настроение
Скачать 237.5 Kb.
|
Методика « Лесенка», Методика «Какой Я?» Исследование самооценки ребенка.Методика цветопредпочтения «Волшебный торт». Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э. Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э позволяет фиксировать ежедневно, еженедельно эмоциональное состояние ребёнка. Белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное; оранжевым – радостно; розовым – спокойное, беззаботное; синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное. Методика «Страна эмоций» Громовой Т.В. достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем, какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога. Рассмотрим некоторые формы работы с данной методикой: 1. Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картин ребенку задаются вопросы: - знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? - ты когда-нибудь его испытывал? - а когда, пример? - обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть - побольше, а может – совсем большим. - ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? - а когда большой? Расскажи об этом и т.д. «Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев…Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей – и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся. Вот, Гнев – Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне.» 2. Cледующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и всё повторяется. Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощенно - всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой - решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребёнок, а может, напротив, обозначить желаемые им качества, те, которые представляют для него определённую ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностике. «Давай представим, что ты – известный актер, настоящая «звезда». И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) «Страна эмоций». На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, а о том, почему ты его выбрал?... А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? И т.д.» 3. Данная форма работы с методикой носит уже несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы: - Где он живет? - Один ли он живет или с кем-то? - Есть ли у него друзья? Кто? - Что он любит делать? - Чего терпеть не может? И т.д. Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Также достаточно эффективны вопросы о возможных отношениях и родстве персонажей: ребенок получает возможность соотнести различные эмоциональные состояния, выявить их вероятное сходство и даже процесс зарождения той или иной эмоции. В сущности, это тоже своеобразное интервью, но уже носящее игровой, условный характер. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом. «Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он боялся. Как ты думаешь, что? И жил Боястик один-одинешенек… Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. А больше всего Боястик-Дрожастик любил…(подсказывай, что он любил?). А не любил Боястик… (чего он не любил, как ты думаешь?) А что же случилось с ним дальше, давай придумаем вместе…и т.д. » Вариантов манипуляции с данными персонажами существует множество: это драматизация, проигрывание при помощи кукол, рисование, лепка и т.д. Практически, здесь начинается процесс коррекции. Диагностический же аспект отражается в том, что в процессе манипулирования персонажами и, особенно, описания той или иной эмоции находит отражение актуальное состояние ребенка, а так же его отношения с данным чувством (его подавление, культивирование и т.д.). Коррекционный эффект состоит в том, что ребенок отдаляется, дистанцируется от данной эмоции, манипулируя ею. Игровая коррекция агрессивного поведения. Интерес к игровой деятельности как к чрезвычайно важной стороне в жизни ребёнка в настоящее время представляется естественным, о чем свидетельствует развитие методов игровой терапии. «Совершенно очевидно, - пишет М. Ловенфельд, - что дети занимались играми с доисторических времен, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что каждая культура располагала в этом отношении определенными средствами. ….. Любовь, с которой взрослые изготавливали игрушки, говорит о том, что с незапамятных времен люди понимали, что игра является средством, помогающим устанавливать контакт с ребёнком и понять особенности его мышления». Разные виды игровой деятельности и их роль в психическом развитии ребёнка стали предметом всестороннего рассмотрения в работах Ж. Пиаже. Разные виды игровой деятельности он связывает с различными стадиями психического развития. Наряду с другими авторами, Пиаже описал некоторые общие признаки игровой деятельности. Из них можно выделить четыре основных: а) игра приятна, т.е. обычно положительно воспринимается её участниками; б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у участников внутренней мотивации; в) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности; г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребёнка. Работы Пиаже вплоть до настоящего времени широко используются для обоснования практики игровой терапии. Он одним из первых подчеркнул значимость вербального контакта с ребёнком в процессе игры. Эриксон одним из первых обратил внимание на богатые диагностические возможности игр. Экслайн пишет: «В игре ребёнок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно естественно. Его чувства, установки и мысли легко проявляются в игре. Благодаря игре ребёнок учится понимать себя и других. Он начинает сознавать, что в кабинете у психолога в присутствии взрослого он может дать выход своим чувствам и импульсам и в то же время дистанцироваться от них. Используя игрушки, он может создавать свой собственный «мир». Он может выбирать одно и отвергать другое, он может творить и разрушать». Экслайн по новому определяет роль психолога, использующего игровые методы и постулирует восемь основных принципов его работы: 1.устанавливать с ребёнком тесные и дружеские отношения; это необходимо для формирования хорошего рапорта; 2. принимать ребёнка таким, какой он есть; 3.стремиться сохранить атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства; 4.распознавать чувства ребёнка и отражать их вербальными приёмами, чтобы ребёнок учился осознавать свои переживания; 5.уважать способность ребёнка самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор; 6.избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребёнка; ребёнок должен быть «ведущим», а психолог – «ведомым»; 7. не торопить психокоррекционный процесс; 8. накладывать минимальные ограничения на деятельность ребёнка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформировать в нем чувство ответственности. В 1970-80-е годы игра становится важнейшим средством в лечебно – коррекционной, психопрофилактической, социальной и образовательной работе. Значительно расширяется и круг детей, в работе с которыми эти методы применяются. Игровые техники выступают теперь либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия, позволяющего стимулировать ребёнка, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Всем этим можно пользоваться, создавая в уголке психолога особую атмосферу игры и творчества и подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и упражнения как основу для индивидуальной и групповой работы. На первых этапах работы ведём коррекцию агрессивного поведения детей, через 4-8 занятий, по настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не может дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть», причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно – сосудистым заболеваниям. Например, в ситуации, когда ребёнок рассердится на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребёнок умеет уже писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа проводится один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника. Представленные в занятиях некоторые из игр способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Ругаемся овощами», «Брыкание», «Подушечные бои», «Да и нет». Мы включаем агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях – «стаканчик для криков», «Волшебная труба «Крик» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребёнок может подойти к «мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце занятия дети с шутками и смехом оставляют содержимое «мешочка» воспитателю на память. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивно дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях мы стараемся также научить детей справляться со своей физической агрессией. Психолог, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивное соревнование по бегу, прыжкам, метанию мячей, если это на прогулке. Причём обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребёнок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания. Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми оборудован кабинет психолога. Легкие мячи, которые ребёнок может швырять в мишень; мягкие подушечки, которые разгневанный ребёнок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы будут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения. Понятно, что во время занятия ребёнок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по столу. Но в кабинете психолога завела уголок с «листком гнева». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение создателей листа). Ребёнок в момент эмоционального наибольшего напряжения может смять, разорвать его. Но для этого необходима предварительная работа со всеми детьми в группе, которым объясняется назначение листа и как реагировать в таких создавшихся моментах. Корректируя гнев, можно организовать игры с глиной, песком, водой. Из глины (пластилина) можно слепить фигурку своего обидчика, разбить, смять её, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Игра с песком, как и с глиной, очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребёнок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды и т.д. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер- сюрпризов». Причём иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая, раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребёнок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается. Небольшие емкости с водой, размещенные в кабинете, настоящая находка для психолога при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными. О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, в которые любят дети: 1.Одним резиновым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде. 2. Сдувать из дудочки кораблик. 3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды лёгкая фигурка 4. Струей воды сбивать лёгкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой). Использование дыхательных упражнений По мнению В.Л. Марищука, Р. Деметера, О.А. Черниковой и других психологов и физиологов метод дыхательных упражнений является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметр предложил использовать дыхание с применением паузы: без паузы: обычное дыхание – вдох, выдох; пауза после вдоха; вдох, пауза (2 секунды), выдох; пауза после выдоха; вдох, выдох, пауза; пауза после вдоха и выдоха; вдох, пауза, выдох, пауза; полвдоха, пауза, полвдоха и выдох; вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха; полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха. Кроме того, автор рекомендует чередовать (по 4 раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме: - вдох носом – выдох носом; вдох носом – выдох ртом; вдох ртом – выдох ртом; вдох ртом – выдох носом. Эти способы по рекомендациям Р. Деметр в детском саду используются для успокоения детей перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения на физкультурных занятиях. Также в детском учреждении начали внедрять методику Г.Д. Горбунова (1986) «Три типа дыхания»: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. В начале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняется воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4,6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов. После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (2,3,4 шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. В начале эффект был небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако упражнениями не следует злоупотреблять. И ещё одна используемая методика, которую разработали канадский ученый Л. Персиваль. Для снятия возбуждения он предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц. Главное к этому подключаем родителей, объясняя значимость дыхательных и обучая их приемам выполнения этих упражнений. Вызов желательных эмоций через музыку Среди вспомогательных средств для снятия агрессивности, пожалуй, одним из самых действенных и организующих является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В.М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребёнка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них. Так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся. Иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение. Последним свойством обладают, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский, что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» П.И. Чайковский (1878) отмечал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что приносит из души и хочет быть высказано». Влияние музыки на эмоции человека отражено и А.С. Пушкиным, вот как он писал о влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве: Ребёнком, будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли! В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем – придать бодрость и снять усталость. В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул. Путем экспертных оценок В.И. Петрушиным была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих эмоциональное сходное состояние (Таблица 6) Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции. Объяснение этому, возможно, состоит в том, что правое полушарие, кроме того, что оно связано с отрицательными эмоциями, специализируется в анализе частотно –и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов. Отсюда музыка, в которой большая роль принадлежит частотно – амплитудной модуляции, в большей мере будет адрессована к правому полушарию и связанным с ним эмоциям. А музыка, в которой значительное место отводится ритмическим звуковым сигналам, в большей мере будет адресована к левому полушарию и связанным с ним эмоциями. Это предложение, высказанное Л.П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, классическая музыка, в которой выражена частотно – амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско – музыка, характеризующая ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску. Ю.А. Цагарелли показал, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая. Как показала Л.Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть. Непривычная музыка – эмоционально отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость). Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, музыкотерапия. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие эмоциональные сходные состояния.
В России по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены”. Были составлены своеобразные “лечебные каталоги музыки”, примером которых может служить таблица №7. Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона (по Н.Н. Обозову).
|