Накорякова Литературное редактирование. Накорякова К. М. Литературное редактирование. М. Издательство икар, 2004. 432 с
Скачать 1.98 Mb.
|
Редакционная обработка таблиц Рассмотрите возможные варианты группировки данных в таблице. Определите логическую структуру каждого варианта, сформулируйте их тематические заголовки. Представьте один из вариантов, правильно оформив таблицу. Самые крупные землетрясения тысячелетия
Представьте приведённые автором цены на продовольственные товары в виде таблицы. Позаботьтесь о наглядности данных. Включите таблицу в текст. Сформулируйте вывод из табличных данных. Есть у столичных чиновников предмет особой гордости. Одно упоминание о торговой сети Дискаунт «Ветеран» может ввергнуть в экстаз работников, причастных к её созданию. Идея была незамысловатая: городским ветеранам приличную еду по бросовым ценам. Дескать, заслужили. Супермаркетам и другим торговым точкам, готовым делать суперскидки от 10 до 40 % от благодарного города – поблажки. И бизнесмены так властям поверили, что к концу года уже 276 торговых точек заботу о ветеранах на свои плечи взвалили, и заявки на аккредитацию продолжают поступать. Один такой «заботливый» магазинчик мне на пути повстречался. У входа – плакат. Про 10-процентную скидку – аршинными буквами. Тут же (помельче) два списка: 25 наименований продуктов, к которым эти скидки относятся и 20 фамилий прикреплённых граждан. Даже я расчувствовалась. Рано радовалась. Смотрите сами. В магазине «Ветеран» молоко (жирность 3,5 %) стоит 19.50, а в супермаркете «Рамстор» – 14.20, на оптовом рынке (метро Юго-Западная) – и вовсе – 14.00. Масло животное, самое дешёвое – соответственно – 21, 13 и 12.50. Сахар в «Ветеране» – 20.00, а на рынке – 18.00, в «Рамсторе» – всего 17.90; гречка – 19.00 (дороже, чем на рынке на 2.50 и чем в «Рамсторе» на 3.50). Цитаты в тексте Укажите источник заимствования для выделенных строк. Оформите библиографические описания. Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен! * * * А счастье было так возможно, Так близко! ... Но судьба моя Уж решена, неосторожно, Быть может, поступила я... * * * В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдёмся вновь. Была без радости любовь, Разлука будет без печали. Какова роль цитат-эпиграфов к главам повести А. Пушкина «Пиковая дама»? ...Пушкин широко пользуется отзвуком созданного до него художественного материала. Он часто прибегает к приёму цитации, и эпиграф является у него как бы смысловым ключом произведения. Пушкин подолгу подыскивал эпиграфы для своих произведений, входил по этому поводу в переписку с друзьями; эпиграфы подсказали ему название «Бахчисарайского фонтана» и «Полтавы». Любопытно проследить роль эпиграфа в «Пиковой даме». ...Повесть «Пиковая дама» содержит в себе некоторые как бы романтические черты: в ней упоминается граф Сен-Жермен, Германн видит призрак и т. д. Но к произведению дается снижающий эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга». Гадательная книга, да ещё новейшая, изданная на серой бумаге, в лубочном издательстве, – это мещанская книга, а не тайный фолиант на пергаменте. Образ Лизы у Пушкина лишён, судя по эпиграфу, всякой условности. Привожу эпиграф ко II главе в переводе: «– Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок? – Что делать, сударыня? Они свежее». (Светский разговор) По поводу этого эпиграфа была переписка. Он взят из разговора с Давыдовым... Эпиграф ироничен, и иронична тем самым вся глава, которая кончается тем, что Германн увидел в окне Лизу: «Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и чёрные глаза. Эта минута решила его участь». Слово «свежее» перешло из эпиграфа в описание и снижает его. Сообразно с этим Пушкин очень точно называет героиню повести: Лиза, Лизавета Ивановна. Пушкин даёт имя героини в просторечье.* Познакомьтесь с письмом читательницы в газету. В воскресенье, 12 марта, я включила телевизор (кажется, НТВ), кажется, шла передача «Служба спасения». Перед очередным сюжетом журналист или ведущий с апломбом литературоведа дал оценку творчества поэта Н.А. Некрасова, отметив при этом, что у него (Некрасова) есть и хорошие стихи, и прочитал выразительные стихи ... Сурикова, знакомые почти каждому с первых школьных лет: Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой... После такого выступления я уже не смотрела, что там происходило в деревне, так как у меня пропало доверие к журналисту. Сейчас я думаю, может быть, это какой-то новомодный приём, когда авторство можно свободно приписывать другому человеку. От редакции: никакой это не журналистский приём – элементарная безграмотность, не путайте Некрасова с Суриковым, господа тележурналисты. Оцените уместность включения цитат в текст и точность цитирования. Успех «коммерческого» редактора зависит не в последнюю очередь от умения вычленять и взвешивать все плюсы и минусы проносящихся в голове идей... Механизм возникновения судьбоносных коммерческих идей можно уподобить рождению стихов: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. (А. Ахматова. Тайны ремесла.) * * * Но там, где был стол из яств, теперь разбираются друг с другом бандиты... * * * Этот высокопоставленный деятель, уличённый в беспардонной лжи, уподобился гоголевской унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. * * * Что у вьетнамца в широких штанинах? (Заголовок публикации об отсутствии лицензии у вьетнамских коммерсантов.) * * * Покой им только снится Изучая сон разных животных, зоологи и физиологи обратили внимание на любопытные детали их поведения... Сопоставьте цитаты с источником цитирования. Оцените правомерность их изменения и включения в текст. Нет новости приятнее на свете, Чем тот бальзам, Доставшийся Джульетте. (Реклама бальзама «Биттнер».) * * * Если намечаемый союз пойдёт по пути образования «нашего нового мира», отличного от Европейского союза, всё пойдёт прахом. Никакой пользы от объединения не будет. Будет всего лишь очередное «облако в штанах», как бы выразился пролетарский поэт Владимир Маяковский. * * * Умом Европу не понять На эту мысль наводит милейшая голливудская экранизация «Золушки»... * * * Социологи учатся измерять Россию аршином * * * Эпиграф к статье «Московский мэр в системе «Россия»: Умом Россию не понять, Россию надо кепкой мерить. И чтоб Россию изменить, В Лужкова только нужно верить. (Из фольклора московских подземных переходов.) Как изменён цитируемый текст источника в заголовках? Удачны ли эти изменения? Белинского и Гоголя с базара понесли ... хоронить читающую Россию рано. На печатные станки снова устремилась классика, как русская, так и зарубежная. А это признак читательского здоровья... Смело, «товарищи», в ногу! Первые жилтоварищества именовались по-разному, но цель у всех была единой: противостоять властям, принимающим решения, которые противоречат интересам жителей... «Весь я не умру?» ...Конечно, «андреевский» Гоголь не столь монументален, как Гоголь Томского, это не каменный истукан, а страдающий человек. Но разве печально размышлять о судьбе гения плохо? А восставать против мёртвых душ не полезно для Отечества? Печаль может быть светлой и даже, извините, продуктивной... Чё в имени тебе моем Название команды в национальной баскетбольной ассоциации должно продаваться, пугать и кусаться... Прощание с матёрым Мориц де Хаделн проведёт свой двадцать третий – и последний – Берлинский фестиваль в качестве его директора... Завершается «эра де Хаделна» и фестивальных кураторов его поколения и его типа... Познакомьтесь с фрагментами статьи Б. Покровского «Год живых мыслей», опубликованной к 150-летию М.П. Мусоргского. Проанализируйте выбор цитат, приёмы их включения в текст и комментирования, роль цитат в построении рассуждений автора. Художественный гений отличается от таланта тем, что он не только восхищает ум и сердце, но учит нас жить и творить на примерах образного иносказания. Даже сами противоречия жизненных привязанностей, целей и деяний – урок духа, адресованный имеющим сердечные резонаторы, таков А.С. Пушкин, таков и М.П. Мусоргский. Год Мусоргского – год «живых мыслей», «живых бесед с людьми», год познания самих себя и, очень возможно, профессионального перевооружения деятелей оперного искусства. Впрочем, лучше нас скажет сам Модест Петрович Мусоргский: «Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца, черт бы вас побрал, лгунов, притворщиков е tutti quanti* – мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы ни избрали для беседы с нами!» Это письмо В.В. Стасову от 25 ноября 1875 года. Его можно бы и дальше цитировать, да... не для газеты это. Пусть каждый, кто считает себя «знатоком» и «любителем» оперы, прочтёт его себе в тиши, обязательно с убеждением, что эти слова – слова гения. Полезно! ...Многому нас учит Мусоргский. Учит тому, чему его никто научить не мог. Он избегает настойчивых нравоучений и даёт нам пищу для самостоятельного познания, ещё лучше сказать ощущения идеи. Как часто и с какой легкостью произносим мы слово «народ». А что это? Кто он? Где? Осязаем ли? Конкретен, объясним, предсказуем ли? По наивности, а может быть по мелкоте ответственности перед неохватным понятием мы готовы видеть (должны были видеть, обязаны!) в сцене под Кромами – народ. А там лишь... бродяги! «Бродяги» – так назвал эту сцену автор. Ещё в начале века нашлись всегда влюбленные в своё мнение «музикусы», которые обвиняли мудрого С.И. Мамонтова в том, что он вывел на сцену вместо народа бродяг. Но подумайте, можно ли на театральную сцену, любую, где угодно, вывести народ – явление незримое, явление сверхобобщённых идеалов, почти непознаваемое, часто загадочное! Образ народа складывается из многомиллионных черт, вечно подвижных, негаданно-нежданно меняющих затишье на бурю, нежность души на ожесточение. Что тревожнее, что более пугает – «расходилась разгулялась удаль молодецкая» или «народ безмолвствует»? Ни Пушкин, ни Мусоргский не принижали идею народа до возможности её так прямо, примитивно показать на сцене. ...Нет, просто смысл сцены в другом. Вдумайтесь в его историческую и нравственную глубину: сцена под Кромами – зарождение «смутного времени» в бродягах! Так определил «зерно» сцены М. Мусоргский в письме к В.В. Стасову от 6 сентября 1873 года. Вот наука нам! ...Мусоргский всегда провозглашался «великим», но и его «величество» было сковано вкусами безвкусных, знаниями невежд, в упряжку которых впряглись и мы. Наивно воображать, что ныне освободились мы от вожжей, мы к ним привыкли. Признанное невежество и по сей час ведёт отсчёт оперного образа от музыки, ему (нашему невежеству) и сейчас неуютно и боязно потерять широкую спину музыки, за которую так удобно прятаться, на иждивении которой так спокойно живётся. В статье о Мусоргском ещё в 1881 году Ц. Кюи писал: «Только то, что происходит на сцене должно руководить музыкантом». Ещё проще высказывал эту точку зрения сам Мусоргский: «Недостатки легко исправимы на репетициях, где окончательно шлифуется всякое драматическое произведение – будь оно музыкальное или литературное». (Из письма П.С. Фёдорову 5 мая 1875 года). «К новым берегам» зовёт нас творчество Мусоргского. Красивый лозунг! Спутанные по рукам и по ногам привычками оглядываться назад, ожидая «руководящего» окрика, узаконенного некультурьем, мы оправдываем своё бессилье в признании этих берегов и неспособность к ним плыть чьей-то виной. Но окрика нет, настала пора равнодушия к нам и нашей требовательности ... к другим. ...Опера есть театр совести, мудрости, души человеческой. Этому служит музыка. Тут нет границ для форм, приёмов, сюжетов, манер и стилей. «... Границы искусства в религии художника равняются застою». Это написано 13 июля 1872 года В.В. Стасову. Понятно? Мусоргский – школа современного оперного театра, изложенная для нашей практики в творчестве Шаляпина. М.ало ею восхищаться, пора её осваивать. Оцените приёмы включения в текст цитат, их уместность, точность, выразительность, оформление процитированного текста. Укажите источники цитат. Отредактируйте текст, сократив его на 1 / 2. Миф о медведе Современная политика возвращается к архетипам В своё время в «НГ» (06.03.98) была опубликована статья, посвящённая проблемам российской национальной символики. В числе прочего автор предлагал использовать в качестве гербовой фигуры не чуждого нам орла, а национально близкого медведя. Статья называлась «Красный флаг России и другие её естественные символы». Медведь – это естественный символ, олицетворение характера России, её истории, природы и т.д. Очевидно, версия о том, что орёл – это не наш русский символ, а двуглавый византийский агент, залетевший к нам во времена Софьи Палеолог, нашла своих почитателей. Наш символ – иной. Как говорит в известном фильме блистательная Ольга Андровская: «Медведь, медведь, медведь!» Контуры образа Медведь – силён, свиреп, страшен. Вспомним: «Но вдруг сугроб зашевелился, / И кто ж из-под него явился? / Большой взъерошенный, медведь; / Татьяна ах! а он реветь...» или: «Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел...» В то же время медведь, по общему мнению, не так уж и смел – во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы! И ленив он (Силён медведь, да в болоте лежит), и вороват... По какому-то странному совпадению даже наше национальное отношение к работе выражено через образ косолапого: Дело не медведь, в лес не уйдёт (см. словарь Даля). Наконец, в фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силён, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Вспомним знакомое с детских лет: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок...» Словом, добрый, сильный, недалёкий, неуклюжий (Собакевича Гоголь находит похожим на средней величины медведя). Медвежья услуга – то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет – задерёт, загрызёт, заломает... Медведь как alter ego человека Из всей лесной живности медведь был ближе всего к человеку. Медведь на Руси – нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он – хозяин русского леса. А хозяина на Руси завсегда уважали. А значит, и медведя: Хозяин в дому, что медведь в бору. Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: Не охоч медведь плясать, да губу теребят. Или: Не привязан медведь, не пляшет. Но такова медвежья доля... Ручной медведь был неотъемлемой частью праздничного карнавального быта; участники шутовских процессий царя Петра I ездили на живых ручных медведях. Около 1750 г. императрица Елизавета запретила держать медведей в Петербурге и Москве, «а кто к оному охотник, держали б в деревнях своих и по ночам бы не водили». Впрочем, замечает историк Сергей Соловьёв, прочие города от медведей освобождены не были. Расставание с медведем, выключение его из человеческого мира было длительным. Так, в «Войне и мире», где речь идёт о событиях начала XIX века, ещё упоминаются вскользь невинные шалости Долохова, Курагина и Пьера Безухова: поймали квартального, привязали его спина со спиной к медведю и пустили косолапого в Мойку... Медведь кутит вместе с лихой кампанией «золотой молодежи»: Пьер «схватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате...» Кстати, в известном, очень практическом смысле медведь – действительно символ Родины. Русские моряки возят его на своих кораблях по всему свету. Он пробуждает в них человеческие чувства и напоминает о далёкой Отчизне – вполне ностальгический зверь. Везут, например, маленького медвежонка на фрегате «Предприятие» во время кругосветной экспедиции капитана Коцебу с берегов Камчатки к берегам северо-западной, «русской», Америки. Этот зверёныш сумел даже напугать поднявшихся на судно тамошних, далеко не пугливых аборигенов: «Он сорвался с привязи, перепрыгнул через сидевших на палубе гостей и отогнал их от блюда с кашей». Но чем дальше, тем разрушительней действует убыстряющееся и ужесточающееся время на симбиотические отношения по оси «человек – медведь». Приручать нет времени. И нет желания. Нет, наконец, под рукой объекта приручения. Приручение становится эксклюзивным правом мастеров цирковой дрессуры. Парадоксально, однако, что именно с утратой практики приручения как народной традиции, элемента стиля жизни, в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, ретроградное представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом. Хотя тяга медведя к человеку сохраняется и порой прорывается наружу. В 1991 г., дня за два до знаменитого путча, в одной из московских газет промелькнула заметка о том, как в Магаданской области на трассу стал выходить медведь-пестун (по Далю, пестун – это перегодовалый медведь) и клянчить у проезжающих шофёров пропитание. Предполагали, что его выгнали из леса пожары. Сначала медведя подкармливали дорожники, ремонтирующие трассу. Потом дорожникам он надоел, они его прогнали, и медведь занялся разбоем: выходил на дорогу и не пропускал машины с мясом и другими продуктами, идущими на местный прииск, пока ему не дадут мзду. Соблазн идеализации Параллельно с расчеловечением, «анимализацией» подданных властью народ очеловечивает зверя. Возникает и передаётся из уст в уста множество «медвежьих» специфических историй, одну из которых пересказал Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине»: медведь одну бабу в берлогу увёл и целую зиму её держал. Писатель Алексей Кожевников собрал множество «медвежьих» историй и издал интересную книжку. К медведям он относился с огромной симпатией и уважением, видя в них нечто человеческое. «Медведь, как человек, ест всё: грибы, ягоды, всякие коренья, овощи, на домашний скот нападает только по злой нужде. И пользы от медведя будет куда больше, чем от собаки, даже от лошади. Медведь может возить и в упряжке и верхом, таскать в лапах, по лестницам. Медведь многое может.» Квинтэссенция идиллических представлений о медведе – советские мультфильмы. Там медведь почти всегда добрый и справедливый. Правда, здесь есть и иной, небытовой, иерархический момент: медведь – верховный арбитр, власть в лесу, он – высший суд, и как иерарх, как представитель верховной власти, он не может иметь иного облика, кроме сугубо положительного. В общем, есть повод вспомнить то, что сказала о пушкинских «Цыганах» одна дама: во всей поэме один только честный человек, и тот медведь. Медведь как символ бунта Начальник небезызвестного III отделения, т. е. государственной тайной полиции, Леонтий Васильевич Дубельт сказал однажды, что «всякий писатель есть медведь, коего следует держать на цепи и ни под каким видом с цепи не спускать, а то, пожалуй, сейчас укусит». Действительно, мера прирученности дикого зверя часто остаётся загадкой а ведь зверь всё-таки дикий, и может случиться всякое. Но крупная историческая метафора размашиста, масштабна, и сравнение медведя, этого естественного символа, даже с такой ужасной для власти фигурой, как писатель, мелко и ограниченно, оно как бы игнорирует реальности бытия России. Метафора должна быть крупней. Вот хотя бы: «...Наш народ, что медведь. Очнётся после трёхсотлетней спячки в берлоге, расправит свои члены и так разойдётся, что все сучья переломает, камня на камне не оставит! Жизнь дотла разрушит.» Это записала в октябре 1917 г. в своём дневнике одна интеллигентная и наблюдательная жительница Петрограда. Революция, голод, гражданская война погнали её с детьми по стране и дали множество случаев столкнуться весьма близко и плотно с народом, которого, живя в Питере, она, в сущности, не знала... Хотя медведь, конечно, зверь не политический. Поздней осенью и зимой, то есть в самый горячий политический период, когда у нас выборы и революции, он спит в своей берлоге. И лапу сосёт. Если же он этого не делает – медведь-шатун, – то представляет несомненную опасность для всего живого. Итак, русский медведь страшен и отвратителен, когда дик. И вполне приемлем, умён и послушен, когда приручен человеком. Так что, по сути, метафора «русский медведь» может носить и устрашающий, и умиротворяющий характер. Это уж как кто захочет. Но если зверь – ручной, то существенно, кто приручил медвежонка и кто, по праву приручения, будет водить его, уже взрослого, на поводке. И дёргать за губу, и заставлять играть на балалайке. В целом же сегодня, когда все забыли, что где-то в лесной глуши ещё существует дикий медведь и что именно есть дикий медведь, зверь, а знают медведей только по зоопарку, мультфильмам и сказкам, ему, медведю, чрезвычайно симпатизируют. Поэтому «медвежья» метафорика в политической сфере, скорее всего, дееспособна. Как отблеск мифа, как проекция архетипической народной памяти об архетипическом «идеальном» медведе. Предложите подзаголовки для частей текста. Оцените уместность и точность цитирования. Дайте своё заключение о возможности публикации. В гостях и дома I Среди вопросов, которые задают на лекциях о проблемах морали, около 25% составляют вопросы об этике, о том, что прилично и неприлично во взаимоотношениях «он–она». В ответах молодые люди ждут практических советов, как им следует вести себя, причём преобладающее большинство таких вопросов задают девушки, они развиваются раньше, и больше, как правило, обращают внимание на внешнюю сторону поведения. Что прилично подарить юноше? – спрашивают девушки. На какой подарок не обидятся девушки? – вторят им ребята. В одном из стихотворений Е. Евтушенко есть строчки: И слишком уж самоуверен Я не цветы принёс ей, а вино... Действительно, только слишком самоуверенный мужчина может принести в подарок девушке или женщине вино, даже шампанское. Таким подарком он проявляет прежде всего заботу о себе. Самые лучшие подарки, радующие любую женщину, – это цветы. Я бы для тебя в метели зимней Из-под снега доставал цветы... С. Есенин II Вкусно приготовленное блюдо – гордость хозяев и удовольствие для гостей. А так как этот вид искусства доступен всем, можно пожелать каждому успехов в творчестве. В понятие «угощение» входят и напитки. В сервировке любого стола достойное место должны занять напитки безалкогольные, но на стол принято подавать и вино. Известно, что алкоголь вреден сам по себе. Но сам по себе он не существует. ...Пробудим шумные пиры, Вниманье дружное преклоним Ко звону рюмок и стихов, И скуку зимних вечеров Вином и песнями прогоним. Это написано А.С. Пушкиным. А вот какую запись оставил в Массандре A.M. Горький: «... пил и восхищался... В вине больше всего солнца. Да здравствуют люди, которые умеют делать вино и через него вносить солнечную силу в души людей». Очевидно, вкусовые качества вина, то эмоциональное состояние, которое оно вызывает, являются главными критериями ценности для человека, а соображения пользы или вреда – второстепенными. III Программа вечера строится по-разному. Допустим, предполагается присутствие «интересного человека» – путешественника, вернувшегося из дальних странствий, автора или исполнителя стихов, песен. Такое событие становится в центр приёма. К нему можно приступить сразу после лёгкого угощения. Неплохо, если кто-то из хозяев (или гость) произнесёт вступительное слово в дружески шутливом стиле. Традиция «подчевать» гостей интересным человеком известна издавна. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир», изображающем эпоху начала XIX столетия, в салоне графини А.П. Шерер главным «угощением» были «два очень интересных человека». «Как хороший метрдотель подаст как нечто сверхъестественное прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухоньке, так и в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала аббата, потом виконта, как что-то сверхъестественно-утончённое». В наше время, несмотря на широкую осведомлённость о событиях в мире, личные впечатления очевидца не потеряли интереса для слушателей. IV На игру сегодня иногда смотрят свысока, но это едва ли справедливо. В игре проявляются многие способности человеческого духа – воображение, фантазия, инициатива. «Весёлое царство игры любят не только дети, но и взрослые, потому что эти выдуманные ситуации рождают подлинные переживания, раскрепощают, расковывают человека, вызывают к жизни его скрытые ресурсы, заряд внутренней природы». Ещё Шиллер заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Любили играть не только писатели. Во многих русских домах прошлого века играли в фанты, буриме (сочинение стихов на заданную рифму), ставили домашние спектакли, живые картины, устраивали кукольные и просто театры на дому. Вспомним «Ионыча» А.П. Чехова. Согласитесь, что один такой вечер, как у Туркиных, был бы не так уж плох. Беда в том, что каждый раз гостям предлагалось одно и то же. |