Главная страница
Навигация по странице:

  • Что считать культурой

  • Лекции по культурологии. Культурология. Наука о культуре


    Скачать 28.92 Kb.
    НазваниеНаука о культуре
    АнкорЛекции по культурологии
    Дата16.04.2022
    Размер28.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипДокументы
    #478073

    Культура, понятия, структура, функция

    "Наука о культуре"(1949) Лесли Уайт (1900-1975) обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки.

    Становление культурологического знания.

    Культура («cultura» с лат возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)

    Французские просветители XYIII века считали, что культура – это способ развития человека (Жан Жак Руссо), способ изменения и совершенствования человека через овладение им духовными ценностями (Вольтер).

    Иммануил Кант культура - системы гуманистических ценностей. Культура – это приобретенная человеком способность разумно, по собственной воле ставить себе свободные цели.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегел «культура» - «образование» - возвышение индивида от «необразованной точки зрения», к знаниям.

    К.Маркс культура - сфера человеческой деятельности, которая объединяет человека и природу и развивает самого человека.

    Э.Тайлор культура – это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык.

    Зигмунд Фрейд видел в культуре систему запретов, которые она налагает на человека, обуздывая некоторые его инстинкты

    В «Толковом словаре» Владимира Даля дается шесть определений культуры: культура как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношениях; как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; просвещение, образование, начитанность; разведение, выращивание, культивирование растений; выведение новых культур растений; микроорганизмы.

    Альберт Швейцер культура - итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях знаний и деятельности

    Итак, культура – это все, что создано человеком, процесс человеческой деятельности, то есть все сверхприродное, «вторая природа». Но природа – это и сам человек, потому что он – природное существо. Поэтому культура включает и овладение им своей собственной природой – физической и психической и его отношение к природе.

    Культура общества определяется уровнем его развития, господствующими в нем идеалами и их реализацией.

    Философская энциклопедия:

    «Культура - система исторически развивающихся над биологическими программами человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.


    Что считать культурой?

    Если культура – вся надбиологическая деятельность, то к ней должны быть отнесены все формы и результаты этой деятельности, независимо от того, ради удовлетворения какой человеческой потребности они были созданы.

    Основные функции культуры

    1. гуманистическая, или человекотворящая, роль

    2. коммуникативная функция

    3. познавательная функция

    4. регулятивная функция

    5. знаковая функция

    6. информационная функция

    7. ценностная функция

    8. деятельностная функция

    Позитивные и негативные количественные и качественные изменения в культурной динамике получили название прогресса и регресса.

    Культура первобытной эпохи

    Первобытная эпоха охватывает весь огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. (2,5 млн лет)

    Каменный век делится на:

    1. палеолит (2.6 м.л д.н.э. до 12 тыс.л. д.н.э.),

    2. мезолит (XII до VII тыс.л д.н.э),

    3. неолит (примерно от VII до IV тыс.л д.н.э.),

    4. энеолит (примерно от IV до II тыс.л д.н.э.).

    Бронзовый век — примерно II — начало I тыс.л д.н.э.

    Железный век — примерно с середины I тыс.л д.н.э.

    В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративное искусство.

    Культ предков – почитание духов умерших сородичей являлся одной из наиболее распространенных форм первобытных верований.

    Анимизм – форма первобытной религии, связанная с верой в душу и духов, которыми якобы обладают все живые существа, а также предметы и явления природы.

    Фетишизм – форма первобытной религии, связанная с почитанием неодушевленных предметов, которые также наделялись сверхъестественными силами и свойствами.

    Тотемизм - вера в таинственную кровную связь между определенными группами людей и животными, растениями или явлениями природы.

    Культура древнего востока

    С открытием в ХХ в. великих древних цивилизаций Египта и Месопотамии в европейской исторической науке появились две новые отрасли: египтология и ассирология.

    Временем возникновения древнейших речных цивилизаций большинство ученых считают рубеж IV—III тыс.л д.н.э.

    Рост населения, расширение производства, усложнение хозяйственных задач приводили к образованию более крупных объединений — первых городов-государств.

    В конце 2 тысячелетия до н.э. в долине Нила возникло государство Египет. Главными занятиями египтян были земледелие и скотоводство. Древние египтяне создали непревзойденные шедевры скульптуры и живописи. Наряду с сельским хозяйством высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки драгоценных металлов — золота, серебра. Древние египтяне создали непревзойденные шедевры скульптуры и живописи. Представления о загробной жизни, согласно которым душа умершего должна была иметь вместилище для существования, способствовали развитию жанра скульптурного изображения.

    Древнейшие цивилизации Востока оставили потомкам богатое литературное наследие.

    В то же время те принципы, на которых строилась и развивалась древнейшая культура Востока - традиционность, застылость всех ее форм, политическая и социальная деспотия, власть религии, в конечном итоге привели эти цивилизации к закату и гибели.

    Культура античности

    Античная культура – это культура средиземноморского региона, Древней Греции и Древнего Рима. Понятие «античность» (от лат. antiquus – древний), служившее для определения греко-римской истории и культуры, было введено в обиход итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. (I тыс.л д.н.э. - первая половина I тыс.л н.э.)

    Общая периодизация античной культуры включает в себя следующие основные периоды:

    1. архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)

    2. классического периода (V — IV вв. до н.э.)

    3. эллинизм (III — I н.э.)

    4. расцвета Римской империи (I — II вв. н.э.)

    5. на исходе Римской империи (III — V вв. н.э.).

    Античная культура своими корнями уходит в древнейшие догреческие культуры, существовавшие и взаимодействовавшие в районе Эгейского моря во II тысячелетии до н.э. Это: критская* с центром на Крите; кикладская, возникшая и существовавшая на островах; элладская – в материковой Греции.

    Культура Древнего Рима. Эпоха античной культуры периода расцвета Римской империи начинается с завершения синтеза греческой и римской культур.

    Так, в религии римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Посейдоном, Плутон – с Аидом, Марс – с Аpеcом, Венера – с Афродитой, Меркурий-с Гермесом

    Воздействие греческой культуры сказалось и на развитии римской философии.

    Одно из величайших достижений римской культуры- литература ранней империи. В годы правления Августа на первый план выдвигается поэзия как важнейшее средство пропаганды государственной идеологии.

    Архитектура Рима соединяла греческие и этрусские традиции. Применение кирпича и бетона позволяло смелее использовать новые арочно-сводчатые конструкции. Основными типами архитектуры являлись сооружения, имевшие общественное назначение: амфитеатр, базилика, триумфальная арка, термы, военно-инженерные строения.

    Скульптура в Риме достигла выдающихся высот в жанре реалистического портрета и исторического рельефа. Портретная скульптура - одно из крупнейших достижений римской культуры.

    На рубеже II — III вв. в Римской империи все сильнее ощущается кризис, охвативший все стороны общественной и государственной жизни: частая смена императоров, усиление центробежных тенденций, падение нравов, пессимизм, снижение художественного уровня произведений искусства.

    Восточная Римская империя – Византия существовала до 1453 г. Западная Римская империя пала в 476 г. под ударами европейских варварских племен.

    Структура религии, историческая форма религии

    Слово религия произошло из латинского языка и обозначает добросовестность, благочестие, культ, святость, а также сомнение, грех и суеверие. Религия предполагает веру в богов, духов, в существование сверхъестественных сил природы. Она является одной из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях и понятиях. В настоящее время религия представляет сложный социокультурный феномен, который включает в себя также религиозное сознание, культ и церковные организации.

    По истории возникновения и совершенствования религиозных воззрений, религии делятся на три группы:

    1. языческие, манифестационные культы, возникшие в глубокой древности и связанные с обожествлением элементов и окружающей природы в целом.

    2. Буддистская культура возникла в Древней Индии в пятом веке до нашей эры. Благодаря моральному совершенствованию, связанному с аскетизмом, отказом от земных пороков и благ, можно стать просветленным, то есть буддой.

    3. Христианская культура как самобытная, наднациональная культура возникла в Римской империи в результате синтеза грекоримской и ближневосточной традиций на основе реформированного иудаизма. Христианство разделено на три направления: православное, католическое и протестантское.

    Общими чертами мировых религий являются богатые и неисчерпаемые культурные ценности, и традиции: мифология, этика, эстетика, мораль, философия, теология и догматика.

    В тоже время, вступив в третье тысячелетие, религиозные организации и верующие стремятся идти в ногу со временем. В современных условиях большинство церквей мировых и локальных религий объединены в экуменическое движение.

    Средневековье

    Средневековье – период всемирной истории, следующей за историей древнего мира и предшествующей новой истории. Термин «средневековье» был введён в XV в. итальянскими гуманистами эпохи Возрождения.

    Хронологически средневековье делится на три основных периода: раннее средневековье – конец V — X вв. – период зарождения и раннего феодализма; классическое средневековье – XI — XV вв. – период развитого феодализма; позднее средневековье – XVI — середина XVII вв. – период разложения феодализма.

    В средние века человечество существенно продвинулось вперёд в развитии материальной и духовной культуры. Переход от рабовладельческого строя к феодальному вызвал существенные изменения в духовной жизни народов Западной Европы. Монополия церкви в области культуры способствовала подчинению всех областей духовной жизни церковно-феодальной идеологии. Религиозная догма являлась основой мышления и миропонимания людей. Христианство способствовало распространении письменности, необходимой для богослужения, опиравшегося на церковные книги. Церковь использовала отдельные элементы светского знания античности при организации обучения духовенства.

    К периоду раннего средневековья относится так называемое «Каролингское возрождение» (конец VIII — начало IX в.).

    Возрос интерес к античному наследию. Из Италии привозились рукописи римских учёных и писателей, которые переписывались в монастырских скриптиях наряду с христианской литературой.

    В XII – XIII вв. в Западной Европе возникает высшая школа – университет (от лат. universitas – совокупность). Первые университеты появились в Болонье, Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и др. В XV в. в Европе уже насчитывалось более 60 университетов.

    В X — XII вв. в Западной Европе возрождается каменное зодчество. В архитектуре вырабатывается романский стиль.

    Во второй половине XII в. в архитектуре Западной Европы появляется новый стиль – готика.

    Различные виды искусства не считались равноценными (музыка и поэзия попадали в число семи «свободных искусств», а живопись, скульптура и архитектура – в «механические»).

    По другим оценкам, концом средневековья считается открытие Америки (1492 г.) или Реформация — начало XVI в.

    Возрождение, ренесанс

    Возрождение (фр. Ренессанс) — явление в культурном развитии стран Центральной и Западной Европы, вызванное процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

    Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV - XVI вв. Однако до конца XV столетия Ренессанс оставался чисто итальянским явлением, что было обусловлено более высоким уровнем экономического и культурного развития Италии XIII - XV вв. по сравнению с другими европейскими странами.

    Эпоха Возрождения — это время больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения. В это время высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

    Она дала человечеству выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Можно назвать лишь несколько имен титанов Возрождения: живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452 — 1519); живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1483 — 1520); живописца Тициана Вечеллио (1477 — 1576). За ними стоят многие другие выдающиеся представители культуры этой эпохи.

    Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества. За исходное начало было взято высокое античное наследие.

    Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозного учения) и имевшем в своей основе антифеодальную направленность.

    Основной чертой мировоззрения эпохи Возрождения являлся индивидуализм. 

    Другой важнейшей чертой мировоззрения являлся интерес к естествознанию. 

    Изобретение И.Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность широким массам людей приблизиться к печатному слову.

    Первыми гуманистами в Италии были Данте Алигъери (1265—1321) – автор знаменитой «Божественной комедии», Ф.Петрарка (1304-1374), воспевший благородство высокой любви, Д.Боккаччо (1313—1375), выступавший в своем «Декамероне» с резкой критикой лицемерной средневековой церковной морали. Одной из вершин французской литературы эпохи Ренессанса стало творчество Ф.Рабле (1494—1553). Его роман «Гаргантюа и Пантагрюзль» – образец подлинной народности и гуманизма. Еще больших высот достигла литература Испании. Творчеству выдающихся гуманистов эпохи – М.Сервантеса (1547—1616), Лопе де Вега (1562—1635) и др. были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинств человека и богатства народного духа. В Англии, так же как и в Испании, наблюдался невиданный взлет литературного творчества. Достаточно назвать лишь имя величайшего драматурга и поэта В.Шекспира (1564—1616). Бессмертные творения гения «Гамлет», «Король Лир», «Леди Макбет», «Отелло» и другие вершина литературы эпохи Возрождения.

    Ренессанс означал новую стадию в развитии мировой архитектуры.

    Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы.

    Культура эпохи просвещения

    Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы, Азии, Африки и Америки, вызванное борьбой между нарождавшимся буржуазным строем и отживающим феодализмом. Эпоха Просвещения хронологически охватывает период конца XVII—XVIII* вв. Термин «Просвещение» появился в XVIII в. (у Вольтера, И.Гердера, И.Канта и др.) как обозначение новой эпохи, противопоставлявшейся мрачному «непросвещен- ному» средневековью.

    Просвещение было широким общественным движением, объединявшим сторонников различных мировоззренческих направлений материалистов, идеалистов. Они были выходцами из разных слоев общества: аристократии, дворянства, духовенства, служащих, промышленников, купечества. Во главе движения находились крупнейшие ученые, философы, писатели многих стран.

    В Западной Европе наиболее развитыми были просветительские движения Англии, Франции, Германии. Отпечаток национальной самобытности носило Просвещение в России.

    В Англии к концу XVII в. период революционной борьбы закончился компромиссом между буржуазией и феодалами. Сглаживались общественные противоречия. Быстро развивалось производство, укреплялось экономическое могущество страны.

    К середине XVII в. английский просветительский оптимизм начинает переживать кризис. Так, Д.Юм (1711-1776) производит переоценку возможностей разума, высказывает сомнения в его могуществе. Человек подвластен не разуму, а привычкам – эгоизм перевешивает «естественную доброту». Эти воззрения нашли отражение в художественных произведениях сентиментализма.

    Во Франции весь XVIII в. прошел под знаком «века Вольтера», по имени виднейшего деятеля французского Просвещения Ф.Вольтера (1694-1778). Уже на раннем этапе французские просветители выступали в защиту естественных прав человека. Центральным событием этого периода стал выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук и ремесел», состоявшей из 35 томов. С именем Ж.-Ж.Руссо (1712—1778) связан третий этап французского Просвещения.

    В Германии Просвещение развивалось в условиях экономически отсталой и политически раздробленной страны. Поэтому творчество немецких просветителей носило более теоретический, умозрительный характер. На раннем этапе идеи Просвещения получили развитие в трудах Х.Томазия, Г.Лейбница, Х.Вольфа. Они носили оптимистический характер.

    На втором этапе центральной фигурой Просвещения стал Г.Э.Лессинг (1729-1781). Оптимизм уступил место критике существующего строя, протестам против феодального произвола, борьбе за общенациональную немецкую идею, призы- вам к объединению страны.

    Третий этап открывает творчество И.Г.Гердера (1744- 1803), который представлял эволюцию человеческой цивилизации как единый поступательный процесс, развитие и смену культур.

    Четвертый этап немецкого Просвещения связан с событиями французской революции. Одни его представители (Г.Форстер, И.Зейме и др.) с восторгом приняли революцию, других (И.Гете, Ф.Шиллера) она привлекала как разрушительница феодализма, но отталкивала своими террористическими формами борьбы. Видным представителем Просвещения был И.Кант (1724 1804), который подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения, обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение общественного и государственного строя путем последовательных реформ.

    Русское Просвещение своими истоками восходит к реформам Петра I . Как и на Западе, оно было вызвано теми же причинами и характеризовалось сходными чертами: критикой феодализма в целом и крепостничества, в частности, обличением сословного неравенства, самодержавного произвола, борьбой с псевдонаучными догмами, рассмотрением явлений окружающего мира и общества с рационалистических позиций.

    Одним из первых российских просветителей был М.В.Ломоносов (1711—1765). Гениальный ученый и организатор науки, он отдал много сил распространению знаний в различных слоях русского общества.

    Более широко идеи Просвещения в России начинают распространяться в середине XVIII в., когда выделяется целая плеяда передовых его представителей: В.К.Тредиаковский (1703-1768). Я.П.Козельский (1728—1793), Д.И.Фонвизин (1744—1792), А.Я.Поленов (1738—1816), Г.Р.Державин (1743-1816) и др. Видным представителем русской просветительской мысли был Н.И.Новиков (1744-1818).

    Просветители 40-х гг., в отличие от просветителей XVIII в., стремились расширить социальную базу борцов с самодержавием. А.И.Герцен, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, Н.П.Огарев и др. обращались уже не только к дворянству, а ко всему обществу. Это было продолжением начатого еще Радищевым поиска революционного мировоззрения. К 60-м гг. XIX в. различия в идеологии русских просветителей привели к появлению двух самостоятельных направлений: либерально-реформаторского и революционно-демократического.


    написать администратору сайта