разных народов также можетбытьотраженавобычаях, обрядахнарода. Укаждогонародаонисвои, хотячастомыможемзаметить«переклички»вобрядахразныхнародов). Правильно, молодцы.

    А как же тогда эти слова известного русского филолога Д. С. Лихачева мы можем соотнести с Н. В. Гоголем? (ГогольродилсянаУкраинеигордилсясвоимикорнями, интересовалсякультурнойжизнью прошлого своего народа. Благодаряэтомуонпроникглубоковкультурусвоегонарода, полностьюизучилразныееёпроявления. Инаписавэтопроизведение,помогнамузнатьокультуреукраинскогонарода, оегожизни, сблизитьнассним, приблизить нас к пониманию и восприятию самим Гоголем этого народа).

    Молодцы, ребята.


    1. Беседа.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с неизвестными или малознакомыми нам календарными обрядами и подготовимся к чтению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая и является связью между культурой прошлого и культурой других народов, которая сближает времена и страны, сближает нас, читателей с великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. События повести происходят накануне большого христианского праздника Рождества.

    Чем же интересна эта ночь перед Рождеством? (Ночь чудес, гаданий, время, когда оживает нечистая сила…).

    Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.

    В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.

    Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Как вы думаете, ребята, почему? (Его детство и юность прошли на Украине). Да, это так. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно проникнулся глубоким интересом к украинской культуре. Как вы считаете, почему? (Ему не хватало культуры, традиций своего народа, быта украинской жизни).

    Известно, что нет такой области художественной культуры, которую не обогатил бы гений Гоголя. Его образами вдохновлены произведения сценического и музыкального искусства, а также многие создания живописи. И поэтому, для того чтобы лучше понять повесть «Ночь перед Рождеством», мы для начала обратимся к некоторым картинам и иллюстрациям русских художников к этой повести.

    1. Работа с иллюстрациями

    Посмотрите на иллюстрацию А. Куркина «Пан Голова» к произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».



    Что изобразил художник на картине? (Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч.)

    Почему мы можем сказать, что люди веселятся? (Они улыбаются, смеются, изображены в непринужденных позах, играют на музыкальных инструментах.)

    Какие краски и с какой целью использовал художник? (Темные тона – от голубого до черного – использованы для передачи таинственности ночи, сама же одежда изображена в ярких праздничных красках – желтый, оттенки красного, оранжевый и т.д. Это работает на контраст и подчеркивает атмосферу праздника.)

    Все верно. Немного забегая вперед, скажем, что здесь изображена одна из сцен произведения, но какая, об этом мы скажем на следующем уроке. Вернемся к традициям украинского народа.

    1. Сообщения учащихся (информация заранее выдана учителем по книге Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 2009.).

    Ребята, скажите, нравится ли вам Рождество? Почему (чем)? Действительно, это время духов и чудес. А самое величайшее чудо этого времени в том, что в этот день родился Иисус Христос.

    Давайте послушаем выступления ваших одноклассников и узнаем побольше об этих праздниках и обрядах.

    • Первый ученик

    Рождество Христово – это один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. До 1917 года отмечался 25 декабря. Сейчас отмечается 7 января.

    Учитель: Ребята, запишем определение.

    Рождество - Один из христианских праздников в память рождения Иисуса Христа.

    • Второй ученик

    Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В Малороссии святки называют Колядою. С 22 января (самый короткий день в году) начинается постепенное “воскресение” солнца. Праздники в честь нарастания силы солнца славяне называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. В эти дни, когда солнце начинает свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с земледелием, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет с собою. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки.

    Учитель: Запишем определение.

    Святки - Праздничные дни между Рождеством и Крещением.

    • Третий ученик

    Колядование – одно из центральных магических действий, производимых в период Святок. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Того, кто колядует, всегда угощали, клали в мешок сладости, пироги. После принятия христианства древний языческий праздник коляды сливается с христианским праздником Рождества.

    Учитель: Запишем еще несколько определений.

    Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

    Колядки - Песни, исполняемые во время обряда коляды.

    • Учитель

    Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества – Святки. Первая неделя Святок называлась «святые», а вторая – «страшные» вечера. По улицам ходили ряженые и колядовали. Давайте побываем на одном таком гулянье.

    1. Просмотр фрагмента из фильма.

    Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” (19:55 – 21:32; 30:05 – 31:35; 62:10 – 62:40). Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте.

    Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? (Колядование, песни (колядки), переодевание в праздничные наряды, также мы увидели, что люди с удовольствием участвуют и в самом колядовании: и те, кто поет, и те, кто дарит сладости и т.п.; также люди во время этих праздников обязательно ходят в церковь на службу).

    Как проходят святочные гуляния украинского народа? (На таких гуляниях многолюдно, весело, они проходят с песнями, плясками, играми, катаниями на санях).

    1. Подведение итогов.

    Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

    Скажите, почему традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? (Древние славяне имели много языческих обычаев и поверьев. Пришедшее на смену язычеству христианство, а с ним и почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами славян. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения).

    Можете ли вы привести пример такого обряда, ставшего забавой для украинского народа, но имевшего глубокий смысл? (Да. Колядование).

    Какой же славянский праздник принес этот обряд? (Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением). Верно.

    Ребята, создалось ли у нас представление о национальных традициях малороссиян (украинцев)? (Да, конечно).

    Можем ли мы назвать повесть «Ночь перед Рождеством» энциклопедией народной жизни? (Да, так как из нее мы можем многое узнать, например, о традициях и обычаях украинского народа, сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, действительно получаем представление о вере и суевериях украинцев, а также знакомимся с их святочными гуляниями). Вы правы, ребята, спасибо.

    Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? (Звучат различные точки зрения).

    Домашнее задание:

    Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.

    Список использованной литературы:

    1. Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 2009.

    2. Ерёмина О.А. « Поурочное планирование 6 класс», издательство: «Экзамен», 2006.

    3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1986. 797 с.

    4. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2005.

    5. Учебник - хрестоматия под ред. Коровиной В. Я. «Литература в 6 классе в 2-х частях», издательство «Просвещение», 2004.

    6. Шустов М. П. Сказочная традиция в гоголевских повестях "Вечера на хуторе близ Диканьки" / М. П. Шустов // Литература в школе. 2009. № 12. С. 7 – 13 (Н. В. Гоголь как писатель-новатор в развитии сказочной традиции в русской литературе. Особенности фольклорной фантастики Гоголя на примере произведений из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки").



    написать администратору сайта