Направление,школа
| Основные представители, годы жизни
| Основные труды
(если сохранились)
| Основные проблемы, понятия
| Сущность главных идей
|
Милетская школа
| Создатель: Фалес Милетский (637/624 - 547/558 до н.э.)
Ученики: Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э); Анаксимандр (611 — 546 до н. э.); Анаксагор (около 500 до н. э., — около 428 до н. э.); Архелай (около 485 года до н. э. - V век до н. э.)
| “О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.
“О природе”
“Карта земли”
“Глобус”
| Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.
| Основная концептуальная идея милетской школы - это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание.
|
Эфесская школа
| Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.)
| О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.
| Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.
Вопрос о первоначале.
Вопрос о душе.
| Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух — воду, вода — в землю.Всё существующее постоянно переходит из одного состояние в другое. Всё течет, всё изменяется. Переход из одного явления в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет «Логосом», т.е. единым, общим для всего существующего законом
|
Пифагорейская школа
| Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)
| Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.
| 1) Учение о числе как о начале мира.
2) Учение о душе.
3) учение об образе жизни.
Дуалистическая концепция души и материи.
| Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить, что можно сосчитать, а с другой стороны, оно непреходяще, в отличие от чувственного мира. Метемпсихоз – переселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения.
|
Элейская школа
| Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)
| “О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)
| Вопросы бытия, мышления.
Рационалистический, логический методы в философии.
| Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.
|
Школа атомистов
| Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (около 460-370 до н. э.)
| Главная задача, которую решали древнегреческие философы-атомисты - формирование философской картины мира, в которой не было бы большого разрыва между чувственным опытом и теорией, т.е. атомисты хотели соединить рациональный и эмпирический метод познания в своей философии.
| Атомы двигаются по определенным траекториям сверху вниз (по необходимости); верх и низ - абсолютные понятия, введенные этой школой. Школа придерживается идеи объективности мира через регулярности и закономерности. А раз так, то есть причинно-следственная связь – основа для появления науки.
| Идея о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц -атомов, высказывались еще в древности. Например, в древнеиндийских философских школах атом рассматривался как элементарная неделимая частица мира. В Европе атомистические представления были изложены в трудах древнегреческого философа Левкиппа и были в дальнейшем развиты и систематизированы его учеником Демокритом.
|
Школа софистов
| Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.)
| “Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.
| Главный принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании.
| Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания.
|
Афинская школа. Академия Платона
| Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)
| "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.
| Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.
| Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений.
|
Афинская школа.
Лицей Аристотеля
| Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)
| "История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",
"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.
| Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика
Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.
| Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».
|
Кинизм
| Антисфен Афинский.
| Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них. Философские воззрения.
| Поиск наилучшей жизни.
| Согласно Кинизму – наилучшая жизнь это естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений. Вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа. Утверждали, что добродетельно подчиненная уму умеренная жизнь свободна от пристрастий и антипатий.
|
Эпикуреизм
| Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.)
| "О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".
| Интерес к человеку. Этические проблемы.
Познание.
Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.
| Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения.
|
Стоицизм
| Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)
| "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".
| Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм.
Теория вселенского государства и гражданина мира.
| Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.
|