Главная страница

Народное художественное творчество. Народное художественное творчество


Скачать 27.98 Kb.
НазваниеНародное художественное творчество
Дата27.03.2019
Размер27.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНародное художественное творчество.docx
ТипДокументы
#71692

Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:

• по направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное...),

• по характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),

• по преобладающим функциям4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),

• по времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);

• по форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),

• по социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи...);

• по отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).

Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.

В русском искусствоведении под словом «жанры» понимается не родовое, а видовое понятие. Жанр характеризует особые виды и способы художественной деятельности. Виды также распадаются на отдельные типы, жанры и формы художественных произведений.

Устное народное творчество включает в себя народную словесность и песенное творчество. Особенностями устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры, и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Основными видами и жанрами устного народного творчества, прежде всего, являются произведения малой формы - пестушки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.

Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки ( животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предание повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устныа путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древни» видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись та) называемые былины. Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенное™ содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни < подвигах богатырей, воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородски былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

В русской народной балладе воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошины, которые объединяет с другим] эпическими песнями общность некоторых поэтических приемов. Еще одним жанром являются духовны стихи, которые обычно определяются как эпические или лирические произведения религиозной характера или народные произведения на религиозные темы.

Народное зодчество также является особым видом народного художественного творчества. Этс прежде всего, деревянное зодчество, тесно связанное с эстетическими представлениями народ относительно архитектуры и строительства. Существует несколько типов построек: крестьянско жилище имело несколько типов, характерных для того или иного региона России. Русское жилище ; зависимости от региона имело особенности планировки, декора и его семантики. Особенный тш русской архитектуры - это хоромное зодчество. Особые планировку и назначения имели хоромы i различные их помещения. Среди них важную функциональную нагрузку имели крыльцо, повалуша сени, горница, светлица и др. Особую архитектурную структуру имели каменные палаты. Свои закон* зодчества использовались при строительстве крепостей. Наиболее изысканными в эстетическо! отношении были храмовые постройки, среди которых выделялись часовни, церкви и отдельно стоящи колокольни.

К фольклорному театру относят представления скоморохов, кукольный театр Петрушки балаганы, раек, вертеп и народную драму. Последний жанр был особым явлением в истори) отечественной культуры. Наиболее распространенными и дошедшими до нас текстами являются драм! "Лодка", "Царь Максимилиан", оставлявшие широкий простор для импровизации и сатиры. I народному театру примыкают также литургические действа - "Хождение на - ослята", "Действ! цветоносия"и др.

Народный танец является основой хореографической культуры общества. Танцы различаются п< рисункам, танцевальной лексике и по композиции. Наиболее распространенным жанрами народной танца являлся хоровод (имевший свои особенности в каждом регионе). В свою очередь старинны! русские хороводы подразделялись на круговой, змейка, хоровод-шествие и др. Очен] распространенными танцами также были кадриль, пляска (самые известные из них "Барыня" "Комаринская", "Полянка", "Рязаночка", "Мотанечка", "Рассыпуха").

Кроме того, широкое распространение получил перепляс - своеобразное состязание в ловкости сообразительности и выносливости.

Особым явлением в народном художественном творчестве является народное изобразительное г декоративно-прикладное искусство. К основным его видам относятся: художественная обработк; дерева (резьба и роспись), художественная обработка металла (литье, ковка, тиснение, чеканка просечка, гравировка, чернение, эмальерное искусство), художественная обработка кости и рога художественная обработка камня, художественная обработка ткани (художественные ткачество вышивка, кружевоплетение), художественная керамика, русские художественные лаки.

Особый вид народного искусства представлял собой народный костюм. Он также отличался i различных регионах. Наиболее известными являлись северо-русский сарафанный комплекс и южно русский - поневный. Все элементы костюма обильно декорировались вышивкой и аппликацией. Особук художественную ценность представляли собой головные уборы, среди которых различались девичьи женские. Наиболее яркими в эстетическом отношении были кокошники и сороки.


Развитие форм и жанров народного художественного творчества тесно связано с историей того или иного народа. У русского народа сложились и длительное время были в активном обиходе песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общины, организацией быта и т.д. Таковы свадебные, трудовые, хороводные, календарно-обрядовые песни.

В народном творчестве существуют жанры и формы наиболее развитые, в них сложились прочные традиции и школы. По отношению к ним другие формы и жанры могут занимать более «скромное» положение, что обусловлено особенностями социально-экономического и бытового уклада нации, а также исторически сложившимися предпочтениями к определенным формам творчества, региональными особенностями5.

Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

Так, для региональной дифференциации русского фольклора В.М. Щуров выделил следующие «внешние» моменты: различие в природном окружении (степь и лес, суровый север и теплый юг, горы и открытое поле); различные исторические обстоятельства (характер миграционных процессов, этническая обособленность одних районов и живые контакты, межэтнические влияния в других); хозяйственный и бытовой уклад (т.е. различия в хозяйственно-культурной типологии). Затем уже автор подключает факторы, связанные с творческой деятельностью самих носителей фольклорной культуры.

http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza2/43958807577.files/image005.gif 1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.

К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.

Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения. Фольклор обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими требованиями этнического социума. Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение.

Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фактической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения - функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.

Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.

Вплоть до начала 60-х годов чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.) и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с устным народным (поэтическим) творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как «народное музыкальное творчество», «народный танец» и «народный театр», как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от декоративно-прикладного искусства.

Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или

институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -'->' передача, хранение и организованность (управляемость).

Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:

Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,

^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).

Современный фольклор - это явление сложное ив отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).


написать администратору сайта