Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэзия Сакена Сейфуллина.

  • Сакен Сейфуллин. На родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыныимпровизаторы


    Скачать 54.65 Kb.
    НазваниеНа родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыныимпровизаторы
    АнкорСакен Сейфуллин
    Дата06.11.2019
    Размер54.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСакен Сейфуллин.docx
    ТипДокументы
    #93745

    В начале советской казахской литературы возвышается яркая фигура поэта-революционера, страстного борца за победу и утверждение советской власти в Казахстане Сакена Сейфуллина.

    Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин был и поэтом, и драматургом, и писателем прозаиком, и публицистом и литературоведом.

    Его многогранный талант внес огромный вклад в вклад в сокровищницу духовных ценностей нашего народа.

    Сама жизнь его навсегда останется в памяти нашего народа как героическая легенда, как пример беззаветного служения родному народу.

    Сакен ( Садвакас) Сейфуллин родился в 1894 году в первом ауле Нильдинской волости, Акмолинского уезда, Акмолинской губернии (ныне Жана-аркинский район, Карагандинской области).

    О своем отце Сейфуллин Сакен писал в последствии в автобиографии: «Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом; он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой женщиной, хорошей рассказчицей».

    На родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыны-импровизаторы.

    Их песни и кюи, стихи поэтов, увлекательные рассказы родных заронили в сердце будущего поэта неистребимую любовь к народному творчеству.

    Сакен (Садвокас) Сейфуллин - писатель и государственный деятель, выдающийся сын казахского народа. Родился 15 октября 1894 года в Жанаркинском районе Жезказганской области в семье крестьянина-скотовода. Родители его были людьми небогатыми. Но это была семья, в которой любили музыку, стихи, понимали прекрасное. Отец Сакена обладал музыкальным слухом, был отличным домбристом и человеком веселого нрава. Мать Жамал была великолепным знатоком устного народного творчества, умела искусно рассказывать сказки и предания. В ауле, где жила семья Сакена часто происходили поэтические состязания - айтысы.

    У аульного муллы будущий поэт овладевает начальной грамотой. Пробыв три года в школе Успенского медеплавильного завода, в 1905 году он переезжает в Акмолинск, где поступает в приходскую школу, затем в двухклассное училище.

    Арабской грамоте Сакен научился в ауле у муллы. Но отец понимает, что сыну надо учиться, и в 1907 году отдает его сначала в Нильдинскую русско-казахскую школу, затем в приходскую и позже в трехклассное городское училище.

    Он много читает, внимательно следит за книгами, газетами и журналами, выходящими на казахском и русском языках. Известно, что уже в последних классах училища Сакен начинает обучать русскому языку казахских детей, приехавших в Акмолинск, чтобы получить образование.

    В годы учебы Сакен знакомится с русской литературой, встречается в Акмолинске с известными акынами Газизом и Иман-Жусупом, много читает, заучивает наизусть стихи Абая. Пытливый юноша мечтает посвятить себя просвещению своего народа и решает стать учителем. В 1913 году С. Сейфуллин, окончив Акмолинское училище, поступает в Омскую учительскую семинарию. К этому времени относятся его первые поэтические опыты. В стенах семинарии Сакен зарекомендовал себя как поэт и как активный участник молодежной организации «Бирлик» («Единство»), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахского населения. На заседаниях литературного кружка он исполняет свои стихи и песни, слушает стихи М. Жумабаева и Х. Кеменгерова. Совсем еще молодой Сакен Сейфуллин проявляет яркий поэтический талант, и товарищи по организации помогают ему издать в Казани первый сборник стихов «Откен кундер» («Минувшие дни»). В сборник вошло около двадцати стихотворений о любви, родине, степной природе. В них выражены мечты и устремления одаренного поэта.

    Затем следуют годы учения в Омской учительской семинарии (1913-1916), начинают формироваться общественно-политические и эстетические взгляды будущего поэта. Он активно участвует в студенческом культурно-просветительном кружке « Единство», при содействии которого в 1914 году издает в Казани свой первый сборник стихов « Өткен күндер».

    Были изданы стихотворные сборники Сейфуллина «Асау тулпар», «Домбра», «Экспресс», «На волнах жизни», пьесы «На пути к счастью» и «Красные соколы», повести «Айша» и «Землекопы», роман «Тернистый путь». Произведения его отличаются, идейной целенаправленностью, в них отражена не только революционная эпоха, но и личная жизнь автора, тесно переплетавшаяся с событиями революции. Сейфуллин шел в ногу со своим временем. Об этом можно судить хотя бы по названиям таких его стихотворений и поэм, как «Вставайте, джигиты», «Новая мелодия степи», «Рабочий», «Товарищи», «Советстан», «Социалистан», «Альбатрос», «Комбайн и трактор», «На ткацкой фабрике» и многие другие. Он был новатором казахской поэзии и прозы. Когда в 1923 году появился сборник его стихов «Асау тулпар», написанных в 1914—1922 годах, «Известия Киргизского областного комитета РКП (б)» напечатали статью и подвели первый итог многолетнему творчеству писателя.

    В предисловии к этому сборнику говорится: «... Литература, хотя это слово нетрудно произносить, рождается и развивается в трудных условиях. У всех высококультурных народов становление литературы происходит на протяжении длительного времени.

    Общественная и литературная деятельность Сейфуллина разностороння. Он участвовал в создании Союза писателей Казахстана, редактировал республиканскую литературную газету «Адебиет майданы», партийную республиканскую газету «Енбекши казах»—предшественницу современной газеты «Социалистик Казахстан», читал курс лекций по казахской литературе в Кызылординском институте народного просвещения. Ташкентском педагогическом институте и Казахском педагогическом институте имени Абая, составлял казахские учебники и хрестоматии, писал теоретические и критические статьи по литературе. При его непосредственном участии и содействии организованы Казахский республиканский драматический театр и Казахский республиканский театр оперы и балета. Ему первому из казахских писателей вручен был орден Трудового Красного Знамени.

    Мы стремимся к тому, чтобы искусство юных поэтов не пропало даром, чтобы росла и развивалась казахская литератур...». эту высокую цель преследовали учащиеся-кружковцы и в их числе - молодой Сейфуллин.

    В сборнике напечатано около 20 стихотворений, в них говорится о любви поэта к родному аулу, о его стремлениях к знаниям, о его лирических раздумьях.

    Взгляды поэта на крупнейшие общественные явления эпохи тогда еще только начали определяться.

    Летом 1918 года С. Сейфуллин был арестован. Вместе с группой совдеповцев поэта в кандалах гнали из Акмолинска в Петропавловск, а оттуда - в Омск. Там его бросили в «вагон смерти» атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были расстреляны, погибли от пыток и голода. Только бегством удается Сакену спастись от верной гибели. Но и в тюрьме, и в лагере, и в «вагоне смерти», и в глубоком подполье Сакен Сейфуллин не прерывает своей поэтической деятельности, не утрачивает веру в жизнь, справедливость и победу. Неукротимый дух оптимизма и светлые чувства гуманности пронизывают даже те его стихотворения, что написаны в тяжелые дни временного поражения, заточения и изгнания. Стихи 1917-1919 годов: «Товарищи», «В степи», «А ну-ка, джигиты», «Мой крылатый скакун» становятся популярными в народе, звучат как песни.

    Уже тогда в некоторых стихотворениях, опубликованных и в этом сборнике и написанных позднее, в 1915-1916 годах, и вошедших в сборник « Асау тулпар». Молодой поэт протестует против угнетения казахского народа феодально-байской верхушкой и царскими колонизаторами.

    Сейфуллин пишет далее, что в Акмолинске были созданы казахская молодежная организация «Жас казах» («Молодой казах») и казахский комитет, налажен выпуск газеты «Тиршилик» («Жизнь») на казахском языке, редактором которой стал Рахимжан Дюсембаев, а наиболее деятельными ее корреспондентами — сам Сакен Сейфуллин, Абдулла Асылбеков, Омарбай Донентаев и другие. Однако многие члены казахского комитета вскорости «поправели» и механическим большинством голосов изменили его состав.

    Он опечален тем, что у казахского народа нет достойного вожака - старшего брата, молодежь не стремится к знаниям, скот и имущество народа расхищается, а реакционные казахские баи выступают против русской грамоты, эксплуатируют труд бедняков-скотоводов.

    С. Сейфуллин был новатором в литературе. Новаторство его возникло на прочной народной основе. Собиратель и любитель фольклора, художник черпал из него образы и сравнения, богатую словесную «фактуру». Особенно это проявилось в поэзии и драматургии. Сейфуллин творчески переработал поэтические традиции казахского народа, коренным образом обновив форму и содержание, ввел в поэзию новые темы и образы, явился новатором в области стиха. Примером особенно удачного использования богатств казахского фольклора лирико-эпические поэмы «Разлученные лебеди», «Песнь о лашыне», «Кокчетау». В этих подлинно поэтических произведениях звучит гимн лучшим человеческим качествам и деяниям, силе и чистоте любви, красоте природы. Поэмы созданы по сюжетам и мотивам народных легенд и сказаний, заново осмысленных художником.

    Он считает, что стране нужны просвещенные руководители народа, которые сжалились бы над горьеой судьбой сирот и нищих. Однако говорится обо всем этом довольно расплывчато.

    Взгляд Сейфуллина на восстание 1916 года более полно выражены в его книге « Тяжелый путь, трудный переход», носящей автобиографический характер.

    Работая учителем, Сакен очутился в самой гуще повстанцев.

    Весной 1920 года Сакен Сейфуллин возвращается в Акмолинск и активно участвует в восстановлении советской власти, работает заместителем председателя уездного комитета, его избирают членом ревкома Казахского края.

    Он не был непосредственным участником восстания, но сумел широко отобразить борьбу народных масс против тягот империалистической войны, против царского правительства и выразить этой борьбе свое сочувствие

    Новый этап в общественно-политической и творческой деятельности Сейфуллина начинается с 1917 года.

    Когда после Февральской революции враждующие классы столкнулись на открытой арене, Сейфуллин, не задумываясь, выступил на стороне большевиков.

    Большое значение в становлении мировоззрения Сакена Сейфуллина имело национально-освободительное движение 1916 года. СОн, хотя и не принимал непосредственного участия в вооруженном восстании, но сочувствовал борьбе народа против угнетателей. С болью в сердце говорит поэт о социальных пороках - о нищете и невежестве, о несправедливости и насилии.

    В 1917 году при поддержке Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Сейфуллин активно участвовал в работе казахского комитета города Акмолинска, оказывая содействие в издании газеты «Тіршілік» ( «Жизнь»).

    После февральской революции молодой поэт находится в гуще событий. Весной 1917 года Сакен Сейфуллин избирается председателем Акмолинского казахского комитета. При его активном участии создается молодежная организация «Жас казах» («Молодой казах») и ее печатный орган газета «Тиршилик». На страницах этой газеты Сакен критикует алашордынцев с позиции партии большевиков. В декабре 1917 года он избирается членом Президиума Акмолинского Совета и уездной комиссии по образованию.
    Вступив в 1918 году в ряды коммунистической партии, он ведет непримиримую борьбу против политики Временного правительства и националистов из Алаш-орды.

    В эти огненные годы бурной борьбы за установление советской власти в Казахстане Сейфуллин создает известные стихи « Мы спешно собрались в поход», «А ну-ка джигиты!», «Товарищи!», «В степи», «Рабочему», наполненные революционным пафосом боевых призывов.

    Написанная им в 1917 годы пьеса «Напуть счастья» часто ставилась акмолинской молодежью в городе, а также в казахских аулах.

    Участвовал в борьбе за установление Советской власти в Казахстане, был член Акмолинского ревкома. Летом 1918 схвачен контрреволюционерами; был заключён в «вагон смерти» атамана Анненкова. Бежал. С марта 1919 на руководящей советской работе в Акмолинске, в 1920 переехал в Оренбург. В 1925—37 редактор газеты «Энбекши казак» («Трудовой казах»), затем главный редактор журнала «Эдебиет майданы» («Литературный фронт»). Один из организаторов СП Казахстана. Пьеса С. «Красные соколы» (1920) — первая казах. пьеса о борцах социалистической революции. В сборнике стихов «Неукротимый конь» (1922) вошли произведения, созданные до октября революции 1917 и в годы Гражданской войны. Они проникнуты любовью к родине, ненавистью к врагам революции, призывают к борьбе за новую жизнь.

    Переложенное на музыку его стихотворение «Товарищи!» широкие массы пели, как боевую песню.

    Так боролся поэт-революционер за установление советкой власти в Казахстане.

    В мае 1918 года белогвардейце свергли советскуювласть в Акмолинске.

    Сейфуллин с группой большевиков был арестован и около семи месяцев пробыл в Акмолинской тюрьме.

    При контрреволюционном перевороте в Акмолинске 3 июня 1918 года Сейфуллин был схвачен вместе с другими работниками Совдепа, закован в кандалы и посажен в тюрьму. Он испытал ужасы «вагонов смерти» атамана Анненкова и омского белогвардейского концентрационного лагеря. Счастливая случайность позволила ему бежать из лагеря, скрываться под чужим именем. После того, как Красная Армия освободила Приишимье от белых, Сакен вернулся в Акмолинск. Был заместителем председателя и заведующим отделом управления Акмолинского уисполкома, членом ревкома Киркрая.

    На одном из допросов поэта спрашивали следователи колчаковцев и алашординцев, действительно ли он написал пьесу ( имея в виду пьесу « На путь счастья»), в которой восхваляются большевики, и ставилась ли она на первомайском празднике.

    Поэт спокойно, нос гордостью ответил врагам, что он действительно создал такую пьесу, в которой разоблачаются антинародные действия волостных правителей, баев и мулл во время мобилизации казахской молодежи на тыловые работы в 1916 году.

    Самое крупное произведение Сейфуллина—мемуарный роман «Тернистый путь», рассказывающий о становлении Советской власти в Казахстане. Автор использовал в нем документальный материал. Однако это не научно-историческое исследование, а художественное произведение, в котором действительные факты перемежаются с авторским вымыслом, чем достигается типизация явлений и наиболее ясная их характеристика.

    Закованы в кандалы узники были затем отправлены по этапу в Петропавловск. Они перенесли страшные мучения в застенках Колчака в Петропавловске, в Омске, в вагоне смерти атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были замучены пытками, расстреляны, повешены.

    Жизнь замечательного казахского писателя оборвалась в 25 февраля 1938 года. Сакен Сейфуллин был незаконно репрессирован и расстрелян. Но имя его и творчество не было забыто. В 1958 году честное имя Сакена Сейфуллина было реабилитировано.

    В марте 1919 года Сейфуллину удалось бежать из омского концлагеря колчаковцев. Скрываясь в аулах, Сейфуллин через сибирские степи пробирается на родину. Ставленники колчака и алаш-ординцы преследуют его. Сакен через Голодную степь добирается до Туркестана, где уже прочно утвердилась советская власть.

    Имя Сакена Сейфуллина — революционера, общественного и государственного деятеля, прозаика и поэта, основоположника казахской советской литературы — неразрывно связано с Акмолинском.

    В этот период мужественный поэт продолжает свою творческую работу. Он пишет множество революционных и лирических стихов: «Ответ на допросе», «Заблуждающимся», «Я тоскую», «Друзьям, павшим за прямое дело о др. И поэзия , и жизненный путь Сейфуллина наполняются борьбой за светлое будущее своего народа. Он продолжает революционную работу и в 1919-1920 годах в глухой степи Туркестанского края.

    В начале 1920 года, возвратившись на родину, Сейфуллин активно участвует в советском строительстве в Акмолинском уезде.

    Он занимается агитацией и пропагандой, руководит народным просвещением и печатью.

    Сакен Сейфуллин проявляет большую общественную активность. В 1914 году в Омске он втягивается в революционную деятельность. После окончания семинарии в 1916 году С. Сейфуллин работает учителем в Акмолинском уезде.

    В 1920 году, когда создается Казахская Автономная Республика, Сейфулин избирается членом Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахстанга. В 1922 году он назначается заместителем Народного Комиссара просвещения Казахстана, а на 111 съезде Советов - Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана.

    В июне 1922 года его избирают заместителем наркома просвещения Киргизской (Казахской) АССР, а в октябре этого же года—председателем Совнаркома республики. В том же году он избирается членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета. Сейфулин неоднократно избирался членом КазЦИКа . С 1924 года по 1937 год он работает в различных культурно-просветительских учреждениях Казахстана- преподавателем высших педагогических учебных заведений, редактором газеты « Енбекші казах» и журнала «Адебиет майданы» и т.д.

    Сейфулин вел большую научно-педагогическую работу среди молодой казахской интеллигенции.

    Принципиальный, остроумный , непримиримый к идейным противникам, исключительно честный, он пользовался огромной популярностью среди литературной общественности , среди молодежи.

    Уже, начиная с середины 20-х годов, Сакен вел большую педагогическую и научно-исследовательскую работу, читая лекции по казахской литературе. Немало сделал Сакен Сейфуллин для перевода казахских авторов на русский язык, и, наоборот, книг русских писателей на казахский язык. В Казахстане он был неутомимым пропагандистом русской литературы и русской науки.

    Многие поэты, писатели, деятели культуры обращались к нему за творческим советом, за поддержкой. Не только молодёжь, но и многие народные акыны, певцы являлись личными друзьями Сейфуллина.

    Будучи редактором республиканской газеты « Енбекші казах» в 1920-1925 годы, Сейфуллин сплачивает вокруг газеты молодые литературные силя, выявляет новые таланты из гущи трудящихся масс, оказывает им неустанную поддержку в творческом росте, учебе.

    Под непосредственным идейно-творческим влиянием Сейфуллина начали свой литературный путь Сабит Муканов , Шолпан Иманбаева, Габит Мусрепов, Аскар Токмагамбетов, Жакан Сыздыков, Таир жароков и многие другие.

    По инициативе Сейфуллина в 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в начальный период своего существования сыграла огромную роль в борьбе за укрепление позиций советской литературы, в борьбе против ее единых врагов.

    Сейфуллин на протяжении многих лет изучал и собирал образцы казахского народного творчества, записывая их непосредственно из уст акынов.

    В процессе этой интересной научно-исследовательской работы он близко познакомился со многими виднейшими народными акынами, в том числе с Джамбулом.

    Родился он в Нельдинской волости Акмолинского уезда в семье кочевника. Окончил Акмолинскую приходскую школу и Омскую учительскую семинарию. В Омске познакомился с русскими революционерами, вступил в члены казахской молодежной организации «Бирлик» {«Единство»). С падением самодержавия возвратился в Акмолинск, вошел в состав большевистской инициативной группы. Вокруг него объединились единомышленники из казахской интеллигенции. Сакен Сейфулин.
    Сейфуллин был первым, кто записал и опубликовал в1931году песни Джамбула, а также песни Суюнбая, Шоже и других акынов в его исполнении.

    В 1922 году были опубликованы 3 книги Сейфуллина «Неукротимый конь», сборник стихов, написанных в период с 1915 по 1921 год, и пьесы «На путь счастья» и «Красные соколы», написанные в 1917-1920 годах.

    Эти издания являясь большим событием в культурной жизни республики, где начала формироваться казахская советская литература.

    В эти бурные годы, занятый большой государственной работой, Сакен Сейфуллин вместе со своими соратниками закладывает основы казахской советской литературы. В 1922 году выходит сборник его стихов «Асау тулпар», проникнутый пафосом преобразований того времени.

    Во вступлении к книге «Неукротимый конь» поэт романтически изображает мчащегося по степи коня и называет свою звонкую песню голосом революции. Он обращается к молодежи со словами: « Молодежь, разбившая оковы рабства, с пламенным сердцем ищущая равноправия, счастья, как сокол, взмахнувшая крыльями, окинувшая взором всю планету, мчащаяся как неукротимый конь по безграничной степи в поисках любви и радости! Я вам посвящаю эту песню! Вы рождены для борьбы, для свободного и счастливого труда.

    Одновременно он пробует свои силы в драматургии, появляются его пьесы

    «На пути к счастью» и «Красные соколы», проникнутые любовью к родине, призывающие к борьбе за новую жизнь.

    Зовите своих братьев, еще стонущих под игом! Вам, юношам и девушкам, идущим по героическому пути к свободе, посвящается эта песня! Пусть сольются ваши голоса, и могучая песня пронесется над всем миром! Встряхните, обновите старый мир!»

    В те дни, когда буржуазно националистические поэты тосковали о невозвратном прошлом, горячие слова Сакена Сейфуллина, призывающего молодежь уничтожить рабство, построить новый мир и ощутить счастье борьбы и труда, явились гимном, рожденным революцией.

    С1922 года Сейфуллин приступает к роману « Тяжелый пыть, трудный переход», который был издан в 1927 году и явился крупнейшим событием в общественной и культурной жизни Казахстана.

    Первой казахской пьесой, поставленной на клубной сцене Акмолинска 1 мая 1918 года, была пьеса Сакена Сейфуллина «На пути к счастью», написанная в 1917 году.

    В последующие годы Сейфуллин публикует произведения «Трудовой договор - защита бедноты» - поэма, 1927 год; «Казах адебиеты» - труд по истории казахской литературы,1932 год; «Альбатрос» - поэма,1933 год; «Кызыл ат» - «Красный конь» - поэма,1934 год; «социалистан» - стихи и поэмы, 1935 год; «Айша» - повесть и рассказы, 1935 год.

    До последних дней своей жизни Сакен Сейфуллин плодотворно трудился в прозе, драматургии, литературной критике, литературоведении. Неоценим его вклад и в развитие публицистики. Много внимания он уделял сбору памятников казахского фольклора, их исследованию и публикации. При его участии вышли в свет сборники «Образцы древней казахской литературы», «Батыры», «Ахан-серы Актокты», казахский вариант поэмы «Лейли и Меджнун».

    Многие стихи, очерки, рассказы и стихи, неоконченные повести и романы, написанные в разное время и опубликованные в газетах и журналах, не были включены Сейфуллиным в перечисленные книги. Так, в 1933-1936 годах в газетах, журналах, различных сборниках печатались отрывки из его большикх прозаических произведений: «Наша жизнь», «Перед бурей», «Плоды».

    В 1922—1925 годах отрывки из романа «Тернистый путь» были опубликованы журналом «Кзыл Казахстан»». Отдельные издания его появились в 1927 году в Кзыл-Орде и в 1936 году - в Алма-Ате. Полный русский перевод осуществлен в 1964 году Казахским Государственным издательством художественной литературы.

    Отдельные произведения Сейфуллина были переведены на русский язык: «Какче-Тау», « В вагоне смерти атамана Анненкова», « Советстан» и многие другие.В 1957 году были изданы избранные стихи и поэмы Сейфуллина.

    Сейфуллин был членом Президиума правления Союза писателей казахстана, как делегат выступал на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году.

    В 1936 году общественность Казахстана широко отметила 20-летие литературной деятельности С. Сейфуллина. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Сакен Сейфуллин стоял у колыбели Союза писателей Казахстана и до конца дней своих оставался одним из его руководителей. Первым их казахских писателей Сакен Сейфуллин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Умер поэт в 1939 году.

     

    Поэзия Сакена Сейфуллина.

    Имя выдающегося поэта- революционера, крупного общественного деятеля Сакена Сейфуллина (1894-1938) принадлежит к числу наиболее популярных в казахском народе.

    Произведения его пользуются известностью и любовью широкого читателя.

    Сейфуллин Сакен (Садвакас) (12.6. 1894—1939), казахский советский писатель и государственный деятель. Член КПСС с 1918. председатель Совнаркома Казахской АССР (1922—1925), член ВЦИК. Родился в кочевом ауле Нильдинской волости (ныне Жанааркинский район). В 1913—16 учился в Омской учительской семинарии. Печатался с 1910.

    Творческий путь Сейфуллина неразрывно связан с зарождением и становлением новой казахской литературы в целом, особенно в первое послеоктябрьское двадцатилетие. В национальном искусстве слова Сакен первый воспел социалистическую революцию и вызванный ею к жизни мир новых, социалистических отношений, этических норм, идей и чаяний.

    В поэтических сборниках «Домбра» (1924), «Экспресс» (1926), «На волнах жизни» (1928) тема революции и новой жизни приобретает более конкретные реалистические очертания. В поэмах «Советстан» (1926) и «Альбатрос» (1933) С. обратился к образу Ленина. Поэт создавал новые формы казах, поэзии под влиянием В. В. Маяковского, развивал лучшие традиции народной поэзии в поэмах «Разлученные лебеди» (1925), «Кокчетау» (1929), «Кзылат» (1934) и др. С. известен и как автор новелл, историко-мемуарного романа «Трудный путь, тяжёлый переход» (1927), повестей «Айша» (1922, переработан 1935), «Землекопы» (1928), «Плоды» (1935), утверждавших социалистический реализм в казахской прозе.
    За идеалы коммунизма он боролся винтовкой и пером. Пламенные, полные революционной страсти стихи поэта вдохновляли первое поколение советских людей на подвиг и на труд.

    Находясь в рядах коммунистической партии с февраля 1918 года, до последнего дня своей жизни, Сейфуллин горячо пропагандировал идеи ленинизма, боролся за утверждение социалистических преобразований в Казахстане.

    Сразу же после окончания гражданской войны Сакен Сейфуллин начал работу над своей знаменитой книгой историко-мемуарным романом «Тернистый путь», в котором показана борьба казахов против царизма. Этот роман в известной степени — и учебник истории, и художественное произведение, воссоздающее действительность бурных лет в Казахстане. Это не свод исторических фактов и сведений, а цельное произведение, в котором исторические события переплетаются с судьбой отдельного человека. Сакен Сейфуллин поднял в своей книге богатейший материал исторических событий.

    За 25 лет творческой деятельности им созданы сотни стихотворений, более десяти поэм, романы и несколько повестей, многочисленные рассказы, пьесы, очерки, статьи, научные исследования. Темы и идеи для своего богатого и разнообразного творчества писатель черпал в борьбе и труде родного народа, строящего новую, светлую жизнь. Его произведения пронизаны правдой Великой Октябрьской революции, одухотворены достижениями социалистического строительства.

    Поэзия проза и драматургия Сейфуллина - единое целое. Личное лирическое восприятие общественно-политической жизни страны отразилось в произведениях писателя, рисующих мир, наполненный борьбой за новую жизнь.

    Сакен Сейфуллин был первым литератором Казахстана, внесшим солидный вклад в литературную критику и в изучение литературных памятников. Сейфуллин еще до революции занимался литературно-критической деятельностью. Первая его статья, посвященная драме «Манап», - свидетельство зарождения литературной критики в Казахстане.

    Критические статьи Сейфуллина раскрывают идейную направленность молодой советской литературы. Опираясь на политику партии, писатель непримиримо боролся против врагов неокрепшей тогда литературы социалистического реализма.

    Огромными были заслуги Сейфуллина также в сохранении и издании литературных памятников прошлого.

    Пламенный патриот-борец и удивительно многогранная личность (поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед, композитор, педагог и общественный деятель) Сакен Сейфуллин в памяти народа остался национальным героем.

    Значение творчества Сейфуллина выходит далеко за пределы казахской литературы. Его влияние на литературу братских народов - тема требующая специального исследования.

    Творчество Сейфуллина оставило неизгладимый след в истории родной литературы. Оно оказывает заметное влияние и на современное литературное движение. Его преданность идеям пролетарской революции, новаторство, рожденное великой целью, являются высоким образцом для современных писателей.

    Все его творчество проникнуто гуманизмом. Сейфуллин по праву считается одним из основоположников казахской литературы.


    написать администратору сайта