Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы народного воспитания

  • народная педагогка. Народная педагогика. Народная педагогика понятия и методы


    Скачать 23.74 Kb.
    НазваниеНародная педагогика понятия и методы
    Анкорнародная педагогка
    Дата08.01.2023
    Размер23.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНародная педагогика.docx
    ТипДокументы
    #877274

    Народная педагогика: понятия и методы

    Содержание:

    1. Методы народного воспитания

    2. Вывод

    Замечание 1

    Народная педагогика — это значимый и неотъемлемый элемент общей духовной народной культуры.

    История ее возникновения уходит своими корнями глубоко в древность. Народная педагогика явилась в качестве предшественника научной педагогики и оказала существенное влияние на ее формы. Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., занимающиеся изучением данного типа педагогики, смогли полноценно объяснить, что такое народная педагогика, и в своих трудах описали влияние народной и научной педагогики друг на друга, а также их взаимообусловленность и факт того. Народная педагогика дополняет и обогащает научную и наоборот. Сама суть воспитания, применяющегося в современной педагогике, довольно тесно связана с мыслями и идеями, высказывающихся в таких элементах народного фольклора как поговорки, предания, былины, сказки. Народная мудрость о правилах воспитания - это выражение многовековой педагогической культуры и практики семейного воспитания проводимой народом.

    Методы народного воспитания

    Теперь, когда мы поняли, что такое народная педагогика, приведем ее примеры.

    Накопленный на протяжении веков опыт дал народу возможность создать некоторые дидактические правила и приемы, направленные на воспитание детей. В условиях бытовой практики имеют место следующие методы, цель которых заключается в воспитании ребенка:

    • приучение;

    • разъяснение;

    • одобрение;

    • поощрение;

    • убеждение;

    • личный пример старших;

    • осуждение и укор;

    • наказание.

    Разъяснение и убеждение находят свое применение в народной педагогике с целью создания у ребенка позитивного отношения к трудовой деятельности, а также для формирования достойного поведения как в семье, так и в обществе. В рамках народной педагогики особым значением обладал наглядная демонстрация способов выполнения разнообразных типов труда. В процессе наблюдений за старшими и выслушивания полученных от них советов дети должны были получить нужные навыки и умения, помогающие в трудовой деятельности. Удивительным являлся тот факт, что народные воспитатели заключали в свои высказывания разные педагогические категории, такие как, например, наставление, упрёк, предупреждение и определенные педагогические условия, при условии выполнения которых достигался успех в какой-либо деятельности. Слово “если” детерминировало подобные условия.

    В качестве примера можно привести существующий у казахов афоризм: «Если из путешествия возвратился шестилетний, то его должен обязательно навестить шестидесятилетний», а каракалпаки дают совет: «Если ты посеял просо, то не жди пшеницы». Часто используемым методом в народной педагогике является приучение. В народе говорили следующее: «Вещи моют водой, а детей воспитывают приучением». Особенно типичен данный метод для этапа раннего детства. Приучая ребёнка к чему-либо, старшие поручают задание и его выполнение.

    Подробнее: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/narodnaja-pedagogika-ponjatija-i-metody/

    Убеждение в качестве метода воспитания должно включать в себя как разъяснение, так и доказательство. Убеждение основывается на демонстрации определенных образцов и примеров, после чего у ребёнка исчезает сомнение в разумности понятий, поступков, действий и со временем накапливается нравственный опыт, а также желание руководствоваться им.

    Поощрение и одобрение тоже весьма часто находили свое применение в практике народного семейного воспитания. Детям необходима оценка их деятельности и поведения. Им необходимо поощрение родителей в виде устной похвалы или одобрения. Личный пример представляет собой самый радикальным и эффективный метод народного воспитания из существующих. Отношение родителей к определенным понятиям, трудовой деятельности, искусству, обществу, друг к другу в пределах семьи, их нравственный уровень – все это становится примером для детей и участвует в становлении их личности. Поэтическая форма воспитательного воздействия на детей заключается в понятии родительского благословления.

    Вывод

    Народная педагогика применяла также такие методы воспитания, как наказание, принуждение, порицание, запрет или даже упрек. В народе в большей части случаев применение находило словесное осуждение плохих поступков. За осуждением , как правило, следовало внушение. Целью этого являлось осознание ребенком допущенных им ошибок и возникновение желания их устранить и не повторять в будущем. Родительский укор использовался существенно реже, обычно в качестве меры предупреждения.

    Подробнее: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/narodnaja-pedagogika-ponjatija-i-metody/

    Сущность и особенности народной педагогики

    В народной педагогике любой этнической общности накоплены и отобраны в течение многих веков свои оригинальные и действенные методы, приемы, способы, содержание традиционного народного воспитания. В ней содержится ценный опыт приобщения детей к традиционным народным духовным ценностям, идеалам, труду, добротворческой деятельности, представлена система формирования у них норм, правил поведения в семье, обществе, природе, отношения человека к самому себе, к своей семье, другим людям, своей стране, природе.

    Этиопедагогика изучает этот уникальный опыт, отбирает в нем самое ценное и применяет его в современных условиях.

    Научное понятие «народная педагогика» ввел в педагогический обиход К.Д. Ушинский через свое знаменитое, выдержавшее десятки изданий «Родное слово». Но это понятие до 1864 г. употреблялось и другими учеными, такими как, например, В.И. Водовозов.

    Как уже было отмечено выше, долгое время этнопедагогические знания развивались в русле научной педагогики. Первая попытка сделать народную педагогику предметом специального теоретического изучения принадлежит знаменитому педагогу и этнографу Г.С. Виноградову.

    В 1926 г. выходит его книга «Народная педагогика». В ней он дает описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», —утверждал Г.С. Виноградов. Он охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.

    1

    Виноградов Г.С. Народная педагогика. Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, 1926.

    Но не менее важной его заслугой является обоснование необходимости использования «научного подхода, изучения теоретического для глубины и полноты охвата всего содержания народной педагогики»1. Таким образом, он обосновывает необходимость специальной науки, которая бы изучала народную педагогику во всем ее богатстве и многообразии.

    Решение этой важной проблемы осуществил академик Т.Н. Волков. В своей монографии «Этнопедагогика» (1974) он обосновал право на существование специальной отрасли научно-педагогического знания — этнопедагогики .

    Имеется множество определений научного понятия «народная педагогика известных ученых педагогов: Г.С. Виноградова, Т.Н. Волкова, Я.И. Ханби-кова, А.Э. Измайлова и др.

    Более полным, на наш взгляд, является определение академика Кыргызстана А.Э. Измайлова. Под народной педагогикой он понимает «...совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в создаваемых им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс...».

    Очень важно помнить, что народная педагогика не является наукой, т. к. она представляет совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка.

    Народная педагогика является предметом науки этнопедагогики, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука, а также этнопедагогика. Именно народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.

    Необходимо обратить внимание на то, что поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями содержит антигуманистические положения, например, пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости. Об этом свидетельствуют народные пословицы и поговорки: «За одного битого двух небитых дают», «Курица не птица, баба не человек», «Моя хата с краю, я ничего не знаю», «Своя рубашка к телу ближе» и др.

    Народная педагогика, помимо отработанных веками своих воспитательных средств, использует в воспитании детей также средства народной культуры: фольклор, народные игры, праздники, обряды, предметы материальной культуры и др. Она развивается и сегодня, бытует в семьях, прежде всего в сельской местности. Ее богатый воспитательный потенциал широко используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако он используется лишь частично. Это объясняется, прежде всего, тем, что в целом учителя слабо подготовлены как

    1

    Виноградов Г. С. Народная педагогика Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, 1926.

    2

    Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.

    3

    Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. С. 76.

    теоретически, так и методически по данному вопросу. Это объясняется тем, что большинство педагогов, обучаясь в вузах, не изучали этнопедагогику как учебный предмет. Процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идет стихийно, бессистемно. Определенная часть педагогов даже считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная причина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педагоги сами слабо разбираются в народной педагогике, не знакомы с ее большими возможностями.

    Объектом этнопедагогики кроме народной педагогики является народная культура. Это также очень сложное научное понятие, требующее своего представления. Кроме того, иногда некоторые исследователи употребляют понятия: народная, этническая, национальная культура как синонимичные понятия, что также требует уточнения.


    написать администратору сайта