Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 СУЛТАНСКАЯ ВЛАСТЬ И ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ

  • 2.3 ПРЕВРАЩЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ

  • Возникновение, развитие Османской империи. Наменование Курсовик Возникновение, развитие Османской империи. Начало османских завоеваний в Малой Азии. Военные походы на Бaлkaнax, падение Константинополя.


    Скачать 102.55 Kb.
    НазваниеНаменование Курсовик Возникновение, развитие Османской империи. Начало османских завоеваний в Малой Азии. Военные походы на Бaлkaнax, падение Константинополя.
    Дата31.10.2022
    Размер102.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозникновение, развитие Османской империи.docx
    ТипДокументы
    #763617
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2 Превращение в мировую державу

    2.1 ПУТИ И МЕТОДЫ ОСМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ

    Османские порядки стали определять жизнь Анатолии лишь к середине XV в., до этого времени их влияние было не столь ощутимо. Более того, вплоть до 60-70-х годов XIV в. оно с трудом прослеживается. Тем не менее знакомство с ранней османской историей позволяет лучше понять, почему правителям небольшого бейлика в Вифинии суждена была роль собирателей тюркских владений в Малой Азии.

    Сведения о деятельности основателей османской династии - Османе и Охране крайне скудны и противоречивы. Они основаны на устных преданиях и легендах, сложившихся позже вокруг их имен. Почти все документы, по которым ученые могли судить о замыслах и поступках этих исторических личностей, при внимательной проверке оказались позднейшими подделками. Для восстановления ситуации, существовавшей в бейлике, обычно используются рассказы первых османских летописцев - Ашикпашазаде, Оруджа, Нешри, но нельзя забывать, что их хроники создавались в конце XV - начале XVI в. и притом по воле продолжателей османской династии. Поэтому с достаточной достоверностью можно говорить лишь о наиболее значительных военных экспедициях османцев.

    Направлялись они преимущественно на запад, против христианских правителей в Малой Азии и на Балканах. Для самих участников эти походы были выражением "газавата", но объективно частые набеги и захваты земель "неверных" приносили их организаторам не только славу "гази" - борцов за веру, но и необходимые средства для укрепления власти и расширения своих владений. Как и ранее, в эпоху наступления тюрок-сельджуков в Анатолии, так и почти три столетия спустя современники явно недооценили замыслы и возможности завоевателей. Балканские политики - византийцы, болгары,сербы -считали,чтомалоазиатские "варвары" (агаряне, сарацины, персы, мусульмане - так их называли в византийской литературе тех лет) способны лишь на кратковременные набеги, поэтому они рассчитывали использовать "агарян" как своих временных союзников либо в соперничестве с соседними государями, либо в борьбе за реализацию собственных династийных планов. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 124

    На Балканах ко времени начала османской экспансии существовало несколько самостоятельных государств и княжеств. Наиболее крупными из них были: Византия, Сербия, Болгария, Босния. Феодальные правители Юго-Восточной Европы постоянно враждовали между собой, отнимали друг у друга земли и города. Взаимное соперничество и внутренние распри ослабляли силу балканских государств, а тяжелый налоговый гнет вызывал широкое недовольство крестьян и городских низов. В обстановке обострения межгосударственной и классовой борьбы сопротивление завоевательным экспедициям турок-османов не могло иметь всенародного характера. Боязнь народных выступлений заставляла балканских властителей опираться на наемников, количество которых было невелико. С 30-х годов XIV в. они при-глашали и отряды из анатолийских бейликов, заключая союзные договоры с их правителями.

    Османские акынджи (от слова "акын" - набег) появились на Балканах в 1345-1346 гг. в качестве союзников претендента на византийский престол Иоанна Кантакузена. Эта совместная акция была закреплена и династийным браком: одолевший своих соперников новый василевс отдал свою дочь Феодору в жены Орхану. В 1348 г. сын Орхана Сулейман появился во Фракии с большим войском для участия в задуманном его новым родственником походе на Сербию. Спустя год акын-джи совершили жестокое нападение на болгарские земли. По свидетельству Никифора Григора, на оплату этих походов османских наемников Иоанн Кантакузен израсходовал средства, пожертвованные на ремонт храма св. Софии в Константинополе наследником Ивана Калиты, московским великим князем Симеоном Гордым. Так впервые сопряглась история двух княжеств, ставших основой соседних могущественных держав - Российской и Османской империй.

    Кантакузен вскоре стал тяготиться союзом с Орханом, поскольку масштабы набегов "агарян" все время увеличивались. Однако его предложение о союзе против "варваров" не было поддержано ни болгарским царем, ни сербским деспотом. Поэтому в 1352 г., когда другой претендент на византийский престол выступил против Кантакузена вместе с болгарскими и сербскими отрядами, тому вновь пришлось призвать на помощь воинов Сулеймана. На обратном пути в Вифинию они завладели небольшой крепостью Цимпс на Галлиполийском полуострове. Кантакузен попытался вступить в переговоры с Орханом, предлагая крупную сумму денег в качестве компенсации за крепость. Но в марте 1354 г. произошло землетрясение, разрушившее многие галлиполийские укрепления. Путь через Дарданеллы для османцев оказался открытым. Сулейману не составило большого труда оккупировать весь полуостров, ставший базой последующего наступления на Балканы.

    Начавшиеся завоевательные операции уже ничто не могло остановить: ни гибель инициатора османского проникновения в Юго-Вос-точную Европу Сулеймана (1357), ни междоусобная борьба, начавшаяся в бейлике после смерти Орхана и завершившаяся приходом к власти его третьего сына Мурада (1362-1389), ни захват византийцами в 1366 г. османских владений в Галлиполи, что более чем на 10 лет крайне затруднило связи между войском, действовавшим на Балканах, и правителями бейлика в Малой Азии.

    Под предводительством своих военачальников Хаджи Ильбея, Эвренос-бея, Михал-бея, Туракхана османцы развернули широкое наступление, действуя по трем основным направлениям: на запад, вдоль побережья Эгейского моря; на северо-запад, вдоль известной с римских времен "царской дороги", что соединяла Адрианополь с Софией и Белградом, и на север, вдоль черноморского побережья.

    Смысл османских военных экспедиций меняется: они перестают носить характер грабительских набегов, все большее значение приобретает захват земель с целью взимания дани и других повинностей с покоренных народов. Однако эти перемены еще не были оценены в полной мере балканскими правителями, как и важность совместной борьбы против чужеземных завоевателей. В битве при Черномене (на р.Марице) в 1371 г. были разгромлены силы первой антиосманской коалиции во главе с сербским деспотом И.Углешем. После этого сраже-ния сила сопротивления туркам-османцам ослабела, но и сами завоеватели изменили свою тактику, стремясь добиться добровольного подчинения балканских феодалов My раду в качестве его вассалов. Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г. Стр. 49

    К началу>80-х годов почти вся Фракия и Македония оказались под османской властью. Оставив Константинополь в тылу, Мурад сосредоточил все свои усилия на подчинении Сербии. Решающая битва произошла на Косовом поле 28 июня 1389 г. В день сражения погибли предводители обеих сторон - и Мурад I и король Лазарь. Собранное Лазарем ополчение из сербов и босняков не смогло одержать верх над войсками Мурада. Это неудача решила судьбу сербского государства, потерявшего свою независимость.

    Османская экспансия нанесла огромный ущерб хозяйственной жизни балканских стран. Десятки тысяч людей погибли, многие были угнаны в рабство, другие бежали из родных мест. Общая численность населения значительно уменьшилась. Завоеватели подвергли ограблению многие города, разрушили местные очаги культуры. По существу установление османского господства представляло собой явный шаг назад в историческом развитии балканских народов.

    В результате балканских завоеваний небольшой пограничный бейлик в короткий срок превратился в обширное государство с сильной центральной властью. Все захваченные земли были сведены в единую административную единицу - Румелийское бейлербейство (иначе - Румелия, от турецкого Рум эли, т.е. страна Рум). В Адрианополь (Эдирне), ставший центром новых владений, Мурад перенес свою столицу. Возросшее военное могущество позволило ему начать расширение своей власти и в Малой Азии. В военном столкновении с караманским беем из-за княжества Хамид он широко использовал силы своих балканских вассалов. В этом конфликте османцы впервые применили огнестрельное оружие - пушки и пищали.

    Преемник и сын Мурада Баязид I (1389-1403) в полной мере развил отцовскую тактику: с помощью своих христианских вассалов он сумел в короткое время подчинить себе западноанатолийские бейлики, а затем использовал войска малоазийских беев для продолжения военных действий на Балканах. В 1393 г. турки-османцы уже овладели столицей Болгарии г. Тырново, а в 1396 г. они столкнулись под стенами Никополя, что к югу от Дуная, с объединенными силами венгров, валахов, болгар и европейских рыцарей-крестоносцев, насчитывавши-ми до 20 тыс. человек, и в кровопролитном сражении разгромили их. После этого Баязид I, уже прозванный за свои быстрые военные успехи на Балканах и в Малой Азии "Йылдырым" (Молниеносный), задумал завоевание Константинополя и приступил к строительству большого флота для осады этой первоклассной крепости. Однако успешному завершению осады помешали войска Тимура, вторгшиеся в Малую Азию.

    2.2 СУЛТАНСКАЯ ВЛАСТЬ И ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ

    Внутреннее управление османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники - сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей.

    В ходе предпринятых в первой половине XIV в. завоеваний процесс социальной дифференциации в османском обществе усилился. Племенная знать, сосредоточившая в своих руках большие богатства в виде земель, скота и золота, все дальше отрывалась от основной массы населения, постепенно оформляясь в правящий класс. Большое значение для ускорения эволюции общественных отношений имело постепенное слияние тюркских племен с местным оседлым населением, являвшимся носителем иных (византийских) цив лизационных порядков. Важную роль в социально-экономичсскс жизни княжества играли и города, особенно Бурса, Изник и Анкар, которые были не только административными, но и торговыми, культурными и ремесленными центрами. По мере расширения территории бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, начала чеканись собственная монета - акче, весом 1,15 г, содержавшая первоначальь до 90 % серебра. Изменилась и организация армии. Были созданы oтдельные отряды пехоты (яя, или пияде) и конницы (мюселлем). В время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалованье; размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатыва земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Хотя созданное в первой половине XIV в. войско состояло в основном из пеших и конных общинников-ополченцев (азапов и акынджи), военные преобразования в бейлике свидетельствовали о далеко идущих планах его правителей. Новое войско должно было обеспечить не только завоевания на Балканах, но и объединение Малой Азии под их властью. Успешная реализация этих планов позволила Мураду незадолго до смерти принять титул султана.

    Важнейшую роль в укреплении централизованной монархии сыграло обращение османской правящей верхушки к практике раздачи условных земельных пожалований - тимаров. Как правило, первые османские тимары представляли собой ненаследственные пожалования части завоеванных земель, дававшиеся их владельцам - сипахи при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, , службы. С XV в. условные держания (их общее название дирлики) различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи обычно называются тимариотами. Более крупные земельные пожалования - зеаметы - давали их держателям (займом) доход от 20 тыс. до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы - хассы - с доходами свыше 100 тыс. акче. Основной обязанностью тимариотов и займов было участие в военных походах вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Хассы предоставлялись лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

    Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи - наиболее многочисленной прослойки складыва-ющегося феодального класса. Авторы XV-XVI вв. относили их к категории "людей меча", поскольку сипахи были обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счет Византии и балканских государств. В свою очередь увеличение численности владельцев тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства, а следовательно, и возможности продолжения и расширения масштабов агрессивной внешней политики. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 129

    В немалой степени усилению османского могущества способствовало создание первых частей постоянного войска, состоявшего на казенном содержании. Они получили название янычар (от турецкого "ени чери" - "новое войско"). Первый такой отряд пехоты был сформирован еще при Охране и насчитывал всего тысячу человек. Специфика нового янычарского корпуса определялась тем, что формировали его из лиц рабского статуса - военнопленных, купленных невольников. Вырванные из своей культурно-религиозной среды, лишенные родственных связей, отданные в обучение представителям дервишского ордена бекташей и обязанные соблюдать их устав, в том числе обет безбрачия, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию средневекового войска - гвардию османских султанов. Они предназначались глав-ным образом для ведения захватнических войн, но при их помощи султаны могли ограничивать своеволие сипахи и держать в повиновении население завоеванных стран.

    Османская экспансия на Балканах привела к включению в состав государства народов, которые резко отличались от самих завоевателей как по уровню социально-экономического и культурного развития, так и по этно-конфессиональной принадлежности. Отсутствие прочных экономических и социальных связей между подданными султана заставляло правящую верхушку уделять особое внимание не только военной силе, но и исламу как важнейшему фактору духовного единения. Поэтому первостепенное значение придавалось распространению мусульманской религии на вновь завоеванных территориях в Юго-Восточной Европе за счет насильственной исламизации населения, а также создания многочисленных религиозно-культурных центров на базе вакуфной собственности.

    На раннем этапе османской истории носители светской и духовной власти - военный предводитель (бей) и шейх дервишского ордена -выступали как равные по возможностям и влиянию руководители турок-османцев на территории, захваченной у "неверных". Во второй половине XIV в. военные предводители превратились в султанов, место еретических дервишских шейхов заняли улемы - ученые богословы. Благодаря усилиям последних суннитский толк ислама приобрел господствующее влияние в османском обществе. С помощью улемов создавался аппарат государственной власти, из их среды вышли первые османские везиры. Привлечение основной массы улемов к административному управлению существенно укрепилоавторитет султанов и централизованный характер политического режима Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87

    .

    Большими новшествами отмечено время правления Баязида I. Он придавал особое значение укреплению государственной казны, введению новых налогов, основанных не на шариатских нормах, но на принципе урф (на основе традиции). При нем были проведены первые переписи податного населения, учреждены соответствующие писцовые книги - тахрир дефтерлери. Тогда же в широких масштабах начала развиваться система капыкулу ("государевых рабов") - использования лиц рабского статуса не только в войсках, но и на государственной службе. Более четкие формы обрело административное устройство страны. В 1393 г. было создано второе бейлербейство в Анатолии. Как и румелийское, оно делилось на менее крупные образования - санджаки. Само слово "санджак" (как и его арабский эквивалент "лива") означало "знамя", иными словами - определенный воинский контингент из числа сипахи, который может быть выставлен с данной территории. Соответственно управитель санджака - санджакбей, или мирлива, считался и командиром этого военного отряда. Со времен Баязида Йылды-рыма именно санджаки стали основной административной единицей в Османском султанате

    Рвение, с Которым Баязид занимался организацией государственного механизма и утверждением центральной власти, определялось широкими амбициозными планами султана. Достигнутые им военные успехи породили у него идею создания могущественной империи в Европе и Азии, от Средиземного до Красного морей. С этой целью он начал даже осаду Константинополя, но поражение в 1402 г. от Тимура под Анкарой перечеркнуло эти замыслы. Армия Баязида была разгромлена, а сам султан и два его сына попали в плен.

    2.3 ПРЕВРАЩЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ

    В первой половине XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей державы за счет новых территорий, завоеванных в Европе, Азии и Африке. Однако эти успехи дались им нелегко, они потребовали напряжения всех сил империи.

    В самом начале XVI в. Османидам пришлось столкнуться с новым соперником на восточных границах. Им стало только что образовавшееся государство Сефевидов в Иране. Его основатель - шах Исмаил (1501-1524) первоначально опирался на военную поддержку тюркских племен, расселившихся преимущественно в Закавказье и в восточных районах Анатолии и находившихся под сильным влиянием таких край-них шиитских сект, как алй-иляхй (в переводе с персидского "обожествляющие Али"). Они получили в народе названий "кызылбашей", т.е. "красноголовых" за свои головные уборы с 12 красными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Для упрочения своих позиций Исмаил провозгласил шиизм государственным вероисповеданием во всей стране. Эта мера оправдалась, ибо к 1510 г. шах подчинил себе почти все земли, входившие ранее в состав государства Аккоюнлу. Укрепление власти Сефевидов в Иране не только ограничивало османскую экспансию на Среднем Востоке, но и представляло серьезную угрозу для внутреннего спокойствия Османской империи, где многие туркменские племена признали Исмаил а своим истинным правителем. С начала XVI в. в Анатолии усиливается волна народных выступлений, принимающих форму религиозных движений. В них ощущается влияние "еретических" идей кызылбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого имама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа. Стремясь ослабить своего грозного соседа, шах Исмаил активно поддерживал восстания в Анатолии, направляя туда своих многочисленных "халифе" (эмиссаров). Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г. Стр. 102

    Чтобы ослабить влияние пропаганды в пользу Исмаила, османские власти уже в 1502 г. провели многочисленные аресты сторонников иранского шаха, часть кызылбашских племен переселили в Морею (Южная Греция), а другим запретили пересекать границу с Ираном. Но эти репрессии не имели заметного успеха. Одно из наиболее крупных восстаний кызылбашей произошло в 1511-1512гг. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-халифс, выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу ("рабшаха", т.е. Исмаила), но более известный у местных властей как Шай-танкулу ("раб дьявола"). Первоначально, в апреле 1511 г. у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Отряды Шахкулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр - Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шахкулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шахкулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

    Сын Баязида II Селим I (1512-1520), сместивший с престола с помощью янычар своего отца, начал правление с массовых репрессий против шиитов. Они вызвали ответные гонения против суннитов во владениях Сефевидов и привели к резкому обострению отношений между двумя державами. Вскоре соперничество Стамбула и Тебриза вылилось в длительную войну.

    В 1514 г. в битве на Чалдыранской равнине близ г. Маку султанские войска, используя свое превосходство в артиллерии и других видах огнестрельного оружия, нанесли сокрушительное поражение иранцам. Затем они овладели столицей Сефевидов Тебризом, крупным торговым и ремесленным центром, но не смогли закрепиться в Иране и отошли в Анатолию. Оставляя Тебриз, они увели с собой около тысячи семей лучших местных ремесленников, которые были переселены в Стамбул. Согласно перемирию 1515 г., к Турции были присоединены некоторые районы Восточной Анатолии с г. Эрзурумом и северная часть Ирака Арабского с г. Мосулом.

    После поражения Сефевидов у османских правителей остался лишь один соперник на мусульманском Востоке - империя мамлюкских султанов, включавшая Египет, Сирию, Палестину, ряд территорий в Северной Африке, а также вассальные государства в Киликии, на Верхнем Евфрате и в Аравии. Ее глава - султан Кансух аль-Гури, претендовавший на роль лидера мусульманского мира, активно поддерживал антиосманскую деятельность шаха Исмаила.

    Летом 1516г. армия Селима I вторглась в Северную Сирию. Уже первые столкновения показали военно-техническую и тактическую отсталость войска мамлюков, которые были полностью разбиты турками в сражении у Мардж Дабика под Халебом. За поражением у Халеба последовал быстрый крах мамлюкского режима в Сирии и Палестине. Города, находившиеся на пути движения османской армии, не оказали ей никакого сопротивления. При подходе войск султана к столице Сирии Дамаску в нем вспыхнуло восстание устного населения против мамлкжских властей.

    В Египте мамлюки оказывали туркам довольно упорное, но безуспешное сопротивление. В начале 1517 г. армия Селима I вступила в Каир. Мамлюкское войско отступило в Верхний Египет. Через некоторое время мамлюки были окончательно разгромлены. Их предводитель Туман-бей, выданный Селиму, был повешен в Каире. После завоевания Египта власть османского султана распространилась и на Хиджаз (Западную Аравию). В Каире Селим I получил ключи от храма Каабы в Мекке, считавшегося главным мусульманским святилищем. Возвращаясь из Египта, султан увез в Стамбул последнего аббасидского халифа ал-Мутаваккиля, жившего при дворе мамлюкских правителей, и основные атрибуты его власти - плащ пророка, знамя и другие священные реликвии.

    Впоследствии сложилась легенда о передаче ал-Мутаваккилем титула и прерогатив халифа всех мусульман турецкому султану. На самом деле Селим I лишь включил в свою титулатуру почетное звание "служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины. Этот титул, а также обладание священными реликвиями значительно усилили претензии османских султанов на политическое верховенство в мусульманском мире.

    С установлением османского господства в Сирии и Египте не произошло существенных изменений в земельных отношениях и в общественном строе этих стран. Арабские феодалы, поддерживавшие мамлюков во время войны с турками, были лишены своих владений. Зато те, кто выступили против мамлюков на стороне Селима I, значительно усилились, расширив свои владения за счет земель, отобранных у приверженцев мамлюков. Тимарная система не получила здесь широкого распространения. Лишь в Халебском округе конфискованные земли раздавались в качестве тимаров и зеаметов. Этот округ был превращен в военный плацдарм с готовой вооруженной силой для подавления восстаний сирийского населения против османских властей. После победы над мамлюками Селим I, получивший прозвище "Явуз" (Грозный), задумал еще один поход против Исмаила, чтобы окончательно разделаться с шахом.

    Однако известие о новом восстании в Анатолии вынудило его изменить свои планы.

    Выступление началось в районе Токата и Амасьи в 1519 г. Во главе движения встал шейх Джеляли. Объявив себя Махди, он собрал около 20 тыс. сторонников и во главе их двинулся на Токат. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".

    В годы правления Сулеймана I Великолепного (как называли его европейцы) (1520-1566) Османская империя достигла апогея своей военной мощи и славы. Вслед за завоеванием Египта турецкий флот захватил Родос (1522 г.), что позволило османским властям утвердить свое господство в восточном Средиземноморье. Развернув борьбу против крестовых походов испанцев и португальцев в Северной Африке и используя активность магрибинских корсаров во главе с братьями Барбаросса, османские султаны сумели распространит свою власть на все африканское побережье Средиземного моря вплоть до Марокко. В 1565 г. войска Сулеймана даже попытались захватить о. Мальту, однако эта экспедиция потерпела неудачу.

    В Европе Сулейман вступил в ожесточенную борьбу с империей Габсбургов. Взятие Белграда и разгром венгерско-чешского войска под Мохачем (1526 г.) открыли туркам путь к завоеванию Венгрии. В 1529 г. османские войска были уже под стенами Вены и попытались овладеть австрийской столицей. Однако взять Вену им так и не удалось. По договору 1547 г. Венгрия оказалась разделенной между Габсбургской и Османской империями, в вассальную зависимость от султана попала Трансильвания, внутренняя автономия ранее подчиненных Молдавии и Валахии была значительно урезана.

    На юге османские войска захватили все побережье Красного моря и достигли Йемена. В 1537 г. турки, снарядив большой флот, попытались изгнать из Индийского океана португальцев, наносивших большой ущерб торговле через Красное море; впрочем, этот план не имел успеха.

    На востоке султан после ряда военных экспедиций, начавшихся с завоевания Багдада в 1534 г., вынудил иранского шаха Тахмаспа в 1555 г. согласиться на подписание мирного договора, по которому вся Западная Армения (бассейн озера Ван), Западная Грузия и Ирак с Багдадом отошли к Турции. В течение 46 лет своего правления Сулейман (который получил прозвище "Кануни" - "Законодатель") принимал участие в 13 военных кампаниях, из них 10 были проведены в Европе. Осада Вены, экспедиция к берегам Индии, попытка захвата Мальты - все эти события свидетельствовали о грандиозных планах новых завоеваний, посредством которых султан хотел превратить свою державу в мировую импе-рию. Население Османского государства, как полагают историки, достигло 25-30 млн. человек. В это время владения турецких султанов простирались на 7 тыс. км. с востока на запад и на 5 тыс. км с севера на юг, занимая территорию примерно в 8 млн. кв. км. Особенности экономической жизни. Подавляющее большинство (от 80 % до 90 %) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI в. эти отличия постепенно стирались и различные категории райи все более превращались в единую, феодально-зависимую и эксплуатируемую массу. Этот процесс вызывал сопротивление сельского населения, особенно тех его групп, чье социальное и имущественное положение стало ухудшаться.

    Так, в 1526-1529 гг. произошел ряд восстаний, в которых наряду с крестьянами участвовали туркмен-ские и курдские племена. Наиболее мощное выступление произошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый "спаситель" - дервиш Календер. Восставшие, общая численность которых доходила до 30 тысяч, требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто примкнул к Календеру, было немало сипахи, чьи права были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Лишь после того, как удалось отколоть от восставших знать кочевых племен и сипахи, которым правительство обещало вернуть их держания, султанским войскам удалось справиться с отрядами Календера.

    По законодательным актам и периодически проводившимся в XVI в. описям податного населения можно получить представление о состоянии земледелия и уровне жизни крестьян. Во внутренних райо-нах, особенно на равнинах Центральной Анатолии, деревенские жите-ли явно отдавали предпочтение посевам зерновых, причем пшеница и ячмень выступали в качестве едва ли не единственных культур. На морском побережье, вдоль больших рек и вблизи крупных городов хозяйства имели менее монокультурный и натуральный характер. Здесь крестьяне отводили большие площади под масличные, техниче-ские, садово-огородные культуры и виноград. Вместе с тем в силу неразвитости транспортных возможностей обширные сады и виноград-ники были отличительной чертой городов, а не деревень.

    Однако в целом уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве оставался низким. В полеводстве, по предположениям ученых, преобладало двухполье. Сельскохозяйственная техника была примитивной, наибольшее распространение имели деревянная соха, серп и т.п. Волы являлись главным видом рабочего скота. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство сельского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря.

    Турецкие завоевания сопровождались огромным разрушением производительных сил в завоеванных странах. В конце XV - начале XVI в. по мере перенесения военных действий в более отдаленные районы и стабилизации внутреннего положения в стране хозяйственная жизнь в азиатских и европейских провинциях стала налаживаться, бежавшие в леса и горы тысячи крестьянских семей вернулись к мирному труду, увеличилась площадь обрабатываемых земель, возросло поголовье скота.

    Данные описей податного населения показали заметное увеличение численности райятов на протяжении XVI в. Этот процесс имел важные экономические и социальные последствия. Распашка пригодной к обработке земли в ряде районов достигла своих физических пределов. Тем не менее расширение пахотных полей шло медленнее, чем росло население. В результате произошло уменьшение райятских наделов и повышение удельного веса среди деревенского населения холостых крестьянских юношей, лишенных возможности получить надел земли и завести семью. Хотя увеличение численности райи привело к расширению площади запашки и соответственному росту сборов зерновых, но в конечном итоге низкий уровень обработки почв и ограниченность ресурсов свободных земель определили возраставшую напряженность продовольственного баланса. Реакция крестьян на возникшие трудности была различной. Часть из них переходила от более высококачественных, но менее урожайных культур (пшеница) к менее качественным, но более урожайным (ячмень, просо, бобовые). Другая часть крестьян пыталась найти выход из сложившегося положения за счет переселения в города.

    За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась. Одна из главных причин быстрого роста городского общества заключалась в политике султанских властей, направленной на создание благоприятных условий для развития городов, поддержания стабильности и устойчивости жизни горожан. Рассматривая города как опорные пункты центральной власти и распространения исламской религии и культуры, османские правители уделяли много внимания вопросам снабжения городского населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также предоставляли крупным городам некоторые налоговые льготы. Норма эксплуатации городского населения была несколько ниже, чем крестьян. Сосредоточив в своих руках значительные богатства, полученные в качестве военной добычи, а также за счет эксплуатации зависимого крестьянства, османские феодалы располагали большими возможностями для широкого городского строительства, для покупки предметов роскоши, оплаты труда ремесленников, строительных рабочих, художников и т.д. Поэтому в городах особенно быстро росло число тех ремесленников, чьи изделия пользовались спросом придворной аристократии и крупных землевладельцев.

    Данные налоговых реестров XVI в. показывают, что среди городских жителей преобладали ремесленники и мелкие торговцы. Большинство из них было связано с удовлетворением нужд самого городского населения и потребностей государства, особенно армии. Большое развитие в турецких городах получили текстильное производство, в особенности выработка хлопчатобумажных и шелковых тканей, коже-венное дело, обработка металлов, в первую очередь меди, производство различного оружия и военной амуниции. В то же время численность представителей тех профессий, чья продукция шла на продажу в другие города или вывозилась в соседние страны, была относительно неве-лика.

    В ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной рабочей силой. Ремесленное производство было основано на ручном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. В процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников до совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовались бархат из Бурсы, ковры, вытканные в Ушаке и Конье, ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Болгарский город Самоково был известен как центр железоделательной промышленности, изделиями из меди прославились Диярбакыр, Эрзурум, Кастамону, крупнейшими центрами керамического производства были города Кютахья и Изник.

    В XVI в. ремесленники османских городов уже объединились в хнафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства. В цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. В условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городов, хотя цеховые старейшины входили в состав "именитых граждан" города. Даже в административных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.

    По мере роста городов и расширения ремесленного производства развивалась и торговля. Сколь ни ограниченной была потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани, некоторые орудия производства и предметы домашнего обихода. Соответственно на рынок поступали продукты земледе-лия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах и крупных селах в определенные дни недели, чаще всего по пятницам. В ряде районов Османской импе-рии, прежде всего на Балканах, все большую роль начинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI в. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки товаров.

    Торговля производилась оптом и в розницу. В городах существовали группы оптовых торговцев, располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди них были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани, металлы и предметы роскоши из европейских стран, Ирана, Индии.

    Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Многочисленные внутренние пошлины, неразвитость транспортных средств, трудность морских сообщений - все это тормозило ее развитие. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывали их в недвижимое имущество - землю, дома, лавки, склады. Среди торговцев преобладали армяне, греки, евреи, арабы, сербы, болгары. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.

    В XVI в. Османская империя вела довольно оживленную внешнюю торговлю как со странами Востока, так и Европы. Особенно прибыльна была транзитная торговля восточными пряностями, шелком и другими предметами роскоши, которая велась через порты Египта и Сирии при посредстве венецианских и дубровницких купцов. Торговая республика Дубровник (Рагуза) в XV в. признала протекторат Порты и обязалась выплачивать турецкому султану определенную дань, взамен чего получила большие привилегии на торговлю в Османской империи. Торговые операции дубровницких купцов охватывали главным образом балканские земли, отсюда они вывозили различные продукты сельского хозяйства, в частности шерсть, кожи, воск. Социальная структура османского общества. Противоречия экономического развития османского общества были тесно связаны с дальнейшим усложнением его социальной структуры и политической организации. Уже авторы XV в., излагая свои представления об управлении государством, писали, что население страны состоит из двух основных групп - аскери ( военных ) и райи. К числу первых они относили всех, кто представлял власть султана, а именно придворных, гражданских чиновников, сипахи и улемов. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 88

    Вторую группу составляли обычные подданные, как мусульмане, так и немусульмане. Формальным отличительным признаком "аскери" было наличие султанского диплома или указа, на основании которого данное лицо могло быть включено в состав господствующего класса. Фактически же их положение в обществе определялось тем, что они не участвовали в материальном производстве, были освобождены от уплаты налогов и жили за счет эксплуатации непосредственных производителей и налогоплательщи-ков.

    Главная забота государства, по мнению османских политических деятелей XV-XVI вв., состояла в том, чтобы не допускать райятов в ряды правящего класса, не позволять им пользоваться привилегиями "аскери". Так, один из великих везиров при Сулеймане Кануни Лютфи-паша в одном из своих сочинений писал: "Тем, кто занимает какой-либо пост, неуместно быть торговцем риса или мелким лавочником. Это дело неимущих". Он решительно требовал лишать райю возможности проникать в ряды военных : "Выходец из райи, не являющийся по деду и отцу сыном сипахи, не может претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушел бы из райятов и захотел бы стать сипахи". Лишь те из райи, кому удалось стать профессиональными военными или, пройдя полный курс религиозного обучения, вступить в ряды улемов, могли добиться султанского диплома и таким образом войти в состав класса феодалов. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 123

    Обширные завоевания второй половины XV - первой половины XVI вв. превратили османское общество в сложный конгломерат народов, неоднородных по уровню социально-экономического развития и разных по этнорелигиозной принадлежности. Огромные размеры территории и явное преобладание местного населения над завоевателями создавали благоприятные условия для активного сопротивления гнету османских феодалов. Учитывая это обстоятельство, султанский двор не стремился к унификации положения своих подданных, но предпочитал всемерно подчеркивать различия между ними. Обособляя и противопо-ставляя отдельные группы райи за счет предоставления им особого налогового и правового статуса, османские власти стремились свести до минимума возможности противодействия своей политике.

    Внутри двух основных групп османского общества возникло строго регулируемое разделение на ряд категорий, различающихся по основным занятиям, образу жизни, религиозной принадлежности и даже форме и цвету одежды. Так, податное население делилось на мусульман и немусульман, горожан и сельских жителей, оседлых и кочевников. Существование в границах империи огромной массы не-мусульман с их негативным отношением к турецко-мусульманским завоевателям обусловило появление во второй половине XV в. религи-озных общин - греко-православной, армяно-григорианской и иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией, необходимой для обеспечения религиозно-культурных запросов своих членов, сбора налогов, оказания взаимопомощи и поддержания порядка внутри по-добного коллектива. Поскольку наряду с созданием системы религиозных общин правители империи сохраняли общинное самоуправление в деревне и стремились к возможно более полному включению торгово-ремесленного населения городов в эснафы, можно считать, что османская политическая организация строилась на сочетании методов централизованного и децентрализованного управления.

    "Военный" класс также состоял из множества отдельных групп и прослоек. В наиболее общей форме он делился на "людей меча" и "людей пера". Основной функцией первых была военная служба, вторых - служба в государственном аппарате. Однако профессиональные различия играли второстепенную роль в силу недостаточной дифференцированности отдельных звеньев государственного управления. Более важны были показатели происхождения и политического влия-ния. "Люди меча" являлись, как правило, мусульманами по происхождению и наследовали свои права и обязанности от родителей. Хотя они играли важнейшую роль в обеспечении порядка и спокойствия на местах, возможности их проникновения в ряды столичной правящей верхушки были сведены до минимума.

    Среди "людей пера" наиболее велико было значение "государевых рабов". Выдвигая безродных, обращенных в ислам людей на самые высокие государственные должности, османские султаны рассчитывали более уверенно держать в повиновении весь аппарат власти. Чтобы в их среде не могла сложиться придворная аристократия, которая была бы серьезной помехой для деспотической власти султанов, было пред-писано, дабы дети "государевых рабов" не наследовали посты своих отцов, но переходили в категорию "людей меча".

    Для ограничения влияния капыкулу султаны активно привлекали к государственной службе мусульманское духовенство. При участии улемов догматы ислама были положены в основу государственно-правовой жизни. Им же был поручен надзор за соблюдением норм шариата и султанских законов. Фактически же они стали осуществлять контроль за действиями представителей центральной власти на местах. Таким образом, внутри господствующего класса сложился определенный баланс сил: "государевы рабы" уравновешивали центробежные тенденции провинциальных сипахи, а улемы ограничивали произвол "государевых рабов". Существование подобного баланса было необходимым условием работы государственного механизма и укрепления деспотической власти османских султанов. Османское государственное устройство. Отсутствие прочных экономических и социальных связей внутри империи позволяет рассматривать Османскую державу прежде всего как политическую общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе и активной деятельности административного аппарата. Она во многом напоминала другие средневековые восточные деспотии, отличаясь от них лишь четкостью своей военно-феодальной организа-ции. К. Маркс считал ее "единственно подлинной военной державой средневековья".

    Увеличение роли "государевых рабов" в окружении монарха и в управлении страной, возрастание значимости бюрократических элементов в административном аппарате способствовали утверждению деспотических начал османского политического режима. Объявленный мусульманскими законниками "тенью бога на земле" султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнями и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась священной и неприкосновенной.

    Первой фигурой в империи после султана был великий везир, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Ему подчинялись все остальные везиры, государственные чиновники, губернаторы провинций. В годы правления Сулеймана I су-щественно возросла роль лица, считавшегося высшим духовным авторитетом в государстве - столичного муфтия, или шейх-уль-ислама. Стремление османских правителей использовать ислам для укрепления авторитета центральной власти нашло свое выражение в сложившейся практике испрашивать у главного муфтия фетву по важнейшим I решениям, принимаемым султанским правительством.

    Наиболее важные вопросы обсуждались в государственном совете - диване. Первоначально султан лично присутствовал на всех заседаниях дивана, но с конца XV в. стал все реже там появляться, а затем и вовсе перестал принимать участие в его работе. В диван входили великий везир, шейх-уль-ислам и наиболее важные сановники, в частности глава финансового управления и глава ведомства, разрабатывавшего законы и руководившего внешними связями, а также два главных военных судьи, назначаемых из числа улемов и ведавших вопросами правосудия и просвещения.

    В середине XVI в. Османская империя делилась на 21 эялет (провинцию). Во главе каждого эялета находился бейлербей (губернатор), имевший титул паши и сосредоточивший в своих руках всю полноту военной и административной власти в провинции. Каждый бей-лербей имел свой двор, канцелярию и диван. Эялеты делились на сан-джаки (уезды), правители которых носили титул санджакбеев и пользовались на подчиненной им территории той же полнотой власти, что и бейлербей в провинциях. Санджак был основной административно-территориальной единицей империи. В правление Сулеймана I насчи-тывалось до 250 санджаков.

    Всю свою энергию османские правители направляли на создание боеспособной армии и на поддержание военно-феодальных устоев государства. Военные силы турок состояли из сухопутных войск и флота. Турецкий флот стал быстро расти с конца XV в., когда султанское правительство развернуло интенсивное строительство морских судов в портовых городах империи. В первой половине XVI в., одержав ряд побед над испанскими, португальскими и венецианскими эскадрами, османский флот стал контролировать большую часть Средиземного моря. В ряде операций, как, например, во время осады Родоса и Мальты, султанская флотилия насчитывала до 300-400 различных военных судов.

    Еще более грозной и могущественной была сухопутная армия. Она делилась на постоянное войско и провинциальное ополчение. В постоянном войске, целиком находившемся на содержании правительства, выделялся янычарский корпус, которому придавались некоторые другие воинские соединения, в частности пушкари. Турецкие султаны обращали большое внимание на состояние артиллерии. В армии Сулеймана насчитывалось до 300 орудий различных калибров. Помимо янычарской пехоты имелась и султанская конная гвардия. Во время походов она обеспечивала охрану султана и великого везира, а в ходе сражений прикрывала фланги янычар.

    Стремление турецких султанов к усилению центральной власти нашло свое отражение и в увеличении численности постоянного войска. Если в середине XV в. янычарский корпус насчитывал всего 3-5 тыс. человек, то при Сулеймане он вырос до 12 тысяч. Всего в постоянных войсках в эти годы служило около 50 тыс. человек. До середины XVI в. основной силой османской армии продолжали оставаться провинциальные ополчения, состоявшие из сипахийской конницы и различных вспомогательных войск. По различным сведениям, сипахийская армия в то время насчитывала от 130 до 200 тыс. человек. В дальнейшем стали все более отчетливо выявляться результаты радикальной перестройки османской армии, начавшейся еще в XV в. в связи со все более широким оснащением ее огнестрельным оружием. Постепенно феодальное конное войско уступило свою ведущую роль пехоте, вооруженной пищалями (позже - мушкетами). Обремененная расходами по проведению частых военных экспедиций, османская казна не могла постоянно содержать большой армии. Поэтому значительная часть отрядов турецких стрельцов - тюфенкчи -набиралась на время похода из числа безземельных крестьян, вынужденных искать себе пропитание вне родной деревни.

    Международные связи Османской империи. Первые "капитуляции". Превращение Османского государства в подлинно мировую империю позднего средневековья значительно усилило его влияние в международной жизни и способствовало пересмотру стратегических целей внешнеполитического курса Порты. Если на рубеже XV-XVI вв. на первом месте для османской правящей верхушки было осуществление широких экспансионистских планов в Европе, Азии и Африке, то во времена Сулеймана I и его преемников главное внимание сосредоточивалось на сохранении и упрочении статуса мировой державы. Поэтому Порту заботило не только противоборство с Австрией и стоявшей за ней "Священной Римской империей" в Центральной Европе, но и рост могущества Московского государства, наличие серьезного соперника - Сефевидской державы на восточных границах, антиосманская политика Испании в Северной Африке, успешные действия португальского флота в Индийском океане. В сочинении об открытии Америки, написанном для султана в 1580 г., отмечались опасности для исламского мира роста торговых связей, вызванного утверждением европейцев в Америке, Индии и в Персидском заливе. В этой связи была предложена идея строительства канала из Средиземного моря к Суэцу, что позволили бы сосредоточить в Суэце большой флот и с его помощью захватить морские порты Индии, дабы "изгнать неверных и принести драгоценные изделия из тех мест в нашу богохранимую столицу".

    Внешняя политика Порты в XVI в. не стала менее агрессивной, но опыт затяжных австротурецких войн показал, что к середине века в Европе установилось определенное равновесие османских и антиосманских сил. Более того, существование постоянной турецкой угрозы способствовало складыванию в Центральной и Восточной Европе крупных централизованных и многонациональных государств, способных противостоять османской военной экспансии. В новых условиях для Порты было особенно важно не допустить создания мощной антиосманской коалиции и принять все меры для ослабления тех стран, которые реально или потенциально могли быть силой, угрожавшей прочности позиций империи.

    Важное место в усилиях султанских властей было отведено дип-ломатическим и торговым отношениям с другими государствами. С конца XV в. такие связи были установлены с Венецией, Генуей, Ираном, Венгрией, Австрией, Польшей, Россией и другими странами. Первое официальное турецкое посольство в Европу отправилось в 1479 г. после окончания войны с Венецией. В XVI в. практика обмена посольствами по случаю заключения мира дополнилась учреждением европейских представительств при Порте. Османские султаны активно использовали подобные контакты для разжигания соперничества между наиболее влиятельными соседними государствами, но вместе с тем не стремились следовать европейским нормам и правилам дипломатии. Соглашения о мире с европейскими государствами трактовались ими как милость по отношению к последним, а получаемые от них денежные суммы - как харадж, дань, с помощью которой неверные могут купить мир с мусульманами.

    Длительная и упорная борьба с Габсбургами, которые правили Австрией и Испанией, определила включение Османского государства в лагерь их врагов и сблизила с Францией. Военные неудачи французов в Северной Италии ускорили это сближение. Первый французский посол, прибывший в Стамбул в 1534 г. с предложением об установлении договорных отношений, нашел здесь полное понимание. В 1536 г. между двумя странами была достигнута договоренность о совместных военных действиях против Габсбургов. Тогда же начались переговоры о торговых льготах французским купцам в Османской империи. Первое такое соглашение было подписано в 1569 г. и получило широкую известность под названием "капитуляции" (от латинского слова "капитул" - статья, глава). На основании привилегий, дарованных турецкими султанами различным европейским странам, подданным этих стран давалось право беспрепятственно въезжать в османские земли, заниматься там своими делами и отправлять богослужение. К. Маркс отмечал, что особенностью "капитуляций" является то, что они, в отличие от договоров, не основаны на взаимности, не обсуждаются совместно заинтересованными сторонами и не утверждаются ими на основе взаимных выгод и уступок. Наоборот, они являются односторонне дарованными льготами, которые соответствующее правительство может по своему усмотрению взять назад. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 78

    "Капитуляция" 1569 г. создавала особый льготный режим для французской торговли в османских владениях, устанавливала неподсудность французских купцов шариатскому суду за совершенное в стране преступление, обеспечивала неприкосновенность личности купца и его имущества, запрещала туркам захватывать французские торговые суда, брать в плен и обращать в рабство французских моряков.

    В 1580 г. Англия получила у турок право организовать свою левантийскую торговую компанию. Целью ее операций стало получение из стран Ближнего и Среднего Востока сырья для своих мануфактур. Добившись права торговать в Леванте под собственным флагом (а не французским, как было до тех пор), Англия получила такие же льготы и привилегии, как и Франция. С этого времени на Ближнем Востоке между английскими и французскими купцами возникла конкуренция, перешедшая затем в открытую борьбу между Англией и Францией за экономическое и политическое преобладание.

    С присоединением к России Астраханского и Казанского ханств и после вступления в состав России кабардинского народа русско-турецкие отношения значительно осложнились. В 1569 г. турки попытались захватить Астрахань. Султанское правительство рассчитывало и только обосноваться в устье Волги и на Северном Кавказе, но и обеспечить себе возможность нападения на государство Сефевидов с севера, а Турецко-татарское войско численностью в 60 тыс. человек двинулось из Крыма в Азов, намереваясь с Дона перебраться на Волгу и направиться к Астрахани. На ста галерах были отправлены пушки, 5 тыс. янычар и 3 тыс. землекопов (последние должны были прорыть канал между Доном и Волгой). Расчет на легкую победу не оправдался. Канал так и не был вырыт, а осадные орудия не удалось переправить к Астрахани. Вместо ожидаемой помощи турки встретили враждебное отношение населения Поволжья и Северного Кавказа, что и помогло русским отстоять Астрахань. Занятая в то время Ливонской войной. Россия не имела намерения углублять конфликт, вот почему царь Ива н IV отправил к султану своих представителей для мирных переговоров. После этого между Османской империей и Россией крупных военных столкновений не было около ста лет.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта