еврипид. Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период правления Перикла, пик расцвета афинского государства. Патриотическое воодушевление отражалось в произведениях искусства творцов той эпохи
Скачать 18.87 Kb.
|
Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период правления Перикла, пик расцвета афинского государства. Патриотическое воодушевление отражалось в произведениях искусства творцов той эпохи. Еврипид в том числе поднимал в своих пьесах тему патриотизма, любви к родине и измены. Так в трагедии «Медея» дочь царя Колхида, влюбившись в греческого героя Ясона, вопреки интересам родины, помогла аргонавтам под предводительством возлюбленного добыть золотое руно, которое принадлежало царству её отца. Еврипид был новатором для своего времени: никто из философов ранее не выводил героями своих произведений обычных людей. В древней Греции источником литературы было устное народное творчество, а именно мифы – авторы всегда опирались на мифологические сюжеты и заимствовали образы. Еврипид же значительно отличился от своих предшественников, в своих трагедиях он сознательно отошел от традиции впервые поставил в центр внимания не идеализированных, возвышенных героев – богов и полубогов – а обыкновенных людей и их быт. О его творчестве говорят, что «он показывал людей, какие они есть на самом деле» (Зелинский Ф.Ф. «Еврипид» 1919), в их истинном обличии, без масок и прикрас. Мифологические персонажи в трагедиях Еврипида также начали изображаться более прозаично, как земные люди с мелкими житейскими интересами, пороками и страстями. Драматург выработал новые принципы изображения человека, показывав психологические мотивы поступков героев. Ему удалось создать психологическую драму, в которой внутренняя борьба и смятение чувств персонажей передаются зрителям и вызывают не только осуждение/восхищение, но и сочувствие. Герои пьес Еврипида движимы как рациональным (опираясь на логику), так и иррациональным (поддаваясь чувствам и эмоциям) и предлагают зрителю увидеть противоречивость и «сложность» человека. Драматурга называют первым писателем-психологом, благодаря его пониманию дуальности человека, которая определяет его идентичность и поведение. Еврипид также является одним из первых драматургов, поставивших в центр действия пьесы женщину. Медея доминирует на сцене, как никогда раньше не делала ни одна женщина. В греческом обществе женщинам было принято быть уступчивыми, скромными и молчаливыми, однако Еврипид в своих произведениях напротив раскрывал образы главных героинь как женщин, обладающих волевым характером, неординарным умом и решительностью действий. Медея представлена как личность сильная и бескомпромиссная, под влиянием чувств к Ясону она оставляет родной дом, предает отца убивает брата. Основой конфликта в пьесе является противостояние Медеи – женщины, страдающей от предательства мужа – и Ясона, который пленился красотой дочери царя Креонта Главки. Первые слова Медеи в трагедии – это её крик и проклятия, которые раздаются из-за кулис в момент, когда раздается известие о суде Креонта, который планирует изгнать Медею и двух ее сыновей из Коринфа. Сочувственная реакция и речь кормилицы Медеи на её страдания звучит как доминирующая тема пьесы: об опасности страсти, которая подавляет разум и рассудок. Лучше, говорит кормилица, не иметь ни доли величия и славы: «Не лучше ли быть меж листов Невидным листом? О, как бы хотела дождаться Я старости мирной вдали От царской гордыни... Умеренность - сладко звучит И самое слово, а в жизни Какое сокровище в нем! Избыток в разладе с удачей, И горшие беды на род С божественным гневом влечет он» Хор в греческой трагедии помогал автору раскрыть смысл пьесы и душевных переживаний героев, он давал оценку поступков с точки зрения морали. Когда Медея вышла на сцену, чтобы завоевать симпатию хора, состоящего из коринфских женщин, она произнесла речь, которую можно считать одним из первых феминистских манифестов в литературе. Медея заявляет, что из всех существ на земле женщины – самые несчастные: «… Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим - и не дешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб…» «… Ведь муж, когда очаг ему постыл, На стороне любовью сердце тешит, У них друзья и сверстники, а нам В глаза глядеть приходится постылым. Но говорят, что за мужьями мы, Как за стеной, а им, мол, копья нужны. Какая ложь! Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить.» Драматическим ядром пьесы служат три сцены конфронтации Медеи и Ясона, где Еврипид представляет Ясона как самодовольного рационалиста, который легко оправдывает нарушения своей любви и долга к Медее. Ясон утверждает, что его личные интересы и стремление к богатству превосходят его привязанность и верность к женщине, которая смогла предать собственных родителей, убила своего брата, изгнала себя из дома и вступила в заговор ради него. В кульминации пьесы Медея использует собственных детей в качестве орудия мести. По античным представлениям человек лишенный потомства считался отверженным богами и людьми, так как дети являлись гарантией бессмертия имени отца. Внутренний конфликт героини между любовью к детям и ненавистью к Ясону разрешается убийством. Так она лишила изменника и будущего (потомство), и настоящего (убийство невесты Главки), оставив лишь горькие воспоминания о прошлом. Медея разрушила все на своем пути, в том числе и свое человеческое «я», чтобы удовлетворить свою страсть, став в конце пьесы не героем и не злодеем, а страшной силой природы: иррациональной, безличной, разрушительной. Хор заканчивает трагедию словами: «Не сбывается то, что ты верным считал. И нежданному боги находят пути; Таково пережитое нами» |