Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественное своеобразие и мастерство Н.А.Заболоцкого».

  • В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны

  • 3. Чтение и анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» (устно)

  • 3. Чтение и анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» (по плану) ПИСЬМЕННО

  • АНАЛИЗ стихотворения «Я воспитан природой суровой» отправить 16 апреля до 15.00 К 18 прочитать: В.Некрасов «В окопах Сталинграда» (мы читали летом).

  • Са. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта


    Скачать 21.36 Kb.
    НазваниеН. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта
    Дата25.02.2021
    Размер21.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла758f5d5d5e4b456b8783d0a0fbae3d22.docx
    ТипЛитература
    #179275

    16 апреля

    Литература

    Тема: Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

    1. Знакомство с жизнью и творчеством Н.Заболоцкого

    Зайдите, пожалуйста, на государственную образовательную платформу «Российскаяэлектроннаяшкола»» (resh.edu.ru). Выберите урок 40 «Художественное своеобразие и мастерство Н.А.Заболоцкого».
    2. Продолжим знакомство с творчеством поэта,

    Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей.

    Как мир меняется!
    И как я сам меняюсь!
    Лишь именем одним я называюсь —
    На самом деле то, что именуют мной, —
    Не я один. Нас много. Я — живой.

    У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира.

    Уступи мне, скворец, уголок,
    Посели меня в старом скворечнике.
    Отдаю тебе душу в залог
    За твои голубые подснежники...
    Повернись к мирозданью лицом,
    Голубые подснежники чествуя,
    С потерявшим сознанье скворцом
    По весенним полям путешествую.

    В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.

    Когда устав от буйного движенья,
    От бесполезно тяжкого труда,
    В тревожном полусне изнеможенья
    Затихнет потемневшая вода,
    Когда огромный мир противоречий
    Насытится бесплодною игрой —
    Как бы прообраз боли человечьей
    Из бездны вод встает передо мной

    Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.

    Вылетев из Африки в апреле
    К берегам отеческой земли,
    Длинным треугольником летели.
    Утопая в небе, журавли.
    Но когда под крыльями блеснуло
    Озеро, прозрачное насквозь,
    Черное зияющее дуло
    Из кустов навстречу поднялось.

    И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания:

    Гордый дух, высокое стремленье,
    Волю непреклонную к борьбе —
    Все, что от былого поколенья
    Переходит, молодость, к тебе.

    Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.


    Я воспитан природой суровой,
    Мне довольно заметить у ног
    Одуванчика шарик пуховый.
    Подорожника твердый клинок.
    Чем обычней простое растенье,
    Тем живее волнует меня
    Первых листьев его появленье
    На рассвете весеннего дня.

    Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им.

    В зипунах домашнего покроя.
    Из далеких сел, из-за Оки,
    Шли они, неведомые, трое —
    По мирскому делу ходоки.
    Русь металась в голоде и буре,
    Все смешалось, сдвинутое враз.
    Гул вокзалов, крик в комендатуре,
    Человечье горе без прикрас.

    Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих «посланников народных», переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера.

    Всматриваясь старыми глазами
    В то, что здесь наделала нужда,
    Горевали путники, а сами
    Говорили мало, как всегда.
    Есть черта, присущая народу:
    Мыслит он не разумом одним, —
    Всю свою душевную природу
    Наши люди связывают с ним.

    И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота. На его стихи о природе написано много песен.
    Я увидел во сне можжевеловый куст,
    Я услышал вдали металлический хруст.
    Аметистовых ягод услышал я звон,
    И во сне, в тишине, мне понравился он.

    3. Чтение и анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» (устно)

    В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.
    Я не ищу гармонии в природе.
    Разумной соразмерности начал
    Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
    Я до сих пор, увы, не различал.
    Как своенравен мир ее дремучий!
    В ожесточенном пении ветров
    Не слышит сердце правильных созвучий,
    Душа не чует стройных голосов.
    Но в тихий час осеннего заката,
    Когда умолкнет ветер вдалеке.
    Когда, сияньем немощным объята,
    Слепая ночь опустится к реке,
    Когда, устав от буйного движенья,
    От бесполезно тяжкого труда,
    В тревожном полусне изнеможенья
    Затихнет потемневшая вода,
    Когда огромный мир противоречий
    Насытится бесплодною игрой,—
    Как бы прообраз боли человечьей
    Из бездны вод встает передо мной.
    И в этот час печальная природа
    Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
    И не мила ей дикая свобода,
    Где от добра неотделимо зло.
    И снится ей блестящий вал турбины,
    И мерный звук разумного труда,
    И пенье труб, и зарево плотины,
    И налитые током провода.
    Так, засыпая на своей кровати,
    Безумная, но любящая мать
    Таит в себе высокий мир дитяти,
    Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
    Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.
    3. Чтение и анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» (по плану)

    ПИСЬМЕННО

    Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой», написанное в 1953 году, является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

    Я воспитан природой суровой,
    Мне довольно заметить у ног
    Одуванчика шарик пуховый,
    Подорожника твердый клинок.
    Чем обычней простое растенье,
    Тем живее волнует меня
    Первых листьев его появленье
    На рассвете весеннего дня.
    В государстве ромашек, у края,
    Где ручей, задыхаясь, поет,
    Пролежал бы всю ночь до утра я,
    Запрокинув лицо в небосвод.
    Жизнь потоком светящейся пыли
    Все текла бы, текла сквозь листы,
    И туманные звезды светили,
    Заливая лучами кусты.
    И, внимая весеннему шуму
    Посреди очарованных трав,
    Все лежал бы и думал я думу
    Беспредельных полей и дубрав.
    ВЫВОД: Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».

    АНАЛИЗ стихотворения «Я воспитан природой суровой» отправить 16 апреля до 15.00

    К 18 прочитать: В.Некрасов «В окопах Сталинграда» (мы читали летом).


    написать администратору сайта