Народы России. 1. Народы России. Народы России Оглавление
Скачать 0.52 Mb.
|
Народы России ОглавлениеОглавление 2 Аварцы 3 Адыги 5 Армяне 7 Башкиры 8 Белорусы 9 Даргинцы 10 Казахи 12 Коми 14 Лезгины 16 Марийцы 18 Мордва 21 Осетины 23 Русские 26 Татары 28 Украинцы 29 Чеченцы 30 Чуваши 31 АварцыС амоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы расселены в центральном и западном Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак. С ними родственны по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цезы-дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и Аварское Койсу, а также арчинцы (верховья реки Кара-Койсу). Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: суконное ткачество, безворсовые ковны и ковровые изделия (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, орезьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное , медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Хозяйство многоотраслевое: животноводство, полеводство, садоводство. Многие аварцы заняты в промышленности. Значительного расцвета достигли литература и искусство. Выросли кадры национальной интеллигенции. Аварцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4-5 вв. с территории соседней Грузии. Первые попытки обратить аварцев в ислам предпринимались еще в 7-8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с ортодоксальным исламом среди аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым "спокойным" или "тихим" зикром, без танцев. В годы советской власти аварцам удалось не утратить формы бытования как суфизма, так и ортодоксального ислама. Несмотря на преследования, кое-где остались живые носители исламской традиции: шейхи и богословы-алимы. Негласно многие селения имели мечеть. В настоящее время активно строятся мечети, распространяется арабская грамотность. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. Широко отмечаются главные мусульманские праздники - Разговления и Жертвоприношения. Не менее популярен мавлид - день рождения Пророка. Распространен культ святых. Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности. В последнее время среди аварцев распространились ваххабитские идеи. АдыгиА ДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. древнеадыгейские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгейской общности охватывал конец 1-го тыс. до н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нeм участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на Ю.-В. от современного Новороссийска по левобережью Чeрного моря и в горах вплоть до современного Сочи. Жители побережья занимались земледелием, но их главным промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. Адыги занимали земли в Прикубанье, в т. ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов (965, 1022) русских князей на Адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний в 13 в. население сконцентрировалось в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. В 13-14 вв. обособилась часть кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, дагестанские владетели. В годы Кавказской войны (1817-64) происходит внутренняя самоорганизация. В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыгейского (кабардинского) населения, позднее получившая название черкесы. Кавказская война и последовавшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, еe цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени Адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. представления. Адыги чeтко осознают своe историческое единство. АрмянеА рмяне (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Язык армянский индоевропейской семьи языков. Верующие - в основном христиане-монофизиты (христианство сделалось официальной религией армян в 301 году). Небольшая часть армян в зарубежных странах - католики и протестанты. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений, большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи. До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1913-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении. С 1936 года Армения - союзная республика, в составе СССР. В конце 1980-х годов обострились отношения с другой союзной республикой - Азербайджаном из-за нагорно-карабахской проблемы. Противостояние дошло до вооружeнных столкновений и экономической блокады. После распада СССР, с декабря 1991 г. независимое государство. БашкирыБ АШКИРЫ (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Расовый состав башкир неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями. Язык башкир относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть башкир говорит на татарском и русском языках. Верующие башкиры - мусульмане-сунниты. Б елорусыБ елорусы (самоназвание - беларусы), народ, вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Основное население Белоруссии. Живут также на Украине, в Казахстане, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде и других странах. Язык белорусский восточной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи языков. Верующие белорусы - в основном православные, есть католики и униаты. ДаргинцыДаргинцы (самоназвание даргон - даргонти или литературное дарган - дарганти; собирательно, народ - дарго) - один из крупных народов Республики Дагестан, часть его коренного населения. В процессе национальной консолидации в состав даргинцев вошли близкородственные им кайтагцы (самоназвание хайдакьлан, хайдакь) и кубачинцы. Даргинцы расселены в Центральной (срединной) части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон (предгорной, горной, высокогорной, отчасти равнинной). Они относятся к иберийско-кавказская языковой группе, включая кайтагцеву и кубачинцев. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева (Сутбук, Кубачи, Кайтаг), гончарное дело (Сулевкент), металлообработка: кузнечное, бронзолитейное: медночеканное, оружейное и ювелирное дело (Харбук: Амузги: Кубачи); вышивка шелком (Кайтаг, Акуша), золотое шитье (Кубачи, Губден). Давние соседи даргинцев - аварцы, агулы, лакцы, кумыки, табасаранцы. История не помнит ни одного случая конфликта, столкновений между ними на этнической почве. Районы с даргинским (или преимущественно с даргинским) населением - Сергокалинский, Кайтагский, Дахадаевский, Акушинский, Левашинский. В советское время часть горных даргинцев было переселено на равнину. Антропологически даргинцы относятся к кавкасионам, они входят в балкано-кавказскую расу большой европеидной расы. Даргинцы говорят на даргинском языке нахско-дагестанской группы Северо-кавказской семьи языков. Основные диалекты - акушинский, урахинский, цудахарский, сирхинский, хайдакский, муэринский, губденский, мекегинский, кадарский, чирагский, мегебский, кубачинский. Литературный язык начал складываться в советское время на основе акушинского диалекта. Письменность даргинцев в раннем средневековье, судя по археологическим материалам, была албанской (кавказской). С распространением ислама утвердилась арабская письменность. Уже с XV в. начались попытки ее приспособления для дагестанских языков, и к XVll в. внедрилась и стала распространенной дагестанская письменность (аджам) на арабской графической основе. В советское время письменность была переведена на русскую графическую основу (кириллицу). Даргинцы - мусульмане сунниты шафиитского толка. Ислам утвердился среди даргинцев в XlV веке, расцвета достиг в XVlll-XlX вв. чему способствовали и национально-освободительные движения, облекаемые в религиозную форму, а также активная миссионерская и просвещенческая деятельность богословов и духовенства. Ислам у даргинцев носит отчетливо выраженный синкретический характер: значительное место в нем занимают доисламские языческие верования и представления, обряды и ритуалы, облеченные в исламскую форму. КазахиКазахи (самоназвание - казак), народ. Основное население Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Китае и др. Язык казахский кыпчакской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты. Государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи". В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе. Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи. Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. В промежутке с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. в городах и других наиболее крупных населенных пунктах Казахстана была установлена Советская власть. В 1991 году Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. КомиС амоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне. Язык - коми-зырянский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - старообрядцы. Говорят на коми языке, включающем несколько диалектов. В XX в. сформировался литературный язык, на котором издаeтся литература и ведeтся преподавание. Верующие коми - православные, есть старообрядцы. Предки коми и коми-пермяков обитали в бассейнах средних и верхних течений реки Камы. Поблизости, в бассейне Вятки, жили предки удмуртов, с которыми они составляли так называемую пермскую языковую общность, существовавшую ещe в 1-м тысячелетии до н. э. После еe распада и выделения удмуртов предки коми и коми-пермяков ещe некоторое время представляли один народ, живший в Прикамье. Со 2-ой половины 1-ого тысячелетия н. э. часть их переселилась из верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегды. На новых местах пришельцы частично смешались с местным населением и образовали новое племенное объединение. Таким образом, к началу 2-го тысячелетия н. э. в бассейне средней Вычегды, с одной стороны, и в бассейне Камы - с другой, сложились два племенных объединения. Первое (предки Коми) было известно в русских источниках под названием перми вычегодской, а второе (предки коми-пермяков) - под названием перми великой. Население и той и другой перми именовалось пермянами. В 16-18 вв. коми расселились в бассейнах верхней Вычегды и Печоры. Главными их занятиями были земледелие, животноводство; значительную роль играли охота и рыбная ловля. С середины 19 в. в северных районах стало развиваться оленеводство. В 1921 г. коми получили автономию. В результате преобразований в республике получили развитие промышленность и механизированное сельское хозяйство, выросла национальная интеллигенция. Самобытная культура коми находит особо яркое выражение в народном изобразительном искусстве (резьба, аппликация из меха, вязание), фольклоре, национальной художественной литературе и театре. ЛезгиныС амоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы, группа народов общей численностью 466 тыс. чел., компактно живущая преимущественно в юго-восточной части республики Дагестан и сопредельных районах Азербайджана. В дореволюционной литературе лезгинами нередко ошибочно называли всe горское население Дагестана. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты, есть шииты. Лезгины - один из коренных народов Дагестана. В античных источниках упоминается народ леги, живший на Восточном Кавказе. В арабских источниках 9-10 вв. имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. До 19 в. лезгины не составляли единого политического целого. Они преимущественно входили в небольшие объединения независимых сельских общин - "вольные общества", а часть - в феодальные образования Азербайджана (Кубинское, Дербентское и другие ханства). Основу хозяйства современных лезгинов составляют земледелие, садоводство и животноводство. Часть лезгин занята в промышленности. В XX в. выросла национальная интеллигенция, развиваются национальная художественная литература, театральное искусство. Богато народно-поэтическое творчество лезгинов - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки. Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей - свои разновидности лезгинки. МарийцыC амоназвание мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкирии, куда они переселились в XVI- XVIII вв.). Относятся к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Распространен также русский язык. Письменность создана на основе русского алфавита. Ядром формировавшегося в 1 тыс. н. э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х в. марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказала русская культура. Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса. смолокурение и др.), бортничество, а позднее - пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышизка, резьба по дереву, ювелирное дело. Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь - лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты, кольца. Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной лопастью; сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины, творожные сырники, напитки - пиво, пахта, крепкий медовый напиток. Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделенные. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое. Обращенные в XVIII в. в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане. В народном искусстве наиболее своеобразна резьба по дереву и вышивка. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка (инструменты - гусли, барабан, трубы). Из фольклорных жанров выделятся песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки, предания. МордваМ ордовский народ является одним из крупных народов фино-угорской языковой семьи в Российской Федерации. Мордва - коренное население Республики Мордовия; кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан, Чувашия и Башкортостан, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Делятся на две основные группы эрзя и мокша. Языки мордовские финно-угорской семьи языков. Каждая группа сохраняет свое самоназвание (эрзя и мокша), некоторые особенности в материальной культуре (народная одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются литературными языками, на которых издаются (письменность создана в советское время) научная и художественная литература, газеты и журналы. Почти все мордовское население говорит и по-русски. Среди мордвы выделялись еще 2 более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в 3 селах на правом берегу Волги в Татарстане, говорят на русском и татарском языках. Верующие - православные. Впервые мордва под названием Mordens упоминается у готского историка Иордана (6 в.). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордвы дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 7-12 вв. у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. С развитием феодальных отношений началась постепенная консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность. В советское время мордовкий народ получил автономию (1930); сложилась мордовская социалистическая нация. Возникла национальная интеллигенция. Широкое развитие получили национальный театр, литература и различные виды традиционного народного искусства (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (исторические песни, лирика). ОсетиныО сетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, и Грузии. Живут также в Кабардино-Балкарии.), в Карачаево-Черкесии). Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита. Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. Немало осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с 40-х гг. XVIII в. складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. После 1917 года присходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия. Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней СатАной. Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетины сохранили элементы многих древних институтов. Среди них особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родствеников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа. В 1798 г. издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-е гг. XIX в. русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика - осетинский практический алфавит на русской основе. На нем стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская литература" ("Ирон фандыр"). РусскиеР усские - народ, основное население Российской Федерации, самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др. Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные. Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева. По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы. Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства. В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование. В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты. Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин. ТатарыТ атары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации, занимая по численности второе место. На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром татарской нации. Однако татарский этнос отнюдь не ограничивается рамками Татарстана. И не только из-за дисперсного расселения. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменности, связан со всей Евразией. Более того, являясь самым северным форпостом мусульманства, татары и Татарстан выступают и как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. УкраинцыО сновой этнонима (первоночально он относился к юго-восточным группам народа, их называли также "козаки", "козацкий народ") стал термин "краина", т.е. страна, который к XVIII в. закрепился в официальных документах и восходит к названию "Украина" ("край"), употреблявшемуся для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель в XII-XIII вв. В XVI-XVII вв. в оцициальных документах России украинцев часто называли черкасами, позже, до начала XX в., малороссиянами, малороссами, южноруссами. Украинцы говорят на украинском языке. Верующие - православные и католики. ЧеченцыЧ еченцы (самоназвание - нохчий), народ в Российской Федерации, в Чеченской Республике, Дагестане и др. Язык чеченский нахской группы иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты. Чеченский язык - язык народа нохчий (самоназвание чеченцев) - входит в кавказскую семью языков, которая распадается на западную (абхазо-адыгскую) и восточную (нахско-дагестанскую). К живым нахским языкам относятся собственно чеченский, ингушский и бацбийский. Чеченцы и ингуши называют себя вайнахами (вай - наши, нах - люди), их языки близки и понятны друг другу. Бацбийцы проживают на территории Грузии, их язык под влиянием грузинского языка настолько изменился, что стал уже непонятен вайнахам. Чеченцы - самый многочисленный этнос Северного Кавказа, насчитывающий более миллиона человек. В зависимости от места расселения и непосредственных контактов с различными народами, чеченцы известны у осетин - как цацаны, у кабардинцев - шашаны, у лезгин - чачаны, у кумыков - мичигаш и др. ЧувашиЧ уваши - тюркоязычный народ, проживающий в Среднем Поволжье (вероятно, древняя смесь тюрков с черемисами). Говорят на чувашском языке (булгарская группа тюркских языков), несколько изменившимся под влиянием финского. В русских летописях упоминаются впервые под 1524 г. при основании города Васильсурска, затем под 1551 г. при основании города Свияжска. Прежде русские смешивали их отчасти с черемисами, отчасти с татарами (в грамотах XVII в. 'горные служилые татары'). Район их расселения - территория Чувашской Республики и прилегающих к ней областей и республик. Из них больше половины, то есть 50,8 %, расселены вне пределов Чувашской Республики - в Татарии (7,3% от общей численности чувашей), в Башкирии (6,4%), Куйбышевской (Самарской) (6,4%), Ульяновской (6,3%) и других областях и республиках. Верующие - православные. |