Исследовательская работа Народный костюм Воронежской области. Народный костюм Воронежской области. Народный костюм
Скачать 2.79 Mb.
|
Областная краеведческая конференция школьников по этнографии "Народные традиции - моя история и моя культура" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Казинская средняя общеобразовательная школа Казинского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области Исследовательская работа Направление: «Воронежский орнамент – традиции и современность» Тема работы: «Народный костюм» Выполнила: Журавлева Галина учащаяся 8 класса МКОУ Казинская сош контактный телефон:8 47 362 42232 Руководитель: Бровченко Галина Геннадьевна, учитель истории МКОУ Казинская сош контактный телефон:8 47 362 42186 с. Большая Казинка Павловского района, 2012 Содержание работы: I. Введение История происхождения Воронежского костюма II. Основная часть Русский национальный костюм Воронежской области 1.1. Возрастные особенности народного костюма. 1.2. Цветовая и символическая основа костюмов. 1.3. Мужской костюм. 1.4. Женский костюм. 1.5 Верхняя одежда 1.6 Обувь III. Заключение Народный костюм продолжает жить IV. Библиография. V. Приложения. I. Введение. История происхождения Воронежского костюма У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался. Мой выбор данной темы был неслучайным. Наша семья имеет богатые традиции, связанные с народным творчеством. В наследии семьи есть уникальные вещи, которые передавались из поколения в поколение: вышитые женские рубахи, рушники, платки. Мне захотелось узнать историю орнамента воронежского костюма, его основные элементы и значение отдельных предметов. В ходе выполнения своей работы я знакомилась с различными источниками: научной литературой, побывала на выставке «Народный. Нарядный. Обрядовый» в областном музее имени Крамского, беседовала с хранителями народных традиций нашего села. Я считаю, что народные традиции моего поселения для нас, молодого поколения, имеют большое значение и глубокий смысл. Ведь благодаря истории народного костюма, я познакомилась с далекой жизнью моих предков и в своем сердце я сохраню те крупицы мудрости, любви и добра, которые вложены были в создание народных костюмов. И в будущем, я думаю, эти знания помогут мне осуществить свою мечту. Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона (прил. 1) и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских. На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причем, различия могли быть даже в пределах одного села. Нужно отметить, что своеобразные черты воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края и многонациональностью проживавших здесь народов. II. Основная часть Русский национальный костюм Воронежской области 1.1. Возрастные особенности народного костюма. Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, идеологию, социальные отношения, природно-географическую среду. В древние времена одежду носили как защиту от непогоды или необъяснимых сверхъестественных явлений. Со временем одежда становится удобной, появляется утилитарная функция одежды. Стремление выразить свою индивидуальность и общий эстетический идеал общества привело к выделению эстетической функции костюма. Народная одежда в течение многих веков сохраняла традиционные элементы кроя, орнаментации, способы ношения той или иной детали. По покрою одежды, ее орнаментам и украшениям можно определить имущественное и семейное положение, возраст, траур, торжество, вражду. В народной одежде всегда четко соблюдалось деление на праздничную и обрядовую, будничную и рабочую. Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку (прил. 2). Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмом. 1.2. Цветовая и символическая основа костюмов. В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный (прил3). А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем. В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни. 1.3. Мужской костюм Традиционный мужской костюм русских состоял из рубахи, штанов, пояса, головного убора, верхней одежды и обуви Рубаха – нательная мужская одежда с длинными рукавами. В древности славяне носили длинные рубахи из грубой ткани. Но к концу X века появилась более легкая одежда – «срачица». Рубаха была длиной до колен. Согласно обычаю, юноша до женитьбы ходил в одних длинных подпоясанных рубахах. Штаны – порты известны с глубокой древности. Для великорусов характерны неширокие штаны, сшитые из домотканой ткани белого цвета или из холста, украшенного набойкой. Мужчины стригли волосы «в кружок» («под горшок»), оставляя уши, лоб и часть шеи закрытыми волосами. Они носили бороду и усы как знаки житейской мудрости (прил. 4). 1.4. Женский костюм Женский костюм состоял из рубахи, поясной одежды, передника, пояса, головного убора, верхней одежды, обуви. Отличительным элементом одежды между костюмами девушки и женщины являлась понёва (прил. 5). Понёва - одежда из 3 -7 полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, сверху собранных на шнуре. В XIX - начале XX века понёва была отличительным элементом одежды замужней женщины, хотя первоначально надевание ее было связано с совершеннолетием девушки (прил. 6). Длина понёвы по щиколотку, а пышность зависела от зажиточности крестьян. Чем богаче была крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось в понёву (от 6 до 18). Юбка – женская поясная одежда, которую шили из нескольких полотен фабричной одежды или домотканой ткани. Сарафан первоначально обозначал длинную мужскую одежду с рукавами. У русских женщин в праздничной и будничной одежде были широко распространены передники. Праздничные передники обильно украшали вышивкой, аппликацией, кружевом, блестками, ткаными узорами. Издревле головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Замужние женщины обязаны были полностью закрывать волосы. Ходить с непокрытой головой считалось позором, грехом. Во многих деревнях верили в то, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и, если их не закрыть, это может вызвать неурожай, заболеет скотина или домовой унесет её на чердак. Как правило, у девушек, в отличие от замужних женщин, волосы оставались открытыми. Они заплетали их в одну косу. В косу вплетали косники в виде бисерных подвесок, лент, разноцветных плетеных шнуров, кисточек из шерсти. Самым распространенным девичьим головным убором был «венец», или «перевязка». Он представлял собой сшитую из ткани полоску, передняя часть которой укреплялась картоном или проклеенным холстом. Венец украшали блестками, бисером, пучками петушиных перьев, окрашенных в яркие цвета, кисточками из разноцветной шерсти, кружками из картона, обшитого шерстью и бисером. Одной из разновидностей перевязки была «клеенка». Широкое распространение получили повязки из платка, которые охватывали голову в виде обруча и завязывались сзади. Девушки украшали мягкие повязки из платка цветами. Женские головные уборы были очень разнообразны: платки, кички, «сороки», кокошники, колпаки, шапки и др. Сложный головной убор «сорока» был известен на Руси ещё в XII веке. Он состоял из нескольких не сшитых между собой частей. Основными элементами сороки были: «кичка», «позатыльник», «налобник» и «сорока» (прил. 7). В древнем головном уборе кокошник твердая основа и нарядный верх были соединены в одно целое. Кокошники были весьма разнообразны по форме: с большими гребнями, с высокой лопастью надо лбом, в виде шапочек. Нарядные кокошники шили из парчи, бархата, позумента и украшали вышивкой серебряной и золотой нитью, жемчугом, бусами. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Пояс считался хранителем кошелька, на нем можно было носить необходимые предметы обихода, орудия труда, оружие. Подпоясанная одежда всегда теплее, так как лучше прилегает к телу. В обрядах и быту поясу придавалось огромное значение. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. По русским поверьям ходить без пояса также грешно, как и без креста. Во время свадьбы невеста дарила пояса родне мужа, по поясу гадали о суженом, использовали его в заговорах от болезни. Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисто с поджерельем. Монисто — женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье, - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлись амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза. Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера — хрестовки — перекликается с орнаментом, украшающим низ передника. 1.5 Верхняя одежда Верхняя одежда, которую одевали поверх домашней, была многообразной. Мужская верхняя одежда отличалась от женской отделкой и украшениями, крой же их был практически одинаков. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты от недоброго человека. Молодоженов сажали на шубу с пожеланиями богатства и счастья. Эта традиция сохранилась и в наше время. 1.6 Обувь Обувь была плетеная, шитая, валяная. Одним из наиболее древних видов плетеной обуви являлись лапти. Набор женской обуви состоял из: - валенок для зимы, черных по цвету и иногда с "пестреными халявами" - голенищами, - будничных кожаных башмаков, - праздничных черевиков, украшенных пучками, пистонами, бисером и медной подковкой на каблуке, - праздничных "легких" из кожи и сукна, расшитых цветным узором и обряженных бисером, пучками, котелками из стекляруса и пуговок, иногда жемчугом, поршней, - кожаных сапог, будничных и праздничных, с вышитыми и обряженными халявами-голенищами на сборках ("гармошкой"), на сравнительно низком и тонком каблуке, - лаковых чуней и др. Поршни - кожаная рабочая женская (мужская) обувь, примитивная по конструкции. Делалась она из одного куска сыромятной недубленой кожи и удобно собиралась вокруг ступни с помощью ремешка из той же кожи, продетого в круглые отверстия. Образцы такой обуви сохранились в музеях. Вся обувь, не имеющая голенищ, надевалась поверх шерстяных чулок. Длиной чулки доходили до колена, паголинок их богато орнаментировался древним геометрическим орнаментом. Черный орнамент располагался широким графическим фризом по белому полю, то есть фону. Однако очень многие жители окрашивали чулки в красный, малиновый и реже зеленый цвет. Тогда черный орнамент оказывался на цветном фоне. Подвязывалась эта обувь оборками из черной шерстяной пряжи, а у более состоятельных людей - черным, толщиной в мизинец и длиной до 2 метров, гарусом. Выставка народного костюма в музее им. КрамскогоВыставка «Народный. Нарядный. Обрядовый» является первым масштабным публичным представлением этнографической коллекции музея. В выставочном пространстве символика костюма включена в обрядовый контекст, позволяющий показать изменения в одежде, происходящие у разных возрастных групп населения, в круге человеческой жизни. Ансамблевый метод показа, элементы театрализации выставочного пространства предоставляют зрителю уникальную возможность ознакомиться с многогранностью культурных традиций Воронежского края (прил. 8, 9, 10, 11, 12, 13) III. Заключение Народный костюм продолжает жить Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает нас глубже изучать традиции своего народа. Народный костюм продолжает жить в песенных коллективах, где почти все участники с увлечением не только собирают образцы крестьянского костюма, но и сами искусно шьют, вышивают, плетут. По мнению артистов, подлинные костюмы, которые хранят в себе тепло рук мастериц, сделавших их, помогают глубже понять народную песню, её краски, своеобразие и одухотворенность. Для многих музыкантов любовь к народной песне неразрывно связана с народным костюмом. Неизменный интерес и восторг вызывают у людей матрешки. И это неслучайно, ведь только они «одеты» в костюмы, которые с ювелирной точностью повторяют все особенности наряда крестьянок (прил. 14). Таким образом, в понятии народного костюма можно определить целый пластический организм, на сложение и эволюцию которого оказывают влияние имеющиеся в наличии на данный период материалы и орнаментальная структура, складывающаяся под воздействием миропредставления народа. IV. Библиография. Губанова Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е.Губанова, О. Ожерельева. Народное творчество.- 2008.- №3.- С.40-43. Записки воронежских краеведов / Сост. А. И. Гайворонский. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1987. – 223 с. Красикова Н. Открыть мир народного костюма / Н.Красикова // Народное творчество.- 2008.- №4.- С.16. Матвеева Е. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись / Е.Матвеева //Народное творчество.- 2007.- №2.- С.26-27. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1994. - 36 с., [77] л. ил. Приложения. Прил. 1 костюм девочки (из фондов выставки в музее Крамского – «НАРОДНЫЙ. НАРЯДНЫЙ. ОБРЯДОВЫЙ) Прил.2 Прил.3 Прил.4 Прил.5 Прил.5 Женская одежда поневного типа - "свадебная". Женская одежда поневного типа Село Алексеевка Село Пчелиновка.
Прил.6 Прил.6 Прил. 7 Девичий нарядный костюм (из фондов выставки в музее Крамского – «НАРОДНЫЙ. НАРЯДНЫЙ. ОБРЯДОВЫЙ») Прил.8 Мужской нарядный костюм (из фондов выставки в музее Крамского – «НАРОДНЫЙ. НАРЯДНЫЙ. ОБРЯДОВЫЙ») Прил. 1.Женский праздничный костюм с нагрудником "пузаткой". Село Ксизово Задонского уезда. Конец ХIХ - начало ХХ века. 2. Традиционный праздничный костюм молодой женщины. Село Спасское Воронежского уезда. Конец ХIХ - начало ХХ века. 3. Женский праздничный костюм. Село Ерышевка Павловского уезда. Начало ХХ века. 1 2 3 Прил.10 2. Мужской костюм: село Клёповка Павловского уезда. Конец ХIХ - начало ХХ века. 1. Женский костюм с душегреей осенней - село Никольское Воронежского уезда. Конец ХIХ - начало ХХ века. 3. Женский праздничный костюм. Село Першино Нижнедевицкого уезда Конец ХIХ - начало ХХ века Прил.11 Женская зимняя одежда (Бобровский уезд) Прил.12 Женский праздничный костюм. Село Кочетковка. Первая треть ХХ века. Костюм пожилой женщины. Село Афанасьевка Бирючевского уезда. Начало ХХ века. Костюм пожилой женщины. Село Роговатое Нижнедевицкого уезда. Начало ХХ века . Прил.13 Прил. 14 Куклы в народных костюмах Воронежской области |