Главная страница
Навигация по странице:

  • Единство общения и деятельности.

  • Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеНастоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений
    Дата13.10.2022
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAndreeva_Socialnaya-psihologiya.pdf
    ТипУчебник
    #732357
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31
    Место и природа межличностных отношений.
    Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.
    В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где расположены межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают водном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне
    (Кузьмин, 1967. Св других случаях — как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974. Си т.д. Нам представляется и это подтверждается многочисленными исследованиями, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то
    «ниже», выше, сбоку или как-либо еще. Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений то, что обнаруживается в этом сечении экономических
    социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. Рис. 2. Межличностные отношений и общественные отношения
    При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы опосредствуют воздействие наличность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями,
    но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.
    Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
    Вместе стем входе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение
    Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы тони было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, те. определенная социальная деятельность,
    но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.
    Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь каких межличностные взаимоотношения кто-то воспринимается как злой преподаватель, как хитрый торговец и т.д.
    На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе недействительными объективными отношениями,
    стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений вне их нет где-то чистых общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие межличностная роль»
    как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», свой в доску, козел отпущения и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутана, Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений их важнейшая специфическая черта

    — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
    Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств,
    рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
    Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что набор этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиями т.д.;
    2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.
    Вместе стем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе как межличностных, таки опосредованных совместной деятельностью, т.е.
    в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
    Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения
    поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж.
    Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.
    Сущность методики сводится к выявлению системы симпатий и
    «антипатий» между членами группы, те. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных выборов из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах»
    заносятся в особую таблицу — социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы — социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы, как индивидуальные, таки групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Изложение подробностей методики сейчас не входит в нашу задачу, тем более, что этому вопросу посвящена большая литература (см Волков, 1970; Коломинский, 1979; Лекции по методике. 1972). Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной фотографии межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия,
    безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, нив коей мере не может считаться полным при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.
    Возвращаясь к предложенной схеме — о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для
    одной стороны дела методика пригодна, нов целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря ужо других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).
    Общение в системе межличностных и общественных отношений.
    Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слово проблеме общения в целом.
    Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин общение не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину коммуникация, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии,
    принципиально отлична.
    Оба ряда отношений человека
    — и общественные, и
    межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е.
    включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей,
    т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, нов ткань общения воплощаются и общественные, т.е.
    безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом:
    положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует
    определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе стем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как единственной роскоши, которая есть у человека».
    Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в
    специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, те. дано ив случае положительного, ив случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений небезразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. Тоже относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. Ив этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В
    данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе общества) и вместе стем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А. Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, те. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических,
    социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос каким образом в системе
    безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке,
    получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений.
    Вместе стем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым
    «личностно» общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение,
    вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально- психологическом анализе можно абстрагироваться от второго плана»,
    но в реальной жизни этот второй план общения всегда присутствует.
    Хотя сам по себе они является предметом исследования главным образом социологии, ив социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.
    Единство общения и деятельности.
    Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности.
    Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел
    Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.
    Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут,
    но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности:
    сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание АН. Леонтьеву заметить,что при таком подходе индивид предстает скорее, как общающееся, чем практически действующее общественное существо (Леонтьев, 1972. СВ противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений,
    предполагающего, что любые формы общения включены в
    специфические формы совместной деятельности люди непросто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, по поводу нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов,
    выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.
    Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека его образа жизни (Ломов, 1976. С. 130). В
    других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности водной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду прежде всего речевая деятельность, и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще действия, операции,
    мотивы и пр. (А.А. Леонтьев, 1975. С. Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, тов ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общими являются признание
    факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только трудно и общение в процессе труда, и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь тона микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.
    Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения,
    в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько сточки зрения его формы, сколько сточки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента именно сточки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, таки коммуникативных сетей.
    Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в томи состоит, что она тоже рассматривается непросто со стороны формы (те. непросто констатируется активность индивида, но со стороны ее содержания (те. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена. Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета.
    Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется непросто сам факт общения и даже не способ общения,
    но его содержание (Общение и деятельность, 1931). В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он
    общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности если там важен анализ предмета деяльтельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.
    Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма — пусть не деятельности,
    но активности пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством является и предписанность предложенной постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах.)
    Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия ролевого и
    «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое,
    «предметно-проблемное» (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В
    определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.
    Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может
    «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить согласование или рассогласование деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность (Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой
    функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения непросто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
    Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта