Главная страница

ЗАДАНИЕ 9. Комичность в рассказах Майлина.. Задание 9. Найти элементы комического в рассказах Майлина. Основоположник казахской литературы Беимбет Майлин. Его многолетний и плодотворный труд в области литературы,


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеЗадание 9. Найти элементы комического в рассказах Майлина. Основоположник казахской литературы Беимбет Майлин. Его многолетний и плодотворный труд в области литературы,
Дата23.04.2021
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЗАДАНИЕ 9. Комичность в рассказах Майлина..pdf
ТипРассказ
#198051

Задание №9. Найти элементы комического в рассказах Майлина. Основоположник казахской литературы Беимбет Майлин. Его многолетний и плодотворный труд в области литературы, поэзии, прозы, драмы и оставил художественно ценное, масштабное, образовательное наследие Уникальная - проза Беимбета Майлина отличается особенным языком, художественным стилем. Идейное содержание произведений
Беимбета всегда соответствовала художественной форме. Метод социалистического реализма в произведениях Майлина занимает прочное место в прозе и показала свою настоящую художественную силу. Значимый вклад в развитие жанра прозы в казахской литературе – это заслуга великого художник. Б.Майлина. Самые первые произведения в прозе стали рассказы «Шұғаның белгісі», написанные в 1915 году – оно является самым известными значимым произведением в истории казахской литературы по тематике, языку и писательскому мастерству. А повести «Раушан- коммунист и роман «Азамат Азаматыч» - имели успех в творчестве Майлина, Они признаны выдающимися произведениями казахской литературы. В любом произведении на первый план выходит образ человека. Некоторые персонажи рассказа восхищает читателя приятным жестом, а иные демонстрируют омерзительное поведение. Часто в произведениях есть персонажи, у которых много противоречий си сложно прогнозировать их будущее. Герои автора в рассказах и повестях выступают в разных образах жителей села. В аулах живут бедные люди и женщины, которые только что обрели равенство, работники, которые руководят ими, дают им честный совет и помогают - одним словом. В произведениях Беимбета оживают реальные образы жителей сельской местности в дореволюционной казахской степи. Всемирно известные мена в литературе любого народа становятся народным достоянием страны. Беимбет Майлин достиг вершины творчества, являясь духовноэстетическим идеалом. Огромное количество его учеников, в том числе Г. Мусрепов его называли, Би-ага. Это имя навсегда останется в сердцах казахского народа Тобол течёт сквозь лето, И солнце обнимает Беимбета. Носил он гордо жизненную ношу, Достойную великого поэта пишет костанайский поэт Акылбек Шаяхмет, они были посвящены известному казахскому писателю, поэту, драматургу Беимбету Майлину. Битва займётся, меня там ищите – так определил цель своей жизни Беимбет Майлин, классик национальной литературы, внёсший заметный вклад в становление почти всех её жанров. особое значение поэзии Беимбета Майлина занимает литературе Казахстана. Его произведения отличались тактичностью и реализмом. Умело, с тонким мастерством, он использовал массу
фольклорных традиций. Его произведения пронизывала немногословная нравоучительность, чёткостью и ясностью мысли, тщательный отбор деталей и точное описание героев. С самого начала своего пути у Майлина было одно большое желание – учить детей. В то время преподавание становилось долгом и делом чести для молодой казахской интеллигенции. В родном ауле, Беимбет становится учителем. Как говорил герой его рассказа Учитель должен быть началом всех добрых дел в аулах. Майлин активно призывал казахскую интеллигенцию становиться учителями, обучать детей считал своим долгом и честью. Несмотря на загруженность, он находил время для творчества. Для аульных детишек он сочинял свои рассказы, стихи, поэмы. Беимбет помнил, что через стихи ребёнок познаёт не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь, он поднимает животрепещущие вопросы жизни народа, В ео произведениях повестях, всегда красной нитью проходит тема свободы и равенства. Публикация первых стихов и рассказов Майлина появились в рукописном студенческом журнале
«Садак». Автор писало своих мыслях и переживаниях, связанных с угетенным положением народа, их бедности и неравенстве. Его коробила несправедливость положения,тяжёлая доля трудящегося народа в аулах соотечественников. Думы мои Нет границ вашей власти Вы моя скорбь, непокой и злосчастье. И наяву, и во сне вы когтями
Рвёте неробкое сердце на части
Беимбет Майлин создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу целого поколения трудовых людей. Среди них широкой популярностью пользуется образ бедняка
Мыркымбая. Поэтическая тонкость и жизненная правдивость образа настолько сильна, что нет в Казахстане уголка, где бы не упоминалось имя Мыркымбая. Это молодость поёт В честь свободного труда. Так бесправный мой народ Стал владыкой навсегда В цикле стихов о Мыркымбае поэт дает возможность проследить длительный, сложный путь становления человека. Существуют у Беимбета Майлина и стихи, написанные непосредственно для детей. Можно прочитать вместе с детьми такие стихии сказки, как Премия за враньё»,
«Әлди», Проказник. Эти стихотворения учат различать, где ложь, а где хитрость, быть честным, аккуратным, собранным.
Майлин в своих стихах всей душой и сердцем воспевал родной аул, родной народи край. В стихотворениях Аул цветёт – мы цветем, С праздником поэт славит труд, обновление и, что особенно важно, утверждает единство всех людей республики, первооснову аула, земли – колыбели и кормилицы. Новые веяния в ауле им воспринимаются как предвестники всеобщего счастья и изобилия. Нововведения, индустриализация, коллективизация и другие насущные вопросы х годов получили своё художественное воплощение в стихах писателя. Появление первых тракторов, машин, поездов, организация колхозов, строительство заводов и фабрик, равноправные взаимоотношения между людьми запечатлены автором как чудное явление потрясающее воображение. Подобные произведения помогли детям глубже проникнуться историей своего аула, вызывали чувство гордости за народ Казахской степи.
В произведениях Майлина охвачены вниманием практически все события своего времени. Для будущего поколения Автор и создатель казахской прозы оставил для детей важные ценности для человека скромность, чистоту руки сердца, трудолюбие, помноженное на талант. Поэзия
Майлина расширила кругозор, обогатила духовную культуру и воображение детишек того времени, и посей день его произведения признаны высокохудожественными и поучительными. Его стихи призывают детей задуматься над своими поступками. Я людей не выдумываю, не сочиняю, а беру из жизни, из того мира людей, которые живут в моей памяти, в моем сердце Буду писать о новой жизни и людях, которые её строят. Буду писать от души, если это действительно принесёт людям какую-нибудь пользу, – писал Беимбет Майлин. И чем больше мы отдаляемся от тех дней, когда он жили работал, тем больше понимаем вечность творений писателя, истинную цену слова сына казахской степи.
1
Элементы комичности в произведениях Б.Майлина. В 1925 г. Беимбет принимает решение создать первый Казахский национальный театр. От природы, наделенный тонким юмором, Майлин пишет новые комедии «Каламкас», Обманутый, «Мулашаншар», Аульная история, в это же время была создана оперное Либретто «Дударай».
Майлин пишет сатиру. Особое значение имеет для народа стихотворение «Мыркымбай», где главный герой обычный бедняк, недотепа. Вся его жизнь описана с юмором и любовью к обычным беднякам из аулов. Майлин пишет о коллективизации в аулах. О том, как сельчане объединялись в коллективные хозяйства. Мыркымбай был обычным аульным казахом. В произведении на примере главного героя с сарказмом описывал как жители аулов, не имея образования проводили индустриализацию Как малограмотные люди пытались поднять уровень жизни на более высокий уровень, тем самым призывая сельчан к повышению грамотности. Очень часто прототипами его образов становились люди, обычные , которые егоокружали вокруг. Он просто подчищал их, угублял некоторые их характерные качества. Иногда Майлин использовал эмоции своей жены Гульжамал. Однажды приехав с базара, Гульжамал рассерженная высказала свое недовольство мужу, зато что он не хоит на базар за Согым, и ей приходится самой искать на базаре мясо , хотя это обязанности мужские. И Гульжамал было обидно, что его друг С.
Сейфуллин высмеял ее на базаре прелюдно. И ругательства жены Майлин использовал в своем произведении для эмоциональной героини своего произведения. Будучи публицистом, писателем, он практически везде записывал факты, реальные события, описывал настоящих людей и говорил почти их устами. Его талант писать о сложном времени, когда казахские степи вместе с большевиками переходили на коллективизацию с с сарказмом и юмором удивлялял и восхищал многих его соратников и друзей. Почти во всех рассказах Майлина в основу включены факты. Время исторических перемен, все эти перемены отражаются во анутренних переживаниях народа.
Напимер его герой бедняк Букебай, обычный бедняк в 1 эпизоде склоняется перед баем, во м противоречит ему, а в м становится аульным ответственным, которому поручают серьезные задачи. Или в Черном ведре обычная неграмотная Айша становится председателем колхоза. Таким образом Майлин показывает духовное богатство человека, его потенциальную возможность к развитию и прогрессу. В произведении Черное ведро автор использует элементы комичности
1
https://uchitelskaya.kz/vse-rubriki/strana-i-myi/lichnost/slovo-syina-kazaxskoj-stepi-k-125-letiyu-beimbeta- majlina https://www.youtube.com/watch?v=4wrEsKNyKUI
и сарказм. В разных произведениях Б.Майлина можно видеть и комичность и трагичность, герои произведения от обычных жителей аулов до председателей колхозов. В поэтическом творчестве впервые появляется всенародный любимец Мыркымбай. Он главный герой целого цикла поэтических произведений. Мыркынбай стал любимым героем многих произведений. Героем многих стихов, поэм, рассказов Майлина является в прошлом забитый бедняк, ставший строителем новой жизни, например, герой его лирики Мыркымбай в стихотворениях «Мыркымбай» (
1922
), Досада бедняка (
1923
), Дай руку, Мыркымбай» (
1926
), Эй, Мыркымбай» (
1928
) и других. Коренные перемены в жизни степи, колхозный аул, коллективизация отражены в стихотворениях Новая песня аула (
1929
), Песня коллектива
(
1930
), День настал (1930), «Пробуждённая степь (Его наивный добряк Мыркымбай успевает везде. Он – байский батрак - вдруг становится неузнаваемым человеком и смело заявляет своим хозяевам, что пришел конец их господству. Затем бывший батрак становиться аульным активистом. Он организует бедняков, помогает им объединяться в колхозы, выступает борцом за раскрепощение женщин. Он - активный борец. Он – глашатай нового. Таким мы видим Мыркымбая в цикле стихов Майлина. Мыркымбай и посей живет ив нашей современной жизни Казахстанцев.
Беимбет Майлин жил в трудное время. Жил устремленно, мужественно, интересно. Его кипучая деятельность всегда служила народу. Писатель жил недолго, но смог оставить заметный след в литературе, в жизни. Его сочный, колоритный и одновременно простонародный язык неповторим. Он классик казахской советской художественной литературы, ее начинатель как реалист. Он кажется нам неповторимым чародеем в смысле быстрой реакции на требования времени, требования партии и народа. Сравнить поэмы Сейфуллина «Кокшетау» и Жумабаева «Батыр Баян. Поэма «Кокшетау»
Поэму «Кокшетау» Сейфуллин писал с 1925 погода напечатана она была в 1929 году. В ней переплелись современность и старинные легенды. Поэт пишет о красоте горного края посреди степи Гора Кокшетау стройна, как сосна. Дождями свой лик умывает она. Плывут облака над ее головой, Справляются в здравье она иль больна Озера ее окружили толпой, И каждое — в чаше лежит золотой. Коль вы нездоровы — езжайте сюда Недуг исцеляет наш воздух степной.
3
В поэме « Кокшетау» Сакен открывает реальные события далекой эпохи, раскрывает классовые противоречия патриархально-феодального общества и осуждает разбойничьи набеги хана Аблая на мирные аулы соседних народов В поэме с потрясающим мастерством передаются картины дивной природы Кокшетау, его гор, озер и лесов. Одновременно с описанием живописного пейзажа, поэт умело воспевает социалистическую новь края, бывшего когда то ставкой ханов, свидетелем тирании и произвола.
2
https://adebiportal.kz/ru/news/view/tvorchestvo_beimbeta_mailina__23272 3
http://natalya-telezhinskaya.ru/2019/11/09/%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BD-
%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%84%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD/#4
Его Философские мысли об истории родного края, являются доказательством того, что происходящие социалистические преобразования это закономерный результат общественных преобразований. Поэма проникнута патриотизмом, пронизаны гордостью и любовью к родному краю и его народу. Лирика Сакена Сейфуллина х годов отображает все события той современности, которая присуща литературе того времени. Он с гордостью писало принятии советской конституции, о дружбе народов в эпоху социализма, о приобретённых новых качествах советских людей. Выразил протест против разжигателей возможной мировой войны. В своих произведениях он призывал к высокой бдительности.
4
Выразительные средства речи, создающие эмоционально-оценочное отношение автора к изображаемому Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления двух предметов или явлений, связанных друг с другом смысловыми отношениями. Троп можно назвать формой поэтического мышления. Художник слова с легкостью манипулирует словами, создавая в художественной речи новые сочетания слов, которые в необычном соседстве друг с другом создают неожиданно яркий и зримый образ. Антитеза – прием контраста, противопоставления. Функция – усиление выразительности речи при противопоставлении понятий. Инверсия – прием нарушения прямого порядка слов в предложении. Функция – смысловое и эмоциональное выделение слов. Метафора – образное выражение со скрытым сравнением. Функция – создание яркого, образного описания. Олицетворение – стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются свойства, действия, присущие человеку. Функция – усиление выразительности художественных образов Сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов. Функция – эмоциональное воздействие выделение важного признака. Эпитет – художественное определение. Функция – яркое, образное описание.
Кокшетау. Как нарядный и стройный девичий стан, Погруженная в синий прозрачный туман,
Кокшетау стоит- Голубая гора- На границе твоей, Казахстан Любят ветры степные её навешать, Любят тёплые зори её обнимать, Караваны лучистых степных облаков Вечерами слетаются к ней ночевать. Как прозрачный янтарь в драгоценном кесе, Спят озёра долин в первозданной красе, Ароматами трав воздух там напоён – Подышав, навсегда будешь им опьянён ... Литературный талант Магжана проявился в юношеском возрасте, но из ранних работ автора до современников практически ничего не сохранилось. Первые известные работы автора были опубликованы в 1912 году в сборнике произведений под названием «Шолпан». Первое печатное издание принесло поэту широкое признание. В работах проявлялись восточные и европейские культурные традиции. Произведения из сборника поэт посвятил сложной доле казахского народа, произволу чиновников. Много работ автора передавали сложную судьбу казахских женщин. Также Жумабаев писало необходимости всеобщего образования народа Казахстана, призывал нацию к просвещению, знаниям.
5
БАТЫР БАЯН – литературный герой одноименной романтической поэмы казахского поэта начала XX века Магжана Жумабаева. Прообразом героя является реальное историческое лицо - военачальник вставке хана Аблая, участник героических сражений с калмыками. Его имя упоминается в Исторических преданиях Большой киргиз-кайсацкой орды Ш.Уалиханова. На сюжет древней легенды поэт М.Жумабаев создал лироэпическую поэму «Батыр Баян. Именно в этом произведении наиболее полно проявилось мастерство художника слова. Поэт- романтик средствами родного языка сумел донести до читателей внутренний мир переживаний и противоречий героя, для которого любовь к родине и неприятие всякого зла стали общим мерилом человечности. Но когда на чаше весов оказались чувство долга перед родиной и любовь к ближнему, герой выбрал первое. Поэма «Батыр Баян - это эпическое песнопение о героическом подвиге во имя родины ив тоже время это сказ о мучительных переживаниях человека, осознающего всю несправедливость и жестокость войны, заставившей его совершить
4
https://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-i-literatury-v-9-klasse-po-teme-s-sejfullin-kokshetau-4495429.html
5
https://www.nur.kz/1811136-magzan-zumabaev-tvorcestvo-i-nasledie.html
преступление над единокровным братом. Сюжетную основу поэмы составляет история любви батыра Баяна к пленной девушке-калмычке, которая была захвачена вовремя очередной схватки с калмыками. В девушку влюблен его родной младший брат Ноян. Батыр Баян знает об их связи, ноне мешает им. Проходит некоторое время, ив ставке хана Аблая распространяется слух молодые влюбленные тайно сбежали из ставки. Побег Нояна расценивается как измена родине. Предатель должен быть наказан. В погоню за ними хан Аблай отправляет батыра Баяна. Входе преследования беглецов батыр Баян убивает и девушку-пленницу, и родного младшего брата
Нояна. Cпустя некоторое время, сидя на могиле погибших, батыр Баян начинает понимать всю тяжесть совершенного им преступления он убил собственного брата. С одной стороны, он выполнял свой священный долг перед народом, перед ханом с другой стороны – совершил зло, братоубийство.
6 6
Исина НУ Литература
Жумабаев М. Избранное
Елеукенов Ш. Жана жолдан. С новой строки. А, 1994.
Жетписпаева Б.А. Образные миры М. Жумабаева. А, 1994.
Исмакова АС. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль (начало ХХ века и современность. - Алматы: Ғылым, 1998.-
394 с. (Научная монография
Исмакова АС. Возвращение Плеяды. Экзистенциальная проблематика в творчестве А.Байтурсынова, Ш.Қудайбердиева,
Ж.Аймауытова, М.Жумабаева, М.Дулатова и М.Ауэзова.-Алматы: НИЦ, Ғылым, 2002, -200 с. (Научная монография
Кошенова Р. Возвращенные имена. А, 1995.
Кадралинова
М.Т. Возвращенные имена.
Костанай,
1999. Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на Литературный портал обязательна. Все права защищены Законом РК Об авторском праве и смежных правах.
adebiportal@gmail.com
8(7172)
79
82
12 внутр.

112)
©
adebiportal.kz
https://adebiportal.kz/ru/characters/view/19
Ссылка на антиплагиат: https://users.antiplagiat.ru/report/print/6?v=1&c=0&short=true


написать администратору сайта