Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Тема нашей работы связана с изучением взаимоотношений калмыцкого народа и окружающей его природы. Актуальность

  • Объект исследования

  • Задачи исследования

  • Методы работы

  • Практическая значимость работы

  • Основная часть 1.1 Степь да степь кругом, степь бескрайняя…

  • Вода в степи, на вес золота…

  • Калмыки и животноводство

  • Экология в фольклоре

  • Связь религии и экологии

  • Жизнь в солнечном спектре.. Жизнь в солнечном спектре. Нашей работы связана с изучением взаимоотношений калмыцкого народа и окружающей его природы


    Скачать 33.56 Kb.
    НазваниеНашей работы связана с изучением взаимоотношений калмыцкого народа и окружающей его природы
    АнкорЖизнь в солнечном спектре
    Дата06.04.2022
    Размер33.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖизнь в солнечном спектре.docx
    ТипЛитература
    #447001

    Оглавление

    Введение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 2

    1. Основная часть ………………………………………………………..3-9

      1. Степь да степь кругом, степь бескрайняя… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3-7

      2. Вода в степи, на вес золота… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7

      3. Калмыки и животноводство,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7-8

      4. Экология в фольклоре ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8

      5. Связь религии и экологии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8-9

    2. Заключение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,9

    3. Выводы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,9

    Литература ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10

    Введение

    Тема нашей работы связана с изучением взаимоотношений калмыцкого народа и окружающей его природы.

    Актуальность исследования заключается в том, что в современное время человек оказывает все большее и большее влияние на окружающую среду. В то же время он перестал чувствовать и понимать природу, бережно к ней относиться. В современное время экологическая проблема становится одной из важнейших приоритетных направлений. Взаимоотношения природы и человека играют важную роль в нашей жизни. Ведь будущее Земли зависит от нас самих. Сейчас много говорят и пишут об изменении климата и надвигающейся экологической катастрофе. И связана эта проблема в первую очередь с деятельностью человека. Человечество забыло, что мы дети природы и обязаны заботиться о ней. Чтобы преодолеть это непонимание, людям нужно развивать экологическую культуру и сознательное отношение к окружающей среде. Поэтому мы решили узнать, каким было отношение к природе у наших предков, и есть ли чему нам у них поучиться. Для этого мы попробовали исследовать приобретенные знания калмыцкого народа в экологии. В традиционной культуре калмыцкого народа не было понятия «экология» в современном смысле. Тем не менее, в культуре этноса существовали определенные правила человеческой деятельности, которые регулировали взаимодействия человека с природой. Эти правила, и экологические ценности народа воплощались в традиции, обычаи. Калмыки всегда кочевали по степи, поэтому были неразрывно связаны с природой. С самого детства калмыков приучали преклоняться перед природными явлениями, бережно относиться к окружающей среде. Любить и не разрушать степь. А степь в Калмыкии бескрайняя….

    Объект исследования: экологические знания калмыцкого народа Предмет исследования: Экологические знания калмыцкого народа воплощенные в традиции, обычаи. Цель исследования: Определение эффективности влияния национальных традиций калмыков на формирование экологической культуры человека в наше время. Задачи исследования: выявить и проанализировать экологические традиции материальной и духовной культуры калмыцкого народа; определить технологию применения опыта бережного отношения к природе для учащихся

    Мы выдвинули следующую гипотезу: мы предполагаем, что экологическое воспитание может быть еще более эффективно, если: экологические ценности калмыцкого народа воплощенные в традиции, обычаи становятся фактором экологического воспитания. Методы работы: 1. Изучить экологические традиции калмыцкого народа в трудах и изданиях исследователей культуры кочевого народа, этнографической литературе, калмыцком фольклоре. 2. Проанализировать данный материал и сделать выводы

    Практическая значимость работы: Изученные традиции и опыт бережного отношения к природе и обществу калмыцкого народа можно использовать в учебной и внеклассной работе с учащимися для повышения эффективности воспитания экологической культуры школьников и воспитания бережного отношения к природе.

    1. Основная часть

    1.1 Степь да степь кругом, степь бескрайняя…

    Калмыкия находится между реками Дон, Волга Кума и северо- западными берегами Каспийского моря. Климат в этой местности отличается засушливостью, осадков выпадает очень мало. Предки калмыков - ойраты или западные монголы, прошедшие длительный исторический путь развития, жившие еще в конце XVI в. в Западной Монголии, Джунгарии и в верховьях р. Иртыш, появились на данной территории России в начале XVII в., добровольно вступив в состав России и приняв Российское подданство. Имя «калмык» сами калмыки переводят как «отколовшиеся», «отделившиеся». Так этот народ назвали тюрки, по землям которых в XVI веке продвигались ойратские (западно-монгольские) племена из Джунгарии в низовья Волги, на самые южные рубежи тогдашнего Российского государства. Четыре ойратских племени однажды приняли решение «идти вслед за Солнцем» и, оставив свои земли, двинулись на запад. По дороге в неизвестность племена переплавились в единый народ. Настоящее название западно-монгольского народа: «улан залата хальмгуд» – «дети Солнца», потому что в основу был положен культ Солнца. В том же смысловом ряду находится, и склонность калмыков изображать любое движение по солнечному «маршруту», с востока на запад. Вся жизнь калмыцкого народа проходила в солнечном спектре, в гармонии и единении с природой. Огонь, вода, земля, воздух – эти понятия для калмыков были элементами мироздания. Наши предки пришли в Россию с имевшим многовековые традиции и навыки хозяйственным укладом, базировавшимся на экстенсивном кочевом скотоводстве. Скотоводство являлось главным занятием кочевого народа. Скотом измеряли богатство, расплачивались, продавали. Народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов написал: «До смерти самой…[10]Можно этими словами выразить отношение калмыков к земле. Калмыки всегда были близки с природой. Ведя кочевой образ жизни, наши предки научились тонко ее чувствовать и бережно к ней относиться. Чуткое отношение к природе воспитывалось с детства. Детям нельзя было играть с землей, ковырять ее, чтобы не разрушать слой почвы. Наши предки очень бережно относились к земле. Степь при дефиците осадков очень уязвима. Поэтому калмыки, учитывая этот фактор, постоянно перегоняли скот, меняя пастбища. Но происходила замена не стихийно, а с учетом строго продуманной системы: для каждого сезона, свои определенные территории. Таким образом, пастбища получали «отдых», и почвенный покров степи не разрушался. Земля отдыхала и восстанавливалась. То есть действительными целями перекочевки являются как обеспечение скота кормами, так и восстановление плодородия использованных пастбищ для того, чтобы иметь возможность к ним вернуться в соответствующий сезон очередного производственного цикла. Значит, перекочевки являются наиболее рациональной и целесообразной формой использования земли в условиях пастбищного скотоводческого производства при данных природно-климатических условиях и данном уровне развития производительных сил (Владимирцов, 2002: 331) [2] Получается, сложилась целая система взаимоотношений человека с природой, основанная на признании законов развития окружающей природы, необходимости их учета в хозяйственной деятельности, понимании степи как живого организма, без которого немыслимо само существование кочевника и кочевой культуры. Первые кочевки после зимы сопровождались рядом особых церемоний. В первую очередь, степняки проводили обряд очищения огнем шюр: между кострами, разожженными по обе стороны дороги, проводили всю семью, имущество, скот. После этой процедуры калмыки обязательно молились приютившей их когда-то земле, прощались с ней, благодарили ее за все благо: «Пусть плохое останется здесь, а огонь пусть все очистит», говорили степняки. Калмыки кочевники, как отмечают краеведы, одарены чрезвычайной памятью, острым зрением, завидной выносливостью. Всегда привязаны к степям и кочевью, которые ни за какие блага не променяют, наблюдательны, легко ориентированы в бескрайних степных просторах. А.М. Амур-Санан писал: "Калмык любит и понимает степную природу... Истинный степняк как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и по характеру ветра, по полетам птиц и по другим, ему одному ведомым приметам предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, каково будет утром. Степняк тонко чувствует красоту и музыку степи"(Амур Санан, 1987, стр 47) [1]

    Отмечая природную наблюдательность калмыков-кочевников, переводчик народного эпоса «Джангар» С. Липкин писал: «Когда приходилось спрашивать шестилетнего калмыцкого мальчика: «Где находится ближайший хотон?», он уверенно отвечает: «Поезжайте на северо-восток». Этому не надо удивляться. В обширной степи, в этом ковыльном океане, географические понятия входят в сознание с детства: иначе не проживешь. Здесь мало рек, дорог, редки дома поневоле развивается наблюдательность. Познавательными знаками путнику служат незаметное изменение цвета травы, неглубокая балка, одинокий тополь…» (Липкин, 1989, с.351) [8]. Бережное отношение к природе развивало у калмыков личностные ценности. Например, проводя много времени с животными, каждый калмык был сильно к ним привязан. Забота о животных была главным смыслом жизни наших предков. Особенно большую роль в жизни кочевника занимала собака. Собаки охраняли скот, являлись членом семьи и даже содержали души умерших родственников. Считалось дурным предзнаменованием, если собака оставляла своего хозяина и уходила к другому. Хорошим предзнаменованием считалось, если к семье пристанет другая, посторонняя собака. Такие собаки, по поверью кочевников, давали знать, что хозяйство данного человека будет процветать. Нельзя не вспомнить А.С. Пушкина, который написал: «И друг степей калмык…».

    Родительница степь, Дремотный зной и тишь. Ты льнешь к моим рукам, Рубашку теребишь. Тюльпаны и типчак, Медвяный аромат, Узорные ковры. Под сапогом горят. Дышу, не надышусь, Гляжу, не нагляжусь. Кругом друзья, родня, И слез я не стыжусь. Из ласковых озер, Твоей живой водой, Умоюсь и напьюсь, И вновь как молодой…

      1. Вода в степи, на вес золота…

    С давних времен климат в Калмыкии очень засушливый. Дождей выпадает мало. Поэтому у калмыков отношение к воде особенное. Все колодцы в степи пересчитывались и имели определенное название. Выдающийся калмыцкий поэт Давид Кугультинов сказал: «Теегт худг уга Степь без колодца Тергнд тегэ уга-эдл Подобна телеге без колес». Калмыцкие улусы кочевали по степи от колодца к колодцу. Скот поили в худуках, вырытых в земле ямах, глубиной до 3 саженей. Человек, который мог найти воду в худуках пользовался особым уважением. Они знали особые признаки, еле заметные глазу и по ним определяли воду. Худуки постоянно чистили от сора и старались обсадить деревцами, чтобы уменьшить испарение воды. А воды в засушливой степи было очень мало.

    Поэтому дождевую воду берегли и чтили. Во время летних и осенних дождей она набиралась в углублениях (нурын усн, цандыки), из них поили скот. Воду нельзя было осквернять, считалось большим грехом. В сухое лето калмыки совершали обряды по вызыванию дождя. Они считали, что наступят дождливые дни, и вода спустится с небес.

      1. Калмыки и животноводство

    Любовь к родной степи у калмыков выражалась и в любви к животным. Калмыки бережно ухаживали за ягнятами, жеребятами, телятами. С любовью и старанием кормили всю живность, какая у них была. Круглый год скот перегонялся с места на место, чтобы обеспечить хороший корм и дать земле отдохнуть. Сначала проходили табуны лошадей, поедая верхушки трав, потом шли коровы, а за ними уже следовали овцы и козы. Такой порядок позволял рационально использовать кормовые запасы для скота и способствовал щадящему воздействию на почву. Самое любимое животное у калмыков – лошадь. Ведя кочевой образ жизни, калмыки не могли обходиться без лошадей. К ним было отношение особенное. Сызмальства учили детей скакать на лошади. Ее холили и лелеяли. С детства такая же любовь прививалась и детям.

      1. Экология в фольклоре

    На уроках калмыцкого языка и литературы, мы знакомились с героическим эпосом «Джангар», читали много пословиц, поговорок, загадок. В некоторых из них содержится стремление к гармонии человека с природой. В героическом эпосе «Джангар» силы степи то помогают героям, то подвергают их новым испытаниям. А калмыцкие сказки мудры и поучительны. В каждой из них найдешь уважение и приобщение к труду, уважительное отношение к животным. Мы нашли загадки о явлениях природы, животных, строении человека. Это будет развивать ум, любознательность и память. Например, такая загадка: «Бегает вприпрыжку, с мордой, как у теленка" (тушканчик)», «С боку дороги кипит черный котел" (муравейник)», «Муравей мал, а гору копает», «Когда нет собаки, и свинья лает», «Трава без ветра не колышется»

      1. Связь религии и экологии

    Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком. Буддизм отстаивает мягкое, неагрессивное отношение к природе. Человек должен собирать природные богатства подобно тому, как пчела собирает нектар с цветка. Пчела не вредит красоте и благоуханию цветка, она собирает нектар, который превращается в сладкий мед. Буддизм призывает уважать не только жизнь людей, но и животных, растений, минералов и самой Земли. Хотя мы и не верим в то, что деревья и цветы наделены сознанием, но и к ним мы относимся с вниманием. Таким образом, мы распространяем чувство универсальной ответственности, как за человечество, так и за природу. (Далай-Лама 14. Всеобщая ответственность и защита окружающей среды (Жизнь на Земле. 1996,-С.14-17).[5]

    1. Заключение

    Проведя данное исследование, мы получили интересные и поучительные сведения о взаимоотношениях наших предков и природы. Мы пришли к выводам, что:

    • Калмыцкий народ – народ солнца. Потому что культ Солнца играл важную роль для кочевого народа. Жизнь калмыков и все маршруты передвижения осуществлялись по солнечному спектру.

    • Наши предки умели обращаться с природой, обожествляя понятия: воздух, вода, земля, солнце. Благодаря близкому общению с природой калмыки выработали в себе наблюдательность, волевые качества, привязанность и любовь к родным местам.

    • Калмыки бережно относились к земле и природным ресурсам. Чуткое отношение к природе было важной и неотъемлемой частью жизни народа. Воспитание любви к земле, природе, животным было сутью традиционной культуры воспитания калмыков.

    3. Выводы.

    Человек – это часть природы. Бережное отношение к ней и осознание важности ее охраны нужно каждому воспитать в самом себе. Наша задача любить и беречь свой край, природные богатства земли нашей, чтобы сохранить и приумножить наследие наших предков.

    Литература

    1. Амур-Санан А. М. Мудрешкин сын: Роман – хроника. Элиста, 1987.

    2. Владимирцов, Б. Я. (2002) Работы по истории и этнографии монгольских народов. М. : Восточная литература.

    3. Гедеева Д. Б., Омакаева Э. У. Ойратские гадательные сочинения как источники изучения традиционных культов и верований // Монголоведение. Вып. 1. Элиста, 2002.

    4. Душан Э. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. Вып. 1. Элиста, 1976.

    5. Далай-Лама 14. Всеобщая ответственность и защита окружающей среды (Жизнь на Земле. 1996,-С.14-17).

    6. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М., 1893.

    7. Калмыцко-русский словарь / Под ред. В.Д. Муниева. М., 1977.

    8. Липкин С.И. Послесловие переводчика // Джангар: Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1989.

    9. Небольсин П.И. Очерки быта Хошеутовского улуса. СПб., 1852.

    10. Эрендженов К. Сын охотника. Роман. Элиста, 1985.

    11. Источник: https://travelask.ru/articles/kalmyki-kochevoy-narod-ispoveduyuschiy-buddizm



    написать администратору сайта