_Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка. Наталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка
Скачать 0.59 Mb.
|
К. Д. Ушинский о религиозном воспитанииК. Д. Ушинский (1823–1871) – русский педагог, оставивший значительный след в теории и практике российской педагогики. Он занимался организацией работы школы, вопросами подготовки учителей, сформулировал принципы содержания образования, говорил о методах развивающего обучения и т. д. Наиболее известные педагогические труды – это «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово». Советская педагогика не останавливалась на рассмотрении взглядов К. Д. Ушинского на религиозное воспитание. Тем не менее ученого отличала глубокая религиозность, а религиозное воспитание занимало в его трудах значительное место. Он писал: «Нехристианская педагогика – вещь немыслимая, … без результатов впереди… в основу всего положены все истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высокую цель всякому воспитанию». К. Д. Ушинский указывал, что народная религия является фактором, объединяющим каждого из нас с каждым русским, в том числе и с предками, уже покинувшими нас. Это и определяет прочность существования. Ученый подчеркивал важность влияния на воспитательный процесс трех сторон: 1) церкви; 2) семьи; 3) школы. Роль семьи заключается в заботе о религиозном воспитании ребенка, особую роль здесь должна играть мать. Преподавание Закона Божьего нельзя отделять от других предметов и воспитания. Религиозное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, продолжаясь в школе, окружая человека в жизни. Такое воспитание являлось ценным для людей и зачастую служило опорой. К. Д. Ушинский обращал внимание на необходимость учета при осуществлении религиозного воспитания возрастных особенностей. Сам он при написании своих учебников учитывал этот фактор как в светских, так и религиозных разделах. Тем не менее педагог отдавал предпочтение в преподавании не священнику, а учителю, что объяснял занятостью в приходе и слабой педагогической подготовкой священника. Но у него не вызывало сомнения, что союз церкви и школы необходим, так как это формирует у детей больше жизненных навыков. К. Д. Ушинский говорил о тесной связи между религиозным воспитанием и народностью в воспитании. В своей статье «О народности в общественном воспитании» он пишет, что эффективность воспитания будет высока, если оно опирается на народность. Через народность осуществляется связь между поколениями, развитие языка, литературы, законов. «Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». Педагогика ненасилия. Теория свободного воспитанияНаправленность современного мира на насилие вызвало к жизни педагогику ненасилия. Многие отечественные педагоги в своей деятельности обращались к понятию «педагогика ненасилия» (Л. Н. Толстой, К. Н. Венцель, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амоношвили и др.). В современном понимании педагогика ненасилия выступает не как самостоятельное направления, а как педагогическая практика, исключающая применение принуждения личности. В. А. Ситаров и В. Г. Маралов обращают внимание на то, что прежде чем защищать природу, решать проблему голода, войн, техногенных бедствий, следует понять возможности человека оставаться человеком не только с точки зрения разумности, но и совестливости. Широкое распространение насилия во всем мире вызывает необходимость пересмотра существующей системы образования, пересматривая с этих позиций и программу подготовки учителей. В ряде европейских стран уже действуют такие программы, изданы методические пособия по проблемам мира. В наших школах, как правило, проводятся эпизодические мероприятия, приуроченные к определенным датам. В различные философские и религиозные учения включено понятие «ненасилие». Буддизм и индуизм указывают на одновременное существование в человеке и добра, и зла, т. е. человек может поступать, как хочет, но осуждается насилие над другим существом. Ненасилие в православии – это любовь к Богу, через которую познается смысл любви к ближнему. Идея свободного воспитания выдвигал Ж.-Ж. Руссо . Он полагал, что ребенок не должен получать наказания, так как он не знает, что значит быть виноватым. Философ понимал свободу воспитания как самостоятельную деятельность ребенка, а не как освобождение от чего-либо. Задача воспитателя не мешать, а помогать ребенку. Идея свободного воспитания во Франции осуществлял С. Фора . Он создал приют «Улей», где не было наказаний и поощрений, религиозного воспитания, обучение морали. Много времени отводилось на добровольный труд, где могли развиваться сотрудничество и взаимопомощь. Свой вклад в разработку идеи ненасилия внес русский художник, ученый, общественный деятель Н. К. Рерих . Он делает вывод, что «мир совершенствуется через культуру», т. е. гуманизм человеческих отношений становится возможен лишь в результате познания законов красоты. Н. К. Рерих отмечал, что «рост духа не терпит насилия» («Живая этика», «Агния-йога»), именно поэтому эволюция человечества – это длительный процесс, дух нельзя заставить расти. В воспитании важно уважать личность человека, а основами гуманной педагогики являются самовоспитание, самосовершенствование и самодисциплина. |