ремесла. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА В ТАДЖИКИСТАНЕ. Народные ремёсла в таджикистане таджикистан Традиционные ремесла
Скачать 2.15 Mb.
|
НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА В ТАДЖИКИСТАНЕТаджикистан - Традиционные ремеслаС давних пор народы Таджикистана славятся творениями своих народных умельцев, ремесленников. Эти умелые руки в течение многих веков создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое. И все из натурального экологически чистого сырья. Сегодня многие из этих вещей стали сувенирами, которые особенно ценят иностранные гости, посещающие Центральную Азию и Таджикистан, в частности. В Таджикистане существуют целые династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение.Таджикские ремесла - Художественные тканиДревнейший вид народного таджикского промысла – ткачество. Самыми распространенными видами таджикских тканей являются:Зандона – известна с древних времени, была широко распространена в Мавераннахре‚ Хорасане‚ Иране‚ а также в Древней Руси‚ Скандинавских странах‚ Китае и Арабском Халифате. Центр его производства находился в одноименном селении близ Бухары. В эпоху Саманидов экспортировалась в различные страны‚ имела как гладкокрашенную‚ так и узорчатую форму‚ иногда орнаментировалась способом узловой перевязки‚ легшим в основу абровой (облакоподобной) орнаментации. Зандона дошла и до наших дней, правда, в более совершенном виде. Парча – шелковая материя‚ известная во всем мире. Наряды из парчи надевают по большим праздникам. Карбос – хлопчатобумажная материя‚ самый распространенный вид ткани в Средней Азии. Изготовляли в Самарканде‚ Бухаре (Узбекистан) и Каратаге (Таджикистан). Шохи-камус – шелковая ткань‚ очень плотная с богатым рисунком. Ее использовали для шитья парадных платьев и головных платков. Чит – хлопчатобумажная, орнаментированная материя‚ одна из самых распространенных тканей среди населения Средней Азии. До сих пор производится в Самарканде‚ Бухаре‚ Ура-Тюбе‚ Каратаге. В народном промысле таджиков кроме вышеуказанных видов тканей славились хлопчатобумажные набивные ткани – малля‚ фальга‚ фута. Большим мастерством выделки‚ изяществом отличались шелковые ткани кимхоб‚ дибо‚ шелковые покрывала с многоцветным абровым орнаментом Парча – шелковая материя‚ известная во всем мире. Наряды из парчи надевают по большим праздникам. Карбос – хлопчатобумажная материя‚ самый распространенный вид ткани в Средней Азии. Изготовляли в Самарканде‚ Бухаре (Узбекистан) и Каратаге (Таджикистан). Шохи-камус – шелковая ткань‚ очень плотная с богатым рисунком. Ее использовали для шитья парадных платьев и головных платков. Чит – хлопчатобумажная, орнаментированная материя‚ одна из самых распространенных тканей среди населения Средней Азии. До сих пор производится в Самарканде‚ Бухаре‚ Ура-Тюбе‚ Каратаге. В народном промысле таджиков кроме вышеуказанных видов тканей славились хлопчатобумажные набивные ткани – малля‚ фальга‚ фута. Большим мастерством выделки‚ изяществом отличались шелковые ткани кимхоб‚ дибо‚ шелковые покрывала с многоцветным абровым орнаментомТаджикские ремесла - ЗардузиОдин из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства таджиков. В золотом шитье использовались два вида ниток: золотистые и белые. Золотое шитье в основном используется в отделке бархата. В прошлом оно использовалось в шитье кожи‚ меха‚ хлопчатобумажных тканей. Существует два вида золотого шитья: заминдузи и гулдузи.Заминдузи – разноцветная орнаментация, нанесенная по площади всего материала, характерна для всех регионов Центральной Азии.Абрбанды – набойка или набивка. Древнейший вид народного промысла таджиков. Абрбанды наносится способом печатания абровых рисунков на готовый материал. Орнамент отличается особым художественным качеством и разнообразием узоров: геометрических, цветочных и т.д. В каждом регионе мастера соблюдали свой оттенок цвета. Сегодня абрбанды – особый вид искусства. Сохранился в народных промыслах г. Ура-Тюбе. Здесь его передают по наследству из поколения в поколение.Гулдузи Абрбанды Таджикские ремесла - Художественная вышивкаРедкое тканное изделие у таджиков лишено национальной художественной вышивки. Среднеазиатские женщины вышивали с незапамятных времен, но именно в XIX столетии вышивка стала там одним из самых развитых, популярных и процветающих видов народного искусства. В горах Таджикистана мастерицы украшали одежду вышитыми узорами. Кочующие в степях скотоводы создавали удивительные по красоте вышивки, предназначавшиеся для убранства юрты, расшивали шелками головные уборы. Это искусство имеет древние корни‚ и оно продолжает развиваться и широко использоваться в орнаментике ковров‚ текстиле‚ одежды и сувениров. Вышивают таджики при помощи специальных иголок с использованием хлопковых‚ шерстяных и шелковых нитей, а также драгоценных и полудрагоценных камней.Древнейшим центрами вышивки таджиков являются северные районы Таджикистана: Ура-Тюбе‚ Худжанд‚ Исфара‚ Канибадам‚ Ашт‚ Пенджикент.Сюзане дарят ко многим праздникам, но в большинстве случаев, к свадьбе. Изготовление свадебного сюзане считалось очень почетным занятием и доверялось только опытным мастерицам. Матери придумывал свадебный узор задолго до того, как дочь достигала брачного возраста. Чаще всего сюзане представляет собой символическую картину цветущего сада. Однако в недрах роскошного орнамента нередко скрываются магические символы и пожелания: гранат – для плодовитости, ножи – от дурного глаза, перец – злые духи мимо пройдут, светильник – очищение от зла, птица – на счастье. В каждом районе существовали свои узоры и вышивальные швы.Таджикские ремесла - Декоративная резьбаВсе кто хоть раз побывал в Таджикистане, знает насколько актуально для местных жителей искусство декоративной резьбы. Ею украшены памятники архитектуры, предметы быта, музыкальные инструменты, посуда, двери, рамы, сувениры и пр. Это одно из самых древних и распространённых ремёсел Таджикистана. Различают резьбу по дереву (посуда, мебель), камню и ганчу (архитектурные памятники, дома, отделка помещений). Ранее в подобной резьбе широко использовались изображения людей и животных. С распространением ислама, они постепенно исчезают из творчества и их место занимает большое количество арабских надписей. Некоторые резчики отдают предпочтение «растительным», геометрическим узорам. Предметам домашней утвари присуща мелкая ногтевидная резьба в виде четырёхлистника по красно-черной росписи. Для архитектуры характерна орнаментовка цветами лотоса, тюльпана и других цветов.Помимо мечетей и медресе, резьба по камню использовалась для оформления надгробий и мавзолеев. Все элементы резьбы сейчас можно встретить в архитектуре современных домов. |