Главная страница

этнокультура. Н. Я. Данилевский о многообразии культурноисторических типов


Скачать 15.53 Kb.
НазваниеН. Я. Данилевский о многообразии культурноисторических типов
Дата04.12.2021
Размер15.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтнокультура.docx
ТипЗакон
#291352

Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов

Н.Я. Данилевский (1822—1885) — русский ученый, естествоиспытатель, историк, культуролог В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры

Н.Я. Данилевский отстаивал идею самобытности культуры, национального характера, духовных ценностей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-исторических типов, законов их движения и развития, возражая против однолинейной схемы истории культуры и утверждая идею многообразия культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад в общее богатство культурного наследия.

культурно-исторические типы или самобытные цивилизации- своеобразные системы общего религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийрко-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.

Н.Я. Данилевский формулирует пять законов движения и развития культурно-исторического типа, которые одновременно означают и необходимые условия его возникновения и развития.

Первый закон определяет значение языка в развитии культуры.

Второй закон указывает на важность приобретения политической независимости, необходимой для поддержания самобытности культуры

В третьем законе отмечаются уникальность" культуры, индивидуальная неповторимость, составляющие ее истинную ценность. Эти черты культуры образуют ее духовный облик. Четвертый закон гласит о том, что богатство и полнота культурно-исторического типа определяются не унификацией, единообразием «монокультуры», а, напротив, разнообразием составляющих его народов.

Пятый закон характеризует время существования культурноисторического типа. Ход его развития более всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, а время цветения и плодоношения относительно коротко и раз и навсегда истощает их жизненную силу.

Таковы пять законов развития культурно-исторического типа. Каждый тип отличается достижениями в какой-либо определенной сфере. При этом невозможно оценивать цивилизации и исторические периоды по шкале «выше — ниже» Ни одна цивилизация не может гордиться тем, что именно она представляет высшую точку развития по сравнению с ее предшественницами или современницами. «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях»'.

Н.Я. Данилевский культурно-исторический тип, состоит преимущественно из четырех видов культурной деятельности. Первая — деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и. определяющая нравственность народа. Вторая — деятельность культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные. Третья — деятельность политическая, определяющая отношения людей между собой и к другим народам. Четвертая — деятельность общественно-экономическая, связанная с отношениями людей к условиям пользования предметами внешнего мира, их добывания и обработки.

Некоторые цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская — религиозную, греческая — собственно культурную, а римская. — политическую Будущий славянский культурно-исторический тип будет «четырехосновным

Таким образом, в основе теоории лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса. Общечеловеческой цивилизации не существует, большинство цивилизаций - это обособленные, локальные «культурно-исторические типы», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, главное назначение культуры состоит в максимальном развитии творческой самобытности народов

Источники

https://vk.com/doc57731832_495600294?hash=8e07160744b69b91a6&dl=2838bb3f5b7b838cfc

https://vk.com/doc57731832_495600313?hash=89df4ead4f5aafd77c&dl=07c09022b249d19dd5

https://vk.com/doc57731832_495600273?hash=99a8ba7d4ad930f92e&dl=c5ff5a53194f0fd059


написать администратору сайта