Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490)Дисциплина

  • Практическое задание 3, Модуль 3. Методы психолого-педагогической коррекции Выполнил: слушатель Ромашова Александра Игоревна Преподаватель

  • Слюсарская Татьяна Вадимовна г. Москва – 2020

  • Тип сказки Характеристика Художественные сказки

  • Авторские художественные сказки Сюжеты народных сказок

  • Авторские художественные сказки

  • Дидактические сказки Дидактические сказки

  • Алгоритм психокоррекционной сказки

  • Психокоррекционные сказки

  • Психотерапевтические сказки

  • Практическая 3. Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения Программа профессиональной переподготовки


    Скачать 129.59 Kb.
    НазваниеНациональный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения Программа профессиональной переподготовки
    Дата15.06.2020
    Размер129.59 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПрактическая 3.rtf
    ТипПрограмма
    #130481

    Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения


    Программа профессиональной переподготовки

    Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490)

    Дисциплина: Психолого-педагогическая коррекция

    Практическое задание 3, Модуль 3. Методы психолого-педагогической коррекции


    Выполнил:

    слушатель Ромашова Александра Игоревна

    Преподаватель:

    Слюсарская Татьяна Вадимовна
    г. Москва – 2020

    Составить общую таблицу, отражающую типы сказок для психокоррекционной работы. Отразить цели и отличия одной группы от другой. При работе опираться на книгу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».


    Тип сказки

    Характеристика

    Художественные сказки

    Сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

    Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

    1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

    2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

    3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для

    поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

    4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось

    даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

    5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на

    помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

    Авторские художественные сказки

    Сюжеты народных сказок:

    —сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;

    —бытовые сказки;

    —страшные сказки;

    —волшебные сказки.

    Авторские художественные сказки более трепетны, образны,

    чем народные. Авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Сказка Л. Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

    Дидактические сказки

    Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

    Алгоритм дидактической сказки-задания:

    1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

    2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут

    выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

    3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем

    и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

    Алгоритм психокоррекционной сказки




    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого

    влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается

    «замещение» неэффективного стиля поведения на более

    продуктивный, а также объяснение ребенку смысла

    происходящего.

    Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок

    ограничено по возрасту (примерно до 11—13 лет) и

    проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

    Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие

    писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

    Алгоритм психокоррекционной сказки:

    1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

    2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

    3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

    4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

    5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
    Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.







    Психотерапевтические 

    сказки







    Психотерапевтические сказки посвящены проблемам

    жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям,

    повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений.

    Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска

    смысла происходящих событий и проблемных ситуаций.

    Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, символически отражающей переживания или события жизни клиента.

    Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей и пр. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение. Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока.


    К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и
    сказки самого клиента, сказки сложенные совместно с

    клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена.

    В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять пациента в

    размышлении, а также давать читать на дом.


    К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.







    Медитативные сказки

    Медитативные сказки создаются для накопления

    положительного образного опыта, снятия  психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

    Медитация представляет собой полное погружение в какой-

    либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем — рисуем, сочиняем, играем, — это можно назвать медитацией. Если мы самозабвенно колдуем над каким-либо блюдом, стираем любимую вещь, думая о том как «волшебно» проявляется чистота, какая приятная вода и нежная мыльная пена, — это тоже медитация.
    Но когда любящая мама, читая ребенку сказку, позволяет себе одновременно готовить обед, следить за стиральной машиной и пр. — это уже совсем не медитация. Только глубокое проживание чего-либо является основой развития Души. Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.


    написать администратору сайта