Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Методы исследования

  • Современная культура. На сегодняшний день интерактивное пространство становится необходимым в создании новых взглядов на обычные явления в сфере общения и коммуникации


    Скачать 25.33 Kb.
    НазваниеНа сегодняшний день интерактивное пространство становится необходимым в создании новых взглядов на обычные явления в сфере общения и коммуникации
    Дата10.11.2021
    Размер25.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСовременная культура.docx
    ТипДокументы
    #268798

    Современная культура, существующая на стыке эпох, определяемая переходом от иерархических принципов мироустройства и организационных форм индустриального общества к структурам и формам организации сетевого общества, которые, прежде всего, связаны с использованием Интернета. В социальные и культурные процессы основные изменения привносит информационная эра.

    На сегодняшний день интерактивное пространство становится необходимым в создании новых взглядов на обычные явления в сфере общения и коммуникации. В контексте широкого использования компьютерных технологий возникают новые аспекты. В различных областях жизни человека происходит трансформация за счет внедрение интерактивных компьютерных, информационных технологий, связанное с ускорением темпов развития новых технологий, а также с изменениями в сфере занятости людей. Не только количество, но и качество информационных взаимодействий в современном обществе обусловлены функционированием информационных сетей. Доступ к колоссальным информационным потокам в сети интернет, сегодня может получить практически каждый человек с разных портативных устройств.

    Основные направления формирования и развития новых проектных практик в области дизайна определили развитие сетевого общества и компьютеризации. Дизайн стал более комплексным, свободным и безграничным в сетевом обществе, нежели в индустриальном. Развитие дизайна в сетевом обществе и культуре вызывают исследовательский интерес к дизайнерской деятельности, интерес к изучению эмпирических закономерностей и особенностей работы современного дизайна.

    Интерактивность становится все более и более популярной на сегодняшний день в вопросах современного дизайна, в том числе общественной и городской среды. В широком смысле слова, понимается как способность взаимодействия человека с предметом и его возможности активно влиять на объекты, вести своего рода диалог и получать от них обратную связь. Это понятие применяется в различных областях: в искусстве, в сфере интернет-технологий, в компьютерных интерфейсах, в информационных системах, а также в сверхсовременных промышленных разработках.

    Под интерактивностью понимается принцип организации системы, когда цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Компьютерные технологии дают человеку безграничные возможности – способность управления светом, изображением, звуком, цветом на наблюдателя.

    Используя предметное наполнения малых архитектурных форм, которые взаимодействуют с пользователями по средствам чего и организовывается современное общественное пространство. Существуют малые формы с открытым сценарием использования, в которых каждый может принять участие. При этом пользователи разделяются на активных, совершающих действие, и пассивных, которые наблюдают за действиями остальных.

    Актуальность темы исследования состоит в потребности и необходимости благоустройства общественного пространства с использованием интерактивных технологий.

    Актуальность исследования взаимодействий интерактивного дизайна и архитектуры заключается в необходимости системного изучения свойств дизайна и его функций, связанных с развитием современных интерактивных технологий. Интерактивные свойства дизайна оборудования в общественной среде необходимо рассматривать, анализируя и обобщая собранный в последние годы опыт художественной эстетики по организации жизненного пространства человека. Задача современного интерактивного дизайна в общественные среды является развитие интеллектуальной, адаптивной среды. Понять роль и значение интерактивного дизайна в современном мире можно благодаря научным изучениям формирования и развитием его художественной составляющей.

    Исследованиям интерактивности в контексте современного дизайнерского решения общественного пространства посвящены труды многих ученых в разных странах мира. В имеющейся литературе по вопросам организации предметно-пространственной среды отсутствуют ключевые работы о внедрении интерактивных технологий в средовой дизайн. Польский ученый Ришар Клющинский, посвящал работы развитию интерактивного искусства и его специфике, в сфере искусствоведения. Он обозначал основные составляющие интерактивного искусства, рассматривал их особенности и характерные черты. Немецкие искусствоведы и теоретики в области мультимедийного искусства Оливер Грау и Томас Дрейер, также рассматривали вопросы индивидуальности интерактивного искусства. Среди российских ученых-исследователей наиболее фундаментальными и значительными являются труды Н. И. Дворко.

    Е. С. Агранович-Пономаревой, В. Р. Раннева, В. Б. Устина, В. Т. Шимко, Н. И. Щепеткова - рассматривали организации средовых объектов и интерактивных пространств.

    В процессе формирования концепции интерактивности и использования художественных стилистических направлений основным является искусство модернизма в первой половине XX в. В работах А. Ф. Лосева и М. С. Кагана были проанализированы основные принципы и границы модернизма. А в трудах современных исследователей Е. С. Домарацкой, И. А. Едошиной, Н. В. Филичева и др., изучались периоды модернизма, его особенности и разнообразие явлений.

    Основой для формирования главного принципа создания интерактивной предметно-пространственной среды – проецирование изображений на плоскости, стало появление нового вида искусства как кинематография и развитие его технических средств. История становления искусства кинематографии были проанализированы в работах Ж. Садуля, В. Беньямина, Л. А. Худякова, Я. Б. Иоскевича, М. С. Кагана, Р. Д. Копыловой, Н. Б. Маньковского, К. Э. Разлогова, Н. А. Хренова и др, а также специфика его выразительных средств, техническое оснащение и связи с другими видами искусства. Технические изобретения, созданные для воплощения кинематографии, выявленные после изучения данных работ, стали прототипами для основания современных интерактивных проекционных систем. Этот принцип был принят в основу создания многих интерактивных объектов (интерактивные полы, интерактивные панели, дымовые экраны с проецированием разнообразных статичных или динамичных изображений и др.).

    Эволюция технологий, которая сможет реализовать интерактивную среду, активно развивалась с середины ХХ века. Новые средства художественной выразительности в искусстве сформировались после появления кибернетики, изобретений компьютерных технологий и виртуальной реальности. Развитие новых технологий и их воплощение в объектах искусства были рассмотрены в работах: П. И. Браславского, М. Вайса, Д. В. Галкина, Е. С. Громова, Н. В. Железнякова, П. Ковальски, С. В. Коловратного, Н. А. Короткова, Н. Б. Маньковской, В. М. Монетовой, Ю. В. Наседкина, С. И. Орехового, Ф. Поппера и др.

    Большинство упомянутых выше авторов в различных аспектах затрагивают лишь определенные стороны интерактивности в дизайне общественного пространства. Комплексных исследований по этой теме пока нет.

    Объект исследования – современные интерактивные технологии в общественных пространств.

    Предмет исследования – возможности использования интерактивные технологии в дизайне общественных пространств.

    Цель исследования - разработка теоретико-методологической концепции интерактивности в контексте современного дизайнерского решения общественного пространства.

    Поставленная цель обозначила задачи научной работы:

    1. Аналитический обзор интерактивных технологий в общественных пространств и выявление современных тенденций

    2. Выявление современных тенденций использований интерактивных технологий в дизайн-проекте.

    3. Разработать концептуальное предложение дизайн-проекта общественных пространств с использованием интерактивных технологий.

    4. Проанализировать возможности интерактивных технологий для решения дизайнерских задач.

    Методы исследования построены на основе системного и средового подходов, рассматривающего основные характеристики объекта и предмета исследования, а также их взаимосвязи. В работе были применены такие методы: изучение литературных источников, комплексный анализ общественных пространств с позиций социально-культурных аспектов и композиционно - пространственных закономерностей формирования среды, сравнение, наблюдение, натурные обследования, включая фотофиксацию

    Таким образом, интерактивность является общим понятием, обозначающим взаимодействие и его характер между субъектами или объектами. В социологии этот термин означает многообразие социальных взаимодействий между людьми на разных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. В архитектуре взаимодействие возникает между субъектом и каким-либо объектом, вследствие воздействия на объект меняются условия среды, в которой находится субъект.

    Создание интерактивного общественного пространства производилось в непосредственной связи с развитием технологий. Современное устройство окружающего пространства требует своевременной передачи информации и организации процессов жизнедеятельности. Данному требованию соответствует грамотная система визуальных коммуникаций.

    Основным критерием классификации общественных пространств является их функциональное назначение, особенности предметно-пространственного наполнения и планировочной организации. По степени изолированности от городской среды общественные пространства воспринимаются как открытые, полузамкнутые, замкнутые. В аналитическом обзоре приведены примеры открытых, полузамкнутых и замкнутых общественных пространств, а также интерактивные пространства.

    В результате исследования было проанализировано влияние технологий на формирование интерактивной предметно-пространственной среды. Выявлены и установлены связи между первыми техническими средствами и современными интерактивными технологиями, которые используются в дизайне интерьеров общественного назначения. Установлено, что основой формирования интерактивного пространства является применение в средовом дизайне кибернетических технологий, разнообразных компьютерных систем. Изобретение виртуальной реальности и киберпространства в середине ХХ в. является неотъемлемой составляющей объектов, созданных за счет применения интерактивных мультимедийных технологий. В начале ХХ века впервые была сформирована концепция интерактивности и созданы условия для эстетизации технологий и технологизации эстетики. Развитие технических средств кинематографии стали основой для концепции интерактивных систем, создаваемых путем проецирования изображения на разнообразные поверхности. Кибернетические технологии и компьютерные системы существенным образом повлияли на развитие скульптуры, привнеся в статичную форму физическую динамику. Объекты кинетического искусства стали использоваться в организации предметно-пространственной среды. Каждый этап становления и развития интерактивного искусства имел существенное влияние на формирование средового дизайна. Именно за счет средств виртуальной реальности и технологий мультимедиа (использование комбинаций средств аудио, видео, анимации и др.) формируется реалистичный образ объекта. Эти изобретения позволили создавать интерактивные объекты сложного и многогранного характера. Использование технологий виртуальной реальности позволяет создавать иллюзорный мир, который своими эффектами привлекает внимание посетителей общественных учреждений.

    Рассмотрение феномена интерактивности как атрибута общественного (средового) пространства с позиции эволюционных процессов раскрывает потенциал проектирования новой сферы бытия человека, в которой актом творения становится не столько изобретение новых объектов, сколько вскрытие ранее не осознанных отношений между существующими явлениями, как физическими, так и метафизическими. Дизайн мультимедиа общественных пространств оперирует понятиями среды, центр которой – человек. Все воспринимаемые им объекты, события и ситуации погружены одновременно и в материальную, и в и психическую реальность, поэтому границы этой среды шире предметного мира.

    Выводы:

    Таким образом, во второй главе были приведены современные типологические единицы интерактивных дизайн решений, которые являются лишь средством для выражения задумок дизайнера и для создания определенного образа места, т.к. одна и та же технология может выглядеть совершенно по-разному.

    Информация выступает одной из основных ценностей. Все информационные технологии продолжают стремительно развиваться и повсеместно могут быть переплетены со всеми областями человеческой жизнедеятельности. Инновационное интерактивное оборудование дает возможность вывести хранение, обработку, размещение, передачу и анализ информации на совершенно другой уровень.

    В работе рассмотрена проблема отсутствия сохранения образности при насыщении городского пространства инновационными технологиями, и подходы к планированию и применению дизайна с перспективой на прогресс. В городской дизайн интегрируется все больше цифровых технологий, определенные средства и стратегии. В городском пространстве большую популярность набирает внедрение мультимедийных и интерактивных технологий.

    Мультимедийные средства обязаны представлять собой хорошо продуманный инструмент, несущий информационно-познавательный и впечатляющий эффект. Мультимедиа должны восприниматься как инструмент для достижения нужного эффекта, впечатлении, с внедрением технологических средств. При этом, оборудование должно быть с удобной системой управления, грамотным наполнением, визуально гармонировать с интерактивными мультимедийными инсталляциями и с художественным планом экспозиции в целом.

    Мультимедиа – это не только «экраны и тач-панели», но и разнообразный, яркий инструмент, который при грамотном обращении обогащает и усиливает интерес посетителя. Гармоничное сочетание этих элементов – мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн, инфографика – поможет все собрать в единую картину и передать образ пространства

    Были рассмотрены интерактивные и мультимедийные технологии в дизайне общественного пространства, как один из факторов, влияющих на привлечение посетителей на территорию, что может существенно отразиться в рекламном и маркетинговом продвижении конкретного места. За счет средств виртуальной реальности и технологий мультимедиа формируется реалистичные образы объекта сложного и многогранного характера, который своими эффектами привлекает внимание окружающих.

    В ходе работы, был проанализирован объект проектирования и приведены примеры проектных предложений, а также разработано концептуальное решение и художественное оформление общественного пространства с использованием современных интерактивных оборудований, такие как: умная остановка, интерактивный пешеходный переход, интерактивный экран, аудио-гид, интерактивная стена, открытый летний кинотеатр, кафе, зоны рекреации и детские площадки, которые несут свою значимую функцию в сквере «Лесной», г. Геленджик.

    Чтобы создать комфортные условия для посетителей сквера, необходимо правильно рассчитать расположение интерактивных зон в проектируемом пространстве. Зонирование данного объекта заключается в рациональном размещении территории зоны отдыха или иных видов деятельности отдыхающего населения. Именно поэтому функциональное зонирование является одной из важнейших составляющих градостроительного использования территорий.

    При проектировании сквера были учтены факторы и социально-психологические моменты, влияющие на человека в среде, а также выявлена проблематика данного общественного пространства.

    Все архитектурные элементы были выполнены в современном стиле - хай-тек, что придает скверу гармонию, внутренний смысл и организацию территории, а также отражает все задуманные ландшафтные изменения. Данная территория отвечает на ряд важных требований, такие как: эффективность, комфортность и удовлетворение.

    Изучены основные особенности проектирования общественных пространств для всех возрастных категорий, а именно рекомендации по функциональному зонированию, материалам и цветовом решение.

    Учитывались ландшафтные освещения сквера, которые преследуют две основные цели – создавая соответствующую атмосферу и позволяет беспрепятственно передвигаться по территории объекта в любое время суток.

    Таким образом, концепция данного объекта соответствует эстетическим требованиям человека, привлекая его внимание с желанием отдохнуть в комфортной обстановке. Для этого применялись интерактивные технологии в общественном пространстве превращается в некую сеть специальных объектов, воспользовавшись которой человек в любом случает остается доволен.

    Заключение

    Интерактивное пространство становится одним из самых интересных по всей проблематике и созданию новых взглядов на обычные явления в сфере общения и коммуникации. Динамичное внедрение интерактивных компьютерных, информационных и коммуникационных технологий в различные области жизни человека приводит к трансформациям, связанным, прежде всего, с ускорением темпов развития новых технологий, а также с изменениями в сфере занятости людей, со сжатием, упрощением пространственных отношений и активным обогащением культуры новыми артефактами.

    Интерактивность является общим понятием, обозначающим взаимодействие и его характер между субъектами или объектами. В социологии этот термин описывает многообразие социальных взаимодействий между людьми на разных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. В архитектуре взаимодействие возникает между субъектом и каким-либо объектом, при котором воздействие на объект меняет условия среды, в которой находится субъект.

    Основным критерием классификации общественных пространств является их функциональное назначение, особенности предметно-пространственного наполнения и планировочной организации. По степени изолированности от городской среды общественные пространства воспринимаются как открытые, полузамкнутые, замкнутые.

    Создание интерактивного общественного пространства производилось в непосредственной связи с развитием технологий. Современное устройство окружающего пространства требует своевременной передачи информации и организации процессов жизнедеятельности. Этому требованию отвечает грамотная система визуальных коммуникаций.

    Общественное пространство организовано таким образом, чтобы пользователи имели возможность вступать с ним во взаимодействие. Для этого они обеспечиваются в основном посредством предметного наполнения – малых архитектурных форм: мобильные скамьи, фотозоны, интерактивные экраны, динамичные фонтаны. Существуют малые формы с открытым сценарием использования, который каждый может предложить индивидуально. При этом пользователи разделяются на активных, совершающих действие, и пассивных, которые наблюдают за действиями остальных. Интерактивность способствует обогащению общественного пространства «живыми» объектами, делая ее более гуманной и комфортной. Она не только воплощает недостаточное количество элементов живой природы, но и реализует желания человека одушевлять неживыми предметами, получая возможность интеллектуального общения с ними.

    Благоустройство общественных пространств – это комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий.

    Под интерактивной городской средой понимается городское пространство, объекты которого взаимодействуют с человеком посредством высоких технологий таким образом. При этом реакция обоих учитывает предшествующие действия друг друга. В городской среде интерактивность ее составляющих объектов предназначена не для индивидуального потребителя, а, как минимум, для группы пользователей. Кроме того, здесь присутствует большой уровень спонтанности и поэтому лишь в определенной степени можно создать целеустановки.

    В процессе выполнения работы были поставлены задачи, которые необходимо было решать в проекте:

    1. Аналитический обзор интерактивных технологий в общественных пространств и выявление современных тенденций

    2. Выявление современных тенденций использований интерактивных технологий в дизайн-проекте.

    3. Разработать концептуальное предложение дизайн-проекта общественных пространств с использованием интерактивных технологий.

    4. Проанализировать возможности интерактивных технологий для решения дизайнерских задач.

    В процессе работы был разработан дизайн – проект общественного пространства сквера «Лесной» г. Геленджик, с целю улучшения внешней архитектурной среды с использованием интерактивных технологий в стиле хай -тек для комфортного пребывания посетителей.

    Основная задача дизайн-проекта заключается в разработке интерактивного современного решения общественного пространства, а также в создании комфортной окружающей среды, которая будет отвечать потребностям современного общества и отразит современную эпоху времени. Для реализации проекта общественного пространства, прежде всего нужно создать эмоциональный и психологический фон, который будет формировать главную атмосферу территории и соберёт аудиторию в нем. На территорию сквера «Лесной» требуется внести нечто новое, интересное и оживить существующую ситуацию.

    Для разработки концепции проекта выделены следующие этапы:

    1. Рассмотрение ситуационных планов общественного пространства;

    2. Проработка архитектурно – художественного решения сквера «Лесной»;

    3. Создание объемно-планировочного решения общественного пространства.

    4. Разработка интерактивных зон в общественном пространстве сквера.

    При написании работы были рассмотрены все источники информации, проанализированы материалы и цветовое решение, которые будут относиться к объекту проектирования, а также изучено большое количества аналогов. Всю эту работу надо было проделать для того, чтобы выбрать наиболее удачные, профессиональные и оригинальные в своем исполнении решения.

    В ходе проектирования были приведены примеры интерактивных общественных пространств, разработано концептуальное решение и художественное оформление пространства с использованием современных интерактивных оборудований, такие как: умная остановка, интерактивный пешеходный переход, интерактивный экран, аудио-гид, интерактивная стена, открытый летний кинотеатр, кафе, зоны рекреации и детские площадки, которые несут свою значимую функцию в сквере «Лесной», г. Геленджик.

    Таким образом, осуществлялась идея интерактивности в сквере «Лесной», которое будет соответствовать эстетическим требованиям человека, привлекая его внимание желанием отдохнуть в комфортной обстановке.

    Таким образом, общественное пространство становится важной областью дизайнерской деятельности. Она обретает новое значение, новые формы, новые качества. Одним из ее новых свойств, помогающих достичь высокой комфортности, является взаимодействие с человеком. Интерактивность в городской среде — необходимое явление в современных условиях постиндустриального общества. Человек испытывает постоянный дефицит природной составляющей. Интерактивность является своего рода средством ее компенсации. Она отвечает современным потребностям горожанина, реагирует на его поведение и тем самым дает ему необходимое чувство комфорта, удобство, создает настроение. Город будущего— это, прежде всего, его неограниченные возможности. Интерактивность делает их поистине бесконечными: городская среда превращается в некую сеть специальных объектов, воспользовавшись которой человек в любом случае останется доволен.


    написать администратору сайта