|
средневековье. таблица по философии - Средневековье (1). Направ ление, школа
Соболева Светлана ндо 441
Таблица №2. Средневековая философия.
Направ-
ление,
школа
| Философ,
годы жизни
| Основные труды
| Основные проблемы, понятия и принципы
| Сущность главных идей
| Восточная патристика
| Григорий Нисский, (335 – 394 гг. н.э.)
| ";Послание о жизни святой Макрины";, ";О девстве или о совершенстве";, ";Об устроении человека";, ";О жизни Моисея Законодателя";, ";Большой Катехизис";.
| Теоретические основы христианской экзегетики. )";. Первый органический синтез христианских догм, системно рационализированных с возможной полнотой.
| Осмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: ";общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси).
Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек — это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: ";Божественность — это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами";.
| Западная патристика
| Августин Блаженный, (354 – 430 гг. н.э.)
| «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др.
| Его положение, согласно которому «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Вопрос о Боге. Теоцентризм.
Учение о двух Градах: небесном и земном.
| Все, что ни делается – все по воле Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога – вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.
Основа духовной жизни – воля, а не разум.
| Схоластика
| Фома Аквинский, (1225 – 1274 гг. н.э.)
| ";Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)"; (1261-1264) и ";Сумма теологии"; (1265-1273).
| Проблема соотношения философии и теологии. Проблема существования Творца мира и человека. Проблема соотношения общего и единичного.
| Теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология — на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.
| |
|
|