Главная страница
Навигация по странице:

  • Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол

  • Народные движения в XVII веке

  • Народы и государства на территории нашей страны в древности


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеНароды и государства на территории нашей страны в древности
    Дата29.04.2019
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла[Posobie_predstavlyaet_soboi_sborku_informacii_iz_(BookFi).doc
    ТипДокументы
    #75598
    страница5 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых

    Основные даты и события: 1649 г. — Соборное уложение; 1653 г. — принятие Таможенного устава; 1667 г. — принятие Новоторгового устава.

    Исторические деятели: Алексей Михайлович; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Федор Алексеевич.

    Основные термины и понятия: мелкотоварное ремесло; коопера­ция; мануфактура; ярмарка; всероссийский рынок; протекци­онизм; крепостное право.

    План ответа: 1) новые черты в экономике России XVII в.; 2)развитие сельского хозяйства и новых форм землевладения; 3) развитие промышленности; 4) начало формирования ры­ночных отношений и всероссийского рынка; 5) утверждение крепостного права; 6) основные итоги социально-экономиче­ского развития страны в XVII веке.

    Материал к ответу: Самым значительным последствием Смуты и интервенции стало экономическое разорение западных райо­нов страны. Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране опустела. Главной причи­ной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Многие из оставшихся крестьян не имели теперь ни ско­та, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобы­лями. В отдельных районах страны численность бобыльских дворов составляла более 40%, а в западных районах — до 70%. Это грозило ослаб­лением социальной базы самодержавия.

    В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля.

    В этих условиях перед властью встала задача найти источ­ники для экономического возрождения страны. Одним из та­ких главных источников стала раздача земель дворянам, что должно было привести к укреплению не только их собствен­ных Хозяйств, но и крестьянских. Чтобы избежать конфликтов из-за передела земельной собственности, царь Михаил под­твердил права дворян на землю, дарованную им Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Уже в 1612—1613 гг. «Совет всея земли», а затем и царь роздали боярам и дворянам более 90 тыс. гектаров дворцовых земель. В 1614—1625 гг. еще боль­шее количество земель было роздано мелкой чиновной знати, провинциальному дворянству, отчасти — казакам. Осваива­лись заволжские и сибирские земли.

    Однако без крестьян земля не имела большой ценности. Поэтому дворяне на протяжении всей первой половины века обращались к царю с просьбами об отмене урочных лет или их увеличении. В 1637 г. царь Михаил увеличил срок розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 г. — до 10 лет для беглых и до 15 лет для вывезенных другими землевладельцами (чаще всего боярами). Были значительно сокращены крестьянские налоги (теперь главным налогоплательщиком стало посадское население). Постепенно натуральный оброк начинает приоб­ретать меньшее значение, возрастает роль денежного оброка.

    В прежние годы развитие ремесла в России было ограниче­но натуральным характером хозяйства: ремесленник произво­дил продукцию лишь по индивидуальному заказу. В XVII в. ре­месло превращается в мелкотоварное производство (то есть в производство для продажи на рынке). Конечно, при этом сохранялась и практика выполнения частных заказов.

    Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий иного типа — ману­фактур. Они были основаны на разделении труда и использо­вании ручной ремесленной техники. Первая из русских ману­фактур (Пушечный двор) возникла еще в конце XV века. В XVII в. в Москве появились казенные пороховые мануфак­туры, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Хамовный (ткацкий) и Бархатный (шелковый) дворы. Всего в XVII в. было создано около 60 раз­личных мануфактур. Однако в условиях отсутствия большого количества свободной рабочей силы далеко не все из них ока­зались жизнеспособными. К концу века в стране насчитыва­лось не более 30 мануфактур. Тем не менее именно XVII век считается начальным этапом мануфактурного производства, в это время формировались первые династии промышленни­ков-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.

    Главной особенностью развития торговли в XVII в. стало складывание всероссийского рынка, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между раз­личными частями страны, основанных на экономической спе­циализации территорий. Росту объемов торговли способствова­ло и увеличение денежного оброка с крестьян. Впервые появились крупные всероссийские ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, к концу века — Макарьевская.

    Активно развивалась внешняя торговля, шедшая в запад­ном направлении через Архангельск (до 75%) и в восточном — через Астрахань. До середины века иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рын­ке. Однако это вело к многочисленным протестам русских куп­цов. После Английской революции 1649 г. Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России. Тормозили развитие торговли внутренние таможен­ные барьеры, сохранявшиеся со времен раздробленности. В 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший та­моженные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. еще более ограничил права иностранных купцов: теперь они могли про­давать свои товары оптом и лишь в пограничных городах. На импортные товары были введены более высокие налоги.

    XVII век стал временем основания многих городов. В середине века была создана Белгородская черта (Ахтырка-Белгород-Воронеж-Тамбов), поз­же —- Симбирская (Тамбов-Саранск-Симбирск) и Заволжская линии. В XVII в. шло строительство многих острогов в Сиби­ри. В общей сложности к концу XVII в. в России насчитыва­лось 250 городов (без Сибири и Украины).

    Таким образом, экономическое развитие страны в XVII в. было отмечено многими новыми чертами: усилением барщины и оброка, превращением ремесла в мелкотоварное производст­во, развитием мануфактур, формированием всероссийского рынка, ростом городов.

    Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол

    Основные даты и события: 1653—1655 гг. — реформа патриарха Никона.

    Исторические деятели: патриарх Никон; Алексей Михайлович; протопоп Аввакум.

    Основные термины и понятия: самодержавие; церковный раскол.

    План ответа: 1) церковь после Смуты, патриарх Филарет; 2) па­триарх Никон, церковная реформа; 3) церковный раскол и его последствия; 4) обострение противоречий между церковной и светской .властью: причины, проявления, последствия; 5) Церковный собор 1666-1667 гг.; 6) старообрядчество, про­топоп Аввакум; 7) значение церковной реформы для развития светской и духовной власти.

    Материал к ответу: Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Иг­натием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх короновал его на царство).

    Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только раз­грабили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами слу­жителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных ока­зался и фактический глава Русской Православной Церкви мит­рополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

    После восьмилетнего пребывания в польском плену митропо­лит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церков­ного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни го­сударства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Быва­ло и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряже­ния отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Фила­рету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были ре­шены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти­водействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

    В середине XVII в. стало ясно, что в русских церковных кни­гах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и иска­жений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновре­менно, порой используя разные молитвы), крещения двумя паль­цами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Од­ни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михай­лович и его ближайшее окружение) считали, что следует обра­титься не к книгам столетней давности, а к самим греческим ис­точникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Право­славной Церкви по предложению Алексея Михайловича был из­бран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введе­но крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

    Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над веру­ющими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной вла­сти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по­священие, помазание и венчание от архиерея». Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, при­глашать Никона на государственные приемы. Это было серьез­ным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из про­поведей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиеруса­лимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церков­ный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православ­ных патриархов из других стран.

    Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный со­бор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества пове­ления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. При­сутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное за­точение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. под­держал церковную реформу и предал проклятию всех ее против­ников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православ­ной Церкви.

    Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Пет­ров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддержи­вавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и об­ращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старооб­рядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Авва­кум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Ав­вакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвиж­ники были заживо сожжены.

    Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в поли­тической системе страны. Однако в условиях усиления самодер­жавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.
    Народные движения в XVII веке

    Основные даты и события: 1648 г. — «соляной» бунт; 1662 г. — «медный» бунт; 1667—1671 гг. — восстание под руководством С. Разина.

    Исторические деятели: Алексей Михайлович; Степан Разин.

    Основные термины и понятия: восстание; война; бунт.

    План ответа: 1) причины народных выступлений; 2) особен­ности народных выступлений в XVII в.; 3) «соляной» бунт; 4) «медный» бунт; 5) восстание С. Разина; 6) выступления старообрядцев; 7) значение народных движений XVII века.

    Материал для ответа: Современники называли XVII век «бунташным». Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление на­логового гнета; усиление приказной волокиты и бюрократиз­ма; попытки ограничения казачьей вольности; церковный рас­кол и преследование старообрядцев.

    Все это обусловило участие в выступлениях против влас­тей не только представителей крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства. Участие казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт ведения военных действий, прида­вало народным выступлениям XVII в. характер ожесточенной борьбы, приводившей к большим человеческим жертвам.

    Наиболее серьезные выступления начались в середине века. 1 июня 1648 г. Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря в Кремль. Толпа москвичей попы­талась подать ему жалобу на московского градоначальника, гла­ву Земского приказа Л. С. Плещеева, которого обвиняли в казно­крадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам, в повышении цен на хлеб и соль. Выступление было настолько мощным, что царь был вынужден отдать Плещеева на расправу народу. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. И. Морозов — воспитатель Алексея Михайловича и фактиче­ский глава правительства. Вслед за Москвой восстания вспыхну­ли в Курске, Козлове, Ельце, Томске.

    Постоянные войны истощили царскую казну. Для ее по­полнения было решено чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. В результате деньги резко обесценились. Это вызвало недовольство населения. В июле 1662 г., разгро­мив усадьбы некоторых близких к царю бояр и чиновников, толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. В ожидании прибытия войск царь был вынужден обещать восставшим отмену медных денег. Горожа­не направились обратно в Москву, однако по дороге им встре­тилась новая многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем подошли правительственные войска, и безоружная толпа была обращена в бегство. Нача­лись расправы над участниками выступления. Зачинщики бунта были повешены в центре Москвы, участникам отсекали руки, ноги, языки, секли их кнутом, отправляли в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.

    Самым крупным народным выступлением XVII в. стало вос­стание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина.

    Введение Соборного уложения 1649.г., розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян, горожан и воинов вели к оттоку людей на окраины страны, прежде всего на Дон. К середине 1660-х гг. здесь скопилось большое число беженцев из центральных районов. Бедными остава­лись и многие местные казаки. Нищенское существование заставило 700 донских казаков во главе с атаманом Васили­ем Усом в 1666 г. отправиться в сторону Москвы с просьбой к правительству принять их на царскую службу. После отка­за царя мирный поход перерос в восстание, в котором кроме казаков приняли участие тысячи крестьян. Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам атамана С.Т. Разина (1630-1671).

    Первый этап выступления Разина (1667—1669) обычно на­зывают «походом за зипунами». Отряд Разина блокировал главную торговую артерию Юга России — Волгу, захватывая торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие за­хватили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха. Завладев богатой добычей, летом 1669 г. Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. К удачливому лидеру восставших отовсю­ду потянулся народ. Почувствовав силу, Разин заявил о наме­рении похода на Москву, обещал «всех князей и бояр и все шляхетство (дворянство) российское побить».

    Весной 1670 г. начался второй этап выступления, когда ра­зницы захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дво­рянами, восставшие сформировали правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех повстанцев послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. В числе участников выступления были предста­вители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало то, что каждого участника восстания Разин объявлял казаком (то есть свободным). Об­щая численность восставших составляла до 200 тыс. человек.

    В сентябре 1670 г. армия повстанцев осадила Симбирск, но взять его не смогла и отошла на Дон. Карательную экспе­дицию против Разина возглавил воевода князь Ю.Барятин­ский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Рази­на и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве.

    Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г. царским войскам удалось занять Астрахань и полно­стью подавить выступление. Масштабы расправ над разинца­ми были огромны. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек. Всего было убито и замучено до 100 тыс. че­ловек. Таких расправ Россия еще не знала.

    Церковный раскол впервые привел к массовым религиоз­ным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры. Разно­образными были и формы протеста — от самосожжения и го­лодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, укло­нения от повинностей до вооруженного сопротивления царским воеводам. Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

    Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг., вы­ступление на Дону в 1670—80-е годы. Особенно жестоко бы­ло подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Од­нако выступления старообрядцев продолжались вплоть до конца столетия.

    Таким образом, усиление гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с раскольниками вели к массовым народным выступлениям, главными результатами которых были отдельные уступки правительства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта